Проект по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы: «Мосты культуры: Русский язык как основа единства российского народа»
проект (подготовительная группа)

Грамотный русский язык, добрые и полезные истории помогают ребенку узнать много нового о земле, на которой он живет, и полюбить ее всем сердцем. Чтобы слова ребенка «Я люблю свою Родину» обрели смысл и вес, важно создать у него емкий образ Родины.
Долгосрочный проект «Мосты культуры: Русский язык как основа единства российского народа» направлен на формирование у детей интереса и бережного отношения к русскому языку и культурному наследию страны, любви к Родине через системную работу с детьми подготовительной логопедической группы и их родителями. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бутовская СОШ № 1»

142702, Московская область, г.о. Ленинский, рп. Бутово, тер. ЖК Бутово-Парк, д. 27

Информационно-практикоориентированный проект:

«Мосты культуры:

Русский язык как основа единства российского народа»

Автор проекта: Емец Оксана Петровна,

воспитатель подготовительной логопедической группы № 10

подразделения ЖК «Бутово-Парк, д. 10»

Московская область, ЖК «Бутово-Парк, д. 10»

2024 год

Пояснительная записка

Грамотный русский язык, добрые и полезные истории помогают ребенку узнать много нового о земле, на которой он живет, и полюбить ее всем сердцем. Чтобы слова ребенка «Я люблю свою Родину» обрели смысл и вес, важно создать у него емкий образ Родины.

Долгосрочный проект «Мосты культуры: Русский язык как основа единства российского народа» направлен на формирование у детей интереса и бережного отношения к русскому языку и культурному наследию страны, любви к Родине через системную работу с детьми подготовительной логопедической группы и их родителями.

Педагогическое проектирование является не менее значимой функцией педагога, чем познавательная, коммуникативная, организаторская, рефлексивная.

Выделяют три ступени проектирования:

Педагогическое моделирование –- создание модели педагогической системы, включающей разработку цели, общих идей, процессов, ситуаций, планируемых результатов и путей их достижения.

Педагогическое проектирование – создание проекта, дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование – создание конструкта, дальнейшая детализация созданного проекта для использования его в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

В зависимости от доминирующей в проекте деятельности проекты бывают: исследовательскими, поисковыми, творческими, ролевыми, прикладными (практико-ориентированными), ознакомительно-ориентировочными и пр.

Наш проект является педагогическим практикоориентированным.Изображение выглядит как зарисовка, круг, линия, дизайн Автоматически созданное описание

Актуальность

Цели

Задачи

Участники проекта

Планируемый результат

Принципы

Методы

Формы

Этапы

проекта

Краткое содержание проекта: Проект «Мосты культуры: Русский язык как основа единства российского народа» направлен на формирование у детей интереса и бережного отношения к русскому языку и культурному наследию страны, любви к Родине. Он предполагает системную работу с детьми подготовительной логопедической группы и их родителями. Проект является педагогическим практико-ориентированным.

Актуальность проекта: Современное российское общество переживает время динамичных изменений, которые, с одной стороны, расширяют горизонты общения и культурного обмена, а с другой — могут приводить к утрате национальной идентичности и снижению интереса к собственной культуре и языку. В этом контексте роль образования и патриотического воспитания дошкольников трудно переоценить. Именно в этом возрасте закладываются фундаментальные мировоззренческие основы, культурные и социальные нормы, которые будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни.

Русский язык как основной инструмент коммуникации и передачи культурных ценностей служит мощным объединяющим фактором для мультикультурного российского общества. Важно, чтобы дети с раннего возраста испытывали гордость за родную страну, осознавали значимость русского языка и российской культуры как опору и объединяющую основу российского общества.

Социальные и культурные изменения требуют адаптации и модернизации педагогических подходов в отношении патриотического воспитания подрастающего поколения.

Проект опирается на следующие нормативные акты и документы:

Конституция Российской Федерации – статья 68 закрепляет статус русского языка как государственного языка России.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года – подчеркивает значение патриотического воспитания в образовательной программе.

Указ Президента РФ "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2021–2025 годы" – определяет ключевые направления работы в области патриотического воспитания.

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года: в документе подчеркивается значимость сохранения и продвижения культурного наследия России.

"Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы", утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 – в этом документе в числе приоритетных задач обозначены укрепление единого образовательного пространства страны и усиление роли русского языка как государственного языка РФ и как языка межнационального общения.

Русский язык – это святыня, сохраняющая связь времен и поколений, в нем заложена мудрость предков и их заветы потомкам.

Популяризация российских культурных и русских языковых феноменов способствует укреплению национального единства и межкультурного диалога, сплачивает нацию. Патриотическое воспитание на ранних этапах обучения станет залогом формирования у детей чувства гордости за свою страну, ее культуру и языковые традиции.

