«Детское экспериментирование как эффективное средство развития потенциальных возможностей воспитанников и повышения их мотивации к самореализации»
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель совместных встреч с родителями воспитанников: вовлечение родителей (законных представителей) в процесс развития познавательной активности и потенциальных возможностей дошкольников через совместную экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskogo_sobraniya.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в разновозрастной группе №7 «Солнышко»
Тема «Детское экспериментирование как эффективное средство развития потенциальных возможностей воспитанников и повышения их мотивации к самореализации»
Цель: вовлечение родителей (законных представителей) в процесс развития познавательной активности и потенциальных возможностей дошкольников через совместную экспериментальную деятельность.
Задачи: 1. Создать условия для расширения представлений родителей o значении экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста.
2. Способствовать ознакомлению родителей с условиями организации в группе экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Способствовать развитию интереса родителей к созданию условий для детского экспериментирования в семье.
4. Создать условия для формирования у родителей желания участвовать в совместной экспериментальной деятельности с детьми, оказывать им эмоциональную поддержку.
Дата проведения: 12 ноября 2024 года.
Форма проведения: круглый стол, мини-дискуссия, видеосалон, эксперимент.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, ватман, фломастеры, краски, стаканчики с водой, салфетки, кисти, подставки под кисточки, мольберт с фотографиями, термос со льдом, вода, соль, ложка, яйцо, кружки.
Предварительная работа.
1. Анкетирование родителей «Детское экспериментирование дома».
2. Консультация «Как развивать исследовательские способности детей».
3. Подготовка папки-передвижки «Домашняя лаборатория для дошкольника».
4. Подготовка папки-раскладушки «Удивительные эксперименты с красками».
5. Подготовка презентации «Лаборатория «ЧЕВОСТИКА».
6. Изготовление книжек-малышек «Необыкновенные опыты».
7. Выпуск памятки «Организация детского экспериментирования».
Повестка.
1. О значении экспериментирования в развитии познавательной активности и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста (Мини-дискуссия). (Ответственный: воспитатель.)
2. Об условиях организации в группе экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. (Видеосалон «Детская лаборатория»)
(Ответственный: воспитатель
3. О необыкновенных опытах в домашних условиях. (Рекламная акция)
(Ответственный: воспитатель
4. О семейном опыте подготовки исследовательского проекта для участия в конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь» (Презентация исследовательского проекта).
(Ответственный: родители Крестиненко М.А., Боева Т.С.)
5. Об организации совместной экспериментальной деятельности педагогов, родителей и детей. (Эксперимент с красками «Семицветик»).
(Ответственный: воспитатель
Ход собрания.
Воспитатель:
Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады видеть вас. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу.
Тема нашего собрания «Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности и потенциальных возможностей дошкольников».
Сегодня мы с вами обсудим следующие вопросы:
1. О значении экспериментирования в развитии познавательной активности и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста.
2. Об условиях организации в группе экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. О необыкновенных опытах в домашних условиях.
4. О семейном опыте подготовки исследовательского проекта для участия в конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь».
5. Об организации совместной экспериментальной деятельности с детьми.
Уважаемые родители, мы приглашаем вас активно обсуждать все вопросы. Секретаря родительских собраний Финк Ольгу Николаевну просим все предложения и решения занести в протокол.
1. О значении экспериментирования в развитии познавательной активности и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста.
Этот вопрос мы хотим начать со слов Генриха Нейгауза – советского пианиста немецкого происхождения «Таланты создать нельзя, но можно создать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты».
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними.
Современные тенденции социального развития общества ставят перед образованием новые задачи. Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство, трудно представить.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Развитие одаренности у детей является результатом сложного взаимодействия природных задатков и социокультурной среды. Особое значение приобретает еще и детская активность.
У одаренных детей, как правило, отмечена высокая любознательность и исследовательская активность. Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не сообщать детям знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт или эксперимент. В таком случае дети превращаются в исследователей, а может даже и в волшебников, которые раскрывают тайны окружающего мира.
По результатам анкетирования мы сделали вывод, что каждый родитель хотел бы видеть в своем ребенке любознательного первооткрывателя, исследователя того мира, который его окружает. Однако не все родители понимают, что ребенку необходима не только ваша заинтересованность, но и эмоциональная поддержка, а главное – сотрудничество в экспериментальной деятельности. И мы хотели бы спросить вас, родители, что такое экспериментирование?
(родители высказывают свои предположения)
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов познавательной деятельности дошкольника. Как вы думаете, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?
(ответы родителей).
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
(ответы родителей)
Вы правильно подметили, что родителям необходимо:
- Во-первых, самим быть любознательными.
- Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
- В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
- В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
- В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес. Многие думают, что ребенок и эксперимент – понятия далекие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдет, засмеюсь – засмеётся и она.
Но не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью. Однако, рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка дают возможность ребенку познавать мир. Он может что-то запомнить и осознать, только пережив это на собственном опыте.
Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов. В процессе экспериментирования ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (Почему? Зачем? Как? Откуда?), почувствовать себя ученым. Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в развитии:
- мелкой моторики (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
- воображении (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть?)
- внимания и памяти (запомню – дома расскажу маме);
- навыков общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь);
- мышления (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
Дети учатся анализировать свою деятельность. Они гордятся своими успехами, делятся опытом, переживаниями с родителями и сверстниками. И здесь очень важна реакция взрослых, похвала, поощрение ребенка. В свою очередь взрослый должен поддерживать и развивать, познавательный интерес ребенка, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.
Если вы захотели сами предложить ребенку эксперимент, то нужно придерживаться некоторых правил:
- Эксперимент должен быть интересен ребенку, должен увлекать его, быть с элементами неожиданности и необычности.
- Эксперимент должен быть выполним.
- Эксперимент должен принести реальную пользу участникам (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).
В ходе подготовки и проведении эксперимента необходимо следующее:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами
ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.
Уважаемые родители, если у вас есть предложения по данной теме, мы готовы выслушать вас.
(предложения родителей)
2. Об условиях организации в группе экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
А сейчас я расскажу вам об условиях организации в группе экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В нашей группе уделяется много внимания детскому экспериментированию. Мы организуем исследовательскую деятельность детей на прогулке, создаем специальные проблемные ситуации в ходе режимных моментов, проводим непосредственно образовательную деятельность по экспериментированию с различными материалами, помогаем организовать опыты и эксперименты в самостоятельной деятельности детей. Экспериментальная деятельность осуществляется по следующим разделам: «Песок и вода», «Воздух», «Наука и природа», «Литература», «Искусство», «Кулинария», «Манипуляции».
В нашей группе создан модуль экспериментальной деятельности «Детская лаборатория ЧЕВОСТИКА». Он состоит из пяти мини-лабораторий.
1. Мини-лаборатория «Живые соседи».
Каждый день, приходя в группу, дети с удовольствием поливают растения, рыхлят почву, протирают листочки у комнатных цветов, высаживают семена растений и наблюдают за ними. Свои впечатления зарисовывают в дневнике наблюдений. «Живые соседи» в группе способствуют развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать окружающий мир, узнать о необходимых условиях роста и развития растений, радоваться результатам своего труда.
2. Мини-лаборатория «Удивительные приборы».
В мини – лаборатории хранятся специализированное оборудование, необходимые для проведения опытов, приборы – помощники, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы.
3. Мини-лаборатория «Чудесная кладовая».
В мини – лаборатории хранятся природный и медицинский материал, утилизированный и технический материал, коллекция «Мир тканей» и «Чудо - бумага», коллекция семян и гербарий, собранный на территории детского сада.
4. Мини-лаборатория «Хочу все знать».
Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, глобуса, тематических альбомов мы используем для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.
5. Мини-лаборатория «Игротека».
В игротеке находятся дидактические игры по экологии, настольные игры, лото, пазлы. В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
С детьми 5-6 лет экспериментирование ведется в нескольких направлениях:
- живая природа;
- неживая природа;
- человек;
- рукотворный мир.
Уважаемые родители, мы предлагаем вам с помощью разноцветных жетончиков разделиться на 4 подгруппы и заполнить в схеме «Паук» эксперименты, которые вы можете провести с детьми в домашних условиях. Первая подгруппа подбирает эксперименты с неживой природой, вторая – с живой природой, третья – по теме «Я – человек», а четвертая – рукотворный мир.
(родители совещаются и заполняют схемы экспериментов)
Молодцы! Вы подобрали много интересных экспериментов. Представьте, пожалуйста, свои опыты.
(родители зачитывают названия опытов)
Уважаемые родители, давайте обсудим этот вопрос. Какие у вас будут предложения?
(предложения родителей)
3. О необыкновенных опытах в домашних условиях.
А сейчас мы предлагаем вашему вниманию рекламную акцию наших воспитанников.
(звучит музыка, в зал входят дети)
Дорогие папы, мамы,
Актуальная реклама!
Вы сейчас сосредоточьтесь
Интересно будет точно!
Уля
Ой, волшебная вода!
Посмотрите все сюда!
Если очень постараться,
Можно в розовой купаться.
Захочу, зеленой станет,
Иль замерзнет, иль растает.
Мне вчера был нужен лед,
Получился - желтый. Вот!!!
Настя
Воздух в воздухе искала
И ловила я его
И подушку создавала,
Нет, не видно ничего.
Пузыри я надувала,
Вот летят, смотри на них.
Оказалось очень быстро
Наполняет воздух их.
Аня
Муку сквозь сито просеваю
К работе все приготовляю.
Соль, сахар, яйца, молоко,
Готовить я люблю. Легко.
Вот жидкой сделаю муку,
Стать блинным тестом помогу.
А теперь хочу для пиццы
Я немного потрудиться.
