Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»
материал (подготовительная группа)
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность программы заключается в том, что программа отвечает современным приоритетам развития образовательной системы Российской Федерации. Призвана обеспечить равные стартовые возможности для детей из разных социальных групп и слоёв населения, так как может быть использована как дополнительная программа по подготовке к обучению в школе как для детей посещающих ДОУ, так и для детей посещающих группы кратковременного пребывания и не охваченных дошкольным образованием. В основе программы лежит принцип преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования, что способствует простому и естественному поступлению ребёнка в первый класс.
Отличительной особенностью данной программы является
использование деятельностного метода для знакомства детей с новым
материалом, что позволяет дошкольникам получать не знание в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Адресат программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Умники и Умницы» предназначена для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет посещающих МАДОУ МО «СГО» - д/с № 10 «Чайка»
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.
Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации.
Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике.
В этом возрасте происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п.
В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство - слово. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.
В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п.
В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать.
Объем и срок освоения программы:
Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы - 9 месяцев, в объеме 72 часа. Дополнительная общеобразовательная программа реализуется со 1 сентября по 31 мая.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10 - 12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Регулярность занятий: по 1 часу 2 раза в неделю. Аудиторная нагрузка составляет 72 часа продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30 минут, между занятиями установлены 10-минутные перерывы. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evrika.docx | 49.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация МО «Светловский городской округ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Муниципального образования «Светловский городской округ» - детский сад № 10 «Чайка»
Принята на заседании Утверждаю
Педагогического совета Заведующий МАДОУ
от «26» августа 2021 г. МО «СГО» - д/с № 10 «Чайка»
Протокол № 1 ______ С.В.Родионова
Приказ № 36/3 от 27.08.2021 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально - гуманитарной направленности
«Эврика»
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Разработчик:
Семакина Татьяна Евгеньевна
Бубнова Светлана Леонидовна
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность программы заключается в том, что программа отвечает современным приоритетам развития образовательной системы Российской Федерации. Призвана обеспечить равные стартовые возможности для детей из разных социальных групп и слоёв населения, так как может быть использована как дополнительная программа по подготовке к обучению в школе как для детей посещающих ДОУ, так и для детей посещающих группы кратковременного пребывания и не охваченных дошкольным образованием. В основе программы лежит принцип преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования, что способствует простому и естественному поступлению ребёнка в первый класс.
Отличительной особенностью данной программы является
использование деятельностного метода для знакомства детей с новым
материалом, что позволяет дошкольникам получать не знание в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Адресат программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Умники и Умницы» предназначена для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет посещающих МАДОУ МО «СГО» - д/с № 10 «Чайка»
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.
Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации.
Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике.
В этом возрасте происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п.
В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство - слово. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.
В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п.
В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать.
Объем и срок освоения программы:
Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы - 9 месяцев, в объеме 72 часа. Дополнительная общеобразовательная программа реализуется со 1 сентября по 31 мая.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10 - 12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Регулярность занятий: по 1 часу 2 раза в неделю. Аудиторная нагрузка составляет 72 часа продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30 минут, между занятиями установлены 10-минутные перерывы. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Педагогическая целесообразность:
Дополнительная общеразвивающая программа «Эврика» позволяет приобщать детей к игровому взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника через развивающие игры. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения в более сложные формы игровой активности.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявлении существенных признаков. А педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Практическая значимость:
Практическая значимость программы состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения.
Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.
Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.
Ведущие теоретические идеи:
Ведущая идея данной программы — создание современной практико-ориентированной образовательной среды, позволяющей всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, логико-математического, интеллектуально – познавательного, коммуникативного и речевого развития, качеств личности, получать новые образовательные результаты.
Цель дополнительной общеразвивающей программы:
- всестороннее развитие личности ребёнка его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи программы:
образовательные:
- формировать у ребенка опыт игровой, практической, познавательной, творческой и др. видов деятельности;
- увеличение объёма внимания и памяти;
- формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
- учить отбирать и группировать предметы по их свойствам;
- формировать умение проводить фонетический разбор слова;
-формировать умение:
-читать слова, стихотворения, тексты;
-разгадывать ребусы, кроссворды;
- писать слова, предложения печатными буквами.