Актуальность проблемы, на решение которой направлен проект, для Московской области заключается в необходимости формирования у детей интереса и бережного отношения к русскому языку и культурному наследию малой Родины, любви к к месту проживания. Это соответствует целям и задачам, обозначенным в стратегических документах социально-экономического развития Московской области, таких как Стратегия социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года. В частности, проект помогает достичь целей, установленных в разделе 3 "Культура и образование" данного документа.

Новизна нашего проекта заключается в том, что он предлагает системный подход к формированию у детей интереса и бережного отношения к русскому языку и культурному наследию страны, любви к Родине. Проект включает в себя различные методы и формы работы с детьми и их родителями, что позволяет достичь более глубокого и устойчивого эффекта. Кроме того, проект адаптирован к современным социальным и культурным изменениям, что делает его актуальным и востребованным в современных условиях.

Социальная значимость проекта в масштабе страны заключается в том, что он способствует формированию у детей любви к Родине, уважения к русскому языку и культуре, что способствует укреплению национального единства и сохранению культурного наследия России. Это имеет важное значение для обеспечения стабильности и процветания страны, а также для поддержания ее международного авторитета.

Объект исследования: психолого-педагогические условия патриотического воспитания дошкольников подготовительной логопедической группы

Предмет исследования: формирование патриотизма у дошкольников подготовительной логопедической группы через знакомство с местом русского языка среди других языков РФ, разъяснение его роли, сплачивающей население нашей Родины, приобщение дошкольников к языковым и культурным традициям России

Гипотеза: знакомство детей с российскими языковыми и культурными феноменами в процессе реализации информационно-практикоориенти-рованного проекта «Мосты культуры: Русский язык как основа единства российского народа» сделает образ родной страны в сознании дошкольников емким и привлекательным, вызовет интерес, чувство восторга и гордости за Родину, желание следовать культурным традициям России, будет способствовать сплоченности семьи и созданию устойчивой модели взаимодействия между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников в вопросах патриотического воспитания.

Цель проекта: формировать чувство патриотизма у дошкольников подготовительной логопедической группы через знакомство с местом русского языка среди других языков РФ, через разъяснение его роли, сплачивающей население нашей Родины, а также через приобщение дошкольников к языковым и культурным традициям России.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. Создать условия для понимания дошкольниками места русского языка среди других языков РФ и его роли, сплачивающей население нашей Родины.
  2. Воспитывать интерес и бережное отношение к русскому языку как языку межнационального общения в образовательной деятельности и режимных моментах.
  3. Создать условия для развития творческих и познавательных способностей детей в процессе реализации проекта.
  4. Создать условия для позитивного взаимодействия всех участников образовательного процесса во время проведения детско-родительских мероприятий проекта: детей подготовительной логопедической группы, их родителей и педагогов.

Ожидаемые результаты: Критериями оценки результативности проектов являются: реализованность замысла, эффективность, воспроизводимость проекта.

Для дошкольников:

* Расширение знаний о месте русского языка среди других языков РФ, российской культуре, традициях, фольклоре.

* Повышение интереса детей к русскому языку и культуре родной страны.

* Развитие эстетического вкуса и уважительного отношения к языковому и культурному наследию России, чувство гордости за свою страну.

* Развитие у детей осознания важности культуры и традиций нашей страны, желания поддерживать национальные традиции России, следовать им, преумножать славу Родины.

* Знание лучших образцов литературы и фольклора России.

* Обогащение языка дошкольников, расширение использования фольклора в их повседневной жизни.

* Эмоциональное вовлечение в изучение русского языка и культуры своей страны и, как следствие, интерес к соотечественникам.

* Улучшение навыков общения дошкольников благодаря совместным проектам и мероприятиям.

* Развитие взаимопомощи и умения дошкольников работать в команде, кооперироваться.

Для родителей и педагогического коллектива:

* Сплочение семьи, развитие детско-родительских отношений благодаря совместному участию семей в мероприятиях проекта.

* Укрепление взаимодействия между детским садом и семьями.

* Активное участие родителей в образовательном процессе и воспитательных мероприятиях, рост понимания важности патриотического воспитания в семье.

* Создание устойчивой модели взаимодействия между детским садом и семьями в вопросах патриотического воспитания.

* Улучшение методической подготовки педагога по вопросам патриотического воспитания дошкольников.

* Трансляция личного опыта педагога коллегам.

Принципы: под принципами проектной деятельности подразумевают общие регулятивы, нормирующие деятельность.

* Принцип прогностичности: ориентированность на будущее состояние объекта, проект - это пошаговое осуществление потребного будущего.

* Принцип пошаговости предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него - к программе действий и ее реализации.

* Принцип нормирования требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта.

* Принцип обратной связи напоминает о необходимости получать информацию о результативности на всех этапах реализации проекта.

