Конспект практикума с молодыми педагогами "Построение эффективного общения и взаимодействия с воспитанниками в различных видах деятельности"
методическая разработка на тему

Цель: обеспечить молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания конструктивного взаимодействия с ребенком при предъявлении педагогического требования и педагогической оценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Гармония» станицы Подгорной»

Конспект практикума

 с молодыми педагогами

"Построение эффективного общения и взаимодействия с воспитанниками в различных видах деятельности"

      Разработала:

      Заместитель заведующего по УВР

      МБДОУ «Детский сад» № 18

      «Гармония» ст. Подгорной

      Ахтырская А.Ю.

Цель: обеспечить молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания конструктивного взаимодействия с ребенком при предъявлении педагогического требования и педагогической оценки.

Задачи:

- выявление уровня владения знаниями, умениями и навыками при организации взаимодействия; предъявлении педагогического требования и оценки.

- актуализация знания педагогов по вопросам эффективного взаимодействия с детьми: ситуация успеха; педагогические требования; педагогическая оценка.

- развитие коммуникативных, рефлексивных, аналитических навыков участников взаимодействия.

 

Ход мероприятия

 

1 часть: организационная:

  • Объявление вопросов для обсуждения:
  1. Что такое педагогическая оценка, педагогическое требование?
  2. Какие правила нужно соблюдать при предъявлении педагогического требования, педагогической оценки и при создании ситуации успеха?
  3. Как вы думайте, важны ли все три выше перечисленный составляющие для создания эффективного взаимодействия педагога с ребёнком?
  • Объявление правил практикума:
  1. Обосновывай обозначенные актуальные вопросы по теме обсуждения.
  2. Аргументируй подходы  к их решению.
  3. Сообщение об удачном и неудачном опыте.
  4. Избегай общих фраз.
  5. Ориентируйся на цель (задачу).
  6. Умей слушать.
  7. Будь активен в беседе.
  8. Будь краток.
  9. Осуществляй конструктивную критику.

2 часть: основная

  • Обоснование актуальности темы.

Вспомним, что такое эффективное взаимодействие?

(Эффективное общение –это когда устанавливаются и развиваются контакты между людьми, которые порождаются потребностями совместной деятельности и включают в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека).

Как Вы думайте, какую роль играют педагогическая оценка, педагогические требование и ситуация успеха для построения эффективного взаимодействия педагога и ребёнка?

Для построения эффективного взаимодействия с ребенком, педагогу необходимо знать правила предъявления педагогических требований, педагогической оценки и правила создания ситуации успеха для ребенка. Сегодня мы будем строить дом, в основе которого лежат три «кита»: 1 этаж – педагогические требования, 2 этаж – педагогическая оценка, 3 этаж – ситуация успеха.


1. Педагогическое требование:

Записи походу выступлений.

А) Актуализация.

Рассмотрим такой пример: «Педагог появляется в группе, но никто из детей этого не замечает. Они продолжают делать свои дела, пока громкий голос, достаточно авторитарно не прервал занятий и игр детей. Когда педагог властно и сердито отдал распоряжения, дети затихли и приготовились исполнять требуемое…

Другой педагог появляется в той же группе, и дети быстро приготовились к работе (занятию). На их лицах приветливость и ожидание, доброжелательность и жажда дела…

- По какой причине так получается?

Часто такие превращения объясняют чудодейственной способностью педагога, а детей продолжают обвинять в «невоспитанности». В чем же все-таки следует искать причину? Причину следует искать в профессионализме.

Б) Теория.

  • Понятие «педагогическое требование».

- Давайте рассуждать: для дошкольника какая форма наиболее приемлема?

  • Правила предъявления педагогического требования

В) Правила

Табличка № 1

Требование с точки зрения  организации деятельности ребёнка

Требование с точки зрения отношения к ребёнку в момент предъявления требования

1. Логически доведённое до конца

 

2. Инструктивное

 

3. Позитивное

 

4. Доступное

 

5. Переакцентированное на детали

Забота о развитии каждого ребёнка

Уважение детства, неопытности ребёнка

Забота о продуктивности деятельности

Уважение индивидуальности детей

Инструментовка свободы личности

 

Г) Вывод: Искусство педагога будет заключаться не в знаниях данных правил, а в том, чтобы их реализовать при сохранении уважительного, ласкового и нежного прикосновения к ребенку.

Д) Решение педагогических ситуаций: решение и анализ исходя из требований.

Ситуация: Дети не любят мыть руки перед едой и всегда торопятся к столу. Вопрос для обсуждения: Как сделать так, чтобы дети выполняли эти гигиенические требования? Постройте требование так, чтобы соблюсти все правила.

1 этаж готов.

2. Педагогическая оценка.

А) Актуальность.

С самых ранних лет малыш слышит мнение и оценки, высказываемые о нем другими людьми.

- Кто предъявляет требования?  (родители, воспитатели, дети).

- Всегда ли совпадают эти требования? Всегда ли они едины?

Мнения эти не всегда одинаковы, а порой очень противоречивы. Каждый человек, а тем более ребенок, нуждается в поощрении, которое побуждает желание работать над собой.

- Если  ему постоянно говорить о его слабых сторонах?

(у него вообще исчезает стремление к самосовершенствованию.)

- Между тем, что будет, если постоянно говорить о сильных сторонах ребенка?  

(формируется слишком высокое мнение о себе, что нарушает отношения дошкольника с окружающими.) Самооценка ребенка зависит от взрослых. Поэтому педагогам нужно особое внимание уделять правильной оценке его действий и поступков. Именно действий и поступков, но ни в коем случае не самой личности. Как правильно давать оценку, нам расскажет….

Б) Теория

  • Значение педагогической оценки в воспитании дошкольника
  • Виды педагогических оценок

В) Правила

- используйте техники «Я – сообщение», «Ты – сообщение» и др.

- любое достижение ребенка не сравнивать с достижениями других детей; сопоставлять лишь с его собственными достижениями.

- помимо вербальных оценок, используйте мимику, пластику, интонацию.

Г) Вывод.

Д) Решение педагогических ситуаций.

Дети очень хорошо работали на занятии. Не произносите оценки в адрес их усердия. Выразите вашу высокую оценку операцией «Я – сообщение»

Техника «Я – сообщение»(разработано Томасом Гордоном)

1. Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда вы….»)

2. Название чувства в тот момент («…я почувствовала …»)

3. Название причины («наверное, это произошло потому, что…»)

2 этаж готов.

3. Ситуация успеха.

А) Актуальность.

Рассмотрим на примере, как педагог работает по созданию ситуации успеха:

…- Мы с Сашей рисовали зверей, которые живут в зоопарке. Я предложила нарисовать льва.

- Я не умею  - возразил он

- Как же в зоопарке не будет льва? Без него нельзя – он же царь зверей…Лев у тебя точно получится, ведь тигра ты умеешь, лев тоже дикая кошка…

Пока и все это говорила. Саша сидел и внимательно смотрел на меня, а затем сказал: «Нарисую вот такого огромного»

«Начинай же!» - откликнулась я с радостью. И он приступил.

В процессе рисования я говорила следующее: «Красивый получается…Веселый…Очень симпатичная кисточка на хвосте…»

Когда Саша закончил, он захотел нарисовать еще и крокодила. А ведь такое желание – критерии оценки ситуации успеха.

В данной ситуации можно проследить весь алгоритм создания ситуации успеха.

Б) Теория.

  • Ситуация успеха, понятие, психолого-педагогический аспект

В) Правила.

- «снятие страха» (ничего страшного, если не получится, мы тогда)

- «авансирование» (у тебя, конечно, получится, ведь)

- «скрытая инструкция» (ты же помнишь, что тут главное, чтобы)

-  «персональная исключительность» (именно у тебя должно получиться)

- «высокая мотивация» (нам это так нужно)

- «педагогическое внушение» (начинай же!, приступай!)

