Консультация для педагогов «Социализация и адаптация детей раннего возраста»
В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию :
- процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации);
- совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе;
- процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой.
Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации, однако в конкретной воспитательной работе все-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе.
Социализация определяется :
- как процесс включения человека в социальную практику, усвоение общественного опыта через выполнение определённой роли в практической деятельности;
- процесс усвоения человеком существующих в обществе норм, ценностей и типичных форм поведения, а также установление индивидуальных норм, отвечающих интересам общества.
Л. С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, культуры, так называемое «окультуривание» ребёнка через взаимодействие с носителями социального опыта. При этом опыт перерабатывается и возвращается в культуру в виде определённых индивидуальных достижений.
Общее для всех точек зрения на социализацию : в ходе взаимодействия с социумом человек «окультуривается», персонализируется (проявляет себя как активную и изменяющую других людей личность) и персонифицируется (становится индивидуальностью).
Таким образом, социализация есть единство экстериоризации (воспроизводство, продуцирование культуры) и интериоризации (впитывание, усвоение культуры). Разумеется, на начальных этапах социального развития вектор вхождения культуры в мир ребёнка будет доминировать над процессами проявления жизненной активности личности, чтобы впоследствии, усвоив социальное содержание из позиции субъекта деятельности самостроительства, ребёнок мог преобразовывать окружающее, создавать культуру.
Ситуация адаптации связана с относительной обособленностью ребёнка, взрослого, культуры: акцент делается на биологической составляющей адаптации – процесс приспособления к воздействию различных средовых факторов. Освоение же культуры осуществляется ребёнком при посредничестве взрослого. Общественный взрослый интерпретирует общекультурные ценности в контексте индивидуальных особенностей ребёнка.
Усвоение культуры характеризуется тем, что ребёнок овладевает ею через взрослого как представителя культуры. Взрослый на этом этапе обеспечивает ребёнку развитие на границах актуальной и потенциальной зон развития.
Воспитание – целенаправленная и сознательная контролируемая социализация представляет собой процесс целенаправленного влияния, необходимый ребёнку для накопления социального опыта и формирования ценностных ориентиров.
Широком смысле воспитание – специально организованный процесс, близкий к понятию социализации. В узком смысле – целенаправленная, специально организованная деятельность, рассматривается как контролируемая социализация. В локальном смысле воспитание – формирование определенных качеств, норм и ценностей, установок и интересов.
Социализация и индивидуализация – тесно связанные стороны в воспитании ребёнка.
Личностно – ориентированное образование призвано обеспечить развитие личности ребёнка как субъекта познания в общении и предметно – практической деятельности на основе его индивидуальных особенностей. Оно базируется на признании за ребёнком права выбора собственного пути развития через предоставление ему альтернативных вариантов индивидуального маршрута, траектории развития.
Личность формируется лишь с большой долей условности, поскольку сама она в определённом смысле противостоит формированию, так как по определению личность – это система устойчивых социально обусловленных качеств индивида.
В 2-3 года ребёнок выделяет себя из окружающего мира, осознает свое «я». Это же личность, которой присущи врожденные особенности (сила, подвижность нервных процессов, темперамент, тип мышления, особенности характера, психики, волевые качества, определённый тип мотивации). Личность ребёнка проявляется и формируется в деятельности и общении. Учение и познание – деятельность осмысленная, свободная и самостоятельно инициируемая, направленная на освоение культурных смыслов, на расширение индивидуального осознания и воспитания личности, способной к саморазвитию, самоопределению в культуре.
Социализация, таким образом, предполагает индивидуализацию: у каждого ребёнка свой путь развития, что, конечно же, изменяет характер взаимодействия и роль воспитателя вообще. Воспитатель не просто транслятор, он актуализирует тенденцию к личностному росту, ставит ребёнка в ситуацию активного деятеля, создаёт условия для развития его самостоятельности. Ребёнок уже с раннего возраста способен усваивать то, что он хочет из позиции «я могу, я хочу». Задача воспитателя – анализировать его желания, формировать и стимулировать его действия, интересы, желания.
В период адаптации к условиям детского сада очень часто отмечается регресс во всем развитии ребё нка: в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности.
Адаптация обычно проходит сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме (на всех уровнях и во всех системах, что проявляется в поведении ребёнка. В силу несформированности адаптационных механизмов, работы функциональных систем организма в неблагоприятном режиме у ребёнка возникает стрессовая реакция – в зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в ней.
Характер протекания процесса адаптации в любом возрасте зависит от биосоциального анамнеза, представляющего совокупность сведений об особенностях индивидуального онтогенеза в перинатальный период и в возрасте до 3-х лет. Особенности анамнеза сказываются на протяжении всей жизни человека.
Факторы, определяющие функциональные возможности детского организма в период адаптации :
• состояние здоровья и уровень развития ребёнка (функциональная активность систем)
• биологический риск и социальный амнез.
К биологическим факторам можно отнести токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах, заболевания новорождённого в первые три месяца, частота заболеваемости до посещения учреждения (первые три фактора определяют кислородную обеспеченность мозга плода и новорождённого, последующие сказывается на соматическом состоянии ребёнка, в результате чего может возникнуть нарушение функциональной активности систем и увеличение степени тяжести адаптации).
Факторы социальной природы – нарушение режима жизнедеятельности ребёнка, сна, бодрствования, увеличение нервно – психического напряжения могут привести к хроническому переутомлению и задержке психического развития ребёнка. В итоге не формируются навыки и личностные качества ребёнка, отмечается нарушение хода образования социальных потребностей, соответствующих нормативному возрастному развитию.
• Возрастные особенности поведения и закрепления разных форм социального поведения, определяющие последующий характер реакции ребёнка на новизну и усложнение ситуации развития.
• Социальная зрелость, включающая и возможности социальной адаптации, характеризует процесс перестройки форм поведения ребёнка в изменяющихся социальных условиях (адаптационные возможности организма параллельно развитию детской психики).
Некоторые исследования сравнивают показатели нервно – психического напряжения в процессе адаптации ребёнка с силой стресса космонавта. Выраженность стресса (нервно – психического напряжения) может быть минимальной (лёгкая, благоприятная адаптация) или на уровне срыва (тяжелая адаптация). Данные проявления фиксируются на психоэмоциональном уровне.
Выделяются 4 основных механизма дезадаптации.
• Выраженное эмоциональное напряжение в результате повышенной чувствительности к ломке динамических стериатипов.
• Генерализованная реакция всех систем организма ребёнка.
• Незрелость механизмов адаптации вследствие неэффективного вегетативного обеспечения.
• Несформированность навыков общения.
Причины стрессовых перегрузок в дошкольном учреждении.
• Длительное нахождение в большом количестве детей, часть из которых может быть неприятна ребёнку.
• Фрустрация базовых потребностей ребёнка.
• Одновременное общение с несколькими взрослыми, которые могут быть уме неприятны.
Эмоциональный портрет ребё нка характеризуется особенностями его поведения и эмоциональных проявлений:
- отрицательные эмоции являются важнейшей составляющей внутренней жизни ребёнка. Они проявляются в спектре от еле уловимых аффективных реакций до состояния депрессии. Поведение может быть охарактеризовано как аффективное, с волнообразной сменой активности ребёнка (апатия – чрезмерная подвижность);
- страх как эмоциональное состояние сопутствует проявлению отрицательных эмоций, является пусковым механизмом стрессовых реакций ребёнка;
- гнев, как правило, проявляется на фоне стресса и может возникать без видимой причины;
- положительные эмоции выступают противовесом негативных реакций, преобладание устойчивого типа позитивных эмоциональных реакций ребёнка в процессе адаптационного периода является показателем благополучной адаптации;
- коммуникабельность ребёнка во многом определяет успешный исход адаптации. В первые дни дети чаще всего замкнуты, затем наступает ситуация компромиссной контактности. Налаживание коммуникаций составляет одно из приоритетных направлений работы специалистов в процессе социальной адаптации ребёнка. Содержательное общение, насыщенная деятельность благоприятствует успешной адаптации ребёнка;
- познавательная деятельность ребёнка, как правило угасает на фоне стрессовой реакции в ситуации новой обстановки. Развитие познавательной активности – одно из условий снижения стресса;
- социальные навыки ребёнка : под влиянием нервно - психического напряжения угасают навыки самообслуживания, поддержание и культивирование которых помогает преодолеть трудности ребёнка в процессе адаптации к новым условиям;
- речевая, двигательная активность ребёнка снижается на фоне стрессовой ситуации. Двигательные реакции редко сохраняются в пределах нормы: наблюдается либо заторможенность, либо гиперактивность;
- нарушение сна и аппетита сопровождают адаптационный процесс. Их нормализация свидетельствует о восстановлении основных функциональных систем организма ребёнка.
Показатели адаптации ребёнка в условиях образовательного учреждения.
Исследования выделяют три периода привыкания ребёнка к новым социальным условиям :
- острый (дезадаптации). Более или менее выражено рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В этот период происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребёнка со взрослыми, сверстниками, в речевой активности, игре, функционировании нервной системы;
- подострый (адаптации). В рамках этого этапа ребёнок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в деятельности разных систем, их функционирование стабилизируется. Нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней, развиваются игровая деятельность и речевая активность (в пределах 40-60 дней);
- компенсации (адаптированность к определённым социальным условиям). В этот период нормализуется и достигают своего исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые показатели процесса адаптации ребёнка.
Характер и особенности первых двух описанных периодов позволяют классифицировать процесс адаптации по степени тяжести (легкая, средняя, тяжелая). У детей дошкольного возраста тяжесть адаптации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявление невротических реакций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду.
Лёгкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах месяца, дошкольного 10-15 дней) :
- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней, аппетит (норма по истечении 10 дней);
- неадеквативные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетённое состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20-30 дней;
- характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникают.
Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
Если данный этап растягивается до 30-40, то это средняя адаптация, характерная для детей до 3 лет, у более старших детей – при условии слабого здоровья, неустойчивости нервной системы, ошибок семейного воспитания. Все нарушения выражены более ярко и длительно: сон и аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания)например, острая респираторная инфекция).
Тяжелая адаптация сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребёнка. Данный тип адаптации отмечается у 8-9% детей : характеризуется снижение аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребёнок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечаются проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребёнок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии.
При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребёнка в детском саду. Базовое и наиболее эффективное направление складывается в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с ней возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребёнка.