«Детское планирование, как эффективное средство развития инициативности у старших дошкольников».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
В данной статье говорится о фундаментальной роли детского планирования, как эффективного средства развития инициативности дошкольников, описан педагогический опыт по теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Детское планирование, как эффективное средство развития инициативности у старших дошкольников».
Аннотация: В данной статье говорится о фундаментальной роли детского планирования, как эффективного средства развития инициативности дошкольников, описан педагогический опыт по теме.
Ключевые слова: самостоятельность, инициативность, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, планирование, планерка, общий сбор.
Качество дошкольного образования напрямую связано с качеством реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, Стандарт), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. Согласно п.1.4.4. одним из принципов дошкольного образования является «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности», а одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, - развитие инициативности и самостоятельности ребенка (п.1.6.6 ФГОС ДО).
Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу о том, что развитию детской инициативности и самостоятельности необходимо отвести доминирующую роль в педагогическом процессе.
Современная образовательная ситуация рекомендует использование инновационного режима работы в ДОУ. Традиционные методы и форы детско-взрослого взаимодействия не исключаются из педагогического процесса, их дополняют и распространяют методы и приемы, оправданные новыми образовательными потребностями современных детей.
Ребенок 50 лет назад и ребенок сегодня – это два разных ребенка, испытывающих разные образовательные потребности под воздействием окружающей действительности и времени. Так, например, использование ИКТ – это обыденное дело в ДОУ, и воспитатели не ограничиваются при выборе наглядно-демонстрационного материалами печатными картинками. Этот эффект «современности» коснулся не только обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, но и личности современного будущего первоклассника, в последствие будущего гражданина своей страны. Современный первоклассник – ребенок, умеющий планировать свою деятельность, рационально использовать время и другие ресурсы, отличающийся повышенным уровнем инициативности и самостоятельности. Это тот целевой ориентир, на который держит курс моя педагогическая деятельность.
Передо мной встал вопрос: как научить детей планированию? Наиболее эффективна форма детско-взрослого взаимодействия – это сотрудничество. Было принято решение в начале каждого дня, во время утреннего приема организовывать общий сбор - «Планерка». На общем сборе, сидя в кругу, дети совместно решали, чем они хотят заняться сегодня, какие цели и задачи ставят на день, какими способами будут их решать, какие ресурсы для этого будут привлечены и т.д. Перед первым сбором были опасения в том, что у детей данная деятельность вызовет затруднение, однако, напротив дети с первого же «собрания в кругу» проявили повышенный интерес к совместному обсуждению, выстраивали цепочки действий – планировали. В последствие дети решили, что им удобно схематично отображать ключевые звенья схемами-рисунками, которые размещались на мольберте в группе и находились на нем в течение всего дня.
Данная деятельность способствовала не только развитию навыков планирования, развитию инициативности и самостоятельности, но и развитию таких качеств как толерантность, умение договариваться, умение выслушать товарища, прислушиваться к чужому мнению, идти на компромиссы и рационально размышлять.
Со слов представителей родительской общественности стало известно, что дети с еще большим желанием стали стремиться в детский сад и каждое утро для них стало началом новой истории, истории сегодняшнего дня.
Родительская общественность также была привлечена к данной работе. Представителям семей воспитанников было рекомендовано в утреннее время выходного дня в семейном кругу обсуждать планы на весь день. Был разработан и реализован проект с участием родительской общественности «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». В рамках данного проекта родителям были даны консультации и рекомендации по организации детско-взрослого взаимодействия с целью формирования у детей навыков планирования собственной деятельности и организации детско-взрослых досугов. Продуктом выступила фото-выставка под названием идентичным названию проекта, которую дети и родители совместно оформили в приемном помещении группы. На фото был запечатлен фрагмент из организованного совместно ребенком и родителем дня, который учел интересы и дела и взрослого и ребенка. Данный проект послужил началом доброй традиции в нашей группе – ежемесячно устраивать фотовыставки под названием «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!», делиться впечатлениями от совместной детско-взрослой досуговой деятельности. Еще одним проектом с участием родительской общественности стал проект под названием «Наша карта событий». В рамках данного проекта детям и родителям было предложено совместно составлять карты-события на неделю, которые представляли собой для взрослого и ребенка планирование на перспективу. Так дети и родители могли знать о делах друг друга, планировать совместную досуговую деятельность, фиксировать в карте важные дела (посещение секций, родительских собраний и пр). Все карты складывались в папку, и в конце года у каждого ребенка и родителя была возможность «отмотать время назад» и еще раз вспомнить тот или иной спланированный промежуток семейной жизни. В ходе проекта родители совместно с детьми модернизировали карты, адаптировав их под себя, каждый по-своему. Данная деятельность не только развила у детей и взрослых навыки планирования с учетом дел и интересов друг друга, но и выступила эффективным инструментом для сплочения семьи, укрепления детско-родительских связей.
Посредством мониторинга уровня развития детской самостоятельности и инициативности, инструментарием которого выступили целевое педагогическое наблюдение и игровые упражнения, было выявлено, что на прогулках дети самостоятельно без инициативы взрослого объединяются в «круг планирования» и распределяют роли, договариваются о том, в какие игры хотят играть и пр., тем самым дети стали более сплоченными, у них повысился уровень коллективизма. Если в начале учебного года у детей возникали затруднения при выполнении в рамках мониторинга игровых упражнений, таких как «Что было дальше?», где ребенку предлагалось самостоятельно продолжить сюжет рассказа, или упражнения «Новый предмет», когда ребенку предлагалось из имеющегося строительного материала собрать новый предмет, придумать ему название и функцию, то к концу года дети выполняли подобные игровые упражнения без особых усилий. Планерки для детей стали одним из самых интересных моментов.
Со временем дети стали собираться на повторные планерки в течение дня с целью обсуждения и внесения коррективов в график дня ввиду внешних обстоятельств, например, кого-то из детей забрали, его роль должна после совместного обсуждения достаться кому-то другому и т.д.
Параллельно с «Планёрками» была разработана картотека игр, направленных на развитие у детей самостоятельности и инициативности в вопросах планирования. В разработке данных игр приняли участие и сами дети. Они выразили свои пожелания в правилах игр и их тематике, став соавторами. В течение учебного года данные игры были включены в воспитательно-образовательный процесс.
Данная идея – капля в море. Сколько педагогических идей, организация которых не так уж и сложна, могут повлиять на воспитание всесторонне развитых, уверенных в себе будущих первоклассников, у которых будут развиты не только предпосылки к учебной деятельности, но и навыки успешной организации своей жизни, будут сформированы такие фундаментальные качества характера, как самостоятельность и инициативность. Разработке таких идей я планирую посвятить свою профессиональную деятельность.
Список используемой литературы
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Веракса Н.Е. Инициатива в ДОУ журнал Современное дошкольное образование № 5/2011.
- «Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте» М. издательство «Институт практической психологии» Воронеж. 1998. стр 256.
- Т.И. Бабаева «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе», г. Санкт – Петербург, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материл из опыта работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников"
Материл о музыке, музыкальных инструментах, композиторах. Построенный на слушание музыки, на играх, загадках, рассказах....
Представление авторских развивающих игр как эффективное средство развития логического мышления старших дошкольников
Знакомство с опытом работы педагога по развитию логического мышления старшихдошкольников ,используя авторские наглядные пособия....
Логопедические сказки как эффективное средство развития речи у старших дошкольников
В материале обоснована важность использования логопедических сказок в работе с детьми. Приведены примеры сказок, в которые можно играть с детьми как на занятиях, так и дома....