Конспект по духовно-нравственному воспитанию детей во второй ранней группе «В гостях у сказки» Инсценировка сказки «Пасхальный колобок» (По мотивам сказки священника Константина Островского)
план-конспект занятия (младшая группа)

Люкманова Зифа Хафизовна

Цель. На материале православных сказок формировать у детей духовно-нравственное воспитание; развивать эмоциональную саморегуляцию и позитивное взаимоотношения с другими людьми, дарить детям пасхальную радость и желание делиться со всем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 42 «Зернышко» с. Шелокша

Конспект по духовно-нравственному воспитанию детей

во второй ранней группе

«В гостях у сказки»

Инсценировка сказки «Пасхальный колобок»

(По мотивам сказки священника Константина Островского)

Воспитатель:

Люкманова Зифа Хафизовна

2024 год

Цель. На материале православных сказок формировать у детей духовно-нравственное воспитание; развивать эмоциональную саморегуляцию и позитивное взаимоотношения с другими людьми, дарить детям пасхальную радость и желание делиться со всем.

Задачи.

Образовательные:

1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством ознакомления сказками.

Развивающие:

1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия;

4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения;

5. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

6. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности;

7. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

8. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитательные:

  1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
  2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;
  3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда;
  4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Тип занятия:

По количеству участников: групповой, дети 6 мальчиков и 7 девочек, воспитатель.

По приоритету метода: нравственно-духовный, познавательно – творческий, игровой.

По направленности: предметный

По контингенту участников: ранний дошкольный возраст

Предполагаемый результат:

  1. поддержать у детей радость, воспитывать любовь и благовейное отношение к окружающим;
  2. продолжать детям пасхальную радость и желание делиться со всеми;
  3. воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям и животным, проявлять заботу о них;
  4. содействовать формированию привычки следовать праздничным традициям осознанию.

Актуальность конспекта:

Актуальность нравственного воспитания заключается в сохранении чистой совести, верно, показывающей состояние души, и охранении самой души от расстройства. Православное воспитание дает возможность ребенку научиться правильно ориентироваться в мире, правильно строить отношения с людьми, и защититься от психических срывов и бездумных поступков.

Первые шаги в формировании духовно-нравственного воспитания помогут сделать православные сказки. Сказка базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. В сказке присутствует и функция профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, действий. Через сказку слушатели могут усваивать всё богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа.

Сказка заставляет сопереживать и откладывать в памяти варианты, способы решения трудных жизненных ситуаций. Сказка – это и есть жизнь, приукрашенная, доводящая поведение героев до абсурда, но закладывающая в память и сознание ребенка самое главное: выход из трудной ситуации всё равно есть. Не всегда легкий, но есть. В жизни тупиков не бывает, просто человек часть оказывается не готов к выходу из них. Разговор о ценностях, идущий в ненавязчивой сказочной форме, позволяет откорректировать деструктивные аспекты поведения, снизить уровень тревожности и агрессивности, наладить взаимоотношения с близкими людьми.

Многие педагоги и психологи отмечают, что современном мире родители уделяют мало внимания чтению русских народных сказок и православных сказок. Сегодня речь идет о том, что сказка уходит из жизни, хотя без неё трудно представить детство. Что современные дети проявляют мало интереса к книгам, к рассматриванию иллюстраций, не могут даже назвать героев сказок.  Чтобы повысить интерес к сказкам, любви к книгам был разработан это конспект занятия «В гостях у сказки»

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята мои хорошие, давайте с вами поприветствуем друг друга. Помогут нам наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика “Здравствуй”.

Дети с воспитателем встают в круг.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди “здороваться” с пальцами левой руки.

Воспитатель. Посмотрите, какие у нас у всех добрые, ласковые и теплые руки.

Дети давайте возьмёмся за руки, и покажем какие руки дружные и конечно какие дружные мы с вами.

Воспитатель. Дети давайте оправимся в увлекательное путешествие в мир сказки, где посмотрим и примем участие в самой сказке.

По дорожке мы пойдем, в сказку вместе попадем.

Долго – долго мы идем, длинная дорожка.

