В чем заключается развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО
статья

Усольцева Ольга Александровна

1. Функции развивающей предметно-пространственной среды 

2. Основные требования к развивающей предметно-пространственной среде

3. РППС - основное средство для развития дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchiy_harakter_rpps.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №50 «Дюймовочка»

 «В чем заключается развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО»

Воспитатель: Усольцева О.А.

Город Заволжье

2024 год

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно – пространственная среда.

Развитие ребёнка-дошкольника совершается в процессе активной и содержательной деятельности, в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоциональнопрактического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Развивающая предметно – пространственная среда, создаваемая в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности.

Предметная среда в ДОУ выполняет следующие функции:

 образовательную, развивающую,

 воспитывающую,

 стимулирующую, организационную,

 коммуникативную.

Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. В каждом ДОУ предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся.

При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Для реализации содержания каждой из образовательных областей, в группах нашего детского сада имеется необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей. Вместе с тем предметная среда создается с учетом принципов интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для реализации содержания одной образовательной области используются и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, поисково-исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др.). Развивающая предметно - пространственная среда в группах организована таким образом, где каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Во всех центрах периодически происходит добавление или сменяемость игрового материала.

Целенаправленно организованная развивающая предметно - пространственная среда в группе, является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Образовательная среда детского сада должна быть современной. Наряду с традиционными материалами и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогической ценности. Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск.

Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечивать каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Образовательное пространство ДОУ (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Развивающая функция ППС реализуется через обеспечение каждого дошкольника посильным материалом, который служит толчком для его продвижения вперед — на новую ступень совершенствования, учитывая способности слабого ребенка и возможности сильного. Профессионализм и мастерство воспитателя играют здесь немаловажную роль. Постоянно совершенствуя свои знания, изучая инновационный опыт коллег и импровизируя, мы находим новые пути взаимодействия с дошколятами.

Таким образом, насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни, разностороннего развития каждого ребенка, является источником его знаний и социального опыта. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...

Статья "В чём заключается развивающий характер мониторинговых процедур?"

В настоящее время деятельность практическая стала все чаще приобретать характер мониторинга, который предвидит интегративное взаимодействие всех структур и компонентов для более качественного достижен...

ЭССЕ "В чём заключается развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО"

В данной работе представлены некоторые аспекты в создании РППС ДОО...

Эссе на тему «В чем заключается развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО?»

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л....

Статья на тему: "В чем заключается развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО?"

В данной статье раскрывается вопрос: на что нужно обратить внимание при организации развивающего пространства в группе детского сада....