3часть: заключительная.

Подведение итогов: каждого участника просят поделиться впечатлениями о услышанном, о том, изменилось ли что-то в их взглядах на взаимодействие педагога с ребёнком.

-Я надеюсь, данный практикум помог вам разобраться,  как эффективно взаимодействовать с детьми, смог помочь вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения проблем в общении с ребёнком.

Рефлексия в диагностических картах (приложение 1,2).

Используемая литература.

  1. Стеркина Р. «Проблемы межпрофессионального общения в современном детском саду» - Дошкольное воспитание №8 – 2002 год.
  2. Афонькина Ю. «Как рождается профессиональное мастерство?» - Дошкольное воспитание №12 – 2002 год
  3. Шмонина Л.В., Зайцева О.И. «Инновационные технологии в методической работе ДОУ» , 2011 год
  4. Белая К.Ю. «Методическая деятельность в дошкольной организации», 2013 год
  5. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения».

Приложение 1

Уважаемые коллеги!

Просим оценить свои знания и умения по 5-ти бальной системе:

Знания и умения

Баллы

1

Когнетивные: знание теоретического аспекта вопросов:

-личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми

-эффективные техники речевого общения  («Я-сообщение» и др.)

-технология предъявления педагогического требования и педагогической оценки; создание ситуации успеха.

 

2.

Информационно-аналитические:

-умение отобрать необходимую информацию

-умение анализировать взаимодействие педагога с детьми

 

3

Целеполагание и планирование:

-умение ставить цель, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

-умение планировать конечные и промежуточные результаты взаимодействия с ребёнком

 

4

Коммуникативные:

-умение конструктивно общаться с ребёнком;

-умение обеспечить ребёнку успешность;

-умение правильно предъявлять педагогическое требование к ребёнку

-умение грамотно подобрать педагогическую оценку.

 

5

Организационные: умение организовать собственную деятельность

 

Приложение 2

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

КАК ПРИМЕР

+/ -;

да/нет

Какие навыки и умения совершенствовались в течение года?

- умение грамотно и содержательно организовывать воспитательно-образовательную работу с детьми в утренние и вечерние часы;

- умение грамотно и содержательно организовывать прогулку с детьми;

-  умение методически грамотно проводить подготовку и организацию разных видов НОД;

- умение грамотно и своевременно использовать разнообразные методы и приемы в работе с детьми.

Результаты совершенствования.

- изучены необходимые методические рекомендации (указать какие именно с указанием литературы)______________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

- повысился уровень организации воспитательно-образовательной работы в утренние и вечерние часы, на прогулке;

- повысился уровень подготовки и организации НОД (можно указать в сравнении: что было – что стало)._____________________________

___________________________________________________________

Выявленные проблемы.

- недостаточность использования в работе сюжетно-ролевых игр, театрализованной и досуговой деятельности;

- опыт работы с родителями;

- недостаточен объем знаний о развивающей среде, ее содержании и значении.

(Если проблем нет – то строку не заполняем).

Другое:_________________________________________________________

Задачи на следующий учебный год.

- повысить уровень владения методикой сюжетно-ролевых игр, театрализованной и досуговой деятельности;

- познакомить с разными формами работы с родителями;

- совершенствовать уровень знаний о развивающей среде (данной группы) и ее содержании;

Другое:___________________________________________________

__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для молодых специалистов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Интерактивные мероприятия с категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению у...

Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями

Одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. Непонимание своей роли в от...

Деловая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют своизакономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд!...

Семинар – практикум для педагогов раннего возраста, в рамках школы молодого воспитателя: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями. Нескучное родительское собрание»

Описаны:- приемы и правила установления хорошего контакта с собеседником;- правила организации родительского собрания;- игры и упражнения для проведения родительского собрания....

Семинар-тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Данный материал направлен на формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников....

«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич

laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...

Школа молодого специалиста: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями....