План по работы по самообразованию
учебно-методический материал (средняя группа)

Яковлева Наталья Ивановна

План работы по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakovleva_n.i._plan_po_samoobrazovaniyu_2024-2025.docx42.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Ромашка»

УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МБДОУ д/с «Ромашка»

__________________ Л.А. Першина

Приказ №  _____от _____________ г.

План по самообразованию  

Тема: «Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью LEGO конструирования »

на 2024 – 2025 учебный год

Составил:

воспитатель

I квалификационной категории

Яковлева Наталья Ивановна

с. Молчаново - 2024

Тема:   «Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью LEGO конструирования ».

Направление: социально-личностное

Группа: средняя

Начало работы: 01.09.2024 г.

Окончание работы: май 2025 г.

Форма самообразования: индивидуальная

Цель: приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством LEGO конструирования.

Задачи:

1. Познавательная: способствовать развитию познавательного интереса к LEGO- конструированию.

2. Образовательная: формировать умения и навыки LEGO-конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению конструкторских задач.

 

3. Развивающая: развивать творческую активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

4. Воспитательная: воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности.

Пояснительная записка

В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования так же дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей. LEGO-конструирование с основами робототехники объединяет: «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», что дает возможность построения процесса с интеграцией образовательных областей: - способствуют развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета; - развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение); является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие); позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, проявлять инициативу и самостоятельность. сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения. Цель: Приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством LEGO конструирования и 

Актуальность.

Доказано неоднократно, что когда ребенок рождается, то он учится. Он учится абсолютно всему: ползать, затем ходить, кушать ложкой, играть, разговаривать - получает новые умения и навыки. Но не каждый из взрослых знает и осознает, что дети играют для того, чтобы научиться владеть окружающими предметами, то есть приобрести умения, знания и навыки.

Дошкольное детство является наиболее сенситивным временем в жизни каждого малыша, это важнейший жизненный период каждого человека. Именно в этот период закладывается фундамент психофизического здоровья, создаются основы интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер личности. Наряду с познанием окружающего мира, огромнейшую роль играет выбор игрушек, которыми играет ребенок. При выборе игрушки необходимо учитывать то, как она будет влиять на формирование всех психических процессов у дошкольников, какую именно функцию она несет.

На современном этапе – значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как LEGO-конструирование.

Актуальность использования LEGO – педагогики в образовательном процессе с дошкольниками:

  • Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
  • LEGO-конструкторы  на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях.  Дети любят играть в свободной деятельности.
  • В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Так же, использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.

Основные принципы использования LEGO – технологий:

- доступность и наглядность;

- последовательность и систематичность обучения и воспитания;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Постановка и обоснование проблемы инновационного самообразования:

В практике детских садов остро стоит проблема организации работы по активизации познавательного интереса к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков. При её решении педагоги сталкиваются с отсутствие необходимых специальных условий в учреждении, по развитию конструирования и робототехники. При введении ФГОС ДО были выявлены следующие противоречия, а в частности между:

- требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO-конструкторов;

- необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников, научно-технического творчества и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;

- возрастающими требованиями к качеству работы педагога и в не полной мере пониманием педагогами влияния LEGO-конструирования  на развитие личности дошкольников.

Поэтому данные противоречия указывают на необходимость внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству посредством LEGO-конструирования  и формированию первоначальных технических навыков.

Предполагаемый  результат:

Для  воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков
  • овладение инновационными педагогическими технологиями LEGO- конструирования, как средствами развития технического творчества детей
  • умение активизировать творческие способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

У детей сформируется:

  • творческие способности, коммуникативные навыки, умение конструировать по схеме и образцу, синтезировать полученные знания;
  • социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения конструкторских задач посредством LEGO-конструирования;
  • повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности.

Этапы реализации самообразования:

Первый этап (организационно-теоретический: сентябрь – октябрь 2024г.)

– изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по конструированию и робототехники, повышение квалификации, организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра.

Второй этап (накопительно - практический: ноябрь – май 2025г.) - практическое осуществление деятельности по конструированию: организация работы LEGO – центра, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO – центра в образовательном процессе со старшими дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Третий этап (заключительный: май 2025г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.

