"Гость группы" как одна из форм взаимодействия с родителями в ДОУ
консультация (старшая группа)

Курченко Наталья Анатольевна

"Гость группы", как одна из форм взаимодействия с родителями в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_vzaimodeystviya_s_semey_gost_gruppy.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс и создание условий для повышения их компетентности в вопросах образования и воспитания

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.

В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Главный момент в контексте «Семья – детский сад» – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка.
Общение педагогов с родителями воспитанников, всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.
Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Результат анкетирования, родителей в начале учебного года (при наборе детей) показал, что они готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 86% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют. Анкетирование позволило получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.
Анализируя педагогическую литературу, мы увидели, что самостоятельной теории интерактивного взаимодействия педагогов и родителей как таковой не существует, недостаточно и методическое обеспечение применения интерактивных форм формирования педагогической компетентности у родителей.
А ведь ФГОС ДО 
ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Поэтому удачной находкой для нас оказался 
метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Важной особенностью является то, что независимо от направленности проекта (на детей или на родителей) всегда есть возможность проявления сотворчества взрослых и детей, повышения навыков познавательной деятельности и компетентности взрослых.
Проектную деятельность можно рассматривать, как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей.
В нашей группе используется такая форма сотрудничества с родителями,

как  «Гость группы»
Основная 
цель  - включение родителей (мам, пап, бабушек, дедушек) в образовательный педагогический процесс группы и успешная социализация, самореализация детей.
В начале учебного года – мы проводим анкетирование, позволяющее узнать: у кого из родителей есть возможность провести «интерактив» в течение недели, в рабочее время; профессии родителей, их хобби, наличие в семье домашних животных, наличие у детей братьев или сестёр школьного возраста.
Учитывается и социальная активность родителей, т.е. желание взаимодействовать с окружающими (как детьми, так и взрослыми), выступать в активной роли.
В соответствии с планом лексических тем на год и полученной информацией о личности планируемого ведущего (его желания, профессиональные знания, интересы, активность) намечается работа с родителями: кто, на какую тему и в какой форме может провести «интерактив» для детей (в целом 3-4 занятия в год даже при невысокой активности родителей).
Когда подходит подходящая лексическая тема в календарном учебном плане – мы договариваемся с родителем, когда прийти в группу (утром или после полдника), обсуждаем основную идею «интерактива», приблизительную структуру занятия. Остальное - на усмотрение ведущего (мамы, папы, бабушки и т.д.).

Родители стараются, подходят очень ответственно к предстоящему событию, некоторые даже составляют настоящий конспект! Дети узнают о приходе гостя в группу за несколько дней - делается пометка в «линейном календаре», с нетерпением ждут его. Родители выступают в роли ведущего или организатора занятия – «интерактива».
Основные правила проведения мероприятия можно сформулировать как «Недолго! Наглядно! Интересно!!!» Поэтому обязательно учитываются и разрабатываются элементы активизации внимания детей, наглядность – посмотреть, потрогать (посуду, ткани, атрибуты, водительские права, корм для животных), поиграть. Желательно постараться превратить занятие  в игру.
Например, после рассказа мамы о профессии парикмахер, она сделала красивые прически девочкам и мальчикам. А во время приготовления десерта мама рассказала историю о появлении бананов и шоколада в России, дала возможность поработать с блендером детям.

В ходе «интерактивов» дети имеют возможность погрузиться в мир профессий родителей, получают актуальную и познавательную информацию в доступной форме.

В конце встречи некоторые мамы радуют детей небольшими подарками, призами.

Темы, которые были проведены:
 

  • «Знакомство с кружевом» - цель: знакомство с народной культурой, расширение представлений о кружевоплетении.
  • «Домашние питомцы – хомячки»- цель: знакомство с внешним видом, потребностями и повадками грызунов на примере хомячков.
  • «Игрушка – Ангелочек на елку» - цель: развитие творческих способностей детей и фантазии.
  • «Все профессии нужны, все профессии важны» - цель: расширение представлений детей о профессиях близких (полицейский, медсестра, парикмахер, повар, спасатель и д.р.
  • «Наша Армия сильна, охраняет нас она!» - цель: обогащение эмоционального опыта детей, патриотическое воспитание.
    Сотрудничество такого рода оказывает положительное влияние на образовательный, воспитательный и развивающий процесс.
     
  • Например, дети узнают новое о профессии, об окружающем мире, а главное – запоминают, т.к. «интерактив» не похож на обычное занятие, его ведёт новый человек. Новый человек вызывает интерес; активизирует внимание, память, – многое из сказанного или показанного этим человеком запоминается.
  • Дети учатся слушать, слышать, задавать вопросы.
  • Ребёнок видит свою маму или папу в новой роли, видит образец, наглядный пример социальной активности.
  •  Испытывает гордость, что именно его родственник ведёт занятие, её слушают другие дети. Повышается самооценка ребёнка.
  •  Родители, понимают, как иногда нелегко справиться с коллективом детей, удержать их внимание, как важна подготовка к занятию. Это сближает родителей с педагогами, повышает уважение к труду педагога.
  •  Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в новой, нетрадиционной для ролевой модели «мама-ребенок, папа- ребенок» обстановке.

Воспитатель также может чему-то поучиться у родителей, посмотреть на ситуацию по-новому.
Благодаря совместной деятельности в форме взаимодействия с семьей «Гость группы» укрепились взаимоотношения между детьми, их семьями и воспитателями.
Дети получили возможность расширить границы повседневного общения, навыки коллективного взаимодействия и сотрудничества в совместных играх, творческой и трудовой деятельности, стали более раскрепощёнными, контактными и заинтересованными.

В группе стали формироваться дружеские отношения. Расширились границы интересов, появились новые увлечения, активизировалась речь.
Родители увидели, насколько их дети готовы и умеют общаться с другими людьми, и насколько успешнее,  этот процесс проходит в совместной деятельности. В лице семей воспитанников мы нашли поддержку и заинтересованность в решение задач успешной социализации и самореализации их детей.

Библиографический список

1.       Агавелян, М.Г., Данилова, Е.Ю., Чечулина, О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями – М.; Издательство Сфера, - 2009.
2.       Аракелова, Т.Л., Безродных, Т.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования -М.; - Новосибирск: ЦРНС, 2010– 58с
3.       Лебедева, К.М. Педагогическая компетентность родителей: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода [Электронный ресурс]//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Письма для родителей» одна из форм взаимодействия с родителями дошкольников, в соответствии с образовательной программой «Югорский трамплин»

      Письма для родителей это одна из форм работы с родителями. Они содействуют сближению между семьями и коллективом группы. Вовлечение семьи в жизнь группы является одной из п...

Письма для родителей» одна из форм взаимодействия с родителями дошкольников, в соответствии с образовательной программой «Югорский трамплин»

Воспитание не только должно развивать разумчеловека, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой....

Родительские собрания, как одна из форм взаимодействия с родителями. (консультация для воспитателей)

Семья и дошкольное образовательное учреждение  стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Вопрос поиска и осу...

Проектная деятельность как одна из форм взаимодействия с родителями

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что вос...

Тема: «Проектная деятельность, как одна из форм взаимодействия с родителями»

На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифферен...

Спортивные досуги как одна из форм взаимодействия с родителями в детском саду

Статья по работе с родителями в Дошкольном образовательном учреждении....