Эссе на тему: «В чем заключается развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО»
материал

Каляганова Любовь Андреевна

В материале рассказано, в чем заключается формирование и особенности создания РППС нашей группы для детей старше-подготовительного возраста с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_razvivayushchaya_sredakalyaganova.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №50 «Дюймовочка»

Эссе на тему:

«В чем заключается развивающий характер

предметно-пространственной среды ДОО»

Подготовила:

                          воспитатель Каляганова Л.А.

                                                           

г. Заволжье

2024 г.

«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира...

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить и развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы...». Е. И. Тихеева.

Вопрос организации предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной программы дошкольного образования. В том числе реализации требований к организации и обновлению предметно- пространственной среды дошкольного учреждения для развития воспитанников, подготовки детей для вхождения в социум, к обучению в школе. Развивающая предметно-пространственная среда нужна для организации самостоятельной свободной деятельности воспитанников, которая не регламентируется взрослыми. Естественная комфортабельная обстановка в каждой возрастной группе, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами, игровыми материалами, пособиями.

 В нашей старшей группе мы с детьми провели эксперимент. Посадили картофель в землю, вторую картофелину положили на тарелочку. Несколько дней наблюдали. Дети задавали вопросы: «Почему мы посадили их по-разному? Что теперь будет?». Через несколько дней дети убедились, что в земле с поливом картошка дает ростки, а другой клубень стал зеленым, без воды и земли засох. Дальше появилось желание провести эксперимент с луком, морковью, овсом. Результаты дети с удовольствием фиксировали в индивидуальных дневниках наблюдений. На данном примере можно отметить, что у воспитанников формируется познавательный интерес, познавательное общение, обогащаются представления о значении воды, питания, света для растений. Умение вести себя в коллективе, высказывать свою точку зрения, обьединяться, трудовые навыки по уходу за растениями пригодятся детям в жизни. Речевая активность, обогащение словаря словами синонимами, антонимами, использование пословиц, поговорок, загадок, использование мнемотаблиц помогает развитию речевой деятельности.  Чтобы было веселей, дети вспомнили песню «Огородная хороводная», даже инсценировали отрывок из сказки «Вершки и корешки», зарисовали результаты роста растения, обьединились для аппликации «В огороде у бабушки». В коробке из-под обуви слепили из пластилина грядки с овощами. А сколько радости принесла подвижная игра на прогулке «Картошка». Кто-то стал «горелым», а кто-то умелым. Появились соревнования «Кто быстрее соберет картошку? Кто больше соберет картошки?».

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы насыщенна, трансформируема. Доступна, все пособия находятся на уровне детских глаз и детской руки. Вариативна и многофункциональна. С помощью и с предложениями детей изменяем и дополняем среду: создаем выставки одного художника, тематические выставки.  Среда безопасная — сохраняющая здоровье воспитанников.

При формировании предметно-пространственной среды мы, воспитатели, учитываем возрастные психологические, гендерные, поведенческие особенности детей для организации самостоятельных игр со сверстниками, а с другой — возможность самореализации.

Можно отметить, что развивающий характер предметно-пространственной среды реализуется через обеспечение каждого конкретного ребенка посильным материалом, который служит толчком для продвижения вперед, к зоне ближайшего развития. Через заинтересованность к своей работе, изучение инновационного опыта работы с дошкольниками, обогащение своих знаний, импровизации, мы стремимся находить новые пути развития сотрудничества с дошколятами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: Организация и содержание развивающей предметно — пространственной среды в группах

Цель: углубить знания педагогов об организации и содержании развивающей предметно – пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО. Способствовать повышению эффективности педагогического пр...

Консультация на тему «Проектирование и организация развивающей предметно-пространственной среды группы - подход Н.А.Коротковой»

Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознат...

Распространение опыта по теме "Лэпбук как элемент развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог ищет новые подходы к её оформлению. Одним из таких подходов стало создание л...

Эссе на тему: «В чём заключается вклад учреждений социума в развитии современного дошкольного образования»

C помощью учреждений социума дети дошкольного возраста больше развиваются, интересуются и познают мир....

Эссе на тему «В чем заключается развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО?»

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л....

Статья на тему: "В чем заключается развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО?"

В данной статье раскрывается вопрос: на что нужно обратить внимание при организации развивающего пространства в группе детского сада....

Рекомендации для педагогов на тему: «Памятка по созданию развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в центре «Безопасность»».

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признаетс...