Эссе на тему «В чем заключается развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО?»
статья
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_sredy_doo.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему
«В чем заключается развивающий характер
предметно-пространственной среды ДОО?»
Выполнила: Голова Е. И.,
Воспитатель Муниципального
бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 131»
Дзержинск-2022 г.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. Ребенок – это полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано, для разнообразных видов активной деятельности. Для этого вокруг ребёнка нужно создать специальную предметную среду, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания. Например: Я поставила детям для наблюдения в воду камень и морковь. И сразу появились вопросы: «А зачем? Что с ними будет? Морковь наверно вырастет. А один мальчик предположил, а вдруг камень вырастет и заполнит всю группу». Они начали общаться, размышлять, делать умозаключения. Этот пример показывает наглядно, как среда развивает детей.
Развивающая предметно-пространственная среда через специально организованную работу воспитателей и активное взаимодействие с социумом помогает детям максимально раскрыть свои природные задатки. РППС должна быть: ‒ насыщенной природными и социокультурными средствами; ‒ трансформируемой, доступной, вариативной и полифункциональной, чтобы ее можно было изменять и дополнять; ‒ безопасной — сохраняющей, поддерживающей и обогащающей здоровье воспитанников. При создании РППС мы учитываем все особенности группы. Важную роль при этом играют возраст, гендерный (половой) состав, уровень развития и личностные качества воспитанников. Так, для ребят 2–3 лет характерно активное движение (лазание, прыгание, катание). Поэтому для них организовано большое свободное пространство. Для четырехлетних ребят создан развернутый уголок для сюжетно-ролевых игр, где они стремятся подражать взрослым. Это формирует у них уважительное отношение к старшим, развивает умение сопереживать и поддерживать окружающих людей, способствует развитию коммуникабельности. Так же предусмотрена зона временного уединения ребенка, где можно помечтать и подумать. Для старших дошкольников создан свой мир игр. Здесь они удовлетворяют свою возрастную потребность в общении и в решении интеллектуальных задач.
Развивающая функция ППС реализуется через обеспечение каждого дошкольника посильным материалом, который служит толчком для его продвижения вперед — на новую ступень совершенствования, учитывая способности слабого ребенка и возможности сильного. Профессионализм и мастерство воспитателя играют здесь немаловажную роль. Постоянно совершенствуя свои знания, изучая инновационный опыт коллег и импровизируя, мы находим новые пути взаимодействия с дошколятами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей младшей группы на тему:«В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...
Консультация для родителей на тему: «В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень...
Консультация для родителей младшей группы на тему: «В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».
Консультация для родителей младшей группына тему:«В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в ...
Консультация для родителей младшей группы на тему: «В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».
«В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей»....
Эссе на тему: «В чём заключается вклад учреждений социума в развитии современного дошкольного образования»
C помощью учреждений социума дети дошкольного возраста больше развиваются, интересуются и познают мир....
Консультация для родителей младшей группы на тему: " В чем заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей"
Консультация для родителей...
Статья на тему: "В чем заключается развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО?"
В данной статье раскрывается вопрос: на что нужно обратить внимание при организации развивающего пространства в группе детского сада....