Опыт работы на тему "Взаимодействие ДОО и семьи через организацию детско-родительского клуба "Островок здоровья"
методическая разработка (средняя группа) на тему
Объединение педагогов и родителей, заинтересованных в оздоровлении детей.
Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания, формирования активной позиции по отношению к здоровью детей и собственному здоровью. Приобщение детей и членов семей детей к здоровому образу жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему «Взаимодействие ДОО и семьи через организацию детско-родительского клуба «Островок здоровья»».
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он
находит примеры для подражания и здесь происходит его
социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем
миром»: детский сад, семья, общественность.
С.В.Глебова
Статья 44. Права, обязанности и ответственность
родителей в сфере образования.
1. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют
преимущественное право на обучение и
воспитание детей перед всеми другими
лицами. Они обязаны заложить основы
физического, нравственного и
интеллектуального развития личности
ребенка.
В Стандарте учитывается сотрудничество
Организации с семьей, обеспечение психолого –
педагогической поддержки семьи, повышение
компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей
Aктуальность
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, педагогической грамотности, гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.
Организовала в ДОО работу детско-родительского клуба «Островок детства». Это объединение педагогов и родителей, заинтересованных в оздоровлении детей.
Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания, формирования активной позиции по отношению к здоровью детей и собственному здоровью. Приобщение детей и членов семей детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Способствовать развитию творческой инициативы родителей.
2. Привлечь внимание родителей к проблемам физического образования и оздоровления детей.
3. Формировать общественное мнение о значимости физической культуры в ДОУ.
4. Воспитывать у детей и формировать желание у родителей и педагогов вести здоровый образ жизни.
5. Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных возможностях.
Новизна в обогащении существующих методик, направленных на оздоровление детей в разработке заседаний для детско-родительского клуба.
Занятия детско-родительского клуба «Островок здоровья» проводятся два раза в месяц (по пятницам) на основе плана (исходя из запросов родителей).
Встречи дают возможность и родителям, и детям чаще бывать вместе, общаться, радоваться даже самым маленьким успехам. И надо сказать, что на такие встречи с удовольствием приходят не только мамы и папы, но и старшее поколение, поскольку у всех есть большое желание заниматься вместе с ребенком.
Родители с интересом знакомятся со здоровьесберегающими технологиями и охотно осваивают физические упражнения, которые выполняют в паре со своим ребенком. На заседаниях клуба взрослые знакомятся с эффективными средствами оздоровления, учатся делать самомассаж, правильно проводить закаливающие процедуры дома, пальчиковую и дыхательную гимнастики.
Занятия в семейном клубе предусматривают теоретическую и практическую части. Общая продолжительность 40-50 минут. Так, например, в первой, теоретической части занятий детско-родительского клуба «Островок здоровья» родителям предлагаю сообщение или беседу специалиста (врача, психолога, логопеда, и т.д.) по определенной теме, затем во второй, практической части идет совместное выполнение какого-либо комплекса оздоровительных, профилактических упражнений.
В заключительной части подводятся итоги, родителям выдаются разнообразные памятки, буклеты, методическая литература, рекомендации.
Например, на занятии детско-родительского клуба по теме «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» рассказала о причинах появления плоскостопия, научила диагностике и профилактике плоскостопия. Детям и их родителям показали как делать плантограмму, а затем предложили комплекс упражнений при плоскостопии или для его предупреждения, особое внимание уделив самомассажу стоп. Занятие закончилось демонстрацией оборудования для профилактики плоскостопия (профилактических дорожек, массажных ковриков, мячей, массажеров для стоп и др., родителям были выданы памятки с рекомендациями. Последнее занятие клуба проводилось совместно с врачом-эндокринологом. Этот специалист, в интересной форме вел разговор с родителями о правильной организации детского питания. Родители задавали много интересующих их вопросов, на которые получили исчерпывающие ответы.
Безусловно, такие занятия в клубе приносят ощутимые результаты. Однако следует подчеркнуть, что эта результативность в большей мере обусловлена не только содержанием, но и качеством общения специалистов ДОО с семьей.
В каждой семье есть газеты, книги, радио, телевизор, поэтому мы уверены, что дело не в количестве информации, предлагаемой родителям на занятии, а в степени ее новизны, актуальности и неординарности подачи. Поэтому при подготовке к занятиям обращаю внимание не только на разработку содержания сообщения, подготовку необходимого оборудования и материалов, но и аргументированность и доказательность положений, динамизм, умение считаться с позицией другого человека, конструктивно использовать возникающие во время общения проблемные ситуации и спорные мнения.
Использую совместный выпуск газет (продукт коллективного творчества взрослых и детей) – это одна из форм пропаганды ЗОЖ.
Задачи:
- расширять представления родителей и детей о формах семейного досуга;
- повышать интерес детей к физической культуре и спорту;
- воспитывать желание вести ЗОЖ;
- воздействовать на родителей с целью привлечения к совместным занятиям.
В процессе изготовления газет: подбираются статьи, необходимые фотографии о занятиях спортом, спортивных достижениях. Родители и дети сочиняют подписи к снимкам.
Каждый новый номер газеты дети охотно рассматривают, рассказывают друг другу о семейных занятиях физкультурой, спортивных увлечениях членов семьи, делятся своими впечатлениями о помещенных в газетах материалах. В свою очередь поддерживая интерес детей, предлагаю различные задания:
-назвать виды спорта, изображенные на фотографиях;
- времена года, когда можно заниматься тем или иным видом сорта;
- систематизировать фотографии по видам спорта.
- использовать материалы газеты для беседы о пользе занятий спортом.
Устный журнал «Сто вопросов о физкультуре»
Решающее значение в повышении интереса у детей к физической культуре, занятия спортом имеет личный пример людей, которые профессионально этим занимаются и добиваются значительных успехов в этой области. Встреча с такими людьми, живое общение с ними дает возможность понять, что спортсменом или, по крайней мере, физически развитым может стать каждый человек, стоит лишь приложить старание и упорство.
Устные журналы производят на детей сильное впечатление и вызывают желание заниматься спортом. В результате дети просят родителей отвести их в спортивную секцию или кружок.
Родители вместе с детьми принимают участие в работе «мастерских» по изготовлению атрибутов для ежедневных физкультурных занятий в группе и дома.
Родителям предлагается поиграть вместе с детьми, использовать изготовленное оборудование. В дальнейшем родители и дети могут изготовить подобные пособия у себя дома. Новые атрибуты размещаются в физкультурном уголке и используются детьми в группе и на прогулке, на спортивных олимпиадах и играх.
Семейные спортивные олимпиады – это яркие и ожидаемые детьми события, в которых они любят принимать участие, соревнуясь со сверстниками и родителями, демонстрируя полученные физические навыки. Атмосфера праздника и дух соперничества вызывают множество положительных эмоций у детей, а привлечение родителей к проведению этих событий способствует сближению взрослых и детей для победы в соревнованиях.
С нескрываемым интересом познакомила родителей с Су - Джок – терапией. Данный вид массажа не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии. Сейчас мы вместе с вами попробуем провести данный вид массажа.
Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
Техника массажа проста: кольцо надевается на палец руки и прокатывается либо по всему пальцу, либо по его части до появления ощущения тепла в массируемой области. Процедура кольцевого массажа не требует больших усилий, безболезненна и приятна.
1. Массаж Су – Джок шарами /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.
3.Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Упражнение «Один-много». Катим «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»
5.Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
6. Использование шариков при выполнении гимнастики.
Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в моей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов, детей и родителей в ДОО.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Таким образом, занятия в клубе не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.
7. Использование шариков для звукового анализа слов
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию педагога ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.
На столе коробка, по инструкции педагога ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
9. Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
10. Прокатывание шариком по написанной букве.
11. Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.
12. Развитие цветовосприятия, при обучении счету и т. д. Можно использовать следующие игры: «Разложи шарики по цвету», «Найди все синие» (красные, желтые, зеленые, «Сделай разноцветные шарики» (сине-красный, зелено-желтый).
13. Кроме того, вы можете делать малышу массаж и одновременно рассказывать занимательную сказку о «колобке», о «рукавичке» и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей и взрослых к истории и культуре своей Родины через организацию детско-родительского клуба «Истоки»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
Социальное партнёрство ДОУ и семьи через организацию детско – родительского клуба "Мы родом из детства"
Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнёрство, сотрудничество в организации воспитательно - образовател...
Опыт работы по теме «Реализация принципа социализации через взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО»
В статье представлен опыт по теме "Реализация принципа социализации через взаимодействие с семьями воспитанников". Опыт охватывает несколько возрастов от третьего года жизни до старшего дошколь...
Работа с родителями «Качественное время семьи» — профилактика проблемы детско-родительских отношений
Работа с родителями «Качественное время семьи» — профилактика проблемы детско-родительских отношений В стремительном темпе современной жизни, стараясь сделать для ребенка как можно б...
Опыт работы по организации детско-родительского досуга
В материале представлен опыт работы по отганизации нетрадиционной формы детско-взрослого досуга "Ярмарка"...
Приказ об организации детско-родительских клубов в рамках региональной инновационной площадки "Здоровым быть здорово"
о назнвачении руководителем детско-родительского клуба "Здоровячок" в рамках региональной инновационной площадки "Здоровым быть здорово"...