Авторская статья. Организация наставничества в дошкольной образовательной организации
статья
Организация наставничества
в дошкольной образовательной организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_kuzpk.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация наставничества
в дошкольной образовательной организации
Караульнова Ольга Анатольевна, заведующий
Петрова Инна Васильевна, старший воспитатель
МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»
пгт.Тяжинский, Кемеровская обл.
madouzkluchik@mail.ru
invas07@mail.ru
В статье обоснована актуальность работы, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов, представлен опыт методического сопровождения деятельности педагогов в ДОУ.
Ключевые слова: педагог, педагогический коллектив, наставник, молодой специалист, организация наставничества в детском саду.
В МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик» разработана модель наставничества, которая способствует непрерывному профессиональному росту, самоопределению и социальному развитию педагогов.
Руководители учреждения несут ответственность за достижение целей образовательного процесса. Зачастую, стремясь достичь его эффективности, забывают, что в процесс включены не только дети, но и взрослые. Они пришли работать в сферу образования не только из-за любви к детям, но и для того, чтобы удовлетворить собственные потребности. Любой начинающий педагог боится собственной несостоятельности во взаимодействии с детьми, их родителями, опасается критики администрации и опытных коллег. Чтобы этого не произошло, начинающим и вновь пришедшим педагогам нужно целенаправленно помогать[1]. Каждый воспитатель испытывает различные образовательные потребности. В связи с этим возникла необходимость строить методическую работу с педагогами на основе дифференциации и индивидуализации.
Как же сделать так, чтобы педагоги трудились хорошо, достигая целей образовательного процесса и удовлетворяя свои желания? Мы пришли к выводу, что необходимо создать команду единомышленников. Для этого в начале учебного года приказом руководителя утверждена инициативная группа – Совет наставников, в состав которой входят опытные педагоги.
Целью работы Совета наставников является оказание методической и организационной помощи наставникам и молодым педагогам в планировании их деятельности, обмена опытом между наставниками, распространения положительного опыта наставничества, оказания помощи в подборе и координации деятельности наставников, а также повышения эффективности социальной и профессиональной адаптации молодых специалистов.
Задачи:
- создать психологически комфортную образовательную среду наставничества, способствующую раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов;
- оказывать помощь в эффективных форматах непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников организации;
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, внедрению разнообразных, в том числе сетевых и дистанционных форм наставничества;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- знакомить педагогов с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности.
Традиционная форма наставничества, как мы все представляем, – это индивидуальная работа с молодыми педагогами не имеющими трудового стажа в образовательном учреждении или имеющими трудовой стаж не более 3 лет. Совет наставников же заинтересовала современная форма наставничества в дошкольном учреждении – «наставничество-напарничество».
В каждой дошкольной группе работаю 2 воспитателя – напарника, которые и составляют наставническую пару.
Цель данной формы – создание, прежде всего, благоприятного рабочего микроклимата в группе. Если в паре работает молодой специалист – основная цель – его легкая адаптация на рабочем месте. Наставник-напарник помогает войти в рабочую ситуацию, сориентироваться в конкретных требованиях, познакомить с коллегами, предупредить о незаметных тонкостях, нюансах рабочих ситуаций. Если же в паре работают стажисты, то их основная цель наставничества – это повысить профессиональный уровень в определенном направлении. Например – овладение цифровыми навыками. Как правило, один педагог в паре более профессионально владеет ИКТ и передает свой опыт напарнику. Или же оба напарника с равными стартовыми навыками овладевают какими-либо умениями.
От классического наставничества данная форма отличается тем, что в ней участники равноправны, нет «старшего» и «младшего», «ученика» и «инструктора»; совет, информация или обратная связь дается в обе стороны.
Таким образом, такая форма наставничества-напарничества имеет 2 направления:
«Открывая дверь в профессию» (наставничество молодых специалистов, молодых педагогов). Наставник-напарник помогает войти в рабочую ситуацию, сориентироваться в конкретных требованиях, познакомить с коллегами, предупредить о незаметных тонкостях, нюансах рабочих ситуаций.
«Профессионал – профессионалу» или реверсивное наставничество (наставничество педагогов, желающих повысить свой профессиональный уровень в определенном направлении, например, педагогов, желающих овладеть цифровыми навыками, педагогов, испытывающих профессиональные затруднения в каком – либо направлении). В нашем учреждении все наставнические пары решили совершенствовать свои информационно-коммуникационные навыки.
Еще одним рационализаторским предложением Совета наставников стало решение прорабатывать в наставнических парах темы самообразования. В каждой дошкольной группе воспитатели-напарники выбрали тему самообразования одну на двоих и успешно прорабатывают её.
Темы самообразования наставнических пар:
- Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста с использованием ИКТ.
- Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок.
- Формирование позитивных взаимоотношений в семье – основа нравственного воспитания дошкольников.
- Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
- Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста как средство личностного самоопределения в будущем.
- Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности.
Каждая пара сделала свой проект по теме самообразования, продуктом которого станет авторский электронный образовательный ресурс
Данная деятельность приносит множество положительных результатов. Налаживается плодотворное сотрудничество между коллегами, снижается сменяемость коллектива. Повышается общая активность – педагоги активнее участвуют в конкурсном движении, повышении квалификации, изучении новых технологий, представлении опыта работы [2]. Повышается уровень компетентности начинающих педагогов. Общаясь с коллегами, педагоги-стажисты приобретают новые знания в области информационно-коммуникационных технологий и опыт создания собственных электронных образовательных ресурсов.
По результатам внедрения системы наставничества в ДОУ приходим к выводу, что работа по данному направлению благоприятно влияет на весь коллектив, в первую очередь обеспечивая его общую сплоченность.
Литература
1. Багаутдинова, С. Ф. Особенности методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении / С.Ф. Багаутдинова. – Текст : непосредственный // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2004. — № 3. — С. 21.
2. Сурьянинова, Т. А. Наставничество — эстафета знаний и опыта. Модель организации наставничества, реализуемая в дошкольном учреждении / Т. А. Сурьянинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 34-39.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса
Сан Пин 11 пункт...
Методические рекомендации по разработке рабочих программ педагогов дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования
Методические рекомендации по разработке рабочих программ педагогов дошкольных образовательных организаций...
Дипломная работа "Проектная деятельность как форма организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ".
В настоящее время происходит реконструкция системы дошкольного образования. В центре внимания находиться организация педагогического процесса. Работники дошкольной образовательной организации находятс...
Статья на тему: «Современные требования к организации деятельности дошкольной образовательной организации, как открытой образовательной системы»
В статье описывается какие современные требования к организации деятельности ДОО необходимо соблюдать, чтобы она являлась открытой системой....
Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка....
Статья "Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий"
Обобщение опыта работы старшего воспитателя по организации работы официального сайта в форме статьи по теме:«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения р...
статья "Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций как ресурс повышения кадрового потенциала"
На базе детского сада № 398 «Ласточка» в 2018-2019 учебном году проходили заседания сетевой программы «Потенциал культурного наследия и искусства в образовательной систем...