«Повышение воспитательного потенциала семьи через организацию работы семейного клуба в дошкольном образовательном учреждении»
методическая разработка

Ибрагимова Гульнара Владимировна

Современный ребенок дошкольного возраста  уже далеко не такой, каким был его сверстник несколько лет назад, потому что принципиально изменился предметный и социальный мир, окружающая жизнь, а также ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и детском саду. Поэтому основной задачей современного детского сада является – создание условий для развития личности, усвоение культурного опыта саморазвития в современном быстро меняющемся мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynyy_klub.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

«Повышение воспитательного потенциала семьи

через организацию работы семейного клуба в дошкольном образовательном учреждении»

Автор: Ибрагимова Гульнара Владимировна.

Должность: социальный педагог

Организация:  Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад «Едэйко». 

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

г. Лабытнанги

 2024

Актуальность

Современный ребенок дошкольного возраста  уже далеко не такой, каким был его сверстник несколько лет назад, потому что принципиально изменился предметный и социальный мир, окружающая жизнь, а также ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и детском саду. Поэтому основной задачей современного детского сада является – создание условий для развития личности, усвоение культурного опыта саморазвития в современном быстро меняющемся мире.

Семья играет определяющую и уникальную роль в формировании личности ребенка – это  доказано современной наукой и практикой. Именно родительская забота, безусловная любовь и принятие способствуют становлению у ребенка открытости и доверия к миру, готовности взаимодействовать с другими людьми на принципах взаимоуважения и терпимости; возникновению чувства собственного достоинства и веры в себя, поэтому даже самым квалифицированным педагогам, работающим по самым современным программам, тяжело конкурировать с родителями.

Одним из принципов дошкольного образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования – это сотрудничество образовательной организации с семьёй. Наш детский сад выступает инстанцией развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и является центром психологопедагогической поддержки родителей. При этом нужно сказать, что наши современные семьи также оказывают большое влияние на наших педагогов, побуждая их к непрерывному развитию, поиску оптимальных методов и форм сотрудничества.

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных социологами, психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество неблагополучных семей. Ежедневно в стране тысячи женщин приобретают статус матери-одиночки. Вместе с тем, растет число детей, которые рождаются в неполных семьях. Конечно, это не говорит о том, что у этих малышей нет отцов, ведь некоторые родители штампу в паспорте, почему-то предпочли гражданский брак. А сколько у нас детей, воспитанием которых занимаются бабушки и дедушки, детей, родители которых лишились родительских прав или отказавшись от ребенка сразу после рождения, тем самым переложив его воспитание на государство.  Но даже в семьях, в которых показатель благополучия, материального и социально-психологического развития в норме тоже существует немало различных проблем, скрытых и открытых конфликтных ситуаций, которые можно объяснить как значительно возросшей занятостью родителей на работе, изменением ценностных ориентиров и недостатком педагогических знаний. Следовательно, у них остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга. Кризисная ситуация в семье ведет к нарушению детско – родительских отношений.

Все эти возникающие сложности в современных семьях вызывают  необходимость целенаправленной, систематической и специально организованной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»  в нашем детском саду  предоставляется возможность родителям принимать непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости – обратиться за квалифицированной помощью в освоении способов построения эффективных детско-родительских отношений, коррекции методов воспитания по мере взросления детей.  

Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в нашем детском саду – это создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию. Только объединение воспитательных ресурсов семьи и детского сада позволит раскрыть способности каждого ребенка, воспитать личность, обладающую креативным мышлением, готовую к жизни в высокотехнологичном информационном обществе.

С этой целью в нашем детском саду был организован семейный клуб  «Гармония» (далее Клуб).

Основная цель клуба: формирование партнерских отношений между детским садом  и семьей, повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста, в поддержке родителей в нахождении личностного смысла в саморазвитии и повышении своей психологопедагогической компетентности в интересах полноценного развития и успешной социализации детей.  

Задачами Клуба являются:

  • создавать пространство для обмена опытом, повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
  • активизировать сотрудничество между педагогами и семьями воспитанников для создания благоприятных условий развития детей, устанавливать доверительные отношения между семьей и детским садом;
  • пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
  • повышать педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей;
  • укреплять институт семьи, возрождать семейные традиции;
  • способствовать укреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам;
  • оказывать всестороннюю психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) воспитанников, в вопросах всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста.

Инструкция по применению:

1. Этап подготовительный.

На первом этапе необходимо провести мониторинг первичных информационных запросов и образовательных потребностей каждой семьи. С этой целью можно использовать анкетирование, беседы, интервью, опросы и др.  

Также можно провести диагностическое исследование с родителями и детьми через анкеты и тесты для детей и родителей, использовать методики современных авторов (Акутина С. П., Столина В. В., Варга А. Я, Бернс А., Кауфман С., Степанова Е. Н и др.). Анализ полученных результатов позволит определить перспективу работы, познакомиться с семьями воспитанников, оценить творческий потенциал родителей.

По результатам обработки анкет необходимо составить примерный план работы на учебный год, который в дальнейшем будет редактироваться  по предложениям родителей, по возникающим потребностям.

На данном этапе можно использовать такие формы работы с родителями как: индивидуальные беседы, консультации, индивидуальные приглашения родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач (наблюдение за играми и занятиями дошкольников, поведением собственного ребенка и др.). Необходимо постараться подвести к осознанию родителями своих затруднений и добиться конкретизации образовательных запросов родителей (законных представителей).

