План по работы по самообразованию
учебно-методический материал (средняя группа)
План работы по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakovleva_n.i._plan_po_samoobrazovaniyu_2024-2025.docx | 42.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ромашка»
УТВЕРЖДАЮ __________________ Л.А. Першина Приказ № _____от _____________ г. |
План по самообразованию
Тема: «Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью LEGO конструирования »
на 2024 – 2025 учебный год
Составил:
воспитатель
I квалификационной категории
Яковлева Наталья Ивановна
с. Молчаново - 2024
Тема: «Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью LEGO конструирования ».
Направление: социально-личностное
Группа: средняя
Начало работы: 01.09.2024 г.
Окончание работы: май 2025 г.
Форма самообразования: индивидуальная
Цель: приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством LEGO конструирования.
Задачи:
1. Познавательная: способствовать развитию познавательного интереса к LEGO- конструированию.
2. Образовательная: формировать умения и навыки LEGO-конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению конструкторских задач.
3. Развивающая: развивать творческую активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
4. Воспитательная: воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности.
Пояснительная записка
В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования так же дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей. LEGO-конструирование с основами робототехники объединяет: «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», что дает возможность построения процесса с интеграцией образовательных областей: - способствуют развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета; - развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение); является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие); позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, проявлять инициативу и самостоятельность. сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения. Цель: Приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством LEGO конструирования и
Актуальность.
Доказано неоднократно, что когда ребенок рождается, то он учится. Он учится абсолютно всему: ползать, затем ходить, кушать ложкой, играть, разговаривать - получает новые умения и навыки. Но не каждый из взрослых знает и осознает, что дети играют для того, чтобы научиться владеть окружающими предметами, то есть приобрести умения, знания и навыки.
Дошкольное детство является наиболее сенситивным временем в жизни каждого малыша, это важнейший жизненный период каждого человека. Именно в этот период закладывается фундамент психофизического здоровья, создаются основы интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер личности. Наряду с познанием окружающего мира, огромнейшую роль играет выбор игрушек, которыми играет ребенок. При выборе игрушки необходимо учитывать то, как она будет влиять на формирование всех психических процессов у дошкольников, какую именно функцию она несет.
На современном этапе – значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как LEGO-конструирование.
Актуальность использования LEGO – педагогики в образовательном процессе с дошкольниками:
- Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
- LEGO-конструкторы на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. Дети любят играть в свободной деятельности.
- В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Так же, использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Основные принципы использования LEGO – технологий:
- доступность и наглядность;
- последовательность и систематичность обучения и воспитания;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Постановка и обоснование проблемы инновационного самообразования:
В практике детских садов остро стоит проблема организации работы по активизации познавательного интереса к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков. При её решении педагоги сталкиваются с отсутствие необходимых специальных условий в учреждении, по развитию конструирования и робототехники. При введении ФГОС ДО были выявлены следующие противоречия, а в частности между:
- требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO-конструкторов;
- необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников, научно-технического творчества и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
- возрастающими требованиями к качеству работы педагога и в не полной мере пониманием педагогами влияния LEGO-конструирования на развитие личности дошкольников.
Поэтому данные противоречия указывают на необходимость внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству посредством LEGO-конструирования и формированию первоначальных технических навыков.
Предполагаемый результат:
Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков
- овладение инновационными педагогическими технологиями LEGO- конструирования, как средствами развития технического творчества детей
- умение активизировать творческие способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
У детей сформируется:
- творческие способности, коммуникативные навыки, умение конструировать по схеме и образцу, синтезировать полученные знания;
- социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения конструкторских задач посредством LEGO-конструирования;
- повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности.
Этапы реализации самообразования:
Первый этап (организационно-теоретический: сентябрь – октябрь 2024г.)
– изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по конструированию и робототехники, повышение квалификации, организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра.
Второй этап (накопительно - практический: ноябрь – май 2025г.) - практическое осуществление деятельности по конструированию: организация работы LEGO – центра, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO – центра в образовательном процессе со старшими дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
Третий этап (заключительный: май 2025г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.
Трудности: Недостаточное количество научно-методических пособий для педагогов по ЛЕГО - конструированию.
Новизна: Занятия ЛЕГО конструированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников.
Основные вопросы:
- изучение психолого-педагогической литературы по LEGO-конструированию (история возникновения LEGO-конструирования)
- актуальность применения конструирования в образовательном процессе с дошкольниками
- цели и задачи LEGO-конструирования в обучении детей дошкольного возраста
- этапы работы по введению LEGO-конструирования в образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
- роль родителей в деятельности детей по конструированию
- практическая реализация программ по LEGO-конструированию
- изучение педагогический опыт других педагогов
Форма работы
Индивидуальная работа с ребенком;
Занятия проводятся по подгруппам – 8-10 детей.
Перспективный план работы по самообразованию на 2024 – 2025 г.
Срок | Этап | Содержание работы | Форма отчетности |
Сентябрь - октябрь | Организационно - теоретический | 1. Изучение нормативных документов 2. Изучение опыта работы по введению LEGO-конструирования в образовательный процесс с дошкольниками. Знакомство с программами по конструированию со старшими дошкольниками, статьям и учебно-методической литературой по данной теме. 3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 4. Прогнозирование результатов. | Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка», памятка для родителей «Что такое LEGO-конструирование?» Посещение семинара «Современные игровые технологии и их применение в ДОУ в условиях реализации ФОП ДО средствами образовательных программ дошкольного образования» |
Ноябрь - май | Накопительно – практический | 1.Изучение методики LEGO-технологии, конструирования и робототехники в Интернете. 2. Введение конструирования в образовательный процесс со старшими дошкольниками. 3. Подбор необходимого оборудования, материалов 4.Создание предметно-пространственной среды и оборудования для занятий лего - конструированием. 5.Формирование технического словаря для детей. 6. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте» 8.Мастер-класс для воспитателей, 9. Консультации для педагогов. 10. Участие в конкурсах и выставках различного уровня в ДОУ. | Консультация для родителей «Конструктор Лего: как играть, что выбрать?» Консультация для педагогов «LEGO-конструирование в детском саду». Оформление фотовыставки «Моё конструирование»
|
Май | Заключительный | 1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. 2. Анализ по осуществлению плана по самообразованию. 3. Планирование деятельности и перспектив развития. 4. Проведение открытого занятия, Конструирование по замыслу. 5. Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете. | 1. Презентация «LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей». |
Анализ процесса профессионального самообразования:
- какие вопросы вызывали трудность в процессе изучения и практики;
- затруднения детей;
- определение новых задач;
- оправдал ли себя план, практические выводы.
Изучение учебно – методической литературы и интернет ресурсов:
1. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
2. Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
3. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный http://robotics.ru/
4. Л. Г. Комарова, Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
5. Л.В.Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.
6. «LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г.
7. М.С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
8. О.В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
9. Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна
(http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)
10. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехникив учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016 гг.» (http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pdf)
11.Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (http://detsad139.ru/doc/pr_robototechnika.pdf)
12.Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
13.Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002
14. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003 г.
Перспективное планирование работы с детьми по лего – конструированию.
сентябрь. | Игра «Как тебя зовут?» | -Познакомить с ЛЕГО – конструктором. -Знание цвета и формы. |
октябрь | 1. «Башенка». | -Развивать умение строить простейшие постройки. |
2. «Пирамидка». | -Умение строить простейшие постройки. | |
3. «Ворота для заборчика». | -Умение выполнять простейшую конструкцию – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину. | |
4. Мостик через речку | Продолжать знакомить с лего-конструктором; - вызвать желание строить мостик - развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования; - развивать терпение, желание доводить дело до конца; | |
ноябрь | 1. «Здравствуй, лес». | -Продолжать учить создавать простейшие постройки; - развивать мелкую моторику. |
2. «Дом лесника». | - развивать творческое воображение; - умение строить дом из лего – конструктора. | |
3. «Дом для зайчонка». | -вызвать желание построить большой дом для зайчонка; - развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования; - воспитывать стремление доводить начатое дело до конца | |
4.Разные домики. | - вызвать желание строить домики разной величины и длины; - развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования; - воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | |
Декабрь. | 1. Грузовая машина. | - развивать умение создавать простейшую модель грузовой машины; выделять основные части и детали. - вызвать интерес к постройке; - развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. |
2. .«Машина с прицепом». | -умение строить машину с прицепом; -развивать навыки конструирования; -совершенствовать умение анализировать образец. | |
3. «Пожарная машина». | - развивать умение строить пожарную машину. - развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования; - воспитывать стремление доводить начатое дело до конца | |
4. Поезд. | -познакомить с приёмом сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда; - развивать фантазию, воображение, творческую инициативу и самостоятельность | |
Январь. | 1.Слон. | - умение строить слона из лего – конструктора. - развивать творческие навыки, терпение. |
2.Верблюд. | - развивать умение строить верблюда; - развивать способность анализировать, делать выводы. | |
3.Домашние животные. Собака. | - развивать умение строить собаку; - развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. | |
4. Кошка. | - развивать умение строить кошку; - развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. | |
Февраль. | 1.Самолёт. | - рассказать о профессии лётчика; -развивать умение строить самолёт, выделяя функциональные части; Развивать интерес и творчество. |
2.Плывут корабли | - рассказать о водном транспорте; -развивать умение строить корабли; - развивать творческую фантазию, мелкую моторику рук. | |
3. Катер. | умение выделять в постройке её функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы). - совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять существенные части; - обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт». | |
4. Пароход. | - закреплять знания о водном транспорте; - закреплять навыки конструирования. | |
Март. | 1.Беседка. | Дать детям знания о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны); - развивать умение строить беседку. |
2.Светофор. | -развивать умение строить светофор; -развивать мелкую моторику. | |
3.Дети. Мальчик. Девочка. | - развивать умение строить мальчика, девочку из лего – конструктора «Дупло». - умение рассказать о постройке. | |
4.Избушка на курьих ножках (коллективная работа) | Умение работать в коллективе дружно, помогая друг другу. | |
Апрель | 1.Ракета. | -Закреплять представление о строительных деталях; - умение создавать собственную модель, -определять пространственное расположение деталей конструктора; выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций; |
2.Луноход. | -Рассказать о луноходе. - развивать умение строить луноход из деталей конструктора. | |
3.Космонавты. | - продолжать знакомить с космосом; - развивать умение строить космонавтов из мелких деталей конструктора. | |
4.По замыслу. | закреплять полученные навыки; - развивать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; - развивать творческую инициативу и самостоятельность | |
Май. | 1.Беседка. | Дать детям знания о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны); - развивать умение строить беседку. |
2. Светофор. | -развивать умение строить светофор; -развивать мелкую моторику. | |
3.Робот. | -показать игрушку «Робот». -развивать умение строить робота. | |
4.Лабиртнт. | - познакомить с плоскостным конструированием; -развивать внимание, мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук. |
Мониторинговая карта по лего-конструированию в средней группе
№ | Ф.И.ребенка | Называет детали | Называет формы | Умеет скреплять детали конструктора «Дупло» | Строит элементарны е постройки по творческому замыслу | Строит по образцу | Строит по схеме со второго полугодия | Называет детали изображённые на карточке | Умеет рассказыват ь о постройке | Итого | |||||||||
Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | н | к | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
План индивидуальной работы по самообразованию
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателяМБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3...
План индивидуальной работы по самообразованию Нукиной Ольги Михайловны
Методическая работа...
План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...
План-отчет работы по самообразованию. Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»
Одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и у...