«Работа педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
презентация к уроку (младшая группа) по теме
Презентация опыта работы «Работа педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы адаптации детей раннего возраста период адаптации к новым социальным условиям - один из наиболее сложных и важных периодов в жизни ребенка, ведь именно в это время происходит приспособление всех систем организма (психических и физических). От того насколько быстро, благоприятно ребенок перейдет из состояния напряженности в комфортное состояние, зависит и его дальнейшее включение в образовательный процесс, т.к. длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. в дошкольном учреждении имеется две группы раннего возраста, в которых воспитываются дети, ранее не посещавшие детский сад и у них нет опыта адаптации. из бесед с родителями выяснилось, что уровень их компетентности по вопросам адаптации не высок, и они часто не знают, как помочь своему ребёнку в этот период. анализ кадрового состава воспитателей ясельных групп показал, что 50% из них имеют небольшой опыт работы (до 1 года).
Цель: описать систему работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения Задачи: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. Составить предварительный прогноз прохождения острой фазы адаптации детей раннего возраста при поступлении их в детский сад. Организовать психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период острой фазы адаптации. Выявить степень тяжести прохождения адаптации детей в группах раннего возраста в конце острого периода адаптации. Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей .
Анализ психолого-педагогической литературы Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения получила освещение в исследованиях врачей, педагогов и психологов. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли: Л.С.Выготский в своих работах подчёркивает связь психического развития с воздействием окружающей среды, он ввёл понятие социальной ситуации развития, что представляет собой сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфическими для каждого возрастного этапа развития психики. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Аксарина Н.М., Жукова Н.П . в исследованиях которых отмечено, что наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети от 9-10 месяцев до 2-х лет, Севостьянова Е.О . также отмечает, что желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки: 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 3 месяца, 2 года 6 месяцев, 2 года 9 месяцев, 3 года. Н.Д. Ватутина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора выделили медицинские показатели адаптированности к детскому саду - изменение массы тела ребенка и заболеваемость в период адаптации. Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик,Н.Д. Ватутина, С. Теплюк, А.И. Захаров рассматривают особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Л.Н. Галигузова, Л.В. Макшанцева, Е.О. Смирнова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.А. Черток и др. выделяют социально-психологические критерии - контакт со взрослыми и детьми , реакция на разлуку с матерью, эмоциональное состояние ребенка, наличие или отсутствие нервно-психических нарушений, нарушений ранее приобретенных привычек, речевая активность.
Адаптация – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация – это не только приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым требованиям, режиму, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Два основных критерия успешной адаптации внутренний комфорт - эмоциональная удовлетворенность внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять новые требования среды, которые предъявляют к ребёнку в детском саду
Этапы адаптации Этап - острая фаза или дезадаптация - 1-1,5 месяца. II . Этап – подострая фаза или адаптация – 3-5 месяцев III . Этап - фаза компенсации или адаптированности к данным социальным условиям.
Три степени адаптации 1 . Легкая адаптация: к 10-20 дню пребывания в детском саду у ребёнка нормализуется сон, аппетит, вес остаётся без изменений; эмоциональное состояние ребёнка нормализуется в течение 1-2 недель; ребёнок не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт; изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней; двигательная активность не снижается; заболеваний не возникает или не более 1 раза, сроком не более 10 дней, без осложнений.
2. Средняя адаптация Все нарушения более выражены более и длительны по срокам: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней; вес не изменяется или несколько снижается; ориентировочная деятельность (20 дней); речевая активность (30-40 дней); эмоциональное состояние не устойчивое; двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается; заболеваемость до 2 раз, сроком не более 10 дней, без осложнений.
3. Тяжелая адаптация Характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничищего с невратическими состоаниями. Наблюдается : Длительное снижение аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), его восстановление начинается на 3 неделе, иногда и позже. Длительно нарушается сон в течение 30-40 дней. Сон чуткий, укороченный. Ребёнок медленно засыпает, пробуждаясь плачет. Отношение к взрослым избирательно, ребенок упорно избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени Эмоциональное состояние длительно нарушено (капризничает, плачет, требует повышенного внимания взрослого). Поведенческие реакции нормализуются к 3-4 месяцам пребывания в детском учреждении. Нервно психическое развитие отстаёт от исходного на 2-3 квартала. Замедляется рост и прибавка в весе. Заболеваемость в течение первых 10 дней и продолжается повторно в течение всего времени привыкания к детскому саду.
Критерии нарушение сна, нарушение питания, частые заболевания, проявление отрицательных эмоций в общении. неустойчивое эмоциональное состояние, деятельно-нарушенное эмоциональное состояние . Причины отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения, наличие у ребенка своеобразных привычек (сосание соски, ношение памперсов и др.), несоответствие формы общения со взрослым возрасту ребёнка, отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков, слабое здоровье ребёнка.
