Консультация для педагогов ДОУ на тему: Педагогические технологии -поддержки детской инициативы»
консультация
Проблема формирования инициативности и самостоятельности у дошкольников очень актуальна. Период - от рождения до 5 лет является сензитивным для развития самостоятельности. Важно ребенка в этот период поддерживать, в противном случае, как считал Эрик Эриксон, если до 5 лет родители, воспитатели перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то в будущем человек теряет возможность стать предприимчивым, самостоятельным в суждениях, творчестве, а будет пассивным исполнителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_initsiativa.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ на тему:
Педагогические технологии -поддержки детской инициативы»
Подготовила :Баруткина Е.А
Проблема формирования инициативности и самостоятельности у дошкольников очень актуальна. Период - от рождения до 5 лет является сензитивным для развития самостоятельности. Важно ребенка в этот период поддерживать, в противном случае, как считал Эрик Эриксон, если до 5 лет родители, воспитатели перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то в будущем человек теряет возможность стать предприимчивым, самостоятельным в суждениях, творчестве, а будет пассивным исполнителем.
Интерес к проблематике формирования и развития инициативности сегодня вполне закономерен. Прежде всего, это связано с социально-педагогической сферой, в которой все чаще поднимаются вопросы успешности индивида, проявляющего инициативу в социально значимых событиях, в труде, что, собственно, и является задачей государства, общества. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» к направлениям деятельности педагога отнесена и необходимость «развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности».
В современных условиях, обусловленных новыми тенденциями в реформировании и модернизации образования, появлением новых образовательных областей, апробированием инновационных педагогических технологий, в качестве приоритетной выдвигается задача подготовки подрастающего поколения, способного к проявлению познавательной активности и познавательной самостоятельности. Способность самостоятельно приобретать и обновлять знания позволяет ребенку адаптироваться в быстро меняющемся мире.
В Федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается значимость развития инициативности уже в дошкольном детстве. Так, в целевых ориентирах дошкольного образования в качестве результатов указывается на то, что ребёнок должен проявлять «инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов».
Не всегда детскую инициативу мы можем активно развивать во время непрерывной образовательной деятельности, так как у педагога стоят определенные задачи и структура занятия, но во время совместной деятельности взрослого с детьми в режиме дня педагоги должны инициировать проявление детской инициативы.
Инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.
Выделяют четыре сферы инициативы:
- коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
- творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
- инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
- познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, период - это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности, взрослым важно не запрещать этот процесс.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений
Диагностические умения:
Умение определить признаки эмоционального неблагополучия ребенка:
1. Ребенок боится оставаться в одиночестве, в темноте.
2. Ребенок боится сказочных персонажей (Баба Яга, Кащей, Бармалей, Волк). 3. Ребенок трудно засыпает, говорит или вздрагивает во сне.
4. Ребенок вдруг теряет присущую ему ранее жизнерадостность, начинает плакать без видимой причины.
5. Обычно уравновешенный ребенок вдруг становится повышенно возбудимым.
6. Ребенок становится очень напряженным при выполнении каких- либо заданий на занятии или поручений в режимных моментах.
7. Ребенок избегает общения со сверстниками, выглядит отстраненным, не принимает участия в общих играх, избегает контакта глаз, не проявляет инициативу в общении со сверстниками и взрослыми.
8. Ребенок не желает посещать детский сад.
9. Ребенок становится конфликтен в общении со сверстниками- вспышки гнева, драки, отчаянная обида, негативизм по отношению к чужому замыслу, чужому мнению.
10. Ребенок становится упрямым, грубым по отношению к взрослым и сверстникам, немотивированно отказывается от любого предложения взрослого, несмотря на собственные желания.
Поддержка индивидуальности и инициативности: Воспитатель в ходе наблюдения за детьми выделяет таких, которые не проявляют инициативу в различных видах детской деятельности:
• затрудняются в самостоятельном выборе вида деятельности;
• преобладает исполнительность;
• не способны предложить новые способы выполнения поручений;
• не задают вопросов.
Инициативные дети:
• задают тон в игре;
• неистощимы в придумывании сюжета;
• инициативны в выборе видов и содержания труда;
• демонстрируют высокое качество работы, часто задают вопросы;
• способны предложить свои варианты выполнения задания; • берут на себя лидерские функции.
Варианты взаимодействия воспитателя с детьми: быть последовательным, предсказуемым по отношению к ребенку (определить четкие границы, что можно, а что нельзя никогда); давать возможность ребенку на выражение своего мнения, уважать это мнение, не подавлять его своим авторитетом взрослого; не сравнивать детей между собой, принимать ребенка таким, какой он есть; чаще уделять внимание ребенку, подбадривать, хвалить его. 5. Ребенок застенчив, избегает общения со сверстниками и взрослыми, не принимает участия в детских играх, не проявляет инициативу в различных видах деятельности, избегает контакта глаз, боится задавать вопросы, попросить о чем-то, говорит тихо и невнятно. Возможные причины: низкая самооценка ребенка, сформировавшаяся в результате предъявления завышенных требований к ребенку, постоянное концентрирование на слабых сторонах ребенка, приведение в пример более удачливых детей, прилюдные высмеивания взрослыми или другими детьми оплошностей, ошибок, проступков ребенка. Варианты взаимодействия воспитателя с детьми: быть внимательным к ребенку; разбирать совершенные ребенком проступки без присутствия посторонних людей; не повышать голос; не одергивать ребенка; отношение мягкое, теплое, поддерживающее; не допускать пренебрежительных высказываний по отношению к такому ребенку («Эх ты, опять тебя обидели!»); не торопить ребенка при выполнении какой- либо работы, задания; не проявлять пристального интереса к его действиям, т.к. это заставляет ребенка еще больше волноваться; спокойная уверенность воспитателя в отношении такого ребенка- лучшая линия поведения; обязательно хвалить ребенка за достигнутый результат; постепенно приучать к выполнению поручений (от разовых переходить к постоянным, например, поливка цветов); задания давать лучше не ему одному, а «на пару» с более активным ребенком.
Развитие и поддержание инициативности ребенка в разных видах деятельности:
Трудовая деятельность: • выбирать оптимальный уровень нагрузки на ребенка (перегрузка вызывает отрицательное отношение к труду, а недостаточная нагрузка вызывает привычку трудиться без должного напряжения); • систематически, а не время от времени, приобщать ребенка к труду; • нацеливать ребенка на положительный результат в труде; • педагог должен выражать уверенность в будущем успехе ребенка; • положительно оценивать промежуточные результаты детей, т.к. труд может быть отсрочен во времени; • поощрять проявление инициативы; • вовремя оказать косвенную помощь, подсказать желаемое действие, но не брать инициативу на себя. Коммуникативная деятельность: • педагогическая технология О.М.Ельцовой «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду», в которой широко используются нетрадиционные формы речевой работы с детьми по развитию коммуникативной инициативы (такие, как ситуации общения, игровые обучающие ситуации, творческие мастерские, интегрированные занятия с элементами кооперации); • развивать у детей умения сотрудничать, слушать, высказываться при помощи игровых заданий и упражнений, которые можно использовать на занятиях и в ходе режимных моментов; • создание ситуаций в повседневной жизни, заставляющих детей вступать в контакт со взрослыми и сверстниками; • большую роль играет пример воспитателя: воспитатель использует в речи этикетные формулы- приветствие, прощание, благодарность и т.д.; воспитатель устанавливает контакт с детьми при помощи слов и жестов; выражает свое настроение в общении с детьми и окружающими; воспитатель внимательно относится к собеседнику, как ко взрослому, так и к ребенку. Постепенно дети перенимают манеру общения воспитателя, используют те же вербальные и невербальные средства общения; • поощрять и не прерывать деловое общение детей между собой; • принимать и поддерживать ребенка в его стремлении общаться. Игровая деятельность: • создание в группе условий для свободного выбора игры; • не препятствовать выбору партнеров для игры по своему усмотрению; • предоставлять детям самим распределять роли в игре; • при необходимости изменять сложившиеся между детьми неблагополучные отношения, действовать как равный партнер (например, предложить распределение ролей жребием, считалкой); • игре с правилами необходимо научить детей (несколько раз проигрывается при участии взрослого, а потом дети по своей инициативе выбирают данную игру); • давать детям пример «расшатывания» игровых стереотипов (показывать новые правила игры, а позже дети сами научатся придумывать свои правила в уже знакомой игре); • увлекать детей игрой с незнакомым им материалом, занимая позицию «не знающего правил» («Мне дали игру, а не сказали, как в нее играть»); • технологии Н.Михайленко и Н.Коротковой: «Организация сюжетной игры в детском саду» • «Как играть с ребенком», «Взаимодействие взрослого с детьми в игре»; • основной метод руководства детской игрой - метод проблемных ситуаций (по ходу игры ребенок решает ряд игровых задач, в которых он учится ставить цель, готовить условия для ее достижения, усваивает новые способы действий. Если ребенок не проявляет познавательной активности, то он не может выйти из проблемной ситуации. Игровые проблемные ситуации постепенно усложняются, дети с удовольствием их решают, проявляя максимум инициативности и самостоятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность
: • создание развивающей предметно - пространственной среды в группе, направленной на развитие познавательной деятельности (организация мини - лабораторий, внесение материалов для свободного экспериментирования детей. Дети должны находиться в постоянном поиске • ответов на свои вопросы. И не нужно давать эти ответы в готовом виде, нужно давать детям возможность отыскать их самим); • учить ребенка сомневаться в истинности знаний, в средствах их добывания (например, ребенок знает, что железо в воде тонет. Но ведь корабль из железа, а плавает! При организации соответствующих опытов, можно поразмышлять над тем или иным вопросом); • использовать метод проблемного обучения (знания даются не в готовом виде, а в виде проблемы. Тогда обучение становится творческим поиском, оно становится интересным, пробуждает инициативу и жажду познания); • поощрять активность ребенка в процессе деятельности; • широко используется метод проектов, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели; • для развития инициативности в познавательной деятельности воспитателем предлагаются различные ситуации (реальные событияпредстоящий Новый год, специально смоделированные событиявоспитатель приносит в группу предмет, дети хотят узнать, что это и что с ним делать); • отдавать предпочтение групповым формам работы (ребенок учится сопоставлять свое мнение с мнениями других). Конструктивно–модельная деятельность: • учить детей использовать различные виды материалов для конструирования; • материалы должны быть доступны для ребенка и находится в поле его зрения; • чтобы ребенок научился конструировать сам, по собственной инициативе, важно показать ему основные принципы работы с материалами. Усвоив общие способы действия, ребенок научится использовать их в самостоятельной деятельности; • важно дать детям общее представление о предмете, отображаемом в конструктивной деятельности( о его признаках, отдельных частях, их формах и т.д.); • воспитатель учит детей коллективно работать, вместе обсуждать замысел, мотивировать свои предложения).
Изобразительная деятельность: • использование наглядности в работе с детьми; • воспитывать интерес к результату, к продукту деятельности; • поощрять проявление творчества в работах детей; • создание условий в группе для самостоятельного выбора материалов для художественной деятельности (обустройство в группе детской мастерской); • обновление материалов в зоне художественного творчества; • поддерживать устойчивый интерес к художественной деятельности; • учить детей действовать не только по указанию воспитателя, но и без его помощи; • использование метода формирования самостоятельных действий («Подумай, как нарисовать дремучий лес»- «Деревья должны стоять тесно, ветки на них густые, темные». Музыкальная деятельность: • оборудование музыкального уголка в группах с достаточно частым обновлением атрибутов; • создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям; • создать в ДОУ обстановку, максимально наполненную музыкальными интонациями (прослушивание музыки во время занятий и в режимные моменты - физкультурные занятия, зарядка, утренний прием детей и уход домой сопровождаются музыкальным фоном, организация музыкальных праздников, инсценировок с музыкальным сопровождением); • побуждать детей оказывать помощь друг другу в освоении новых музыкальных инструментов.
Восприятие художественной литературы: • прививать детям любовь к художественной литературе: больше читать детям; • обустройство в группе уголка для чтения (удобство, изолированность от других зон, предполагающих физическую активность детей, разнообразие книг, журналов, варианты разных изданий одного и того же произведения); • выразительное чтение произведений воспитателем, чтобы вызвать эмоциональный отклик ребенка; • использовать понравившиеся детям литературные образы в других видах детской деятельности: художественной, музыкальной, игровой; • учить бережному отношению к книге; • завести в группе традицию отмечать праздники, связанные с книгой (24 марта- 1 апреля - Неделя детской книги; 21 марта - всемирный день поэзии и т.д.).
Двигательная деятельность: • использование игровых образов при освоении основных видов движений; • оборудование спортивного уголка дети свободно используют в сюжетно - ролевых играх; • предоставлять детям на занятиях больше свободы, создавая тем самым предпосылки проявления самостоятельности, инициативности, творчества; • давать детям возможность самим придумывать двигательные задания; • придумывание детьми новых подвижных игр по картинам, по иллюстрациям знакомых детям литературных произведений.
Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду обеспечивается через: • непосредственное общение с каждым ребенком; • уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; • понимание потребностей каждого ребенка; • установление доверительных отношений с каждым ребенком. • Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; • недирективная (косвенная) помощь детям в разных видах деятельности. Для обеспечения эмоционального благополучия: • общение воспитателя с детьми должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества; • каждый воспитатель должен уметь хвалить, ободрять, поощрять («Отлично справился с заданием!», «Ты сегодня нам очень помог, без тебя бы мы не справились», «Завтра получится еще лучше!»- в зависимости от ситуации); • замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития («Сегодня у тебя получилось гораздо лучше!»); • разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном; • поощрять стремление ребенка задавать вопросы, дать ему возможность высказаться • (не прерывать высказывания ребенка фразами «Спросишь позже, я еще не закончила», «Не перебивай меня»); • не обсуждать неправильные поступки ребенка при других детях, не унижать ребенка; • инструкции даются в форме предложения, а не распоряжения, приказа (не «Сегодня мы с вами будем делать…», а «Давайте сегодня…»); • порицания должны относится не к личности ребенка, а к его поступкам (не «Ты обманщик», а «Мне было очень неприятно узнать, что ты сказал неправду»). Для обеспечения поддержки индивидуальности и инициативы: • доброжелательное, внимательное, теплое отношение воспитателя к каждому ребенку; • поощрять проявление инициативы детей в любых видах деятельности; • проявлять внимание к интересам и потребностям каждого ребенка; • чаще общаться с детьми, которые не проявляют инициативу в различных видах деятельности, разговаривать с ними один на один, «по душам» о событиях из жизни ребенка, его интересах; • в беседах с детьми воспитатель не только задает вопросы, но и сам высказывает свое отношение к ситуации, говорит о себе, о своих переживаниях, интересах. Рефлексивные умения Воспитателю очень важно оценить себя, свою работу с детьми: • правильно ли были подобраны способы установления контакта с ребенком, имеющим проблемы в эмоциональной сфере? • правильно ли я определил причину эмоционального неблагополучия ребенка? • правильно ли я общался с ними? • достиг ли я положительного результата в работе? • что мне удалось/ не удалось? • какой способ общения нужно выбрать, чтоб достичь положительного результата? Воспитателю очень важно оценить себя, свою работу с детьми: • правильно ли были выбраны методы работы для поддержания детской индивидуальности и инициативности? • проявляют ли дети инициативу в различных видах деятельности? • какие еще методики можно использовать для активно использую:
- Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)
В процессе продуктивной деятельности у детей формируются такие качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, умение проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе изобразительных материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. которые являются основными компонентами творческой деятельности. Помогаю ребенку «оформить» его работу в конечный продукт, например, сделать рамку для рисунков, выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для развития детской самостоятельной изобразительной деятельности мною собрана тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и головоломок.
- Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель создает для детей разнообразную предметно – пространственную развивающую среду в группе, которая должна обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, должна соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. Также детям предоставляется возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками.
3) Групповой сбор
Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, где дети самостоятельно планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей в различных центрах.
4) Трудовая деятельность
В своей практике я создаю такие условия для трудовой деятельности, где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.
5) Метод «проектов»
В своей работе со старшими дошкольниками я использую технологию проектной деятельности, которая, по-моему, также актуальна для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. Здесь важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.
6) Ритуал планирования самостоятельной деятельности
Во время этого ритуала дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься.
7) Проблемное обучение
При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.
Во время проведения таких форм работы с детьми необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания, полученные из разных источников. Надо тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не давать готовые инструкции, а оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре детей, стимулировать их активность в разных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа на тему: "Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях группы компенсирующей направленности"
Актуальность изучения темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов...
Консультация для педагогов и родителей Тема: «Как организовать детские зимние игры и забавы» Подготовила: воспитатель Андрюшина Н.Г.
Известно, что для физического раз¬вития и укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе, и зима - не исключение из этого правила. А чтобы холод принес поль...
Консультация для педагогов на тему: «Поддержка детской инициативы»
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору...
Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО
В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...
Консультация для педагогов на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы"
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициативность ярче всего проявляется в общении, пр...
Консультация для воспитателей. Педагогическая технология "ТВИГИС", способствующая поддержке детской инициативы.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.ФГОС...
Консультация для педагогов в рамках « Школы молодого воспитателя» Детская инициатива и самостоятельность
Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать в работе с дошкольниками....