методическая разработка. "Приобщение детей дошкольного возраста к труду через профессии взрослых"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Юрова Алёна Михайловна

От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека зависят и их интерес к труду, и развитие их познавательной деятельности, и уровень знаний об окружающей социальной действительности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trud.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

Актуальность______________________________________________________2

Возрастные нормы_______________________________________________________4

Формы работы____________________________________________________________15

Трудовая деятельность____________________________________________________19

Создание определённой предметной развивающей среды_________________________22

Приложение


Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении задач, значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обуславливает развитие социальной перцепции, интерес к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте.

Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий:

  • создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей,
  • демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на правах партнера,
  • поощрение желания детей участвовать в совместной деятельности.

От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека зависят и их интерес к труду, и развитие их познавательной деятельности, и уровень знаний об окружающей социальной действительности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы.

Актуальностью работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и Федеральными государственными требованиями к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГТ содержание образовательной области «Труд» направленно на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • задачи направленные на воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда;
  • задачи, направленные на  формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности;
  • задачи, направленные на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде;
  •  задачи, направленные на воспитание навыков организации своей и общей работы - умение готовить заранее все необходимое, убирать на место инструменты.
  • задачи, направленные на формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно.

Формирование обобщённых представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение- удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребёнку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья, приготовление еды, стирки. ).

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребёнка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

Возрастные нормы в образовательной области «Труд»

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

  • развитие трудовой деятельности:
  • формирование у детей умения одеваться и раздеваться в определённом порядке;
  • складывать в определённом порядке снятую одежду;
  • формирование навыков опрятности;
  • привлечение детей к выполнению простейших трудовых поручений.
  • развитие трудовой деятельности:
  • воспитание желания участвовать в трудовой деятельности.
  • Самообслуживание:
  • развитие у детей умения одеваться и раздеваться в определённой последовательности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды);
  • воспитание опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
  • Хозяйственно-бытовой труд:
  • побуждение детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям, после игры убирать на место игрушки, строительный материал;
  • формирование привычки соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада;
  • формирование умений, необходимых при дежурстве по столовой (помогать накрывать на стол к обеду (раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки)).
  • Труд в природе:
  • формирование желания участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке;
  • формирование умения обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями;
  • формирование умения с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

  • развитие трудовой деятельности:
  • Самообслуживание:
  • совершенствовать у детей умения одеваться и раздеваться и одеваться самостоятельно, аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать);
  • воспитание у дошкольников стремление всегда быть аккуратным, опрятным;
  • формирование умения самостоятельно готовить свое рабочие место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол).
  • Хозяйственно-бытовой труд:
  • формирование умения самостоятельно поддерживать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада (убирать на место строительный материал, игрушки, помогать воспитателю подклеивать книги, коробки);
  • в весенний и осенний периоды приучение детей вместе с воспитателем убирать на участке мусор, в зимний период расчищать снег;
  • формирование умений самостоятельно выполнять обязанности  дежурных  по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, раскладывать столовые приборы, расставлять салфетницы.
  • Труд в природе:
  • закрепление  умений кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки, поливать комнатные растения;
  • приобщение детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время, подкормка зимующих птиц;
  • приучение детей работать на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая);
  • формирование стремления помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование.
  • развитие трудовой деятельности:
  • развитие желания участвовать в совместной трудовой деятельности;
  • развитие умения доводить начатое дело до конца;
  • знакомство с наиболее экономными приёмами работы;
  • воспитание культуры трудовой деятельности, формирование умения бережного относиться к материалам и инструментам.
  • Самообслуживание:
  • формирование привычки правильно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки;
  • совершенствовать у детей умения одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, аккуратно  складывать, вешать в шкаф предметы одежды, сушить мокрые вещи, ухаживать без напоминаний за обувью   (мыть, протирать, чистить, убирать на место);
  • закрепление умение замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно;
  • развитие желания помогать друг другу;
  • формирование привычки бережно относиться к личным вещам и вещам сверстников.
  • Хозяйственно-бытовой труд:
  • Закрепление умения помогать взрослым поддерживать порядок в группе (протирать игрушки, строительный материал);
  • формирование умения наводить порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада;
  • формирование привычки убирать постель после сна, желание добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды;
  • формирование умения самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитры, протирать столы.
  • Труд в природе:
  • Закрепление умения выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы, обязанности дежурного в уголке природы(поливать, рыхлить почву);
  • осенью привлечение детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы;
  • зимой привлечение детей к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию вместе с взрослыми зелёного корма для птиц и животных, посадке корнеплодов, помощи взрослым в создании фигур и построек из снега;
  • весной привлечение детей к посеву семян овощей, цветов, высадки рассады;
  • летом привлечение детей к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
  • Ручной труд:
  • совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелёк);
  • закрепление умения создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратные лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам;
  • закрепление умения делать игрушки, сувениры из природного материала и других материалов, прочно соединяя части;
  • формирование умения самостоятельно создавать игрушки для сюжетно-ролевых игр, сувениры для родителей, сотрудников детского сада, ёлочные игрушки;
  • привлечение детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр;
  • закрепление умения детей экономно и рационально расходовать материалы.

  • развитие трудовой деятельности:

воспитание потребности трудиться.

  • Самообслуживание:
  • закрепление у детей умения  самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, аккуратно  складывать, вешать в шкаф одежду, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать  за обувью   (мыть, протирать, чистить, убирать на место);
  • формирование привычки после еды относить и аккуратно складывать в раковину посуду;
  • закрепление умения замечать и устранять непорядок в своём внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, причёске;
  •  умения самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитры, протирать столы.
  • Хозяйственно-бытовой труд:
  • Закрепление умения поддерживать порядок в группе и на участке, помогать взрослым ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп);
  • Совершенствование умения самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметание дорожек, очищение от снега, полив песка, украшение участка к праздникам;
  • Закрепление умения самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна;
  • формирование умения добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать столы,  вытирать их  после еды, подметать пол.
  • Труд в природе:
  • воспитание трудолюбия, наблюдательности, бережного отношения к природе;
  • закрепление умения самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы;
  • осенью привлечение детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы;
  • зимой привлечение детей к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию вместе с взрослыми зелёного корма для птиц и животных, посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам;
  • весной привлечение детей к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, посеву семян овощей, цветов, высадки рассады;
  • летом привлечение детей к рыхлению почвы, окучиванию и прополке, поливке грядок и клумб.
  • Ручной труд:

Работа с бумагой и картоном:

  • Закрепление умения складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях;
  • Использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона;
  • Создавать игрушки-забавы;
  • Формирование умения создавать предметы из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам;
  • Формирование умения использовать образец;
  • Совершенствование умения детей создавать объёмные игрушки в технике оригами.

Работа с тканью:

  • Формирование умения вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия (мешочек, фартучек для кукол, игольницу) швом «вперёд иголку»;
  • Закрепление умения делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом:

  • Закрепление умений создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции;
  • Развитие фантазии, воображения;
  • Закрепление умения аккуратно и экономно использовать материал.
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
  • формирование привычки поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам;
  • развитие умения совместно с взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы.

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
  • формирование положительного отношения к труду взрослых;
  • формирование желания принимать участие в посильном труду, умения преодолевать небольшие трудности;
  • воспитывать уважения к людям знакомых профессий;
  • поощрение стремления оказывать  помощь взрослым, воспитание бережного отношения к результатам их труда;
  • формирование бережного отношения к собственным поделкам и поделкам сверстников. Поощрение рассказов о них.

•        воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • воспитание положительного отношения к труду, желанию трудиться;
  • развитие умения выполнять индивидуальные и коллективные поручения;
  • формирование умения договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания;
  • формирование предпосылок ответственного отношения к порученному заданию;
  • разъяснение детям значимости их труда;
  • поощрение инициативы дошкольников в оказании помощи товарищам, взрослым.

•        воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • формирование ответственности за выполнение трудовых поручений;
  • подведение к оценке результата своей работы (с помощью взрослого).
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
  • формирование умения старательно и аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы;
  • воспитание желания участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремления быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
  • развитие интереса к труду взрослых;
  • расширение круга наблюдений за трудом взрослых;
  • привлечение внимания к тому, что и как делает взрослый, объяснение, зачем он выполняет те или иные действия;
  • поощрение желания помогать взрослым;
  • привлечение внимания детей в помещении и на участке к тому, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит);
  • формирование умения узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенце).

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • воспитание интереса к жизни и труду взрослых;
  • продолжение знакомства с трудом близких взрослых;
  • рассказы детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофёр, строитель), расширение и обогащение представлений о трудовых действиях, результатах труда.
  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
  • расширение представлений дошкольников о труде взрослых, о разных профессиях;
  • продолжить знакомство с профессиями ( шофёр, почтальон, продавец, врач);
  • формирование интереса к профессиям родителей, подчёркивание значимости их труда.

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • расширение представлений детей о труде взрослых, о результатах труда, его общественной значимости ;
  • формирование бережного отношения к тому, что сделано руками человека;
  • рассказы детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи: о важности и значимости их труда, о том что для облегчения труда используется разнообразная техника;
  • формирование чувства благодарности к людям за их труд;
  • знакомство с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно- прикладного искусства и с результатами их труда;
  • развитие желания вместе с взрослыми и их помощью выполнять посильные трудовые поручения.

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • расширение представлений детей о труде взрослых, о результатах труда, его общественной значимости ;
  • воспитание уважения к людям труда;
  • развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы;
  • продолжение знакомства детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (посёлка).

Следует иметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

Все это реализуется по средствам организации различных форм.

При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы, как:

  • организованная непосредственная образовательная деятельность;
  • совместная трудовая деятельность взрослого и ребёнка, организация практических трудовых действий;
  • самостоятельная деятельность ребёнка;
  • познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребёнка;
  • наблюдения за трудом взрослого;
  • коммуникативная деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • художественно-творческая деятельность;
  • игровая деятельность;
  • моделирование;
  • целевые прогулки и экскурсии;
  • культурно-досуговая деятельность;
  • экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
  • встречи с увлечёнными людьми;
  • живой пример окружающих взрослых.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии ( по следующей схеме: название профессии- место работы- условия труда- инструменты для работы- выполняемые трудовые операции- результат труда), воспитать уважение к труду взрослых.