* Принцип продуктивности подчеркивает прагматичность проектной деятельности, ее ориентированность на получение результата, имеющего прикладную значимость.

* Принцип культурной аналогии указывает соответствие результатов проектирования определенным культурным образцам. Чтобы быть включенным в культурный процесс, необходимо научиться понимать и чувствовать свое место в нем, формулировать собственный взгляд на достижения человечества на основе культурно-исторических аналогов.

* Принцип саморазвития проявляется в порождении новых проектов в результате достижения поставленной цели, а также ветвящейся активности участников проекта.

Методы реализации проекта:

* Работа с информационными источниками

* Метод наблюдения

* Беседы, опросы

* Анкетирование родителей, педагогов

* Экспериментирование

* Мониторинг развития воспитанников

* Сравнение полученных результатов.

* Анализ

Формы работы:

* непосредственно образовательная деятельность (НОД);

* совместная деятельность педагога и воспитанника в режимных моментах;

* совместные детско-родительские мероприятия;

* праздники и развлечения;

* экскурсии и целевые прогулки;

* выставки декоративно-прикладного искусства;

* музейная деятельность;

* игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и народные игры);

* мультимедиа презентации.

Ресурсы проекта

* Материальные ресурсы: Проект не требует финансовых затрат, реализуется в РППС детского сада и опирается на его материально-техническую базу.

* Временные ресурсы: разработка проекта займет один месяц (сентябрь 2024), реализация проекта займет 7-мь месяцев (октябрь2024 -апрель 2025), подведение итогов займет один месяц (май 2025). Всего данный проект займет 9-ть месяцев (сентябрь 2024 – май 2025)

* Информационные ресурсы: изучение методической литературы по данной теме, поиск видео- и аудиоматериала в Интернете.

* Интеллектуальные ресурсы: разработка конспектов, презентаций, дидактических игр, выставок по теме проекта, обновление патриотического уголка.

* Кадровые ресурсы: участниками проекта являются воспитанники подготовительной логопедической группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников, администрация детского сада.

* Организационные ресурсы: внедрение проекта в образовательный процесс, организация праздников и развлечений, участие в конкурсах и выставках.

* Материально-технические ресурсы: развитие РППС.

Эффективность реализации проекта

Система контроля качества и результативности реализации проекта включает в себя следующие элементы:

1. Мониторинг процесса реализации проекта: регулярный сбор данных о ходе выполнения запланированных мероприятий, анализ полученных результатов и корректировка плана действий при необходимости.

2. Оценка эффективности проекта: проведение опросов среди участников проекта (детей, родителей, педагогов) для получения обратной связи о качестве проводимых мероприятий и достигнутых результатах.

3. Анализ данных: обработка и анализ собранных данных для определения степени достижения поставленных целей и задач проекта.

4. Корректировка плана действий: на основе анализа данных и обратной связи от участников проекта возможно внесение изменений в план действий для повышения эффективности реализации проекта.

5. Отчетность: подготовка отчетов о ходе реализации проекта и достигнутых результатах для информирования заинтересованных сторон и принятия решений о дальнейшем развитии проекта.

Ожидаемые результаты: количественные показатели включают увеличение числа детей, проявляющих интерес к русскому языку и культуре, повышение уровня знаний о культурном наследии России, улучшение навыков коммуникации на русском языке, а также увеличение числа родителей, активно участвующих в процессе патриотического воспитания своих детей.

Ожидаемые результаты: качественные показатели включают формирование у детей чувства гордости за свою страну, уважения к русскому языку и культуре, развитие взаимопонимания, желание учить русский язык, говорить на русском языке, поддерживать российские культурные традиции, понимать, что русский язык является языком межнационального общения и фундаментом единства народа РФ.

Возможность тиражирования проекта в других субъектах РФ или на международном уровне заключается в том, что проект может быть адаптирован к различным условиям и контекстам. Он может быть использован в образовательных учреждениях разных регионов России, а также в странах, где есть необходимость в формировании интереса и уважения к русскому языку и культуре. Проект может быть адаптирован с учетом местных особенностей и потребностей, что позволит ему быть эффективным инструментом патриотического воспитания в различных условиях.

Этапы реализации проекта «Мосты культуры: Русский язык как основа единства российского народа» для дошкольников подготовительной логопедической группы № 10 с сентября 2024 г. - май 2025 г.

Дата мероприятия

Название мероприятия

Цель проведения

Участники мероприятия

Сентябрь

2024

Диагностика

Исследование уровня усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, осведомленности о традициях нашей Родины

Дошкольники

гр. № 10

Октябрь

Большая игра «Путешествие по России»

Знакомство детей с разными регионами России и демонстрация, как культура разных коренных народов России органично вплетается в ткань общую культуру нашей Родины.