Тесто сделаю покруче,
Чтобы резать было лучше.
Пока пицца выпекалась,
Я скульптурой занималась!
Мы собрали большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить дома вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Сегодня мы дарим вам книжки-малышки с необыкновенными опытами в домашних условиях.
(звучит мелодия, дети раздают книжки-малышки и уходят из зала)
4. О семейном опыте подготовки исследовательского проекта для участия в конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь».
Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка - ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки?
Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их интересами, способностями, задуматься об их возможностях.
Ежегодно в детском саду проходит конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь». Воспитанники старших и подготовительных к школе групп готовят вместе с воспитателями и родителями исследовательские и творческие проекты, которые представляют на этом конкурсе. В этом году на конкурсе «Я – исследователь» свои проекты достойно представили Крестиненко Кира и Боев Егор. Жюри высоко оценило работу наших воспитанников, и Егор занял первое место в детском саду, а Кира - второе. И сегодня мы попросили маму Киры поделиться семейным опытом подготовки исследовательского проекта дошкольника.
(выступление Крестинеко Марины Анатольевны)
Как победитель конкурса на уровне детского сада, Егор представлял свой проект на муниципальном конкурсе «Я – исследователь». Мы благодарим родителей Егора за активное участие в подготовке этого проекта и эмоциональной поддержке на конкурсах всех уровней. И сегодня мы предлагаем вам познакомиться с исследовательским проектом Егора «Удивительная соседка – соль».
(выступление Боева Егора)
Уважаемые родители, мы предлагаем вам высказать свои впечатления о работе нашего воспитанника и предложения по поводу участия дошкольников в конкурсе «Я – исследователь».
(предложения родителей)
6. Об организации совместной экспериментальной деятельности с детьми.
Только совместными усилиями семьи и педагогов детского сада можно достичь определённых результатов на пути детского познания. При этом взрослые выступают равноправными партнерами, соучастниками детской экспериментальной деятельности.
И сейчас мы предлагаем вам окунуться в мир детства и немного поэкспериментировать со своими детьми.
(в зал приглашаются дети)
На столах подготовлены эмблемы нашей группы «Семицветик». На каждом лепесточке обозначен цвет, в который его надо раскрасить. Однако готовых оттенков нет, их необходимо создать во время эксперимента с красками. Желаем Вам успехов!
(дети и родители участвуют в экспериментальной деятельности)
Уважаемые родители, предлагаем вам высказать свои впечатления по вопросу организации совместной экспериментальной деятельности с детьми.
(высказывания родителей)
Сегодня мы обсудили очень важные вопросы и предлагаем вам принять решения родительского собрания. Проект решений мы подготовили на экране, я его сейчас озвучу. Предлагаем вам голосовать один раз по всем решениям.
1. Родителям создавать необходимые условия для детских экспериментов в домашних условиях и поддерживать целенаправленную работу педагогов по развитию познавательных интересов и потенциальных возможностей дошкольников средствами экспериментальной деятельности.
(Срок: постоянно)
(Ответственные: педагоги и родители)
2. Родителям принять участие в определении и подготовке исследовательских и творческих проектов для конкурса «Я – исследователь». (Срок: сентябрь – декабрь 2024 года)
(Ответственные: родители)
3. Воспитателям организовать конкурс «Я – исследователь» для всех воспитанников группы.
(Срок: ноябрь 2024 года)
(Ответственные: педагоги)
4. Педагогам и родителям стремиться к равноправному партнерству с детьми в экспериментальной деятельности.
(Срок: постоянно)
(Ответственные: педагоги и родители)
(голосование родителей)
Уважаемые родители! Мы благодарим вас за участие в родительском собрании и дарим вам на память буклеты об организации детского экспериментирования. Мы искренне желаем вам успехов в воспитании будущих ученых России. А перед тем как проводить наших гостей, предлагаем вам выразить свое отношение к сегодняшней встрече с помощью смайлика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование детских тренажеров как эффективное средство развития физических качеств"
История тренажеровСовременные тренажерыВиды тренажеровПротивопоказанияРекомендации...
Консультация для воспитателей " Детское экспериментирование, как эффективное средство познания окружающего мира,развития любознательности и активности ребенка"
Консультация для воспитателей " Детское экспериментирование, как эффективное средство познания окружающего мира,развития любознательности и активности ребенка"...
Консультация для педагогов ДОУ («Детское экспериментирование как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения зна...
"Театрализованная деятельность в детском саду как эффективное средство развития связной речи дошкольников"
quot;Театрализованная деятельность в детском саду как эффективное средство развития связной речи дошкольников"...
«Детское планирование, как эффективное средство развития инициативности у старших дошкольников».
В данной статье говорится о фундаментальной роли детского планирования, как эффективного средства развития инициативности дошкольников, описан педагогический опыт по теме....
«Экологическая лаборатория детского сада как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольников»
laquo;Экологическая лаборатория детского сада как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольников»...