Если младшие дошкольники знакомятся с трудом на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями, то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. Поэтому педагоги ищут пути формирования знаний о профессиях.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдение за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действительность приобретаемых детьми познаний. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, непосредственно образовательной деятельности также способствует расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, используются разнообразные методы и приемы:

  • наглядные;
  • словесные;
  • практические;
  • проблемно-поисковые;
  • игровые.

Игре отводится центральное место в работе. Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда.

Разработанные рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр со старшими дошкольниками направленны на закрепление знаний о профессиях, развитие познавательного интереса детей к труду. Рекомендации содержат содержание развития сюжетной линии игры, перечень игровых ролей, необходимых атрибутов и игровых материалов, описание ролевых действий, которые выполняют представители той или иной профессии.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребёнок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого уже можно воссоздать в игре отдалённое подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

  • получение сведений о профессиях от родителей;
  • от воспитателей детского сада;
  • от сверстников и детей более старшего возраста;
  • из своих наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;
  • приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации).

В старшей группе поощряют игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофёра, моряка, лётчика). В играх на тему «Транспорт» совершенствуются знания Правил дорожного движения. Дети учатся воплощать свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

Дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях (на самолёте летают пилоты; на пароходе есть капитан, штурман, матрос), развивается способность детей самостоятельно намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретёнными из рассказов взрослых, книг, наблюдений за окружающей действительностью, в процессе просмотра и анализа художественных произведений, будь то картина художника или фильм о труде человека.

Воспитателю необходимо создать такие условия для игры, чтобы она стала увлекательной деятельностью. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимодействиях на профессиональном поприще.

Наряду с сюжетно-ролевыми используются дидактические игры по ознакомлению с профессиям. Целью дидактических игр- способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитию умственных способностей.

В последнее время все активнее используются проектные формы работы с детьми. Проведение исследований на темы профессий (возникновение, актуальность в мире, содержание деятельности) развивает познавательную, творческую активность детей, способствует формированию и систематизации знаний о труде людей.

Оценка знаний детей по теме осуществляется в ходе проведения различных викторин, брейн-рингов, диагностических обследований, контрольных срезов знаний детей в форме серии вопросов, бесед.

Следовательно педагоги готовят детей к тому, чтобы они в дальнейшем могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду, а также:

  • формирование осознания того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд- это основа жизни;
  • знакомство с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы.

Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Например, беседы о том, как трудятся няня, прачка, повысили аккуратность детей во время еды, при умывании. При этом нередко дети мотивируют свои поступки желанием облегчить труд няни. Это свидетельствует о проявлении внимания, уважения к труду не на словах, а на деле. На поведение детей оказывают опосредованное влияние наблюдения за трудом взрослых. Поэтому знания о труде взрослых должно занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

Важно вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: старые грязные стены покрываются новой штукатуркой, краской становятся красивыми, привлекательными; засыпанная снегом улица после расчистки снова открывает свои просторы для свободного движения транспорта и пешеходов, кусок материи в руках швеи превращается в предмет одежды и т.п.

Так постепенно дети начинают понимать смысл труда. Они видят его результаты, заражаются его энтузиазмом.

При ознакомлении с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку навыков и умений.

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление, возможно, выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему.

Важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя сторона труда - видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей.

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.

Старшие дошкольники успешно выполняют несложные обязанности по обслуживанию коллектива, способны уже к элементарной ответственности за порученное дело, могут преодолевать небольшие трудности в работе. Дети испытывают радость от трудового усилия, сознавая полезность своих действий, проявляют бережное отношение к результатам труда взрослых.

Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. Но воспитывать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности.

Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте — игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Социализация ребёнка-дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности.

Вся работа, осуществляемая в ДОУ по ознакомлению детей с профессиями, строится с учётом принципа интеграции образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребёнка.

Одним из основных видов деятельности, где дети знакомятся с трудом взрослых, является  игровая деятельность:

  • сюжетно-ролевые;
  • дидактические;
  • настольно- печатные;
  • театрализованные;
  • словесные;
  • игры с предметами.

Создание определённой предметной развивающей среды.

При организации работы в ДОУ по ознакомлению детей с профессиями, естественно, необходима определённая развивающая среда, элементы которой направлены на активизацию знаний детей об окружающем мире, знакомство с трудом взрослых и миром профессий.

В группах оформляются специальные игровые центры, приобретаются игровые модули. Сегодня производители оборудования для детских садов предлагают такие готовые игровые модули, как например, «Почта», «Кафе», «Магазин», «Мастерская». Педагоги ДОУ наполняют такие модули необходимой атрибутикой.

Работу педагогов по организации предметно-развивающей среды в группах стимулирует проведение различных смотров и конкурсов по социально-нравственному воспитанию.

