Доклад на тему: «Современные технологии поддержки детской речевой и познавательной инициативы»
материал

Доклад на тему:

«Современные технологии поддержки детской  речевой и познавательной инициативы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Современные технологии поддержки детской  речевой и познавательной инициативы»

Подготовила: Борисова Е.В.

Основная цель работы по развитию речи – формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими.

Задачи:

        Привлечение и просвещение родителей по проблеме речевого развития       детей

        формирование словаря,

        воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи (диалогической (разговорной) и монологической),

         воспитание интереса и любви к художественному слову.

Среди проблем, стоящих перед детским садом на современном этапе, центральной является повышение качества дошкольного образования – выполнение социального заказа - всестороннего развития личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов, что позволит ему стать успешным школьником. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Одна из самых главных задач речевого развития – научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли, учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств.

Проводя диагностику развития речи детей, убеждаюсь в том, что с каждым годом количество детей, не умеющих связно и последовательно излагать свои мысли, составлять рассказы по картине, по серии сюжетных картин, а тем более рассказы из личного опыта, не уменьшается, а даже увеличивается. Предложения простые, нет развернутых ответов, в основном односложные, а бывает и просто набор слов. При составлении рассказа наблюдается нарушение последовательности, скудность изложения, ограниченность лексических средств языка. Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи детей не соответствует возрасту.

Согласитесь, речь не развивается на пустом месте, для этого нужны познания ребёнка.  Мы даём знания на занятиях, прогулках, в беседах, но если эта информация не подкрепляется в дальнейшем, то 50% услышанного не останется в детских головах.

Причины отставания речевого развития многообразны: но самой основной считаю дефицит  живого общения детей и родителей, дети много времени проводят за компьютером, получая только зрительную информацию.

Поэтому я уделяю много внимания работе с родителями. Моя презентация это консультация для родителей по развитию речи детей.

Много времени взрослые, особенно мамы и бабушки, проводят на кухне. Рано или поздно родители сталкиваются с одной проблемой — как одновременно готовить обед и не оставлять ребенка без присмотра, не прибегая к помощи телевизора и компьютера.  Время на кухне может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми перед тем, как все соберутся к ужину. Вы обнаружите, как легко и увлекательно занимать ребенка.
        Вашему вниманию предлагаю несколько полезных игр, которые способствуют развитию детской речи, обогащению словаря детей.

Помоги маме
Цель: развивать мелкую моторику рук, расширять знания о разнообразии и пользе круп

Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречку. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики

Так же можно рисовать на крупе или соли, сделать аппликацию из крупы или просто использовать горох или крупу как мозаику.

Поищемслова
Цель: закрепление активного словаря детей на тему «Овощи»

Спросите у ребёнка, какие слова можно вынуть из винегрета, борща?

Ребёнок перечисляет овощи, из которых готовятся блюда.

Так же можно играть наоборот. Родитель перечисляет овощи, а ребенок говорит, какие блюда можно из них приготовить.

Назови слово со звуком «К»
Цель: совершенствование фонемных уменй и навыков ( работа  со звуком «К», его позицией в слове)

Предложите сыну или дочке поискать в окружающих предметах слова , в которых есть звук К (в начале, середине или в конце слова).

Ребёнок находит и называет предметы: стаКан, Кастрюля, салфетКа, Кружка, шКаф, сКоворода и др.и говорит,  где находится звук (в начале, в середине или в конце)

Так же можно играть и с другими звуками, постепенно усложняя задания:

найти предметы, в названии которых заданный звук в начале слова;

Позже можно играть в игру «Цепочка слов». По аналогии с игрой в «Города».

Давай посчитаем
Цель: упражнять в правильном согласовании  имени существительного с числительным и прилагательным.

Предложите посчитать предметы на кухне (согласование числительного с существительным):

1 стакан_, 2 стакана, 3 …, 4 …,

        5 стаканов

1 тарелка, 2 тарелки, 3 …, 4 …,

        5 тарелок

Приготовимсок
Цель:помочь ребенку образовывать однокоренное прилагательное от существительного при помощи вопроса «какой?»

Спросите у ребёнка, какой сок можно приготовить:

из апельсина (апельсиновый);

из яблок (яблочный);

из моркови (морковный);

из груш (грушевый);

из слив (сливовый);

из помидоров (томатный) и др.

Какая нужна посуда?
Цель: обогащать словарь ребенка при помощи образования  однокоренных слов.

Спросите у ребёнка, куда

Вы с ним положите :

хлеб  (в хлебницу)

селёдку ( в селёдочницу)

масло (в маслёнку)

сахар  (в сахарницу)

соль (в солонку)

молоко  (в молочник)

Какая у нас посуда?
Цель: обогащать словарь ребенка при помощи образования  однокоренных слов (от существительного образовать прилагательное)

Выясните с детьми , из чего сделана посуда:

Стакан из стекла – стеклянный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Тарелка из пластмассы – пластмассовая

Ложка из дерева – деревянная

Кастрюля из металла - металлическая

На кухне с мамой интересно и полезно.

Пребывание ребенка на кухне будет способствовать развитию его воображения, росту интереса к домашним делам. В дальнейшем ребенок будет стараться стать более самостоятельным, помогать Вам,  радовать и делать приятное родным и близким.

Ребёнок – это исследователь, и, когда у него появляется интерес к чему-то новому, он начинает задавать вопросы, искать ответы, высказывать предположения, делать выводы. Именно так, путём проб и ошибок рождается истина. И чем больше участия принимал ребёнок в поисках этой истины, тем больше удовлетворения, уверенности в своих силах он получит; а так же желания рассказать о своих достижениях и находках.  

Именно так, в поисках и общении развивается разговорная речь. И наша задача сделать её более разнообразной, богатой, красивой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме "Технология "Лэпбук" как средство поддержки творческой и познавательной инициативы детей"

Целью мастер-класса является повышение профессиональной компетентности воспитателей в области развития творческой и познавательной инициативы детей на основе использования технологии «Лэпбу...

Результаты деятельности муниципальной стажировочной площадки «Технологии поддержки и развития детской инициативы»

Результаты деятельности муниципальной стажировочной площадки «Технологии поддержки и развития детской инициативы»на базе МДОУ «Детский сад №55»Энгельсского муниципального ...

Доклад на тему: "Современные технологии работы с родителями воспитанников ДОУ"

Доклад на тему "Современные технологии работы с родителями воспитанников ДОУ" раскрывает виды, формы и методы работы с родителями; включает выдержки из нормативно - правовых документов....

Доклад на тему: «Современные технологии речевого развития дошкольников»

Доклад  на тему: «Современные технологии речевого развития дошкольников»...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: Педагогические технологии -поддержки детской инициативы»

Проблема формирования инициативности и самостоятельности у дошкольников очень актуальна. Период - от рождения до 5 лет является сензитивным для развития самостоятельности. Важно ребенка в этот период ...

Доклад на тему: "Современные технологии поддержки детской речевой и познавательной инициативы"

Доклад на тему: "Современные технологии поддержки детской  речевой и познавательной инициативы"...