развивающие:
- развивать предметную деятельность, ознакомить ребенка с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними;
- развивать основы всех сторон речи: словаря, грамматического строя речи, связной речи, звуковой культуры речи;
- развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);
- содействовать развитию элементарного эстетического восприятия.
- развивать интерес и способности к чтению;
- способствовать развитию логического мышления.
воспитательные:
- выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
- формирование у учащихся настойчивость в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата.
- поддержка умения работать в команде.
Принципы отбора содержания:
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Основные формы и методы:
В основу положен метод деятельности. Это означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как "открытие" закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения.
При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и подгрупповые формы деятельности, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как уверенность, чувство ответственности, принятие решений, позитивность, управление временем, мотивация, гибкость, умение решать проблемы, критическое мышление, устойчивость к неудачам, позитивная эмоциональная установка, удовлетворенность работой.
Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:
1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала;
2 часть – практическая работа учащихся (индивидуальная или подгрупповая: самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы;
3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Аналитической деятельности каждого обучающегося и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на персональном опыте и опыте друг друга. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес обучающихся к изучению данного материала.
Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других, обогащает представления, обучающихся по теме, упорядочивает и закрепляет знания.
Обучение проводится в занимательной, игровой форме. В ходе активного участия детей в дидактических играх и игровых упражнениях происходит не только усвоение знаний, но общее развитие ребёнка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Учебный материал вводится последовательно: от развития более простых умений детей к развитию более сложных умений. В рамках занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности. Предполагается и групповая работа, и игры, и самостоятельное выполнение заданий в тетради. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий. Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Дети могут высказать своё отношение к занятию, к тому, что понравилось, а что было трудным.
Задания подбираются с учётом индивидуальных особенностей личности ребёнка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы.
Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя их учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки.
Планируемые результаты:
К концу реализации программы предполагается, что ребёнок сможет самостоятельно составлять ряд, содержащий некоторую закономерность; выполнять сложение, вычитание и сравнение чисел в пределах 10 на основе предметных действий, использовать для записи знаки +, -, =, ; использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц. Сформируются умения непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объёму (вместимости), площади, практически измерять длину и объём различными мерками. Предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, а также:
- проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентируется в звуко-буквенной системе родного языка;
- понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
- записывает слова, предложения печатными буквами;
- разгадывает ребусы, кроссворды.
Механизм оценивания образовательных результатов:
Участие детей в интеллектуальных играх, различных конкурсах, проектах и олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровня.
Формы подведения итогов реализации программы:
Обучающиеся участвуют в ежегодной муниципальной интеллектуальной игре "Умники и умницы", различных конкурсах, проектах и олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровня.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования, фото, отзыв родителей, статья.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурс, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, праздник.
Проверка результатов производится в виде наблюдений за деятельностью детей, на диагностических итоговых занятиях в конце учебного года.
Так как программа рассчитана на один год обучения, то возможно размещение прогнозируемых результатов и форм их проверки в пояснительной записке как ее завершение.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы:
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 9 ноября 2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАДОУ МО "СГО" - д/с № 10 "Чайка", правила внутреннего распорядка обучающихся МАДОУ МО "СГО" - д/с № 10 "Чайка", Положение о дополнительной общеразвивающей программе. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации общеразвивающей программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; выявление и поддержка одаренных детей;
- формирование коммуникативных навыков в среде сверстников.
Материально-технические условия.
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (мольберт, наглядные пособия).
Технические средства: мультимедийное оборудование, ноутбук, программное обеспечение, акустическая система (музыкальная колонка), мультфильмы, диски с занимательными историями.
Демонстрационные наглядные пособия: плакаты, картины, муляжи, игрушки, предметы ближайшего окружения, иллюстрации, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина, игры Воскобовича, игры на воссоздания силуэтов, игры на развитие логического мышления, творческого воображения, речевых навыков.
Раздаточный материал: комплекты картинок по темам для каждого ребёнка, предметы по темам; карточки для выполнения заданий.