В рамках проведения таких конкурсов целесообразно приобретать и изготавливать различные игры по ознакомлению детей с профессиями, пополнять наглядно-демонстрационный материал мини-педагогических кабинетов в групповых комнатах по ознакомлению с трудом взрослых.

Организация конкурса на лучшую методическую разработку и изготовление сюжетно-ролевой игры по ознакомлению детей с профессиями способствует пополнению атрибутов к сюжетно-ролевым играм, накоплению методических разработок по организации сюжетно-ролевых игр с дошкольниками.

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информативное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, так как на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребёнку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, диафильмов.

Хорошей традицией может стать проведение Недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников- представители различных профессий. Беседы с родителями, рассматривание принесённых ими орудий труда, фотоматериалов, а главное- живое общение с мамой или папой одногруппника  вызывают неподдельный интерес дошкольников. После встречи детей можно пригласить посетить место работы гостя.

Совместно с родителями дошкольников воспитатель проектирует образовательные ситуации, позволяющие детям под контролем взрослых делать первые покупки, оплачивать проезд, проверять сдачу.

Приложение

«Лесник»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность».

Программное содержание:

• знакомить детей с профессией лесника, пополнить знания об этой профессии (охрана леса и его обитателей, наблюдение и уход за животными и растениями);

• закреплять правила поведения в лесу;

• развивать логическое мышление, расширять кругозор, пополнять лексический запас детей;

• воспитывать уважение к труду людей этой профессии, прививать интерес к лесному хозяйству.

Оборудование и материалы: картинки с изображениями деревьев и лесных обитателей для фланелеграфа, кофрографа; атрибуты костюма лесника (рюкзак, ружье; в рюкзаке: краска, кисть); карточки с изображениями деревьев, лесных обитателей; макеты здорового и больного деревьев, бревна; картинка «Зимой в лесу у кормушки»; модели для описания животных: размер — окрас шерсти — повадки (как себя ведет); листы бумаги; карточки-модели правил поведения в лесу к дидактической игре «Береги живое»; карточки для рефлексии.

Ход деятельности

Воспитатель. Ребята, мы с вами уже познакомились со многими профессиями, многое о них узнали. Сегодня я хочу познакомить вас еще с одной очень интересной профессией. Для этого мы отправимся на прогулку. А куда — попробуйте отгадать. (Выставляет на фланелеграф или коврограф картинки с изображениями деревьев, лесных обитателей. Выслушивает предположения детей.) Верно, сегодня мы отправимся в лес.

Как вы думаете, кого считают хозяином леса? (Предположения детей.) Оказывается, есть такая профессия — лесник. Что же это за профессия? Чем занимается лесник? (Предположения детей.)

Появляется лесник.

Лесник. Здравствуйте, ребята. Вы почти угадали. У каждого лесника свой участок леса, за которым он наблюдает и который он охраняет. На этом участке леснику знакомы все животные и растения. Ребята, а какие названия деревьев вы знаете? Вот здесь у меня изображения деревьев, поможете мне их узнать?

Дети называют деревья.

Лесник. Молодцы! Мы с вами пришли на поляну. Садитесь на траву, отдохните, а я пока осмотрю эти деревья. (Подходит к деревьям, осматривает их.) Вот это дерево здоровое, а это заболело. Посмотрите, чем они отличаются друг от друга?

Д е т и. У здорового дерева листва ярко-зеленого цвета, кора и ветки гладкие, у больного дерева листья опали или засохли, ветки сухие, легко ломаются, кора деревьев в трещинах, опадает, имеет множество отверстий, проеденных жуками-вредителями.

в Лесник. Больное дерево вырубают, для того чтобы другие деревья от него не заразились.

Если высохла только одна ветка, необходимо ее срубить, а дерево полечить. Сейчас я его полечу специальной краской, которая для деревьев как йод и зеленка для ребят. Срубленный сучок мажем краской, чтобы в этом месте дерево не выделяло сок.

Иногда деревья погибают от жуков-короедов, которые повреждают кору, древесину. Такое зараженное дерево обрабатывается специальными растворами, которые уничтожают жуков-короедов. Однако дерево, в котором поселились такие вредители, очень трудно вылечить, и чтобы не позволить распространиться таким вредителям на другие деревья, больное дерево нужно вырубить.

Но иногда в лесу случается эпидемия, и заболевает и сохнет сразу много деревьев. Тогда приходится вырубать большие участки леса, а потом на их месте сажают новые деревья, чтобы сохранить лес.

Ребята, я охраняю не только лесные растения, но и животных, которые в нем обитают. Каких лесных животных вы знаете? (Ответы детей.)

Проводится игра «Расскажи — не ошибись». Дети берут карточки с изображениями лесных обитателей и составляют о них рассказ по схеме: размер — окрас шерсти — повадки.

Лесник. Молодцы! Справились с заданием.