Трудности: Недостаточное количество научно-методических пособий для педагогов по ЛЕГО - конструированию.

Новизна: Занятия ЛЕГО конструированием,  исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников.          

         

Основные вопросы:

  • изучение психолого-педагогической литературы по LEGO-конструированию (история возникновения LEGO-конструирования)
  • актуальность применения конструирования в образовательном процессе с дошкольниками
  • цели и задачи LEGO-конструирования в обучении детей дошкольного возраста
  • этапы работы по введению LEGO-конструирования в образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
  • роль родителей в деятельности детей по конструированию
  • практическая реализация программ по LEGO-конструированию
  • изучение педагогический опыт других педагогов

Форма работы

Индивидуальная работа с ребенком;

Занятия проводятся по подгруппам – 8-10 детей.

Перспективный план работы по самообразованию на 2024 – 2025 г.

Срок

Этап

Содержание работы

Форма отчетности

Сентябрь - октябрь

Организационно - теоретический

1. Изучение нормативных документов

2. Изучение опыта работы по введению LEGO-конструирования  в образовательный процесс с дошкольниками. Знакомство с программами по конструированию со старшими дошкольниками, статьям и учебно-методической литературой по данной теме.

3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4. Прогнозирование результатов.

Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка», памятка для родителей «Что такое LEGO-конструирование?»

Посещение семинара «Современные игровые технологии и их применение в ДОУ в условиях реализации ФОП ДО средствами образовательных программ дошкольного образования»

Ноябрь - май

Накопительно – практический

1.Изучение методики LEGO-технологии, конструирования и робототехники в Интернете.

2. Введение конструирования  в образовательный процесс со старшими дошкольниками.

3. Подбор необходимого оборудования, материалов 4.Создание предметно-пространственной среды и оборудования для занятий   лего - конструированием.

5.Формирование технического словаря для детей.

6. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте»

8.Мастер-класс для воспитателей,

9. Консультации для педагогов.

10. Участие в конкурсах и выставках различного уровня в ДОУ.

Консультация для родителей «Конструктор Лего: как играть, что выбрать?»

Консультация для педагогов «LEGO-конструирование в детском саду».

Оформление фотовыставки «Моё конструирование»

 

Май

Заключительный

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Анализ по осуществлению плана по самообразованию.

3. Планирование деятельности и перспектив развития.

4.         Проведение открытого занятия,  

Конструирование по замыслу.

5.        Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

1. Презентация «LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей».

Анализ процесса профессионального самообразования:

- какие вопросы вызывали трудность в процессе изучения и практики;

- затруднения детей;

- определение новых задач;

- оправдал ли себя план, практические выводы.

Изучение учебно – методической литературы и интернет ресурсов:

1. А. Бедфорд  «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г. 

2. Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.

3. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный http://robotics.ru/

4. Л. Г. Комарова, Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

5. Л.В.Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.

6. «LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г.

7. М.С. Ишмаковой  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.

8. О.В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.

9. Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна

(http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)

10. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехникив учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016 гг.» (http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pdf)

11.Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (http://detsad139.ru/doc/pr_robototechnika.pdf)

12.Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/

13.Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002

14. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003 г.

Перспективное планирование работы с детьми по лего – конструированию.

сентябрь.

Игра «Как тебя зовут?»

-Познакомить с ЛЕГО – конструктором.

-Знание цвета и формы.

октябрь

1. «Башенка».

-Развивать умение строить простейшие постройки.

2. «Пирамидка».

-Умение строить простейшие постройки.

3.  «Ворота для заборчика».

-Умение выполнять простейшую конструкцию – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину.

4. Мостик через речку

Продолжать знакомить с лего-конструктором;

- вызвать желание  строить мостик - развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования;

- развивать терпение, желание доводить дело до конца;

ноябрь

1. «Здравствуй, лес».

-Продолжать  учить создавать простейшие постройки;

- развивать мелкую моторику.

2. «Дом лесника».

- развивать творческое воображение;

- умение строить дом из лего – конструктора.

3. «Дом для зайчонка».

-вызвать желание  построить большой дом для зайчонка;

 - развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования;

- воспитывать стремление доводить начатое дело до конца

4.Разные домики.

- вызвать желание строить домики разной величины и длины;

- развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования;

 - воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Декабрь.

1. Грузовая машина.

- развивать умение создавать простейшую модель грузовой машины; выделять основные части и детали.

- вызвать интерес к постройке;

 - развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

2. .«Машина с прицепом».

-умение  строить машину с прицепом;

-развивать навыки конструирования;

 -совершенствовать умение анализировать образец.

3. «Пожарная    машина».

- развивать умение строить пожарную машину.

- развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования;

- воспитывать стремление доводить начатое дело до конца

4. Поезд.

-познакомить с приёмом сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда;

- развивать фантазию, воображение,

творческую инициативу и самостоятельность

Январь.

1.Слон.

- умение строить слона из лего – конструктора.

- развивать творческие навыки, терпение.

2.Верблюд.

- развивать умение строить верблюда;

- развивать способность анализировать, делать выводы.

3.Домашние животные. Собака.

- развивать умение строить собаку;

- развивать творчество, фантазию, навыки конструирования.

4. Кошка.

- развивать умение строить кошку;

- развивать творчество, фантазию, навыки конструирования.

Февраль.

 1.Самолёт.

- рассказать о профессии лётчика;

-развивать умение строить самолёт, выделяя функциональные части;

Развивать интерес и творчество.

2.Плывут корабли

- рассказать о водном транспорте;

-развивать умение строить корабли;

- развивать творческую фантазию, мелкую моторику рук.

3. Катер.

умение выделять в постройке её функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы).

- совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять существенные части;

- обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт».

4. Пароход.

- закреплять знания о водном транспорте;

- закреплять навыки конструирования.

Март.

1.Беседка.

Дать детям знания о назначении  и строении беседок, об их частях (крыша, колонны);

- развивать умение строить беседку.

2.Светофор.

-развивать умение строить светофор;

-развивать мелкую моторику.

3.Дети. Мальчик. Девочка.

- развивать умение строить мальчика, девочку из лего – конструктора «Дупло».

- умение рассказать о постройке.

4.Избушка на курьих ножках (коллективная работа)

Умение работать в коллективе дружно, помогая друг другу.

Апрель

1.Ракета.

-Закреплять представление о строительных деталях;

 - умение создавать собственную модель,

-определять пространственное расположение деталей конструктора; выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций;

2.Луноход.

-Рассказать о луноходе.

- развивать умение строить луноход из деталей конструктора.

3.Космонавты.

- продолжать знакомить с космосом;

- развивать умение строить космонавтов из мелких деталей конструктора.

4.По замыслу.

закреплять полученные навыки;

- развивать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;

- развивать творческую инициативу и самостоятельность

Май.

1.Беседка.

Дать детям знания о назначении  и строении беседок, об их частях (крыша, колонны);

- развивать умение строить беседку.

2. Светофор.

-развивать умение строить светофор;

-развивать мелкую моторику.

3.Робот.

-показать игрушку «Робот».

-развивать умение строить робота.

4.Лабиртнт.

- познакомить с плоскостным конструированием;

-развивать внимание, мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук.

 

Мониторинговая карта по лего-конструированию в средней группе  

Ф.И.ребенка

Называет

детали

Называет

формы

Умеет

скреплять

детали

конструктора

«Дупло»

Строит

элементарны

е постройки

по

творческому

замыслу

Строит по

образцу

Строит по

схеме со

второго

полугодия

Называет

детали

изображённые

на карточке

Умеет

рассказыват

ь о

постройке

Итого

Н.г.

К.г

Н.г.

К.г

Н.г.

К.г

Н.г.

К.г

Н.г.

К.г

Н.г.

К.г

Н.г.

К.г

Н.г.

К.г

н

к

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План индивидуальной работы по самообразованию

Индивидуальный план работы на межаттестационный период       по повышению профессионального уровня воспитателяМБДОУ «Детский сад комбинированного вида  №3...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...

План-отчет работы по самообразованию. Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»

Одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и у...