Оборудование для подвижных игр: мячи, куклы, обручи. Оборудование для театрализации: ширма, бибабо, декорации, костюмы, игрушки (мягкие, тематические, перчаточные, пальчиковые) и др. реквизит.
Кадровые условия.
Педагог, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю данной программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
-методические рекомендации к данной программе
- рабочие тетради;
- мультимедийные презентации для занятий;
- архив видео и фотоматериалов;
- методические разработки занятий.
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся;
- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по схемам, таблицам и т.п.);
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, пояснение и т.д.).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
- словесный - рассказ, объяснение, беседа, пояснение (для формирования сознания);
- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).
Учебный план
Раздел 1 Математическое развитие
№ |
Наименование темы | Количество занятий | Объём часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Числа и цифры от 1 до 10. Математические знаки. | 1 | 1 | 0,25 | 0,75 |
2 | Знаки «+», «-». Математические задачи. Сравнение предметов. Ориентирование на листе бумаги. Счет по образцу и названному числу | 1 | 1 | 0.25 | 0,75 |
3 | Знаки «>», «<», «=». Состав числа 6. Геометрические фигуры. Логическая задача. | 1 | 1 | 0.25 | 0,75 |
4 | Соотнесение количества предметов с цифрой. Ознакомление с часами. | 1 | 1 | 0.25 | 0,75 |
5-6 | Ориентирование во времени и пространстве. | 2 | 2 | 0,5 | 1,5 |
7-8 | Порядковый счет. Овал. Логическая задача. | 2 | 2 | 0.5 | 1.5 |
9 | Арифметические задачи. Решение примеров. Измерение линейкой. Ориентирование на листе бумаги. | 1 | 1 | 0.25 | 0.75 |
10-11 | Цифры. Числа. Часы. | 2 | 2 | 0.5 | 1,5 |
12 | Состав числа из двух меньших. Абстрактное число. | 1 | 1 | 0.25 | 0,75 |
13 | Число 12. Определение времени на часах. Логическая задача. | 1 | 1 | 0,25 | 0.75 |
14 | Математическая загадка. Состав числа из двух меньших. Измерение длины отрезка. Осенние месяцы. | 1 | 1 | 0,25 | 0.75 |
15-16 | Число 13. Математическая задача. Деление предмета на части. | 2 | 2 | 0.5 | 1,5 |
17 | Знаки +, -. Величина. Треугольник. Логическая задача. | 1 | 1 | 0.25 | 0,75 |
18-19 | Число 14. Дни недели. Логическая задача. Счет по образцу и названному числу. | 2 | 2 | 0,5 | 1.5 |
20 | Число 15. Соотнесение количества предметов с цифрой. | 1 | 1 | 0,25 | 0.75 |
21-22 | Числа от 1 до 15. Логическая задача. | 2 | 2 | 0,5 | 1,5 |
23 | Число 16. Измерение линейкой. Ориентировка во времени по часам. | 1 | 1 | 0.25 | 0.75 |
24 | Математическая загадка. Знаки +; -. Состав числа из двух меньших. | 1 | 1 | 0,25 | 0.75 |
25-26 | Число 17. Решение примеров. Ориентировка во времени по часам. . Рисование символического изображения собачки. Ориентировка в пространстве. | 2 | 2 | 0.5 | 1,5 |
27 | Число 18. Геометрические фигуры. Логическая задача. | 1 | 1 | 0.25 | 0,75 |
28 | Число 18. Решение примеров. Ориентировка во времени: времена года. Ориентировка на листе бумаги.. | 1 | 1 | 0.25 | 0,75 |
29 | Число 19. Сравнение предметов по величине. Установление последовательности событий. | 1 | 1 | 0,25 | 0,75 |
30 | Число 19. Измерение линейкой. Квадрат. | 1 | 1 | 0.25 | 0,75 |
31 | Число 20. Решение примеров. Логическая задача. | 1 | 1 | 0,25 | 0,75 |
32 | Решение арифметической задачи. Решение примеров. Измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги. Логическая задача. | 1 | 1 | 0.25 | 0,75 |
33-34 | Математическая загадка. Знаки +; -Соотнесение количества предметов с цифрой. | 2 | 2 | 0,5 | 1,5 |
35-36 | Повторение пройденного материала. | ||||
2 | 2 | 0.5 | 1,5 | ||
итого | 36 | 36 | 9 | 27 |
.
