Консультация для педагогов на тему: «Знакомство с трудом и профессиями взрослых во всех возрастных группах по ФОП ДО»
консультация
Консультация для педагогов на тему:
«Знакомство с трудом и профессиями взрослых во всех
возрастных группах по ФОП ДО»
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. Появляются новые профессии и исчезают старые. Причины появления новых профессий - высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий. Общество требует развития особой гражданской позиции - социально-активного типа личности. В связи с этим встает необходимость ознакомления дошкольников с современными профессиями.
Профессия может объединять несколько специальностей. Врач – хирург, окулист, терапевт, стоматолог и т. д. Учитель- истории, географии, математики и т.д. Инженер – инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер по технике безопасности.
Профессии имеют свою классификацию
В образовательной программе дошкольного образования ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду, желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Решение этих задач предусмотрено двумя путями: через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие в посильной трудовой деятельности.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых.
Педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время (каким бы далеким оно не казалось) могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«Знакомство с трудом и профессиями взрослых во всех
возрастных группах по ФОП ДО»
Составила: Бороздина Ирина Николаевна |
2024г
Слайд 1. Уважаемые педагоги, предлагаю вам отгадать зашифрованное слово на экране по первым буквам.
Слайд 2.
На экране слова: пир, рис, огонь, фрукт, ель, сосулька, слон, ирис, яблоко.
Правильно, это слово-профессия. Профессия – основное занятие человека, его основная деятельность. Сегодня мы с вами поговорим о профессиях.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. Появляются новые профессии и исчезают старые. Причины появления новых профессий - высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий. Общество требует развития особой гражданской позиции - социально-активного типа личности. В связи с этим встает необходимость ознакомления дошкольников с современными профессиями.
Профессия может объединять несколько специальностей. Врач – хирург, окулист, терапевт, стоматолог и т. д. Учитель- истории, географии, математики и т.д. Инженер – инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер по технике безопасности.
Профессии имеют свою классификацию
В образовательной программе дошкольного образования ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду, желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Решение этих задач предусмотрено двумя путями: через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие в посильной трудовой деятельности.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых.
Педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время (каким бы далеким оно не казалось) могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Слайд 3. Поэтому в перспективе ставятся следующие цели:
- формирование осознания того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это по сути основа жизни;
- воспитание чувства уважения к людям труда и результатам их деятельности;
- знакомство с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы: выполняемыми ими трудовыми навыками, развитие их трудовых способностей.
- Прокоментируйте, выражение: «При формировании у дошкольников представлений о социальной значимости труда взрослых наиболее эффективен интегрированный подход». Согласны вы с данным утверждением? Как вы понимаете данное утверждение?
С какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах?
Слайд 4. В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра, повар, продавец.
Слайд 5. В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.
Слайд 6. В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.
Слайд 7. Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).
Что необходимо знать дошкольнику о профессии?
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме название профессии – место работы – какую работу выполняет –спецодежда - инструменты для работы - результат труда.
Слайд 8. Задание: Придумайте и нарисуйте карточки-символы (пиктограммы), помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии ( строитель, пожарный, пилот, артист) по схеме: название профессии – место работы – какую работу выполняет –спецодежда - инструменты для работы - результат труда.
Слайд 9. Игра «Головоломка»
Необходимо разобраться в словах, в названии которых скрыта профессия.
РВАЧ = В- - - (медработник)
ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)
КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)
МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)
СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)
ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)
КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)
Воспитателю необходимо составить алгоритм деятельности по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых.
А, затем, создать такие условия, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные зоны с сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом по ознакомлению с трудом взрослых.
Слайд 10. При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы, как:
- занятия;
- совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;
- наблюдения за трудом взрослых;
- коммуникативная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- художественно-творческая деятельность;
- игровая деятельность;
- моделирование;
- целевые прогулки и экскурсии;
- культурно-досуговая деятельность;
- экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
- встречи с интересными людьми;
- живой пример окружающих взрослых.
Слайд 11. Игра «Самая – самая»
Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика – самая денежная профессия, – какие профессии являются самыми-самыми денежными?».
1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
4. Самая волосатая (парикмахер...)
5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
6. Самая смешная (клоун, пародист...)
7. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
8. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
Центральное место в работе отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.
Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Слайд 12. Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:
- получение сведений о профессиях от родителей;
- от воспитателей детского сада;
- от сверстников и детей более старшего возраста;
- из своих наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;
- приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликацию и т.д.)
Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя.
Совместно с родителями организовать фотовыставки, оформить альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родителей можно привлечь к проектной деятельности.
Слайд 13. Вывод:
Знакомство детей с профессиями взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пир Рис Огонь Фрукт Ель Сосулька Слон Ирис Яблоко
Цели : формирование осознания того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это по сути основа жизни ; воспитание чувства уважения к людям труда и результатам их деятельности ; знакомство с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы: выполняемыми ими трудовыми навыками, развитие их трудовых способностей.
С какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах? В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра, повар, продавец.
С какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах? В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.
С какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах? В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, знакомят с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда.
С какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах? Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).
Задание: Придумайте и нарисуйте карточки-символы (пиктограммы), помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии (строитель , пожарный, пилот, артист) по схеме: название профессии – место работы – какую работу выполняет – спецодежда - инструменты для работы – отношение к профессии, либо результат труда.
Игра «Головоломка» (руководитель предприятия, начальник) РВАЧ = В- - - (медработник) ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия) КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия) МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий») СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник) ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия) КРЕДИТОР = Д - - - - - - -
При построении образовательного процесса с детьми используются следующие формы работы: занятия; совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий; самостоятельная деятельность ребенка; познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка; наблюдения за трудом взрослых; коммуникативная деятельность; чтение художественной литературы; художественно-творческая деятельность; игровая деятельность; моделирование; целевые прогулки и экскурсии; культурно-досуговая деятельность; экскурсии и встречи с людьми разных профессий; встречи с интересными людьми; живой пример окружающих взрослых.
Игра «Самая – самая » Самая зеленая Самая сладкая Самая денежная Самая волосатая Самая детская Самая смешная Самая общительная Самая серьезная (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...) (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...) (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...) (парикмахер...) (воспитатель, педиатр, учитель...) (клоун, пародист...) (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
Подготовку к играм в профессии условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов: получение сведений о профессиях от родителей; от воспитателей детского сада; от сверстников и детей более старшего возраста; из своих наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми; приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликацию и т.д.)
Вывод: Знакомство детей с профессиями взрослых- это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка. "Приобщение детей дошкольного возраста к труду через профессии взрослых"
От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека зависят и их интерес к труду, и развитие их познавательной деятельности, и уровень знаний об окружающей социальной действительности, и умение...
План-конспект занятия по познавательному развитию с детьми II младшей группы по теме «Знакомство с трудом работников медицины»
Тема: «Знакомство с трудом работников медицины»Цель: Продолжать формировать у детей понимания ценности здоровья. Задачи:Образовательная: Познакомить детей с медицинским кабинетом, его оснащением...
Ознакомление дошкольников с сельскохозяйственным трудом. Занятие на тему "Знакомство с трудом животновода" старший возраст.
Занятие на тему: «Знакомство с трудом животновода»Цель: систематизировать знания детей о труде животноводов,о трудовых процессах на ферме. Воспитывать у них уважение к людям труда.Активиза...
НОД по теме "Знакомство с трудом взрослых. Почта". Старшая группа
Конспект образовательной деятельности по разделу «Социализация». Тема: «Знакомство с трудом взрослых. Почта». Формирование у детей реалистичных представлений о труде людей разн...
Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Знакомство с трудом прачки»
Цель данного занятия - познакомить детей с профессией прачка....
Конспект НОД в средней группе Тема: «Знакомство с трудом повара-кондитера».
Задачи: Продолжать расширять представления детей о труде взрослых, о важности и значимости их труда. Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами по лепке.Цел...
Консультациядля педагогов По теме: «Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников»
Одним из наиболее перспективных методов обучения математического развития дошкольников является моделирование. Моделирование для дошкольников позволяет одновременно решить сра...