Рекомендуем организовать круглый стол для родителей «Нужно ли учиться быть родителем?», чтобы привести родителей к размышлению над вопросами о важности непрерывного развития и повышения педагогической грамотности. Познакомить родителей с возможными способами и формами родительского образования, ресурсами детского сада в сфере психолого-педагогической поддержки родителей. С самой первой встречи важно постараться вызвать у родителей мотивацию к повышению психолого-педагогической компетентности, осознание ими различных возможностей и способов образования и самообразования. Для этого можно подготовить рекламные проспекты, информационные буклеты, презентации деятельности различных служб детского сада. Тогда педагоги и родители совместно смогут выбрать наиболее оптимальные способы и средства педагогического образования.

2 этап Основной

На данном этапе нужно использовать такие формы взаимодействия как: круглые столы; организационно-деловые игры, индивидуальные консультации, педагогические советы с участием родителей,  краткосрочные курсы/тренинги для родителей, родительские конференции, тематические выставки/мастер-классы, библиотека для родителей и др. Среди наиболее популярных из них можно выделить тренинги, креативные игры, решение проблемных задач, игровое моделирование способов родительского поведения, анализ примеров из личной практики семейного воспитания и др.  

Для полного удовлетворения образовательных запросов современных родителей важно активно использовать различные Интернет-ресурсы: размещать актуальную и важную информацию на сайте детского сада; выкладывать подборки «полезных» сайтов для родителей; осуществлять электронные рассылки родителям, создавать индивидуальные сайты педагогов для онлайн общения с родителями. При этом педагоги детского сада должны понимать и приучать родителей к тому, что дистанционное общение является лишь дополнением к полноценному общению.

Среди родительского коллектива, есть такая категория родителей, которая стремится участвовать в собственном педагогическом образовании и готовы делиться и передавать свой опыт и жизненные ценности. Именно через семейный клуб семьи имеют возможность делиться друг с другом и педагогами опытом воспитания и преодоления трудностей в общении с ребенком, играми из домашних игротек, книгами о воспитании, фильмами, кулинарными рецептами и пр. И тогда каждый родитель начинает задумываться над вопросами: «А каким опытом я могу поделиться с другими родителями?», «Чему мне еще предстоит научиться?» и др.

Но в тоже время очень важно чтобы получаемые родителями знания были бы не самоцелью, а средством решения возникающих проблем, построения эффективного взаимодействия с детьми, с дошкольной образовательной организацией.

3. Этап заключительный (рефлексия)

На данном этапе  через организацию выставок семейных достижений, презентаций семейных портфолио, совместных детско-родительских мероприятий, мастер-классов проводится презентация и оценка успехов родителей. В конце учебного года наступает осмысление прожитого опыта, что приводит к возникновению новых образовательных запросов, формируется единое сообщество «Семья – Детский сад», в котором все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители – получают импульс для собственного развития – каждый на своем уровне. На итоговой встрече, подводятся итоги работы клуба за прошедший учебный год. Родителям нужно представить отчет о работе клуба,  презентацию, отражающую запоминающиеся моменты работы и вручаются благодарственные письма самым активным участникам. В форме диалога определяются перспективы и пути дальнейшего развития клуба.

Предполагаемый результат работы Клуба

Результат работы семейного клуба отражается в формировании у родителей определенной модели поведения с ребенком, в повышении уровня педагогических знаний и умений. У родителей активизируется позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать трудности в воспитании детей, а также устанавливаются доверительные отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка. Родители станут более инициативны, смелее. Они станут проявлять творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь. Поначалу инициатива больше будет исходить от педагогов, но позже родителям станет интересно участвовать в жизни детского коллектива. Работа родительского клуба положительно повлияет и на воспитанников. Дети станут увереннее в себе, станут задавать много вопросов на интересующие  их темы, предлагать идеи совместных встреч, мероприятий (за пределы детского сада). Ребёнок  после таких встреч станет чувствовать себя ближе по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями.

Таким образом, формируемая система работы позволит максимально удовлетворять запросы родителей, о чём будет свидетельствовать результаты анкетирования. А самая главная ее ценность в том, что, все участники образовательного процесса будут влиять друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Организация работы семейного клуба может быть использована образовательными учреждениями не только дошкольного уровня образования, но и общего (начального общего, основного общего и среднего общего образования).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Социальное партнёрство ДОУ и семьи через организацию детско – родительского клуба "Мы родом из детства"

Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнёрство, сотрудничество в организации воспитательно - образовател...

Опыт работы на тему "Взаимодействие ДОО и семьи через организацию детско-родительского клуба "Островок здоровья"

Объединение педагогов и родителей, заинтересованных в оздоровлении детей.Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания, формирования активной позиции по отн...

Взаимодействие детского сада с семьей по вопросам воспитания и образования воспитанников через организацию работы семейного клуба

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»  в нашем детском саду  предоставляется возможность родителям принимать непосредственное участие в обр...

Статья" Особенности организации работы по аппликации в дошкольном образовательном учреждении"

Особенности организации работы по аппликации в дошкольном образовательном учреждении...

Выступление на РМО" «Формирование воспитательного потенциала семьи через деятельность родительской организации «Совет отцов»

Современная ситуация в стране требует от семьи проявления активной жизненной позиции. В этой ситуации повышение роли семьи, усиление взаимосвязи «детский сад - семья - общество», развитие ...