Консультациядля педагогов По теме: «Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников»
консультация
Одним из наиболее перспективных методов обучения математического развития дошкольников является моделирование. Моделирование для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления, научить простому счету, облегчить ребенку познание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_matematika.docx | 29.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Сакмарский детский сад «Улыбка»
Консультация для педагогов
По теме: «Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников»
К педагогическому совету №2
Тема: «Формирование элементарных математических представлений в режиме дня и образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
Подготовил: воспитатель
первой квалификационной категории
Мельникова Татьяна Александровна
2023 год
Одним из наиболее перспективных методов обучения математического развития дошкольников является моделирование. Моделирование для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления, научить простому счету, облегчить ребенку познание. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета»
Метод моделирования, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи
того или иного объекта.
При формировании элементарных математических представлений применяются: - предметные; - предметно-схематические; - графические модели.
Предметные — это модели, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких – либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.
В дошкольном возрасте доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели - календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Воспитатель учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка), схемы маршрута (путь из дома в детский сад).
Графические модели – это обобщённо передающие разные виды отношений (мнемотаблицы и т.п.). Этот вид моделей используется в основном со старшими дошкольниками.
Все формы использования моделирования, а именно предметное моделирование, предметно – схематическое моделирование дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность дошкольников. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.
Рассмотрим некоторые наборы игр на математическое моделирование.
Плоскостное моделирование
Плоскостное моделирование – это построение на плоскости изображений предметов из различных плоских геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников, овалов и т.д.
«Сложи узор» (авторский вариант Б.П. Никитина)
Сущность игры – моделирование из кубиков узора по заданной схеме.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы.
Палочки Кюизинера
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
- С помощью палочек закрепляется представление о величине (длинный-
короткий, широкий - узкий, высокий- низкий, большой- маленький).
- Развивается способность группировать предметы по цвету и величине.
- Развиваются количественные представления (образование чисел на основе измерения и цвета), способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.
- Развивается умение различать и называть в процессе моделирования
геометрические фигуры.
- Развивается умение ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, на, под.
- Закрепляется представление о составе числа из единиц и из двух меньших чисел.
- Закрепляется умение делить целое на равные части, умение измерять с
помощью условной мерки.
Игры с палочками Кюизинера:
- Выкладывание по образцу простейших изображений: стул, домик, цветочек.
- Сравнение палочек по длине, высоте, количеству.
- Выкладывание квадратов, прямоугольников, упражнение «продолжи ряд».
- Дети отображают свои жизненные впечатления.
- Выкладываем по схемам.
- Дети классифицируют их по цвету, а затем сравнивают количество способом наложения или приложения(разные способы поощряются), используя слова: «поровну», «одинаково», «столько - сколько».
- Раскладывают палочки слева направо, чередуя их по цвету. Проверяют себя, проговаривая в слух цвет каждой палочки. Исправляют ошибки.
- Состав числа.
- Освоение количественного и порядкового счета.
- Решение числовых выражений и задач.
Логические блоки Дьенеша
Данный набор предназначен для занятий с популярным дидактическим материалом — логическими блоками Дьенеша, для детей в возрасте от двух лет. Игры с блоками помогают развитию познавательной деятельности, мелкой моторики, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, абстрактного мышления. Играя с цветными фигурами и создавая из них на листе объемные изображения, дошкольник легко и быстро освоит понятия формы (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный), цвета (желтый, синий, красный), размера (большой, маленький) и толщины (толстый, тонкий).
Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют:
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
- Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Развивать речь.
- Успешно овладеть основами математики и информатики.
Игры с блоками Дьенеша
- Продолжи ряд.
- Простейшее конструирование.
- Бусы.
«Танграм»
Танграм — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры. Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура
Что развивает игра «Танграм»:
- усидчивость (как и любая другая головоломка, танграм требует времени);
- внимание, умение концентрироваться на деталях;
- воображение – ребенок представляет себе конечный результат и способы его достижения;
- логическое мышление, поскольку ребенок создает из частей целое, анализирует варианты;
- умение действовать по правилам.
Как играть в игру «Танграм»:
- Из деталей танграма нужно сложить изображение животного, человека, предмета, буквы, цифры, геометрической фигуры;
- Собранная фигура должна включать все 7 частей танграма;
- Детали должны соприкасаться, не перекрывая друг друга;
- Сложение фигуры начинается с нахождения места большого треугольника.
«Колумбово яйцо»
Головоломка "Колумбово яйцо" развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, способность к выделению основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое, зрительно-моторную координацию, мышление, зрительный анализ/синтез, умение работать по правилам.
Задачи:
• учить анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления;
• развивать сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность;
• формировать привычку к умственному труду;
• воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.
Главное нужно помнить:
1. Использовать нужно все фигуры из набора;
2. При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т. е. располагаться только в одной плоскости;
3. Если за столом сидят несколько детей, то лучше каждому играющему раздать разного цвета детали головоломки, чтобы они не перепутали их.
Пространственное моделирование на базе оригами.
Оригами (от японского «ори» - сложить. «ками» - бумага) – искусство складывать из бумаги. Положения о значимости моделирования из бумаги для эффективного и успешного математического развития ребёнка не новы.
Возможные типы заданий:
♦ сложить фигурку по памяти;
♦ по схеме;
♦ словесному руководству;
♦ разобрать готовую фигурку и зарисовать схему ее моделирования;
♦ создать новую фигурку.
Моделирование пространственного размещения и перемещения персонажей сказок объединяется с пространственным моделированием временной последовательности ситуаций (которая первоначально выступает в виде ряда картинок) и, в конечном итоге, перерастает в комплексное моделирование последовательности смысловых частей (эпизодов) сказок, где каждый эпизод отображается блоком. Вся сказка представлена серией блоков, соединенных между собой стрелками.
Моделирование можно использовать во всех видах деятельности дошкольника (рисовании, лепке, аппликации, при ознакомлении с природой, в математике и развитии речи, и даже на физкультурных занятиях. Моделирование развивает операции анализа и синтеза, учит обобщать и находить отличия предметов.
Технологии моделирования на плоскостных и пространственных материалах, вызывая живой интерес у детей, развивают их аналитико-синтетические, творческие способности, зрительную память, воображение, мелкую моторику. Поэтому знакомство дошкольников с миром математического моделирования на основе применения плоскостных, пространственных технологий, разработанных на основе логико-математических конструкторских игр, математических головоломок является наиболее интересным и увлекательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол "Использование решения проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников"
Использование решения проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников...
Развивающая игра «Геоконт», как средство развития математических представлений старших дошкольников.
Педагогические условия внедрения развивающей игры "Геоконт" в образовательный процесс....
Статья на тему: «Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений старших дошкольников»
Аннотация. В статье рассмотрена нетрадиционная техника работы с бумагой Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Даны методические ...
Картотека игр «Дидактические игры как средство развития математических представлений старших дошкольников»
Сборник дидактических игр по развитию элементарных математических представлений старших дошкольников...
Сообщение на педсовете: «Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников»
Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников....
"Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников"
Семинар - практикум для педагогов....