Особенности адаптации детей от 2 – до 3 лет. Нет потребности общения со сверстниками Страх перед незнакомыми людьми Эмоциональная связь с матерью Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка Особенностью поведения детей 2 – 3 лет является высокая эмоциональность. Наблюдается незрелость всех систем организма ребёнка и чрезвычайно быстрый темп их последующего созревания и развития
Ребёнок Заведующий ДОУ Педагог - психолог Медицинский персонал Семья Старший воспитатель Воспитатели Музыкальный руководитель Модель взаимодействия специалистов ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
Практическая деятельность педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения ДЕТИ РОДИТЕЛИ ВОСПИТАТЕЛИ Формы работы Наблюдение Диагностика Психолого- педагогическое сопровождение Анкетирование Консультации Родительские собрания Семинары Памятки Консультации Лекции Семинары-практикумы Памятки
Организация и анализ психолого-педагогического обследования детей раннего возраста в период адаптации . Первичная диагностика характеристика родителями состояния своих детей в семье; - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада; оценка психологом психоэмоционального состояния детей . Контрольная диагностика - по окончании периода адаптации определяется уровень адаптированности детей к условиям детского сада ; - анкетирование родителей по окончании адаптационного периода Цель : По результатам диагностики грамотно построить психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период острой фазы адаптации к условиям ДОУ, а также профилактическую и консультативную работу с родителями и воспитателями. Задача : не просто проинформировать родителей и воспитателей об особенностях протекания периода адаптации у ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.
Прогноз адаптации детей группы № 2 и группы № 4 Анализ прогноза адаптации при первой встрече психолога с ребенком . Анализ прогноза адаптации по анкете « Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» Не готовы Условно готовы Готовы к поступлению Лёгкая адаптация Средняя адаптация Тяжелая адаптация
Анализ результатов по «Карте наблюдения»
Психолого-педагогического сопровождения детей в период острой фазы адаптации Цель : снятие проблем, возникающих на начальном периоде адаптации. Задачи : создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки; понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть; предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности. Методы : индивидуальная и групповая игротерапия (сенсорные и моторные игры), игры с песком и водой; рисование, игры-забавы, хороводы, пальчиковая гимнастика, муыкальное сопровождение.
Адаптационные занятия Цель - преодоление стрессовых состояний детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду. Задачи : снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом ;
Рекомендации по проведению занятий Психолог – непосредственный участник занятия. Не настаивать на активном участии всех детей в занятии. Не следует добиваться точного действия или ответа. В процессе практической работы педагог сам сокращает количество игр и вносит изменения в ход занятия, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.
Взаимодействие с родителями Консультация для родителей : Психологические особенности детей 2-3 лет», Как справиться с капризами ребёнка при расставании с родителями», «Стили семейного воспитания». Семинар: «Игрушка как средство адаптации ребёнка к детскому саду»; Выступление на родительском собрании : «Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»; Памятки : « ПРОФИЛАКТИКА УТРЕННИХ КАПРИЗОВ ИЛИ КАК НАИБОЛЕЕ БЕЗБОЛЕЗНЕННО ОСТАВЛЯТЬ МАЛЫША УТРОМ В ГРУППЕ», «Примерный перечень игрушек и развивающего оборудования для детей», «Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду?», «Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад»
Взаимодействие с педагогами Совместное с психологом ведение листов адаптации: Лист «Педагогической адаптации», Лист «Психологической адаптации». Семинар-практикум: « Организация взаимодействия воспитателей с детьми раннего возраста в адаптационный период»; Лекции: «Психологические особенности детей 2-3 лет», «Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ». Консультации « Влияние темперамента ребёнка на процесс адаптации»; Памятки : « ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИИ У ДЕТЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА», «Игры в адаптационный период». Рекомендации: использовать элементы телесной терапии (брать ребёнка на руки, обнимать, поглаживать). предлагать ребёнку ложиться в постель с мягкой игрушкой. по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребёнка мешочки с успокаивающими сборами трав. рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном. использовать игровые методы взаимодействия с ребёнком. создавать у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
Сравнительный анализ уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению за два года.
Выводы : В ходе реализации моей работы по психолого-педагогическому сопровождению семьи и ребенка в момент адаптации в образовательном учреждении можно выделить следующие положительные результаты: улучшение психологического климата между родителями и сотрудниками учреждения; проводимая работа позволяет родителям настроится самим и настроить ребенка на позитивное восприятие детского сада как нового института общения и развития; возникают широкие возможности обучить родителей позитивным приемам восприятия детского сада и педагогов; Используя в практике данную систему организации работы педагога-психолога, адаптационный период детей проходит легче, меньше волнуются и родители.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Проблемы адаптации....
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Консультация для воспитателей по теме адаптации детей к детскому саду...
Новые подходы к адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
Когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняется режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэ...
Адаптация детей раннего возраста в дошкольном учреждении
Актуальность моей темы в том, что детям разного возраста нелегко и тревожно в новом для них месте.Волнение и тревога не отпускает как ребенка так и родителя. - Как примет малыша его ...
Особенности работы педагога-психолога в период адаптации детей к детскому саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта
В статье говорится об изменениях в сложившейся работе педагогов с внедрением ФГОС ДО. Опираясь на положения ФГОС были выделены группы необходимых условий для процесса адаптации детей к ДОО...
Проект «Каждое утро с улыбкой» (адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению)
Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей I младшей группы к дошкольному учреждению? Цель проекта: создание благоприятных условий социальной ад...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...