Взаимодействие детского сада с семьей по вопросам воспитания и образования воспитанников через организацию работы семейного клуба
методическая разработка на тему
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в нашем детском саду предоставляется возможность родителям принимать непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости – обратиться за квалифицированной помощью в освоении способов построения эффективных детско-родительских отношений, коррекции методов воспитания по мере взросления детей.
Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в нашем детском саду – это создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию. Только объединение воспитательных ресурсов семьи и детского сада позволит раскрыть способности каждого ребенка, воспитать личность, обладающую креативным мышлением, готовую к жизни в высокотехнологичном информационном обществе. С этой целью в нашем детском саду был организован семейный клуб «Гармония» (далее Клуб).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_skazka.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие детского сада с семьей по вопросам воспитания и образования воспитанников через организацию работы семейного клуба «Гармония»
Актуальность
Современный ребенок дошкольного возраста уже далеко не такой, каким был его сверстник несколько лет назад, потому что принципиально изменился предметный и социальный мир, окружающая жизнь, а также ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и детском саду. Поэтому основной задачей современного детского сада является – создание условий для развития личности, усвоение культурного опыта саморазвития в современном быстро меняющемся мире.
Семья играет определяющую и уникальную роль в формировании личности ребенка – это доказано современной наукой и практикой. Именно родительская забота, безусловная любовь и принятие способствуют становлению у ребенка открытости и доверия к миру, готовности взаимодействовать с другими людьми на принципах взаимоуважения и терпимости; возникновению чувства собственного достоинства и веры в себя, поэтому даже самым квалифицированным педагогам, работающим по самым современным программам, тяжело конкурировать с родителями.
Одним из принципов дошкольного образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования – это сотрудничество образовательной организации с семьёй. Наш детский сад выступает инстанцией развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и является центром психологопедагогической поддержки родителей. При этом нужно сказать, что наши современные семьи также оказывают большое влияние на наших педагогов, побуждая их к непрерывному развитию, поиску оптимальных методов и форм сотрудничества.
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных социологами, психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество неблагополучных семей. Ежедневно в стране тысячи женщин приобретают статус матери-одиночки. Вместе с тем, растет число детей, которые рождаются в неполных семьях. Конечно, это не говорит о том, что у этих малышей нет отцов, ведь некоторые родители штампу в паспорте, почему-то предпочли гражданский брак. А сколько у нас детей, воспитанием которых занимаются бабушки и дедушки, детей, родители которых лишились родительских прав или отказавшись от ребенка сразу после рождения, тем самым переложив его воспитание на государство. Но даже в семьях, в которых показатель благополучия, материального и социально-психологического развития в норме тоже существует немало различных проблем, скрытых и открытых конфликтных ситуаций, которые можно объяснить как значительно возросшей занятостью родителей на работе, изменением ценностных ориентиров и недостатком педагогических знаний. Следовательно, у них остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга. Кризисная ситуация в семье ведет к нарушению детско – родительских отношений.
Все эти возникающие сложности в современных семьях вызывают необходимость целенаправленной, систематической и специально организованной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в нашем детском саду предоставляется возможность родителям принимать непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости – обратиться за квалифицированной помощью в освоении способов построения эффективных детско-родительских отношений, коррекции методов воспитания по мере взросления детей.
Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в нашем детском саду – это создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию. Только объединение воспитательных ресурсов семьи и детского сада позволит раскрыть способности каждого ребенка, воспитать личность, обладающую креативным мышлением, готовую к жизни в высокотехнологичном информационном обществе.
С этой целью в нашем детском саду был организован семейный клуб «Гармония» (далее Клуб).
Основная цель клуба: формирование партнерских отношений ДОУ и семьи, повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста, в поддержке родителей в нахождении личностного смысла в саморазвитии и повышении своей психологопедагогической компетентности в интересах полноценного развития и успешной социализации детей.
Задачами Клуба являются:
- создавать пространство для обмена опытом, повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
- активизировать сотрудничество между педагогами и семьями воспитанников для создания благоприятных условий развития детей, устанавливать доверительные отношения между семьей и ДОУ;
- пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
- повышать педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей;
- укреплять институт семьи, возрождать семейные традиции;
- способствовать укреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам;
- оказывать всестороннюю психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) воспитанников, в вопросах всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста.
Клуб «Гармония» в рамках МАДОУ создавался поэтапно:
1. Этап подготовительный.
На данном этапе провели мониторинг первичных информационных запросов и образовательных потребностей каждой семьи. С этой целью использовали анкетирование, беседы, интервью, опросы и др.
Также провели диагностическое исследование с родителями и детьми через анкеты и тесты для детей и родителей, использовали методики современных авторов (Акутина С. П., Столина В. В., Варга А. Я, Бернс А., Кауфман С., Степанова Е. Н и др.). Анализ полученных результатов позволил определить перспективу работы, познакомиться с семьями воспитанников, оценить творческий потенциал родителей.
По результатам обработки анкет был составлен примерный план работы на учебный год, который в дальнейшем редактировался по предложениям родителей.
На данном этапе использовали такие формы работы с родителями как: индивидуальные беседы, консультации, индивидуальные приглашения родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач (наблюдение за играми и занятиями дошкольников, поведением собственного ребенка и др.). Педагоги детского сада старались подвести к осознанию родителями своих затруднений и добиваются конкретизации образовательных запросов родителей (законных представителей).
С начало организовали круглый стол для родителей «Нужно ли учиться быть родителем?», чтобы привести родителей к размышлению над вопросами о важности непрерывного развития и повышения педагогической грамотности. Познакомили родителей с возможными способами и формами родительского образования, ресурсами детского сада в сфере психолого-педагогической поддержки родителей. С самой первой встречи мы постарались вызвать у родителей мотивацию к повышению психолого-педагогической компетентности, осознание ими различных возможностей и способов образования и самообразования. Для этого подготовили рекламные проспекты, информационные буклеты, презентации деятельности различных служб детского сада. Педагоги и родители совместно выбирали наиболее оптимальные способы и средства педагогического образования.
2 этап основной
На данном этапе использовали такие формы взаимодействия как: круглые столы; организационно-деловые игры, индивидуальные консультации, педагогические советы с участием родителей, краткосрочные курсы/тренинги для родителей, родительские конференции, тематические выставки/мастер-классы, библиотека для родителей и др. Среди наиболее популярных из них можно выделить тренинги, креативные игры, решение проблемных задач, игровое моделирование способов родительского поведения, анализ примеров из личной практики семейного воспитания и др.
Для полного удовлетворения образовательных запросов современных родителей активно используем различные Интернет-ресурсы: размещаем актуальную и важную информацию на сайте детского сада; выкладываем подборки «полезных» сайтов для родителей; осуществляем электронные рассылки родителям, создали индивидуальные сайты педагогов для онлайн общения с родителями. При этом педагоги детского сада понимают и приучают родителей к этому, что дистанционное общение является лишь дополнением к полноценному общению.
Среди родительского коллектива, есть такая категория родителей, которая стремится участвовать в собственном педагогическом образовании и готовы делиться и передавать свой опыт и жизненные ценности. Именно через семейный клуб семьи имеют возможность делиться друг с другом и педагогами опытом воспитания и преодоления трудностей в общении с ребенком, играми из домашних игротек, книгами о воспитании, фильмами, кулинарными рецептами и пр. И тогда каждый родитель начинает задумываться над вопросами: «А каким опытом я могу поделиться с другими родителями?», «Чему мне еще предстоит научиться?» и др.
Но в тоже время очень важно чтобы получаемые родителями знания были бы не самоцелью, а средством решения возникающих проблем, построения эффективного взаимодействия с детьми, с дошкольной образовательной организацией.
Примерный скелет тематического планирования мероприятий
в рамках работы родительского клуба «Гармония»
Месяц | Мероприятие | Группы | форма проведения |
Сентябрь | - «Адаптация ребенка к детскому саду» - «Кризис трех лет» - «Здравствуй, Осень Золотая» - «Мы стали на год старше» | Младшие Младшие Все группы Все группы | Индивидуальные общения педагогов ДОУ с родителями, экскурсии по саду. Семинар-практикум Детско-семейная встреча Родительские собрания |
Октябрь | - «Здоровый ребенок-счастливые родители» - «Мой ребенок, какой он?» - «Кем быть?» - «Бабушка рядышком с дедушкой» | Младшие Средние, старшие Подготовительные Все группы | Мастер-класс Круглый стол Мамины (папины) пятиминутки Досуг, посвященный Дню пожилого человека |
Ноябрь | - «Какие общие «открытия» взрослые могут делать вместе со своими детьми?» - «Как поддерживать познавательную активность ребенка?» - «Мамочка любимая, мама моя» - «Семейные коллекции» | Средние, старшие Старшие, подготовительные Все группы | Тренинг, игровое модулирование Семинар-практикум с соучастием родителей Праздник Коллекционирование |
Декабрь | - «Причины детского непослушания» - «Что дает ребенку и родителям проектная деятельность?» - «Покормите птиц зимой» - «Зимняя сказка» | Средние Средние, старшие и подготовительные | Круглый стол Семинар-практикум с соучастием родителей Акция Оформление зимнего участка |
Январь | - «Игра и игрушки в жизни ребенка», «Играем вместе» - «Семейные традиции и увлечения родителей» - «Волшебные шашки» - «Рождественские праздники» | Младшие, средние, старшие Все группы Старшие Все группы | Семинар-практикум с соучастием родителей Деловая игра Шашечный турнир Конкурс поделок и рисунков |
Февраль | - «Чем и как занять ребенка дома» - «Отец в жизни ребенка» - «Погода в доме» | Все группы | Семинар-практикум Круглый стол Тренинг |
Март | - «Растим здорового ребенка» - «Взаимодействие взрослого и ребенка - «Развиваем творческие способности у детей», «Волшебные ладошки» - «Ребенок и компьютер» | Все группы | Семинар-практикум, круглый стол Семинар-практикум Мастер-класс, творческая мастерская Родительское собрание с привлечением специалистов из медицины |
Апрель | - «Поговорим о правах ребенка и родителей», «Можно ли обойтись без наказаний?» - «У порога школы», «Собираем портфель знаний» - «Кулинарный поединок» | Все группы Старшие, подготовительные | Ток-шоу с привлечением специалистов системы профилактики ПДН ОМВД России, КДНиЗП Детско-родительское занятие (досуг) Детско-родительский досуг |
Май | - «Родители-родителям» - «Моя семья - мое богатство» - «Секреты родительских успехов» - «Итоги года» | Все группы | Родительская конференция Детско-семейная встреча Мастер-класс от родителей с презентацией семейных достижений Встреча |
3. Этап заключительный (рефлексия)
На данном этапе через организацию выставок семейных достижений, презентаций семейных портфолио, мастер-классов проводится презентация и оценка успехов родителей. В конце учебного года наступает осмысление прожитого опыта, что приводит к возникновению новых образовательных запросов, формируется единое сообщество «Семья – Детский сад», в котором все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители – получают импульс для собственного развития – каждый на своем уровне. На итоговой встрече, подводятся итоги работы клуба за прошедший учебный год. Родителям предоставляется отчет о работе клуба, презентация, отражающая запоминающиеся моменты работы и вручаются благодарственные письма самым активным участникам. В форме диалога определяются перспективы и пути дальнейшего развития клуба.
Предполагаемый результат работы Клуба
Результат работы семейного клуба отражается в формировании у родителей определенной модели поведения с ребенком, в повышении уровня педагогических знаний и умений. У родителей активизируется позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать трудности в воспитании детей, а также устанавливаются доверительные отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.
Опыт работы семейного клуба «Гармония» может быть использован образовательными учреждениями не только дошкольного уровня образования, но и общего (начального общего, основного общего и среднего общего образования). В перспективе планируем продолжать работу в данном направлении и добиваться положительных результатов в совместном воспитании наших детей.
Результаты работы родительского клуба «Гармония»
Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме родительского клуба «Гармония» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно–образовательном процессе и способствует укреплению связи между детским садом и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера. Помимо традиционных форм работы детского сада и семьи (наглядная агитация в «уголках для родителей», консультации, беседы, анкетирование, посещение семей, наблюдение за взаимоотношением родителей и детей во время приёма и ухода детей, родительские собрания и др.) активно использую и другие формы работы с семьёй: «круглый стол»; тематические выставки; семейные спортивные встречи; семейные проекты; открытые занятия для просмотра родителей; интеллектуальные ринги детей и родителей; конкурс семейных талантов; портфолио семейного успеха; сайт воспитателя и детского сада; дни добрых дел; совместная проектная деятельность; организация выездных мероприятий; «почтовый ящик»; мастер-класс; коллекционирование и др. Все это способствовало сплочению родителей и детского коллектива. Родители стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь. Пока ещё инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно участвовать в жизни детского коллектива. Работа родительского клуба положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают много вопросов на интересующие их темы, предлагают куда-нибудь вместе выйти (за пределы детского сада). Ребёнок после таких встреч чувствует себя ближе по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъём, растет желание быть в центре всех игр и занятий.
Таким образом, формируемая система работы позволяет максимально удовлетворять запросы родителей, о чём свидетельствуют результаты анкетирования. А самая главная ее ценность в том, что, все участники образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Список использованной литературы:
1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
2. Библиотека Журнала «Управление ДОУ»: ТЦ Сфера, 2016.
3. Виноградова Н.А., Зайчикова А.И. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2011.
5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- 6. Петерсон Л.Г. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий».- Москва 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)
В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...
Литературная гостиная как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах нравственно – эстетического воспитания дошкольников.
Форма литературной гостиной при непосредственном участии родителей помогает решить сразу несколько важных задач. В своей работе я использую различные модели построения литературных гостиных, а для хар...
Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»
данная консультация раскрывает воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»
данная консультация помогает родителям организовать трудовое воспитение в семье...
Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления воспитанников старшего дошкольного возраста
Естественное желание каждого родителя – вырастить своего ребенка здоровым, сильным и крепким. Однако и ФГОС ставит перед дошкольной организацией ряд задач, одна из которых - охрана и укрепление ...
"Аспекты взаимодействия детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Посмотреть презентацию можно по ссылке: https://yadi.sk/i/IRGV_zKD3UQ3VL...
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического р...