Практикум для молодых педагогов: «Как сохранить креативность ребенка»
консультация
В современном мире социально-активная, яркая творческая личность становится все более востребованной обществом. Развитие и становление такой личности является одной из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея воспитания, направленного на развитие креативности личности лежит в основе современного подхода к воспитательно-образовательному процессу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreativnost_rebenka.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100
(47545) 5-14-77 / michskazka@obr.g45.tambov.gov.ru / michskazka.68.edu.ru
Практикум для молодых педагогов:
«Как сохранить креативность ребенка»
Подготовила
воспитатель
Шматова Екатерина Руслановна
г. Мичуринск, 2024 г.
Условия развития креативности детей в дошкольном образовательном учреждении
В современном мире социально-активная, яркая творческая личность становится все более востребованной обществом. Развитие и становление такой личности является одной из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея воспитания, направленного на развитие креативности личности лежит в основе современного подхода к воспитательно-образовательному процессу.
В последнее время понятие «креативность» получило широкое распространение, почти вытеснив ранее существовавшее словосочетание «творческие способности». Понятие «креативность» происходит от латинского creatio, что означает «сотворение», «создание».
Процесс формирования яркой творческой личности, обладающей способностью продуктивно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием дальнейшего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала детей. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие разносторонности личности, ориентированное, в первую очередь, на развитие креативности.
По нашему мнению, развитие креативности детей в дошкольном образовательном учреждении будет успешным, если обеспечить два педагогических условия, первое из которых: реализация программы занятий с дошкольниками, предусматривающая включение детей в рефлексивную и разнообразную творческую деятельность: изобразительную, художественно-речевую, музыкальную, пластическую, проектную.
Рефлексия выступает важнейшим, определяющим звеном между знанием и личным опытом человека. Для дошкольников это качество необходимо для применения общих знаний в конкретных ситуациях своей практической действительности.
Под познавательной рефлексией психологи понимают способность субъекта к осознанию процесса познавательной деятельности, к учету своих возможностей в ее выполнении и выбору эффективного способа достижения целей, а также умение оценивать, анализировать собственные действия и соотносить их с предметной ситуацией.
Практически в любой жизненной ситуации успешность нашего действия во многом связана с умением понимать суть взаимодействия и себя в ней. Этим умением объясняется как эффективность деятельности человека, так и его личные взаимоотношения. Поэтому уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной жизни.
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, так как для ребенка это является радостью познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь предмет, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.
Основными формами изобразительной деятельности дошкольников являются: рисование, аппликация, конструирование, лепка и всякий ручной труд. Такие занятия регулярно проводятся в детских садах. Благодаря им дети получают возможность приобрести свой первый художественный опыт.
Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Пополнение «копилки» познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка. В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся быть сосредоточенными, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей.
Художественно-речевая деятельность обогащает опыт детей знаниями народных сказок с поучительным содержанием, образами сказочных героев, воспитывает интерес к литературным произведениям. Через сказки дошкольники учатся видеть и понимать семиотическое значение, которое выражается в обобщенных образах: скатерти-самобранке, шапке-невидимке, сапогах-скороходах и т. п.
Дружба героев сказок с животными и другими существами окружающей природы и помощь, которую они получают от «мудрых зверей», отражают осознание нашего родства с природой. Медведь в сказках – символ веры, обращенной на служение высоким целям. Встреча с бессмертными существами (гномы, карлики, звезды, солнце) всегда приводит к счастливому концу.
Музыка является одним из богатейших и эффективных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры (музыкальное воспитание) нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка имеет похожую с речью интонационную природу, для которой необходима речевая среда. Для того, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.
Известный фольклорист Г.М. Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …».
Двигательно-пластическая выразительность включает сочетание двух составляющих. Первая составляющая – структурная выразительность движений – это присущая самому движению содержательность, информативность, которая прочитывается по определенным опорным элементам, фазам и направлению протекания движения. Вторая составляющая – пластическая выразительность движений.
Средством развития двигательно-пластической выразительности в дошкольном детстве выступает освоение языка выразительных движений. Как правило, оно происходит в повседневной жизни стихийно и преимущественно неосознанно – в силу подражательного присвоения ребенком норм невербального общения, принятых в его ближайшем окружении (семье), поэтому может быть более или менее ограниченным. Наиболее продуктивно освоение дошкольниками языка выразительных движений протекает при осмысленном и произвольном его освоении, условия для которого создаются в рамках целенаправленного обучения детей от 3 до 7 лет. Произвольные выразительные движения для дошкольника – это образные движения (игровой образ), посредством которого воплощаемый образ становится двигательно-пластическим. Произвольное и осмысленное двигательно-пластическое воплощение игрового образа постепенно развивает у дошкольника способность отделять себя самого от исполняемого образа: собственные действия и эмоции от образных движений и переживаний. Такое различение становится необходимым условием развития способности к управлению собственными эмоциями. Другими словами, управление собственными движениями и эмоциями, мотивированное интересной для ребенка деятельностью, развивает у него способность к регуляции собственного поведения в целом.
Проектная деятельность – это различные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, на основе приобретённого опыта (пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).
Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, так как получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, а также свои поступки.
«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», – писал Песталоцци.
Развитие креативности детей в дошкольном образовательном учреждении будет успешным, если обеспечить второе педагогическое условие: организовать занятия творческой мастерской с родителями, направленные на формирование готовности взрослых развивать креативность дошкольников.
Специалисты в сфере дошкольного образования указывают важность родительского участия в воспитании креативности у детей, так как от семьи зависит одно из важнейших условий, необходимых для достижения желаемого результата – создание благоприятной для творчества атмосферы. К тому же, из всех взрослых именно с родителями ребенок имеет самую сильную эмоциональную связь. Ребенок любит маму и папу, с удовольствием проводит с ними время и получает от этого огромное количество положительных эмоций. Это значит, что при правильном подходе, занятия с родителями будут продуктивнее.
Еще один важный момент заключается в том, что, в отличие от групповых занятий, внимание взрослого сосредоточено на одном ребенке, а не делится между несколькими детьми. Если в процесс включаются оба родителя, ребенок получит более полный и разнообразный творческий опыт. Это связано с тем, что мамы и папы обычно выбирают разные подходы и методы, из-за чего занятия охватывают более широкий круг упражнений.
Творческая мастерская – одна из форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Работа в «творческой мастерской» помогает установить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе совместной предметной деятельности, и направлена на сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, развитию самостоятельности и творческой инициативы.
Организуя «творческие мастерские» воспитатель является наставником и помощником в развитии у ребенка творческого потенциала. Работая с детьми по различным тематикам, у родителей и детей появляются новые семейные интересы, традиции и формируются творческие навыки.
Получая квалифицированную помощь педагога в развитии творческого потенциала детей, родители пропагандируют положительный опыт общественного и семейного воспитания.
Цель создания творческих мастерских: формирование педагогической компетентности, творческого мышления и навыков совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений и семьи через различные формы взаимодействия педагога с родителями и детьми.
Задачи создания творческих мастерских:
- создать условия для творческой самореализации участников педагогического процесса;
- развивать у детей творческие способности, мышление, познавательный интерес через совместную творческую деятельность взрослого и ребенка;
- расширять сферу участия родителей в педагогическом процессе и жизни образовательного учреждения;
- повышать педагогическую культуру и грамотность у родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для молодых педагогов ДОУ "Игра - ведущий вид деятельности дошкольников"
Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Дети очень любят игры, любят педагогов которые с ними играют, лепят, рисуют, прыгают и даже ползают. Работая с маленькими детьми воспитатель должен помнить,...
Конспект практикума с молодыми педагогами "Построение эффективного общения и взаимодействия с воспитанниками в различных видах деятельности"
Цель: обеспечить молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания конструктивного взаимодействия с ребенком при предъявлении педагогического требования и педагогической...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....
Семинар-практикум для молодых педагогов дошкольного образования «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»
Обучающий семинар-практикум разработан педагогом-наставником муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15" Константиновой Т.В. Семинар...
Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»
Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...