Исследовательский творческий проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. «Дом дружбы народов»
проект по окружающему миру на тему
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога.
Проект "Дом дружбы народов" знакомит с традициями народов, проживающих на территории Самарской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский творческий проект
по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
«Дом дружбы народов»
Пояснительная записка
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Самарской области, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это — русские, татары, чуваши, мордва и т.д. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народов Поволжья формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.
Основная часть:
Цель проекта:
-создание условий для развития творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Культура и традиции народов Самарской области».
Задачи проектной деятельности:
1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов, проживающих на территории Самарской области.
2. Дать детям знания представления об образе жизни людей, населяющих Самарскую область, их обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.
1.Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
2.Создание образовательно - культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья", "Национальный костюм народов Поволжья", "Сказки поволжских народов", "Пословицы и поговорки народов Поволжья", "Игры народов Поволжья"; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
3.Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Методы проектной деятельности:
-познавательно-игровые занятия
-экскурсии (посещение библиотеки города; музея города)
-беседы
-развлечения
Срок реализации проекта: краткосрочный.
Образовательная область: патриотическое воспитание.
Планируемый результат.
1.Расширение представлений детей об окружающем мире.
2.Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов Самарской области.
3.Углубление жизненного опыта.
4.Знание правил народных игр, умение в них играть.
5.Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
Этапы разработки проекта:
-Проведение опроса знаний на тему: «Культура и традиции народов Поволжья».
-Определение темы, задачи и цели проекта.
-Подбор материала по данной тематике: художественная детская литература, иллюстрации, видео и аудио материал.
Реализация проекта:
Неделя | День недели | Совместная деятельность взрослого и детей |
1 – я неделя | Понедельник Утро Вечер | Тема: «Русский народ – великий народ» НОД "Паровозик дружбы" Цель: Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа. -Подвижные игры: "Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона". -Слушание народных песенок, закличек, потешек. |
Вторник Утро Вечер | НОД «Русский национальный костюм» Цель: познакомить детей с русским национальном костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей. - Дидактическая игра "Сказочная мозаика". - Инсценировка сказки "Гуси лебеди". | |
Среда Утро Вечер | НОД "Культура и быт русского народа". Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников. -Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно". -Чтение русских народных сказок "Снегурочка". | |
Четверг Утро Вечер | НОД "Мы в мастерской мастера". Цель. Закреплять знания и навыки детей о народных художественных промыслах русский мастеров. Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы. Развивать воображение, память, мелкую моторику руки, чувство света, эстетическое восприятие. -Русская матрешка. Знакомство с историей появления матрешки -Народные игры «Олени и пастух", "Море волнуется". | |
Пятница Вечер | "Живет в народе песня" (совместное с родителями музыкальное развлечение) Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки. | |
2 - неделя | Понедельник Утро Вечер | Тема: «Знакомство с татарским народом» НОД "Мой край богатый и красивый, мой Татарстан". Цель: Закреплять у детей понятие - наши предки; расширять представления детей о нравственных категориях: сострадании, почтении, уважении и дружбе народов; подчеркнуть общие положительные черты народов, проживающих на территории республики; формировать убеждение, что народы, живущие вместе - дружная семья. -Татарские народные игры: «Перетяни канат». «Не пролей воды". -Чтение пословиц и поговорок татарского народа. -Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа. |
Вторник Утро Вечер | НОД: Татарский национальный костюм Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, читек) и женского (алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей. -Дидактические игры "Укрась фартук", "Собери узор", "Назови правильно". -Чтение сказки "Три дочери" | |
Среда Утро Вечер | НОД Тема: Государственные символы РТ Цель: Познакомить детей с государственными символами - герб, флаг, гимн. Историей происхождения, их описания, значения . -Прослушивание (в аудиозаписи) с детьми текста гимна республики Татарстан. -Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа. | |
Четверг Утро | Показ презентации "Народные праздники и народные традиции" Цель. Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар. | |
Пятница Утро Вечер | Выставка "Татар халык ашлары". -Обмен опытом (рецепты). Чаепитие. Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту. | |
3 – я неделя | Понедельник Утро Вечер | Тема: «Знакомство с чувашским народом»: Беседа о Чувашии, чувашском народе и его культуре, праздниках. Цель: Познакомить детей с традициями чувашского воспитания, (трудовое, нравственное, умственное, эстетическое, физическое, экономическое, этическое). -Чувашские народные игры "Хищник в море", "Луна или солнце" -Чтение пословиц и поговорок о чувашском народе |
Вторник Утро Вечер | Тема: "Чувашская вышивка". Цель: познакомить детей с чувашской вышивкой, которая обожествляет явления природы; объяснить языческие представления в орнаменте и утвари древних предков чувашей; Развивать интерес детей к укладу жизни и творчеству чувашского народа, кругозор и любознательность; воспитывать уважение к людям разных национальностей. - -Игры "Найди узор", "На что похоже". -Чтение сказок "Девушка и луна". | |
Среда Утро | Тема: "Чувашский национальный костюм". Просмотр слайдов «Национальные костюмы чувашского народа». Цель: Дать детям представление об истории возникновения чувашского национального костюма, о названии элементов мужского и | |
Вечер | и женского костюмов, значении черного цвета в орнаменте; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к чувашскому народу. - Слушание песен на чувашском языке детского фольклорного коллектива | |
