Конспект практикума с молодыми педагогами "Построение эффективного общения и взаимодействия с воспитанниками в различных видах деятельности"
методическая разработка на тему
Цель: обеспечить молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания конструктивного взаимодействия с ребенком при предъявлении педагогического требования и педагогической оценки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Гармония» станицы Подгорной»
Конспект практикума
с молодыми педагогами
"Построение эффективного общения и взаимодействия с воспитанниками в различных видах деятельности"
Разработала: Заместитель заведующего по УВР МБДОУ «Детский сад» № 18 «Гармония» ст. Подгорной Ахтырская А.Ю. |
Цель: обеспечить молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания конструктивного взаимодействия с ребенком при предъявлении педагогического требования и педагогической оценки.
Задачи:
- выявление уровня владения знаниями, умениями и навыками при организации взаимодействия; предъявлении педагогического требования и оценки.
- актуализация знания педагогов по вопросам эффективного взаимодействия с детьми: ситуация успеха; педагогические требования; педагогическая оценка.
- развитие коммуникативных, рефлексивных, аналитических навыков участников взаимодействия.
Ход мероприятия
1 часть: организационная:
- Объявление вопросов для обсуждения:
- Что такое педагогическая оценка, педагогическое требование?
- Какие правила нужно соблюдать при предъявлении педагогического требования, педагогической оценки и при создании ситуации успеха?
- Как вы думайте, важны ли все три выше перечисленный составляющие для создания эффективного взаимодействия педагога с ребёнком?
- Объявление правил практикума:
- Обосновывай обозначенные актуальные вопросы по теме обсуждения.
- Аргументируй подходы к их решению.
- Сообщение об удачном и неудачном опыте.
- Избегай общих фраз.
- Ориентируйся на цель (задачу).
- Умей слушать.
- Будь активен в беседе.
- Будь краток.
- Осуществляй конструктивную критику.
2 часть: основная
- Обоснование актуальности темы.
Вспомним, что такое эффективное взаимодействие?
(Эффективное общение –это когда устанавливаются и развиваются контакты между людьми, которые порождаются потребностями совместной деятельности и включают в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека).
Как Вы думайте, какую роль играют педагогическая оценка, педагогические требование и ситуация успеха для построения эффективного взаимодействия педагога и ребёнка?
Для построения эффективного взаимодействия с ребенком, педагогу необходимо знать правила предъявления педагогических требований, педагогической оценки и правила создания ситуации успеха для ребенка. Сегодня мы будем строить дом, в основе которого лежат три «кита»: 1 этаж – педагогические требования, 2 этаж – педагогическая оценка, 3 этаж – ситуация успеха.
1. Педагогическое требование:
Записи походу выступлений.
А) Актуализация.
Рассмотрим такой пример: «Педагог появляется в группе, но никто из детей этого не замечает. Они продолжают делать свои дела, пока громкий голос, достаточно авторитарно не прервал занятий и игр детей. Когда педагог властно и сердито отдал распоряжения, дети затихли и приготовились исполнять требуемое…
Другой педагог появляется в той же группе, и дети быстро приготовились к работе (занятию). На их лицах приветливость и ожидание, доброжелательность и жажда дела…
- По какой причине так получается?
Часто такие превращения объясняют чудодейственной способностью педагога, а детей продолжают обвинять в «невоспитанности». В чем же все-таки следует искать причину? Причину следует искать в профессионализме.
Б) Теория.
- Понятие «педагогическое требование».
- Давайте рассуждать: для дошкольника какая форма наиболее приемлема?
- Правила предъявления педагогического требования
В) Правила
Табличка № 1
Требование с точки зрения организации деятельности ребёнка | Требование с точки зрения отношения к ребёнку в момент предъявления требования |
1. Логически доведённое до конца
2. Инструктивное
3. Позитивное
4. Доступное
5. Переакцентированное на детали | Забота о развитии каждого ребёнка Уважение детства, неопытности ребёнка Забота о продуктивности деятельности Уважение индивидуальности детей Инструментовка свободы личности |
Г) Вывод: Искусство педагога будет заключаться не в знаниях данных правил, а в том, чтобы их реализовать при сохранении уважительного, ласкового и нежного прикосновения к ребенку.