Содержание программы
(рабочая программа)
Раздел 1
Тема 1. Числа и цифры от 1 до 10. Математические знаки (1ч)
Теория: Умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
Практика: Игровое упр. «Сосчитай и напиши». Учимся писать цифру. Игровое упр. «Отгадай и запиши». Игра «На какую фигуру похож предмет?» Зрительный диктант.
Тема 2. Знаки «+», «-».Математические задачи. Сравнение предметов.
Ориентирование на листе бумаги. (1ч)
Теория: Знания о знаках «+», «-»; сравнивать величину предметов, записывать результаты сравнение, правильно пользоваться словами большой, поменьше, еще меньше...самый маленький
Практика Упражнение «Напиши правильно знаки». Решаем задачи. Игровое упражнение «Напиши правильно» .Игровое упражнение «Помоги Незнайке» Физминутка. Игра «Части суток».
Тема 3. Знаки «>», «<», «=». Состав числа 6. Геометрические фигуры. Логическая задача.(1ч)
Теория: Умение понимать отношения между числами, записывать эти отношения с помощью знаков;(1ч)
Практика: «Напиши правильно знаки», Игровое упражнение «Кто что считал», Игра «Домики», Физминутка «Два хлопка», работа со счетными палочками.
Тема 4. Соотнесение количества предметов с цифрой. Ознакомление с часами.(1ч)
Теория: Умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
Практика: Игровое упражнение «Смотри, слушай, делай», Игра «Придумай вопросы», физминутка с мячом «Назови скорее», «Какие бывают часы».
Тема 5-6. Ориентирование во времени и пространстве.(2ч)
Теория: Умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу;
Практика: Игровое упражнение «Соедини правильно», игровое упражнение «Помоги зайчику», физминутка, «Нарисуй правильно».
Тема 7-8. Порядковый счет. Овал. Логическая задача.(2ч)
Теория: Различать количественный и порядковый счет в пределах десяти, правильно отвечать на вопросы: сколько? какой по счету?
Практика: «Посчитай и раскрась», «Слушай и рисуй», логическая задача «За каким пеньком спрятался зайчик», физминутка «Найди своё место», «рисуем овалы».
Тема 9. Арифметические задачи. Решение примеров. Измерение линейкой. Ориентирование на листе бумаги.
Теория: решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков;
Практика: «Решаем задачу», Учимся измерять линейкой, физминутка, Игровое упражнение «Слушай и рисуй», игра «Кто в домике живет».
Тема 10-11. Цифры. Числа. Часы.(2ч)
Теория : знания о цифрах от 0 до 9 и числе 10;умение устанавливать соответствие числом и цифрой;
Практика: Игровое упражнение «Соедини правильно», «Знакомимся с образованием числа11», «Учимся образовывать число 11», физминутка, «Нарисуй на часах время которое назову».
Тема 12. Состав числа из двух меньших. Абстрактное число.(1ч)
Теория : Умение понимать отношения между числами; умение правильно пользоваться знаками <, >; составлять число семь из двух меньших;
Практика: «Посчитай и напиши», «Отгадай загадку», физминутка, Игровое упражнение Дорисуй смородинки», задание «Рисуем зайку».
Тема 13. Число 12. Определение времени на часах. Логическая задача.(1ч)
Теория: Познакомить с образованием числа 12 и новой счетной единицей десятком .Определять время на часах;
решать логическую задачу на установление закономерностей;
понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
Практика: Пишем число12, Задание «Найди и обведи», Игровое упражнение «Преврати круги в предметы», Логическая задача «Дорисуй недостающие фигуры».
Тема14. Математическая загадка. Состав числа из двух меньших. Измерение длины отрезка. Осенние месяцы.(1ч)
Теория: Составлять и решать математическую задачу, записывать ее с помощью цифр и знаков; измерять и рисовать отрезки заданной длины.
Практика: Задание «Считай и записывай», задание «Составляем и решаем задачу», задание «Измерь и начерти», физминутка, «Напиши правильно».
Тема 15-16. Число 13. Математическая задача. Деление предмета на части.(2ч)
Теория: Записывать число 13; решать арифметическую задачу, записывать условие задачи, читать запись; решать логические задачи на установление закономерностей;
Практика: Задание «Сколько карандашей у мышки», задание «Составляем и решаем задачу», физминутка, логическая задача «Раздели круг».
Тема17. Знаки +, -. Величина. Треугольник. Логическая задача.(1ч)
Теория: Составлять примеры, читать записи; решать логические задачи на установление закономерностей
Практика: Задание «Напиши правильно», Игровое упражнение «Помоги Незнайке», Игровое упражнение «Слушай, смотри, делай», Рисуем треугольники.
Тема18-19 Число 14. Дни недели. Логическая задача.(2ч)
Теория: Записывать число 14; решать логические задачи на установление закономерностей; что в двух неделях 14 дней.
Практика: «Знакомимся с образованием числа 14», «Пишем число14», «Дни недели», физминутка, Игровое упражнение «найди отличие».
Тема 20. Число 15. Соотнесение количества предметов с цифрой.(1ч)
Теория: Устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; записывать число 15, читать запись;
Практика: «Слушай, считай, записывай», «Пишем число15», Физминутка «Найди свое место», «Рисуем кошку».
Тема 21-22. Числа от 1 до 15. Логическая задача.(2ч)
Теория: Понимать отношения между числами в числовом ряду; решать примеры в пределах второго десятка;
Практика: «Обведи правильно», Решаем примеры», «Логическая задача», Физминутка, Игровое упражнение «Дорисуй овалы».
Тема23. Число 16. Измерение линейкой. Ориентировка во времени по часам.(1ч)
Теория: Измерять линейкой, записывать результаты измерения; определять время по часам ;решать логическую задачу;
Практика: «Знакомимся с образованием числа16», «Пишем число 16», «Задание «Измерь и сравни», Физминутка, «Нарисуй правильно время на часах».
Тема24. Математическая загадка. Знаки +; -. Состав числа из двух меньших.(1ч)
Теория: Определять, какой математический знак надо писать в примере;
составлять число 9 из двух меньших чисел; считать по образцу и названному числу; дорисовывать треугольники до знакомых предметов.
Практика: «Отгадай загадку», Игровое упражнение «Помоги Незнайке написать знаки», Физминутка, Игровое упражнение «Дорисуй правильно».
Тема25-26. Число 17. Решение примеров. Ориентировка во времени по часам. Рисование символического изображения собачки. Ориентировка в пространстве.(2ч)
Теория: понимать отношения между числами в числовом ряду; решать примеры в пределах второго десятка; определять время по часам; решать логическую задачу;
Практика: «Знакомимся с образованием числа17», «Пишем число 17»,Игровое упражнение «Какие примеры решил снеговик», Физминутка, Задание «Нарисуй правильно», Логическая задача «Нарисуй недостающий кораблик», Задание «Нарисуй стрелки к часам».
Тема27. Число 18. Геометрические фигуры. Логическая задача.(1ч)
Теория: Умение составлять число 18 из двух меньших; знания о геометрических фигурах: вершины, стороны, углы..
Практика: «Знакомимся с образованием числа18», «Пишем число 18», Игровое упражнение «Помоги животным правильно написать цифры», Физминутка, «Нарисуй правильно», Логическая задача «Дорисуй цветок».
Тема28. Число 18. Решение примеров. Ориентировка во времени: времена года. Ориентировка на листе бумаги.(1ч)
Теория: Умение составлять число 18 из двух меньших; знания о геометрических фигурах: вершины, стороны, углы.
Практика: « Решаем примеры», Физминутка «Зайка», «Когда это бывает», «Дорисуй картину».
Тема29. Число 19. Сравнение предметов по величине. Установление последовательности событий.(1ч)
Теория: Понимать отношения между числами в числовом ряду; составлять число 10 из двух меньших чисел;
правильно пользоваться знаками; решать логическую задачу;
Практика: «Знакомимся с образованием числа19», «Пишем число 19», Игровое задание «Считай и записывай», Физминутка, Игровое задание «Дорисуй шарикам ниточки».