Четверг Утро Вечер | Тема "Наши добрые соседи" Цель: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о быте, одежде чувашского народа. Развивать у детей познавательный интерес к другим народам. -Чтение народных сказок, былин, песенок. -Посещение библиотеки совместно с родителями. | |
Пятница Вечер | Совместное развлечение родителей с детьми "Весело живем". Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту. | |
4 – я неделя | Понедельник Утро Вечер | Тема: «Знакомство с мордовским народом»: Беседа о жизни, труде, традициях и обычаях народа Мордовии. Цель: приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Мордовии. -Чтение "Мордовские народные сказки". -Инсценировка сказки «Как собака друга искала» |
Вторник Утро | Тема: "Декоративно-прикладное творчество мордовских женщин". Цель: Дать представление о мордовской рубахе, оригинальному расположению нашивок, особенностями ношения и значении орнамента; сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей мордовской национальности. | |
Вечер | -Знакомство с мордовскими народными пословицами и поговорками. -Дидактическая игра "Составь узор" | |
Среда Утро Вечер | Тема "Мордовский национальный костюм. Рисунки, моделирование". Цель. Дать детям представление об истории мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского народа. -Разучивание движений мордовского танца. -Игра "Значение орнамента". | |
Четверг Утро Вечер | Тема: Мордовские национальные праздники, блюда. Цель: Познакомить детей с мордовскими национальными праздниками, блюдами. Воспитывать любовь и уважение к мордовской культуре. -Лепка из соленого теста "Цемант" (пельмени). | |
Пятница Вечер | Постановка сказки с участием родителей "Как собака друга искала | |
5 – я неделя | Понедельник Утро Вечер | Тема: «Знакомство с башкирским народом»: НОД "Дружелюбные башкиры" Цель: Познакомить детей с легендой происхождения башкир. Обогатить духовный мир ребёнка, передать традиции башкирского народа сформировать основы культуры. Формировать у дошкольников положительное отношение к событиям и истории башкирского народа -Хоровод "Хакысташ". -Знакомство с башкирским музыкальным инструментом курай. -Рассматривание альбома «Башкирия». |
Вторник Утро Вечер | Тема: "Мотивы башкирских узоров". Цель: Дать представление о работе башкирских мастериц, характерной манерой декорирования одежды в виде геометрического орнамента и изображения звезд и солнца, узоре "кускар" -Игра "Составь узор на башкирском коврике" -Башкирская народная игра "Построй новую пару" | |
Среда Утро Вечер | Тема: "Башкирский национальный костюм". Цель: Познакомить с национальной одеждой, орнаментом; прививать уважение к культуре башкирского народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; Воспитывать уважение к башкирскому народу, интерес и эмоциональный отклик. Обогащать словарный запас: бешмет, казакин, коломянка, кумач, нанка, ситек. -Подвижные игры "Белый тополь, синий тополь", "Липкие пенечки". -Словесная игра "Чёрный, белый не говорить". | |
Четверг Утро Вечер | Тема "Национальные блюда башкир" Цель: Ознакомление детей с башкирскими национальными блюдами. Объяснение новых слов, отработка произношения и активизация их в речи. Упражнения в правильном интонировании предложений. Развитие связной речи. Развитие интереса к башкирским национальным блюдам. -Национальная игра башкир "Поймай клубок". | |
Пятница Вечер | Проведение тематического праздника: «День народного единения» Цель: расширить знания детей о России, о людях, населяющих Самарскую область, закрепить знания о быте, одежде народов, проживающих на территории Самарской области. Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю. |
Ожидаемый результаты: повышение уровня форсированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, знаний о народах, проживающих на территории Самарской области, культуры поведения дошкольников; раскрытие индивидуальности ребенка; возрастание духовно-эмоционального контакта "ребенок - взрослый - ребенок"
Литература
1.Алешина Н.В. патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.
2.Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Дошкольное воспитание, 1992. № 5.6.
3. Ахметзянова, Ю. А. Татарские блюда / Ю. А. Ахметзянова. – Казань, 2008.
4. Вареничева, Т. В. Т. В. Ставропольская слобода «Богатырь» на территории детского сада: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. В. Вареничева. – Тольятти, 2010.
5. Додонова, Н. Л. 300 чувашских блюд / Н. Л. Додонова. – Чебоксары, 2007.
6. Загайнова, О. Ю. Волжская земля – Родина моя / О. Ю. Загайнова. – Тольятти, 2007.
7. Заббарова, М. Г. Поликультурное воспитание в технологическом образовании школьников / М. Г. Заббарова // Современное образование: реалии, традиции, инновации, перспективы: мат. междунар. науч. конф. отв. ред. Е. А. Гринёва. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. - С. 527 - 530.
8.Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. М.: 1998.
9.Кутьина Н.Б. Программа “Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой” СПб.: Детство-Пресс, 2004
10. Сафина, Н. М. Башкирские костюмы / Н. М. Сафина. – Уфа, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по патриотическому воспитанию "Нам мир завещано беречь!"
Творческий проект по патриотическому воспитанию дошкольников, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Нам мир завещано беречь!»...
Творческий проект по патриотическому воспитанию в старшей разновозрастной группе «23 февраля - день защитника Отечества»
В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания п...
Творческий проект по патриотическому воспитанию во второй младшей группе
В данно проете даны общие понятия по патриоческому воспитанию младших дошкольников., а так же конспеты занятий....
Информационно-творческий проект по патриотическому воспитанию на тему: «Защитники Отечества» для детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта: информационно-творческий.Продолжительность: краткосрочный.Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.Цель проекта: осуществление комплексного подхода ...
Краткосрочный познавательно – творческий проект понравственно – патриотическому воспитанию «Будем в Армии служить, будем Родину любить» для детей старшего дошкольного возраста
Цель проекта: воспитание нравственно – патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с военной тематикой.Задачи:Образовательные:Систематизировать, расширять и обо...
Краткосрочный исследовательский мини - проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Азбука родного края". Презентация.
Актуальность проекта.• Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становит...