Дети, воспитатель и родители группы 10

Большая игра «Собери урожай»

Знакомство детей с традицией сбора урожая в разных уголках нашей Родины, объединяющей народы страны.

Дети гр. № 10, дети младшей группы

Ноябрь

«День народного единства»

Знакомство детей с историей России и трансляция важности сплоченности всех народов, населяющих нашу Родину, для мощи и целостности страны.

Дети, воспитатель и родители группы 10

Игра-квест «Найди путь к Кремлю»

Знакомство детей с историей Кремля, как одной из святынь России, символа ее единства.

Дошкольники

гр. № 10

Декабрь

«День Конституции РФ»

Викторина «Знаешь ли ты символы России?»

Закрепление знаний о символах России как объединяющем феномене ее народов.

Дети гр. № 10, дети младшей группы

Январь

2025

Театрализованная постановка «Рождественский вертеп»:

Знакомство детей с традициями празднования Рождества как духовной ценности титульной нации России.

Дети, воспитатель и родители группы 10

Игра-квест «Путешествие по рекам России»

Знакомство детей с великими реками России, трансляция того, что они являются достоянием для всех народов нашей Родины.

Дети, воспитатель группы 10

Февраль

Викторина «Животные России»:

Знакомство с разнообразием фауны России, трансляция того, что животный мир России является достоянием для всех народов нашей Родины.

Дети гр. № 10, дети младшей группы

«21 февраля – День родного языка»

Викторина «Сказки коренных народов России»

Расширение знания детей о народных сказках, трансляция заложенных в сказках духовных ценностей коренных народов России.

Дети, воспитатель и родители группы 10

Март

Викторина

«Растения России»

Познакомить детей с многообразием флоры России, трансляция того, что растительный мир России является достоянием для всех народов нашей Родины.

Дети, воспитатель и родители группы 10

Апрель

Викторина «Знаешь ли ты историю России?»

Расширение знания детей об истории России, трансляция идеи, что единство и сплоченность народов нашей страны является великой ценностью и благом для всех для нашей Родины.

Дошкольники

гр. № 10, их родители, воспитатель

Май

2025

Диагностика

Исследование уровня усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, осведомленности о традициях нашей Родины

Дошкольники

гр. № 10

Заключение

Проект «Мосты культуры: Русский язык как основа единства российского народа» направлен на создание целостной системы патриотического воспитания, которая охватывает всех участников образовательного процесса — детей, родителей и педагогов. Взаимодействие с семьями способствует созданию единой культурной среды и укреплению роли русского языка и культуры, что в итоге способствует формированию осознанных и активных граждан российского общества.

Эффективность реализации проекта будет прописана после количественной и качественной диагностики и анализа реализации информационно-практикоориентированного проекта: «Мосты культуры: Русский язык как основа единства российского народа» в мае 2025 года и представлена для ознакомления родительскому и педагогическому сообществу.

Литература

1. Александрова Е.С. Педагогическое проектирование как средство целостного согласования в взаимодействии субъектов образовательною процесса: Автореф. дис... канд.пед.наук. – СПб., 2000.

2. Агекова О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Альма-матер (Вестник высшей школы). – 1994. – № 1.

3. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании // Инновационное образование и инженерное творчество: Сб. – М.: Ассоциация НТТ «Эвристика», 1995.

4. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. – М.: Знание, 1987.

5. Заир–Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учеб пособие. – СПб.: Просвещение

6. Ломакина О. Этапы проектирования деятельности // Высшее образование в России. – 2003. – № 3.

7. Парциальная программа патриотического воспитания детей3 – 7 лет «Юный патриот»: учебно-методический набор «Юный патриот» / Т.Н. Ерофеева, Е.М. Марич, Е.А. Сухова; под общ. Ред. Е.М. Марич. – М.: ООО «Издательство «Варсон», 2022. – 50 с.

8. Педагогический мониторинг к программе: учебно-методический набор «Юный патриот» / сост. Е.М. Марич, Е.А. Сухова, - М. : ООО «Издательство «Варсон», 2022. – 20 с.

9. Савотина М.А. Научное осмысление Российского патриотизма / Н.А. Савотина // Педагогика. – 2011. - № 1. – С. 114 – 118.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры".

Целенаправленная разработка проекта по воспитанию нравственно- патриотических чувств  у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте....

Проект по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы "Страницы истории воиской славы"

Формировать представление у  детей о героическом прошлом русского народа, истории России, а также расширить знания детей о Великой Отечественной войне, дать представление о значении победы нашего...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...

Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Культура и быт народов Севера"

Старинная мудрость напоминает нам о том, что: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, в...

Презентация реализации проекта по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы "Нам есть у кого учиться Родиной гордиться!"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашео времени. Патриотизм-сложное человеческое чувство. Это любовь к близким людям, детскому саду. к родному ...