Ребята, летом животным в лесу хорошо, они везде находят еду и жилье, а вот зимой, когда снег укрывает все вокруг, некоторым из них, например лосям, оленям, зайцам, приходится голодать. Тогда к ним на помощь и приходит лесник. Я устраиваю для них кормушки, привожу туда корм для животных: зерно, сено, помогаю им пережить зиму. Посмотрите на эту картину. (Показывает иллюстрацию «Зимой в лесу у кормушки») Каких животных вы тут видите? (Ответы детей)

Леснику приходится очень много ходить по лесу, поэтому у него должны быть крепкое здоровье, сильный характер. Вот, например, на пути появилось болото, но мы не растеряемся и смело его преодолеем.

Проводится подвижная игра «С кочки на кочку». Дети преодолевают обозначенное расстояние с помощью поочередного перекладывания двух листов бумаги и перешагивания по ним.

Лесник. Хорошо! Я вижу — вы смелые и выносливые ребята. Теперь присядем на бревно и отдохнем.

Воспитатель (обращаясь к леснику). Интересно, а от кого вы охраняете лес?

Лесник. В лесу можно встретить браконьера. Ребята, а вы знаете, кто такие браконьеры? (Ответы детей.) Я вам расскажу. Браконьеры занимаются охотой на животных тогда, когда это запрещено. Охотиться можно только в определенное время. Самый короткий сезон охоты — весной. Длится он не более 10 дней. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Да, весной у птиц и животных появляется потомство, поэтому охотиться на них нежелательно. Вот лесник и следит, чтобы браконьеры не мешали животным заниматься выращиванием своего потомства.

А еще очень много посетителей леса, которые наносят ему вред: сбивают палкой цветы, топчут грибы, стреляют из рогатки по птицам, разоряют их гнезда, ломают ветки деревьев, бросают мусор, разводят в лесу костры, которые могут стать причиной пожара. Лесник следит за соблюдением порядка и правил безопасного поведения людей в лесу.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Организуется дидактическая игра «Береги живое». Дети выбирают карточки-модели и описывают правила поведения в лесу: что можно делать, а что — нельзя.

Лесник. Молодцы, ребята! Вижу, что не навредите лесу, если попадете в гости. Но вы, наверное, устали, пора нам возвращаться в детский сад. Лесники не только ходят по лесу, но и ездят на лошадях, машинах, пользуются телефоном, компьютером. Садитесь в мою машину, я довезу вас до сада.

Дети «садятся в машину», имитируют езду. Лесник прощается с детьми и дарит им орехи.

Подведение итога

Вопросы к детям:

— Вам понравилось наше путешествие?

— Мы с вами много узнали о работе лесника. Что же он делает?

 Рефлексия

Воспитатель. Если вам понравился наш поход в лес, возьмите карточку с изображением веселого человечка, а если не понравился — с изображением грустного.

Введение тематики образовательной ситуации в игровую деятельность

Организация дидактических игр «Что растет в лесу?», «Береги живое!»

 «Пожарная служба»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Физическая культура».

Программное содержание:

— дать детям представление об истории возникновения пожарной службы: как люди тушили пожар в прошлом, на чем передвигались, во что были одеты пожарные;

• развивать связную речь: упражнять в умении составлять сюжетный рассказ по серии картинок; совершенствовать грамматический строй речи; обогащать словарь детей;

• воспитывать уважение к профессии пожарного.

Предварительная работа:

• чтение литературных произведений: С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожарные собаки»;

• беседа о пожароопасных предметах;

• рассматривание картинок, беседы о том, как огонь помогал человеку;

• беседа на тему «Когда огонь друг, а когда — враг?»;

• беседа «Правила поведения во время пожара».

Оборудование и материалы:

— посылка;

— «машина времени» — коробка, оклеенная цветной самоклеящейся пленкой с различными кнопками (кнопки выполнены из разноцветных кусочков поролона и разноцветных крышек от бутылок, рядом с кнопками приклеены маленькие прозрачные кармашки) и прозрачным карманом большего размера; картинка с изображением пожара; квадратики разного цвета (в соответствии с цветами кнопок);

— мультимедийный проектор, слайды с изображениями пожарного, людей, тушащих пожар ведрами; ручного насоса; пожарного смотрителя; пожарной вышки; пожарных на телеге; первой пожарной машины, современной пожарной машины; костюма пожарного;

— пособие «кинолента», изготовленное 8* виде набора листов ДВП (7 штук), оформленных в виде кинокадра и скрепленных между собой кольцами; с передней стороны каждого «кинокадра» приклеен прозрачный карман;

— 2 корзины с различными предметами;

— кусочки сукна и брезента по количеству детей, таз с водой; весы (детские или аптечные);

— детское ведерко из песочного набора;

— аудиозапись пожарной сирены;

— значки с изображениями пожарных, значки с изображениями сказочных героев — по количеству детей.

158

Ход деятельности

Воспитатель вносит в группу посылку. Предлагает детям догадаться, что там может быть и кто ее прислал. Выслушивает предположения детей.

Открывает посылку, сообщает детям, что в ней находится «машина времени». Объясняет детям, что «машина времени» помогает перенестись в прошлое. Чтобы отравиться в путешествие, необходимо ее завести — в прозрачные кармашки рядом с кнопками поместить квадратики такого же цвета, что и кнопки.

Как только дети выполнят задание, воспитатель вставляет в большой прозрачный карман картинку с изображением пожара. Выслушивает предположения детей о том, что это значит и куда они сегодня отправятся.

Воспитатель. Сегодня мы отправимся в путешествие, посвященное истории пожарной службы. Закройте глаза, повернитесь вокруг себя три раза — вот мы уже и в прошлом!

Беседа об истории возникновения пожарной, службы

Воспитатель.В давние времена постоянных пожарных не было. Если загорался дом, с огнем боролись все жители улицы. Они выстраивались цепочкой от горящего дома до реки или колодца. Люди передавали ведра с водой из рук в руки, пока вода не доходила до тех, кто заливал ею пламя. (Демонстрирует слайд, на котором изображено тушение пожара ведрами.)

Давайте сами попробуем так поработать.

Проводится игра «Потуши пожар ведрами с водой». Воспитатель предлагает детям построиться цепочкой, первому ребенку в цепочке дает игрушечное ведро. Дети передают ведро друг другу. Последний ребенок в цепочке возвращается в ее начало и также начинает передавать ведро дальше. Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель. Как вы думаете, можно было быстро потушить пожар таким способом? Почему? (Ответы детей.)

Позже для борьбы с огнем люди придумали ручные насосы, чтобы качать воду по шлангам. (Демонстрирует слайд, на котором изображен ручной насос, качающий воду из реки.) Назначили специального человека, который обходил ночью все улицы

и смотрел, не горит ли что-нибудь. (Демонстрирует слайд с изображением ночного смотрителя.) Как только он замечал дым или огонь, сразу же поднимал шум — так люди узнавали о пожаре.

Но город постепенно рос, обойти его становилось все труднее. И тогда жители построили специальные вышки, которые стали называть пожарной каланчой. (Демонстрирует слайд с изображением пожарной вышки.) На вышке круглосуточно дежурил дозорный.

На площади базарной, На каланче пожарной Круглые сутки Стоит солдат у будки. Смотрит вокруг — На север, На юг, На запад, На восток — Не виден ли дымок? С. Маршак

Так как каланча была выше окружающих домов, дозорный сразу видел место пожара и подавал сигнал тревоги, звоня в колокол (ведь телефонов тогда не было). По сигналу колокола к месту пожара выезжала специальная пожарная команда. Пожарные ехали на лошадях и везли с собой всего две бочки воды — больше на телеге не умещалось. (Демонстрирует слайд с изображением пожарных на телеге.)

Как вы думаете, всегда ли удавалось пожарным потушить огонь? Почему? (Ответы детей.)

Действительно, на лошадях с телегой, да еще с грузом не разгонишься. Да и воды в бочках было мало даже для тушения одного дома. А ведь раньше все дома были деревянные, горели быстро. Вот и приходилось пожарным в первую очередь поливать водой соседние постройки, чтобы не дать огню перекинуться на другой дом и соседнюю улицу.

Со временем люди изобрели машины. И, конечно же, придумали пожарную машину. Сначала пожарные машины были небольшого размера. На них умещалось всего несколько человек.

(Демонстрирует слайд с изображением первой пожарной машины.)

Сегодня мы уже не представляем, что пожарные машины могли выглядеть иначе, чем современные. (Демонстрирует слайд с изображением современной пожарной машины.) В такой машине умещается целая пожарная дружина, есть специальные отсеки для воды, пены, шлангов. На крыше машины обязательно есть пожарная лестница. Как вы думаете, для чего она нужна? (Ответы детей.)

Обратите внимание, пожарные машины и раньше, и теперь красного цвета. Почему, как вы считаете? (Ответы детей.). Красный цвет — цвет огня. Пожарные машины делают красного цвета, для того чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль и чтобы все уступали ему дорогу. А вы слышали пожарную сирену? (Предлагает послушать аудиозапись пожарной сирены.)

Вот так постепенно и возникла пожарная служба. Ребята, а давайте создадим фильм об истории возникновения пожарной службы? Чистая кинопленка у меня уже есть. (Демонстрирует детям пособие «киноленту».) Нужно «снять» каждый кадр нашего фильма. (Предлагает детям карточки с изображениями людей с ведрами, ручного насоса, ночного смотрителя, пожарной вышки, пожарных на телеге, первой пожарной машины, современной пожарной машины.) Ребята, нам удастся «снять» фильм, если вы правильно и последовательно разместите картинки в каждом прозрачном кармане нашей «киноленты». Будьте внимательны!

Дети выполняют задание, комментируя свои действия. В конце работы воспитатель предлагает детям с помощью изготовленной «киноленты» рассказать об истории возникновения пожарной службы. Дети по очереди описывают каждый кадр.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, каким должен быть пожарный? (Ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель предлагает подсказки. Например:

Пожарный много тренируется, значит, он... (тренированный).

Пожарный обладает большой силой, значит, он... (сильный).

В борьбе с огнем пожарный проявляет отвагу, значит, он... (отважный).

Пожарный проявляет смелость, значит, он... (смелый). (И т. д.))

Давайте и мы с вами превратимся в смелых пожарных и проведем пожарные учения.

Организуется игра-эстафета «Вынесем предметы при пожаре». Дети делятся на две команды. По сигналу они по очереди бегут до обозначенного места (например, корзины), берут оттуда один предмет и возвращаются назад. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

Воспитатель. Молодцы, ребята! А вы знаете, во что одеты пожарные? (Ответы детей.) Пожарные выносят из огня людей, работают в пламени и дыму. Для этого у них есть специальные костюмы и каски. (Демонстрирует слайд с изображением костюма пожарного.) Костюм пожарного сделан из брезента. Посмотрите, вот это и есть брезент. (Предлагает детям взять и рассмотреть кусочки брезента.) А раньше костюмы пожарных делались из сукна, вот такого материала. (Предлагает детям взять и рассмотреть кусочки сукна.)

Давайте проведем опыт: намочите оба кусочка ткани. Что вы можете сказать о каждом материале? (Ответы детей). Да, сукно намокает, а вот брезенту вода нипочем!

Теперь давайте взвесим наши экспериментальные кусочки — брезент и мокрое сукно. Сначала взвесим их на ладошке. Как вам кажется, что тяжелее? (Ответы детей.) Проверим ваши предположения и взвесим кусочки ткани на весах. (Предлагает детям положить на чаши весов мокрое сукно и брезент.) Какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей.)

Как вы думаете, в каком костюме удобнее работать пожарному — в суконном или брезентовом? (Ответы детей.) Суконные костюмы были неудобны: горели, намокали и становились тяжелыми, а зимой, в морозы, замерзали. Современный пожарный надевает брезентовый костюм — он не горит и не намокает.

Подведение итога

Вопрос к детям: наше путешествие в историю пожарной службы подошло к концу. Что нового вы узнали сегодня?

Рефлексия

Воспитатель. Ребята, если вам понравилось путешествие в прошлое пожарной службы, возьмите себе на память значки с изображениями пожарных, а дома родителям обязательно расскажите о своем путешествии. Если наше путешествие вам не понравилось — возьмите значки с изображениями сказочных героев.

Перспектива

Воспитатель предлагает детям отправиться на следующий день на экскурсию в пожарную часть.

Введение тематики образовательной ситуации в игровую деятельность

Организуется подвижная игра-эстафета «Пожарные на учениях».

«Строители» .»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Программное содержание:

• дать детям представление о строительных профессиях, о том, какие профессии необходимы для того, чтобы построить дом;

• пополнить знания о конструкциях домов; продолжать знакомить с различными строительными материалами;

• воспитывать уважение к человеку труда;

• развивать речь детей.

Оборудование и материалы: фотоальбом с видами города; карточки со схематичными изображениями домов, характерных и нехарактерных для города; карточки с изображениями различных видов домов: юрта, шалаш, вигвам, изба, хата, пагода и т. д.); изображения представителей строительных профессий (каменщик, маляр, плотник, стекольщик, сантехник и т. д.); дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» (орудия труда, строительная техника); карточки с изображениями строительных материалов; песок, вода, цемент, щебень; формочки по количеству детей; кусочек бетонной плиты.

Ход деятельности

Воспитатель вносит в группу фотоальбом с видами города, предлагает детям рассмотреть фотографии, назвать достопримечательности, имеющиеся объекты социального и культурного назначения.

Воспитатель. Мы с вами живем в городе. В нем много домов, заводов, фабрик, учебных заведений, театров, магазинов и других зданий. Больше всего в городе домов, в которых живут люди. Для чего нужны человеку дома? (Ответы детей.) Правильно, дома нужны для того, чтобы человеку было уютно, чтобы укрыться от холода, зноя, ветра, дождя, снега.

(Воспитатель предлагает детям карточки со схематичным изображением разных домов.) Ребята, посмотрите, какие разные дома научились строить люди. Выберите из них те, которые мы видим в нашем городе. (Дети отбирают карточки.)

Как вы думаете, почему в нашем городе не строят такие дома? (Показывает оставшиеся карточки.) Правильно, это дома, которые строят люди, живущие в других странах. Эти дома отвечают их образу жизни. Покажите дома, которые можно легко разобрать и построить вновь при переезде с места на место. (Дети показывают юрту, шалаш, вигвам.)

Где можно увидеть такие дома? (Показывает одноэтажные дома, избы, хаты и т. д.) Правильно, такие дома чаще встречаются в поселках, селах, деревнях, на хуторах. Там, где людей мень-ше, дома строят низкие и маленькие. В городах же места мало, а людей очень много, поэтому и дома здесь отличаются от деревенских.

В каких домах вы живете? (В больших, многоэтажных.) Для того чтобы построить многоэтажный дом, нужны строители разных специальностей. Вы знаете, люди каких профессий строят дома? (Каменщики, плотники, маляры, стекольщики, сантехники и т. д.) Послушайте стихотворения о людях разных строительных специальностей. (Чтение сопровождается показом иллюстраций.)

Каменщик

На стройке жаркая пора,

Сигнал уже пробил.

Сегодня каменщик с утра

К работе приступил.

Ему идет двадцатый год,

А он уже герой:

Быстрее всех кирпич кладет

Строитель молодой.

Кладет кирпич за кирпичом,

Растет этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днем

Все выше, выше новый дом.

Маляр

Красить комнаты пора —$ Пригласили маляра. Но не с кистью и ведром Наш маляр приходит в дом. Вместо кисти он принес Механический насос. Брызжет краска по стене, Солнце светится в окне. Стали стены голубыми, Словно небо в вышине.

Плотник

Летят опилки белые, Летят из-под пилы; Это плотник делает Рамы и полы. Топором, рубанком Выстругивает планки, Сделал подоконники Без сучка-задоринки. С. Баруздин

Существует много строительных специальностей. Угадайте, кто что делает. (Демонстрирует иллюстрации.)

— Архитектор что делает? (Составляет проект дома, чертит план, рассчитывает размеры здания.)

— Бетонщик что делает? (Закладывает основание дома — фундамент.)

— Крановщик что делает? (Работает на подъемном кране, поднимает тяжелые грузы на любой этаж:, устанавливает бетонные перекрытия и т. д.)

— Каменщик что делает? (Кладет стены из кирпича.)

— Штукатур что делает? (Штукатурит стены и потолки, выравнивает их, делает, чтобы они были гладкими, пригодными для поклейки обоев и покраски.)

— Маляр что делает? (Красит стены, клеит обои.)

— Сантехник что делает? (Устанавливает в квартирах трубы, батареи отопления, раковины, краны, унитазы, ванны и т. д.)

— Электрик что делает? (Прокладывает провода, устанавливает розетки, выключатели, подключает свет и т. д.)

— Стекольщик что делает? (Стеклит окна, балконы и т. д.)

— Грузчик что делает? (Грузит кирпичи, краску, сантехнику и т. д.)

Узнать, какие инструменты необходимы каждому работнику стройки, нам поможет игра.

Проводится игра «Подбери карточки». Детям предлагается несколько заданий.

1. Предлагаются карточки с изображениями инструментов и орудий труда. Дети распределяются по бригадам («бригада каменщиков», «бригада маляров» и т. д.). Каждая бригада выбирает необходимые для работы инструменты.

2. Предлагаются карточки с изображениями различной техники. Нужно выбрать карточки с изображением техники, необходимой при строительстве многоэтажного дома. (Дети отбирают необходимые карточки с изображениями экскаватора, бульдозера, подъемного крана, грузовиков, бетономешалки, цементовоза, панелевоза, катка для асфальтирования и т. д.)

3. Подберите материалы, из которых, по вашему мнению, можно построить дома. (Дети отбирают карточки с изображениями различных строительных материалов: кирпичей, блоков, плит, стальных перекрытий, черепицы и т. д.) Чтобы дома были прочными и крепкими, все части между собой соединяются цементом.

Проводится игра-эксперимент «Изготовим бетон».

Воспитатель. Подойдите к столу и посмотрите, что там лежит. С какими материалами вы уже знакомы? (Дети называют и показывают песок и воду.) А это щебень (показывает). Что он вам напоминает? (Камешки.) А это цемент (показывает). Посмотрите на него — он сухой и такой же сыпучий, как песок. Давайте повторим названия этих материалов: щебень, цемент.

Воспитатель предлагает принести песок, воду, цемент, щебень. Все перемешивают и разливают по формочкам.

Воспитатель. Чтобы бетон стал прочным, необходимо дать ему время для застывания. Для строительства домов необходимо много бетонных плит, их делают на бетонном заводе, затем уже готовые плиты привозят на стройку.

Проводится игра «Назови, какой». Воспитатель показывает небольшую бетонную плитку. Предлагает детям передавать ее по кругу и называть свойства бетона. Дети передают плитку и называют: твердый, прочный, качественный, надежный, крепкий и т. д.

Воспитатель. Чтобы дома внутри были красивыми и уютными, чем их отделывают люди? Какие материалы используют? (Краска, лак, линолеум, обои, плиты, кафель, рейки, навесные потолки и т. д.)

Вырос дом большой и светлый, Люди жить придут сюда. И строитель так ответит: — Счастье — строить города!

Подведение итога

Вопросы к детям:

— О какой профессии мы с вами сегодня говорили?

— Строители каких специальностей строят дом?

Рефлексия

Воспитатель.Я надеюсь, что среди вас тоже есть будущие строители, которые совсем скоро удивят нас новыми прочными и красивыми домами.

Если вас заинтересовала профессия строителя, возьмите на память жетоны с изображениями различных домов и подумайте, как можно их построить. А если не заинтересовала, возьмите жетоны без изображения и сами нарисуйте на них предмет, относящийся к профессии, которая вам интересна.

Введение тематики образовательной ситуации в игровую деятельность

Организуются игры со строительными материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающ...

Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с русским фольклором»

В последние годы в российской системе дошкольного образования растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных  традиций, воплощенных в самобытных жанрах фоль...

Консультация для родителей «Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых»

«Ознакомление детей  дошкольного    возраста с трудом взрослых»...

СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных мето...

«Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»

Совместный труд ребенка и взрослого».Под совместной со взрослым трудовой деятельностью ребенка подразумевается такая деятельность педагогов (взрослых) с детьми, когда взрослые выступают не тольк...

Сообщение «Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»

Сообщение «Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»...