Методические рекомендации для педагогов: Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
методическая разработка на тему
Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов:
Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Подготовила
педагог-психолог
Марьина Ю.А.
2013-2014 уч.год
Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога - заслужить доверие ребенка.
Педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует, прежде всего, любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях.
Детям нравится в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.
Педагог-профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей. Он может предложить:
-игры с песком и водой (дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);
-монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);
-сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);
-рисование фломастерами, маркерами, красками;
-слушание негромкой, спокойной музыки («Утро» Грига, «Король гномов» Шуберта, «Мелодия» Глюка);
-заняться смехотерапией.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров группы и спальни - они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку хотелось с удовольствием идти в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Введение элементов семейного быта в практику работы групп раннего возраста должно стать нормой для воспитателей.
Неплохо будет, если родители принесут из дома любимую игрушку малыша, с которой он привык играть и засыпать, тарелку и ложку, которыми он привык пользоваться дома.
Создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид помогут прикроватный коврик, занавесочка, пижамница, фитоподушечка, сделанные мамой. Все эти атрибуты становятся для малыша символом и частичкой дома.
Очень хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома.
Для того чтобы зрительно уменьшить помещение группы, мебель лучше разместить не по периметру, а таким образом, чтобы она образовывала маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно.
Хорошо, если в группе имеется мягкая мебель: кресло, диванчик, где ребенок может побыть один, поиграть с любимой игрушкой, посмотреть понравившуюся книжку или просто отдохнуть. Желательно рядом с уголком «тишины» расположить живой уголок. Зеленый цвет растений благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека.
Не стоит планировать на день много приемов работы с детьми. Достаточно по каждому направлению организовать 1-2 формы работы.
Планируя игровое взаимодействие, воспитатель подбирает разнообразные виды игр:
-сюжетные;
-игры с водой;
-игры с песком;
-пальчиковые игры;
-игры с дидактическими игрушками;
-игры-забавы.
В направлении «Играем и строим» отражается деятельность детей с пластмассовыми и.деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей.
В раздел «Формируем эмоциональную отзывчивость» можно включать:
-чтение стишков;
-рассказывание сказок;
-пение песенок;
-слушание музыки;
-рассматривание игрушек, книжек, картинок;
-наблюдение за объектом природы;
-рисование картинок для детей.
Планируя раздел «Развитие ребенка», педагог подбирает:
-игровые упражнения;
-подвижные игры;
-музыкальные игры.
Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет
Солнышко и дождик
Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять!». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.
Поезд
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я - паровоз, а вы - вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали» - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Эта игра способствует отработке основных движений - бега и ходьбы.
Солнечные зайчики.
Материал. Маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: «Солнечные зайчики играют на стене. Помани их пальчиком. Пусть бегут к тебе!». По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.
Игру можно повторить 2-3 раза.
Игра с собачкой.
Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчи...
Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...
Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду
Организация процесса адаптации детей...
Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...
Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Консультация для родителей...
Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС ДО
В адаптационный период малышу надо помочь привыкнуть к новой обстановке, поэтому к нему следует относиться особенно бережно. Адекватная оценка ребенком своего положения в новой социальной ситуации, ве...
Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...