Д) Решение педагогических ситуаций: решение и анализ исходя из требований.
Ситуация: Дети не любят мыть руки перед едой и всегда торопятся к столу. Вопрос для обсуждения: Как сделать так, чтобы дети выполняли эти гигиенические требования? Постройте требование так, чтобы соблюсти все правила.
1 этаж готов.
2. Педагогическая оценка.
А) Актуальность.
С самых ранних лет малыш слышит мнение и оценки, высказываемые о нем другими людьми.
- Кто предъявляет требования? (родители, воспитатели, дети).
- Всегда ли совпадают эти требования? Всегда ли они едины?
Мнения эти не всегда одинаковы, а порой очень противоречивы. Каждый человек, а тем более ребенок, нуждается в поощрении, которое побуждает желание работать над собой.
- Если ему постоянно говорить о его слабых сторонах?
(у него вообще исчезает стремление к самосовершенствованию.)
- Между тем, что будет, если постоянно говорить о сильных сторонах ребенка?
(формируется слишком высокое мнение о себе, что нарушает отношения дошкольника с окружающими.) Самооценка ребенка зависит от взрослых. Поэтому педагогам нужно особое внимание уделять правильной оценке его действий и поступков. Именно действий и поступков, но ни в коем случае не самой личности. Как правильно давать оценку, нам расскажет….
Б) Теория
- Значение педагогической оценки в воспитании дошкольника
- Виды педагогических оценок
В) Правила
- используйте техники «Я – сообщение», «Ты – сообщение» и др.
- любое достижение ребенка не сравнивать с достижениями других детей; сопоставлять лишь с его собственными достижениями.
- помимо вербальных оценок, используйте мимику, пластику, интонацию.
Г) Вывод.
Д) Решение педагогических ситуаций.
Дети очень хорошо работали на занятии. Не произносите оценки в адрес их усердия. Выразите вашу высокую оценку операцией «Я – сообщение»
Техника «Я – сообщение»(разработано Томасом Гордоном)
1. Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда вы….»)
2. Название чувства в тот момент («…я почувствовала …»)
3. Название причины («наверное, это произошло потому, что…»)
2 этаж готов.
3. Ситуация успеха.
А) Актуальность.
Рассмотрим на примере, как педагог работает по созданию ситуации успеха:
…- Мы с Сашей рисовали зверей, которые живут в зоопарке. Я предложила нарисовать льва.
- Я не умею - возразил он
- Как же в зоопарке не будет льва? Без него нельзя – он же царь зверей…Лев у тебя точно получится, ведь тигра ты умеешь, лев тоже дикая кошка…
Пока и все это говорила. Саша сидел и внимательно смотрел на меня, а затем сказал: «Нарисую вот такого огромного»
«Начинай же!» - откликнулась я с радостью. И он приступил.
В процессе рисования я говорила следующее: «Красивый получается…Веселый…Очень симпатичная кисточка на хвосте…»
Когда Саша закончил, он захотел нарисовать еще и крокодила. А ведь такое желание – критерии оценки ситуации успеха.
В данной ситуации можно проследить весь алгоритм создания ситуации успеха.
Б) Теория.
- Ситуация успеха, понятие, психолого-педагогический аспект
В) Правила.
- «снятие страха» (ничего страшного, если не получится, мы тогда)
- «авансирование» (у тебя, конечно, получится, ведь)
- «скрытая инструкция» (ты же помнишь, что тут главное, чтобы)
- «персональная исключительность» (именно у тебя должно получиться)
- «высокая мотивация» (нам это так нужно)
- «педагогическое внушение» (начинай же!, приступай!)
3часть: заключительная.
Подведение итогов: каждого участника просят поделиться впечатлениями о услышанном, о том, изменилось ли что-то в их взглядах на взаимодействие педагога с ребёнком.
-Я надеюсь, данный практикум помог вам разобраться, как эффективно взаимодействовать с детьми, смог помочь вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения проблем в общении с ребёнком.
Рефлексия в диагностических картах (приложение 1,2).
Используемая литература.
- Стеркина Р. «Проблемы межпрофессионального общения в современном детском саду» - Дошкольное воспитание №8 – 2002 год.
- Афонькина Ю. «Как рождается профессиональное мастерство?» - Дошкольное воспитание №12 – 2002 год
- Шмонина Л.В., Зайцева О.И. «Инновационные технологии в методической работе ДОУ» , 2011 год
- Белая К.Ю. «Методическая деятельность в дошкольной организации», 2013 год
- «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения».
Приложение 1
Уважаемые коллеги!
Просим оценить свои знания и умения по 5-ти бальной системе:
№ | Знания и умения | Баллы |
1 | Когнетивные: знание теоретического аспекта вопросов: -личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми -эффективные техники речевого общения («Я-сообщение» и др.) -технология предъявления педагогического требования и педагогической оценки; создание ситуации успеха. |
|
2. | Информационно-аналитические: -умение отобрать необходимую информацию -умение анализировать взаимодействие педагога с детьми |
|
3 | Целеполагание и планирование: -умение ставить цель, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. -умение планировать конечные и промежуточные результаты взаимодействия с ребёнком |
|
4 | Коммуникативные: -умение конструктивно общаться с ребёнком; -умение обеспечить ребёнку успешность; -умение правильно предъявлять педагогическое требование к ребёнку -умение грамотно подобрать педагогическую оценку. |
|
5 | Организационные: умение организовать собственную деятельность |
|
Приложение 2
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
КАК ПРИМЕР | +/ -; да/нет | |
Какие навыки и умения совершенствовались в течение года? | - умение грамотно и содержательно организовывать воспитательно-образовательную работу с детьми в утренние и вечерние часы; - умение грамотно и содержательно организовывать прогулку с детьми; - умение методически грамотно проводить подготовку и организацию разных видов НОД; - умение грамотно и своевременно использовать разнообразные методы и приемы в работе с детьми. | |
Результаты совершенствования. | - изучены необходимые методические рекомендации (указать какие именно с указанием литературы)______________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ - повысился уровень организации воспитательно-образовательной работы в утренние и вечерние часы, на прогулке; - повысился уровень подготовки и организации НОД (можно указать в сравнении: что было – что стало)._____________________________ ___________________________________________________________ | |
Выявленные проблемы. | - недостаточность использования в работе сюжетно-ролевых игр, театрализованной и досуговой деятельности; - опыт работы с родителями; - недостаточен объем знаний о развивающей среде, ее содержании и значении. (Если проблем нет – то строку не заполняем). Другое:_________________________________________________________ | |
Задачи на следующий учебный год. | - повысить уровень владения методикой сюжетно-ролевых игр, театрализованной и досуговой деятельности; - познакомить с разными формами работы с родителями; - совершенствовать уровень знаний о развивающей среде (данной группы) и ее содержании; Другое:___________________________________________________ __________________________________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для молодых специалистов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Интерактивные мероприятия с категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению у...
Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями
Одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. Непонимание своей роли в от...
Деловая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют своизакономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд!...
Семинар – практикум для педагогов раннего возраста, в рамках школы молодого воспитателя: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями. Нескучное родительское собрание»
Описаны:- приемы и правила установления хорошего контакта с собеседником;- правила организации родительского собрания;- игры и упражнения для проведения родительского собрания....
Семинар-тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Данный материал направлен на формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников....
«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич
laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...
Школа молодого специалиста: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями....