проект "Народная игрушка" в группе раннего возраста
проект (младшая группа)

Рогожникова Ольга Сергеевна

Народная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя

опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Несмотря

на внешнюю простоту и незатейливость, народные игрушки пробуждают творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром.

Актуальность проекта заключается в решении задач патриотического воспитания в соответствии с образовательной программой детского сада. Играя с матрешками, неваляшками дети приобщаются к традициям и культуре своего народа, развивают коммуникативные навыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rannyaya_narodnaya_igrushka.docx769.74 КБ

Предварительный просмотр:

https://kartinkof.cdnsap.ru/posts/fon-narodnye-igry-dlia-prezentatsii-75-foto-31.jpg

МБДОУ № 11 «Одуванчик»

Проект «Народная игрушка»

в группе раннего возраста №1.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=7321a496ed037549f9d27fdec5d2982121762f60-8491894-images-thumbs&n=13https://savva-shop.ru/upload/iblock/a53/a538b8e926aab84e4153806e5386b316.jpg

           Воспитатели: Рогожникова О.С.

                                   Покатилова Е.В.            

2024г.

Название проекта: «Народная игрушка».

Вид: Практический, групповой, краткосрочный; срок реализации с 13.05 по 24.05.2024 г.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Цель: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с Матрёшкой, Ванькой - Встанькой, Неваляшкой.  Познакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др).

Задачи:

1.Формировать представления детей о народных игрушках.

2. Формировать умение детей понимать смысловое значение содержания потешек и песенок.

3.Развивать память и избирательность при подборе потешек к определенным ситуациям.

4. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. Имеют представления о народных игрушках: Неваляшке, Матрешке, Вань-Встаньке.
  2. Бережное отношение к народной игрушки.
  3. Использование потешек в определенных ситуациях.

Мероприятия по реализации проекта:

Познавательно-речевое развитие.

1. Развитие речи «Знакомство с матрёшками».

2.. Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Ванька - Встанька».

3. Чтение стихотворения «У сестричек, у матрёшек».

4. Заучивание «Ай ду-ду, сидел ворон на дубу»

 Художественно-творческая деятельность.

1. Конструирование «Кроватка для матрёшки».

2. Лепка «Кукла-неваляшка».

3. Рисование «Украсим матрёшкам сарафаны».

Беседы:

1.Беседы о музыкальных игрушках, погремушки.

2.Беседа «Любимые игрушки»

3.Беседа «Кто такой Ванька – Встанька:

Игровая деятельность.

1. Сюжетная игра «Дружные сестрички» (матрёшки).

2. Сюжетная игра «Матрёшки ходят в гости».

3. Театрализованная игра «Весёлые сестрички».

4. Театрализованная игра «Матрёшки и их друзья».

5. Дидактическая игра «Здравствуйте, матрёшки!».

6. Дидактическая игра «Угостим матрёшек».

7. Подвижная игра «Карусель».

8. Подвижная игра «Матрёшки пляшут».

Пальчиковые игры:

«Идет коза рогатая…»

«Сорока – белобока»

Потешки:

«Петушок, петушок…»

«Киска брысь, киска брысь…»

«Гуси, гуси, га-га-га…»

Работа с родителями:

Родителям предлагается:

• помочь со сбором игрушек: Матрёшек, Ваньки - Встаньки, Неваляшек;

• помочь найти иллюстрации с изображением игрушек;

• активно интересоваться действиями ребёнка в группе;

• дать родителям стихи об игрушках, чтобы они могли по желанию читать их дома детям, разучить их.

Консультации:

  1. «Роль народных игрушек в воспитании и развитии детей»
  2. «Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием потешек»
  3. «Игрушки в жизни ребенка»

1. Рассматривание игрушек (дымковской, матрёшек, Ваньки  - Встаньки, неваляшек, Петрушки), игры с ними.

2. Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала.

3. Пополнение иллюстративного материала (с помощью родителей).

Итог: выставка детских работ.

Приложение

1. Развитие речи «Знакомство с матрёшками».

Ход занятия

Воспитатель.

- К нам в гости пришла новая игрушка. Посмотрите, у меня в руках яркая игрушка — это веселая. (Матрешка.)

- Здраствуйте, ребятки! Я — Матрешка! В гости к вам пришла! (Воспитатель обыгрывает появление матрешки, дает возможность рассмотреть, привлекает детей к рассматриванию игрушки.)

- Есения, какой сарафанчик на ней?  (Разноцветный, если дети не говорят, воспитатель озвучивает)

- А какой платочек? (Красивый)

Воспитатель берет матрешку, показывает на ее лицо (обводящий жест), и говорит:

- У матрешки-голова, и у меня голова. А у вас есть голова? Покажите. (Дети показывают)

- У матрешки глазки, и у меня глазки. А у вас есть глаза? (Дети показывают)

- У матрешки носик, и у меня носик. А у вас есть носик? (Дети показывают)

- У матрешки щечки, и у меня щечки. А у вас есть щечки? (Дети показывают)

- У матрешки ручки, и у меня ручки. А у вас есть ручки? (дети хлопают в ладошки)

- Оля, а у матрешки есть ножки? (Есть, под сарафанчиком)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть костюм матрешки, и сравнить, во что одеты сами дети.

Матрешка.

- Какие вы умные, находчивые, показали все, что у меня есть.

Вдруг раздается стук в дверь. Входит матрешка. (Помощник воспитателя одета в  яркий платочек и пеструю юбку, она изображает матрешку)

Воспитатель.

Издалека, издалека, гости к нам пришла матрешка. (Предлагает малышам поиграть с матрешкой, спеть ей веселую песенку

         Чудная матрешка,

          Попляши немножко!

          Танцевать с тобою мы рады!

          Покажи свои наряды!

Матрешка. Предлагает детям поиграть и потанцевать

Я к ребяткам собиралась,

Долго, долго наряжалась,

А смотрю, ребятки наши

Будут всех на свете краше.

         Посмотрите, как матрешка

         Громко хлопает в ладошки,

         А ребятки не отстали

         И в ладошки застучали.

Поиграю я немножко,

Ну скорей, поймай матрешку,

Ну скорей, скорей беги,

Ты матрешку догони.

         Ох, устала, посижу,

         На ребяток погляжу.

Воспитатель предлагает Матрешки отдахнуть и посмотреть, как дети будут рисовать. Воспитатель сажает детей за приготовленные для занятий столы. (Где все приготовлено для рисования: силуэт платья и платка, гуашь, кисточки, салфетки, стакан с водой). И предлагает украсить для матрешки платье и платок. Дети рисуют.

- Вот теперь матрешки красивые, нарядные. Мы сегодня с вами играли с ними. Пондравились вам матрешки? (Да)

- И матрешкам тоже очень пондравились детки. А теперь матрешкам пора уходить. Давайте попрощаемся с ними. Скажите: «До свидания, матрешки!» (Дети прощаются с матрешками)

2. Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Ванька - Встанька».

Ванька-встанька

Уснули телята, уснули цыплята,
Не слышно весёлых скворчат из гнезда.
Один только мальчик — по имени Ванька,
По прозвищу Встанька — не спит никогда.

У Ваньки, у Встаньки — несчастные няньки:
Начнут они Ваньку укладывать спать.
А Ванька не хочет — приляжет и вскочит,
Уляжется снова и встанет опять.

Укроют его одеялом на вате —
Во сне одеяло отбросит он прочь
И снова, как прежде, стоит на кровати,
Стоит на кровати ребёнок всю ночь.

Лечил его доктор из детской больницы.
Больному сказал он такие слова:
— Тебе, дорогой, потому не лежится,
Что слишком легка у тебя голова!

3. Чтение стихотворения «У сестричек, у матрёшек».

У сестричек, у матрешек

Сарафанчики в горошек,

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щечки.

Веселушки, хохотушки,

Деревянные подружки.

Любят в прятки поиграть,

И попеть, и поплясать.

Не нарадуется взгляд,

Если выстроятся в ряд,

А попрячутся друг в дружку

Видишь страшную подружку.

4.Заучивание «Ай ду-ду, сидел ворон на дубу»

Picture background

Игровая деятельность.

 Сюжетная игра «Дружные сестрички» (матрёшки).

Цели. Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения).

Материалы. Матрешки разной величины (состоящие из 2-5 деталей).

Ход занятия — «Собираем и разбираем». Показать малышам двухсоставную матрешку и потрясите игрушкой: «Тук, тук! Кто там спрятался внутри? Давайте посмотрим. Вот матрешка и вот матрешка. Это большая матрешка. А это какая матрешка? Маленькая. Давайте спрячем маленькую матрешку в большую. Вот так». Показать детям, как разобрать и собрать матрешку. Затем раздать детям матрешек и попросить разобрать и собрать их самостоятельно: «Разберите матрешку и сделайте так, чтобы матрешек стало много. Вот матрешки-подружки погуляли, побегали, попрыгали. Теперь соберите их в одну. Будьте внимательны: должна остаться только одна, самая большая матрешка». В случае затруднения объяснить и показать малышам, что, собирая матрешек, следует подбирать платочек к фартучку (верхнюю часть матрешки к нижней), поочередно прикладывая верхнюю часть матрешки к нижним частям (метод практического примеривания), пока не найдется часть такого же размера. В дальнейшем дети могут действовать методом зрительного соотнесения.

Пальчиковые игры

«Идет коза рогатая»

Идет коз рогатая

За малыми ребятами. (попросите малыша изобразить пальчиками козу)

Ножками – топ-топ! (попросите малыша постучать ладошками по столу)

Глазками – хлоп-хлоп! (попросите малыша похлопать в ладоши)

 - Кто кашку не ест?

Кто молочка не пьет? (попросите малыша погрозить пальчиком)

Забодаю, забодаю! (попросите малыша изобразить пальчиками козу)

«Сорока-белобока»

 - Сорока-белобока,

Где была?

 - Далеко.

Кашку варила,

Деток кормила (круговыми движениями указательным пальцем проводите по тыльной стороне ладони малыша)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала (поочередно загибайте пальчики ребенка)

А этому не дала.

Ты кашу не варил,

Воды не носил,

Дров не рубил – тебе нет ничего (возьмите большой палец малыша и потрясите его)

Потешки:

«Петушок, петушок…»

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,

Масляна головушка,
Шелкова бородушка!                                                                                                    

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,
Деткам  спать не даешь?

«Киска брысь, киска брысь…»

Киска брысь, киска брысь

На дорожку не садись…

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!..."

«Гуси, гуси, га-га-га…»

Гуси, гуси га-га-га…

Гуси-Гуси
Гуси-гуси!
Га-га-га!
Есть хотите?
Да-да-да!
Хлеба с маслом?
Нет-нет-нет.
А чего же вам?
Конфет!
Ну, летите, как хотите, только крылья берегите

- серый волк под горой не пускает вас домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско - творческий проект «Мои любимые игрушки». (группа раннего возраста)

Необходимо  cпособствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, оказывать им практическую помощь в организации занятий с детьми в кругу семьи, в развитии способности ви...

Презентация Проводимых мероприятий в рамках «Недели игры и игрушки» (группа раннего возраста)

Презентация проводимых мероприятий в рамках«Недели игры и игрушки» (группа раннего возраста)...

Проект «Игрушки» группа раннего возраста.

Ранний возраст - чрезвычайно важный ответственный период психического развития ребенка. Это возраст,когда все впервые,все только начинается речь,игра,общение со сверстниками,первые представления о себ...

Конспект НОД по познавательному развитию «Посуда и игрушки». Группа раннего возраста.

Цель: обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия посуды, игрушек.Задачи: уточнить представления детей о назначении посуды, игрушек; учить классифицировать посуду, игрушки; развив...

Проект «Наши любимые игрушки» группа раннего возраста

Проект «Наши любимые игрушки»группа раннего возраста...