Тема30. Число 19. Измерение линейкой. Квадрат.(1ч)
Теория: Измерять линейкой, записывать результаты измерений;
рисовать символическое изображение лошадки в тетради в клетку;
понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
Практика: Игровое упражнение «Дорисуй квадраты», Физминутка «Теремок», Игровое упражнение «Куда зайчик придет скорее», «Рисуем лошадку», Игровое задание «Кто какой предмет выкладывает».
Тема31. Число 20. Решение примеров. Логическая задача.(1ч)
Теория: Решать примеры в пределах второго десятка; решать логическую задачу на анализ и синтез, устанавливать связи и отношения; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
Практика: «Знакомимся с образованием числа 20», «Пишем число 20», «Решаем примеры», Физминутка, «Решаем задачу», Логическая задача «Раскрась правильно».
Тема32. Решение арифметической задачи. Решение примеров. Измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги. Логическая задача.(1ч)
Теория: Решать примеры в пределах второго десятка ;решать логическую задачу; ориентироваться на листе бумаги; рисовать в тетради в клетку узоры;
Практика: Задача «Сколько цветов на столе», Игровое упражнение «Где чей домик», «Закрась правильно», Физминутка, Слуховой диктант.
Тема33-34. Математическая загадка. Знаки +; -Соотнесение количества предметов с цифрой.(2ч)
Теория: Понимать соответствие между количеством предметов и цифрой;
понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
измерять с помощью линейки, записывать результаты измерения.
Практика: «Помоги собачки правильно написать знаки», «Измерь правильно», Загадка, Физминутка, Игровое упражнение «Соедини правильно».
Тема35-36. Повторение пройденного материала.(2ч)
Теория: Навыки порядкового и количественного счета; умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на каком по счету месте?. Составлять число 20 из двух меньших чисел, записывать результаты составления; записывать результаты составления; выкладывать из счетных палочек.
Практика: «Задачи-шутки», «Отгадай загадки», «Напиши правильно», Физминутка, «Отгадай математические загадки».
Календарный учебный график
1.Продолжительность учебного года в МАДОУ МО «СГО» - д/с д/с № 10 «Чайка»
Начало учебного года – с 1 сентября 2021 года
Окончание учебного года – 31 мая 2022 года
Продолжительность учебного года (аудиторные занятия)- 36 недель
2. Календарь аудиторных занятий
1 полугодие 18 недель | зимние каникулы . | 2 полугодие 19 недель | Всего аудиторных недель |
с 01.09.20 г.- 31.12.21 г. | 31.12.20 г. - 09.01.22 г | 10.01.22-31.05.22 | 36 недель |
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
6. Приказ Министерства просвещения РФ № 196 от 9 ноября 2018 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Интернет-ресурсы:
1.1C1PRFC_enRU924RU924&ei=XJAbYZaZLNmTxc8PzNqosAI&oq=занимательные уроки и упражнения для подготовки к школе
2.1C1PRFC_enRU924RU924&ei=o5AbYeG4E8aUxc8PoOiNwAw&oq –Подготовка к школе задание по письму
3.1C1PRFC_enRU924RU924&ei=spEbYdXNB66Xxc8P87W3-A4&oq - Подготовка к школе задание по математике
Рабочие тетради
1.Е.В. Колесникова. Я уже считаю. Математика для детей 6-7 лет.
2. Е.В. Колесникова. Ну-ка, буква, отзовись.
3. Прописи пишем печатными буквами.
4. Е.В. Колесникова. Я начиная читать.
Для педагога:
1.Е.В. Колесникова. Предмет, слово, схема.
2. Е.В. Колесникова. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати» «Издательство творческий Центр Сфера»
3.В.Б. Воскобович «Лабиринты игры»
4.Б. Никитин «Развивающие игры»
5.Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Мир оригами» для детей подготовительной группы
Конструирование из бумаги...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»
Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".
Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"
Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Всезнайка» (стартовый уровень)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности«Всезнайка» (стартовый уровень)ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».
Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...