Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Ладушки» для детей 1 младшей группы в 2023-2024 году
рабочая программа по художественной литературе (младшая группа)

Осинцева Виктория Васильевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Ладушки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23-24_dop_ladushki_dlya_1_ml.gruppy.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска

ПРИНЯТА                                                                  УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                        Заведующий МБДОУ

МБДОУ «Детский сад No80 «Веснушка»        «Детский сад № 80 «Веснушка»

Протокол № 1 от           .2023 г.                          _____________Я.Н.Корнилова

                                                                      (приказ №       от         .2023 г.)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Ладушки»

Возраст обучающихся: 2-3 года

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Осинцева Виктория Васильевна,

воспитатель

Смоленск,

2023

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста.

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.  

Значение фольклора в жизни ребёнка

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.

Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает...

«Программа воспитания и обучения в детском саду» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а так же на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я  считаю, что кружковый  метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.

Цели программы кружка: развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать потешки, песенки. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями. Развивать интерес к народному творчеству.

Задачи кружка:

- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

- Развивать интерес и любовь к фольклору.

-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая целесообразность кружка «Ладушки» состоит в углублении знаний о разнообразных  фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Данная рабочая программа кружка  предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками,  загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры.

Формы работы: занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Возраст детей: 2-3 года

Режим занятий: раз в неделю по 15 мин.

Ожидаемые результаты:

- Умение различать фольклорные жанры;

- Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,

-Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.


План кружковой работы на 2023-2024 год

в младшей группе «Ладушки, ладушки»

Сентябрь

1.Игровая ситуация «В гостях у солнышка».         Наглядность картинка солнышка

        2.Путешествие  в сказку «Колобок». Настольные фигурки

        3.Игра-потешка «Огуречик, огуречик» Маски огурчик и мышки

        4. Прослушивание и разучивание колыбельных песен.

                                                     

      Октябрь

1.Игровая ситуация по мотивам потешки – «Из-за леса из-за гор».        

        2.Инсценировка песенки «Дождик, дождик»        Зонтик, костюм дождика

        3.Игра-потешка «Зайке холодно стоять»        

        4. Игровая ситуация по мотивам  потешки « Как у нашего кота».        

                                                 

   Ноябрь

1.  Игровая ситуация « В гости к бабушке» - знакомство с потешкой  «Расти коса до пояса».        

        2. Игра-забава «Где наши ручки?»        

        3. Путешествие в сказку «Репка»               Настольные фигурки

        4. Дидактическая игра «Узнай  потешку».

                                                   

      Декабрь

1.Игровая ситуация «Кукла Маша и зайчик в гости к нам пришли».        

        2. Инсценировка песенки «Кто у нас хороший»        

3. Игра с пальчиками «Мальчик-пальчик, где ты был?»        

4. Знакомство с потешкой  «Ой, ты  заюшка – пострел»

                                              Январь

        1. Сказка в гости к нам пришла « Кот, петух и лиса»        .        

2. Игра - инсценировка «Чики-чики-чикалочки»        

        3.Хоровод игра «Пузырь»                                  

        4.Инсценировка-песенки «Скачет зайка маленький».

                                                     

   Февраль

1. Разучивание песенки «Большие ноги шли по дороге».

        2. Хороводная игра «Каравай»        

        3.Знакомство с потешкой  «Ты мороз, мороз».        

        4.Сказка в гости к нам пришла  «Заюшкина избушка».        

                                           

    Март

1. Знакомство с русской народной закличкой «Дождик, дождик веселей» - рисование дождя.

        2. «Чудесный сундучок » (загадки об овощах).

        3. Дидактическая игра «Расскажи сказку»        

        4.Знакомство со сказкой « Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал».        

Апрель

1. Разучивание потешки «Наша уточка с утра: кря, кря, кря»

        2.  Игровая ситуация «Кто в тереме живёт».

3. Знакомство со считалками.  (иллюстрации)

        4. Настольная игра « Волшебные сказки»        

                                                         

                                                       Май

1. Игра «Угадай сказку».

        2.Разучивание  и прослушивание русских народных песен.

        3. Хороводная игра «У окошка дремлет кошка»        Маски кошки и цыплят

4. В гости к сказке «Гуси лебеди».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка технической направленности "ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ" для детей младшего дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструтрование» реализуется на базе МДОУ № 4. Программа разработана на основании программы Фешиной Е.В. «Лег...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка технической направленности "ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ" для детей младшего дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструтрование» реализуется на базе МДОУ № 4. Программа разработана на основании программы Фешиной Е.В. «Лег...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 2 младшей группы «Пластилиновые чудеса»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 2 младшей группы «Пластилиновые чудеса»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа светофора» стартовый уровень Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года

Данная программа рассчитана на 2 года обучения, предназначена для проведения педагогической работы с детьми от 5 о 7 лет. Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности» на 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленностьПредлагаемая программа по своему содержанию имеет социально-гуманитарную направленность.Актуальность программыВ настоящее время проблема безопасности и детского доро...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Ладушки» на 2024-2025 учебный год

1 .1. Пояснительная записка.Младший дошкольный возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необход...