Вдалеке мы видим дом, в домике окошко.

Кто же, кто же там живет? Мы сейчас посмотрим!

Воспитатель. В доме этом жили-были дед и баба. Были они очень бедные. Не могли они испечь пасхального куличика! Вот дед бабе и говорит…

(Герои сказки это переодетые дети группы.)

Дед. Чем же, милая, нам на Пасху гостей встречать да угощать?

Баба. Ох, уж не знаю, дорогой. Ведь мука у нас давно уже кончилась.

Дед. Давай, баба, не будем унывать, а по амбару пометем, по сусекам поскребем – может, хоть на Колобок наскребем.

Воспитатель. Так они и сделали: по амбару помели, по сусекам поскребли, муку на воде замесили, слезой посолили. Испекли постный колобок и на окно положили, чтобы до утра просох. А наутро проснулся Колобок раньше всех. Смотрит колобок дедушка и бабушка спят.

Колобок. Намаялись со мной вчера, даже службу в церкви проспали. Покачусь – ка я в храм, пока они спят, окроплюсь у батюшки святой водой, хоть этим старичков утешу.

Воспитатель. Соскочил Колобок с подоконника и покатился в церковь! Тут навстречу ему волк.

Волк. Здравствуй, Колобок. Куда катишься?

Колобок. Спешу в церковь, святой водичкой окропиться. А ты что за сданную песни поешь?

Волк. Развлекаюсь я так песни пою. Праздник ведь все-таки, Пасха! Можно и повеселиться.

Колобок. Да ты что! Разве так Пасху празднуют? Разве такие песни поют?

Волк. А как празднуют? Что поют?

Колобок. Пойдем со мной, увидишь.

Волк. Ну, пойдем, уговорил.

Ведущая. И пошли они вместе. А навстречу им Лиса.

Лиса. Далеко ли, мои сладенькие, вы направились?

Колобок. Мы, Лисонька, в церковь торопимся; я святой водичкой окропиться, а Волк музыку и песни пасхальные послушать.

Лиса. Я что-то глуховата стала, подойди ко мне, мой постненький поближе!

Колобок (громко). В храм идем на службу праздничную!

Лиса. Как же, как же, знаю – Пасха сегодня. Я вот тоже себе в честь праздника наряд новый приобрела – буду теперь по лесу щеголять, пусть все завидуют, какая у меня юбка цветастая!

Колобок. Да что ты, лисонька, разве так Пасху празднуют?

Лиса. А как празднуют?

Колобок. Пойдем с нами, увидишь.

Лиса. Ну что ж, прогуляюсь.

Воспитатель. Пошли они втроем и вскоре встретили Мишку косолапого.

Медведь (выходит, зевая, с подушкой в руках). Что шумите тут, спать мешаете?

Лиса. Эх ты, косолапый! Рождество проспал, хочешь и всю Пасху в берлоге проваляться? Весна ведь уже!

Медведь. Пасха – это я знаю, это я слышал. Так ведь в праздник нам на то и выходной дополнительный, чтобы поспать. (Зевает). А то для чего он еще нужен, праздник – то?

Колобок. Что ты, Мишка, разве так Пасху празднуют?

Медведь. А как празднуют?

Колобок. Пойдем с нами, увидишь – мы ведь в храм идем на службу пасхальную.

Воспитатель. Идут они вчетвером, беседуют. Вдруг навстречу им Зайчонок.

Колобок. Здравствуй, Заинька. Что ты такой испуганный?

Зайчик. Да вот не пойму, что вокруг происходит? Почему торопятся все куда-то? Отчего колокола звонят так громко?

Волк. А ты не знаешь разве, что Пасха сегодня?

Зайчик. Я еще ничего не знаю, я толь вчера родился.

Колобок. Мы идем в храм на службу пасхальную.

Зайчик. И я с вами!

Воспитатель. Так и пришли они все вместе на службу. Звери лесные не шелохнувшись стояли – так им понравилось в церкви. Какая красота, какое пение! А Колобок сразу к батюшке покатился. Окропил его и зверей батюшка святой водой.

Батюшка. А где же, Колобок, твое красное яичко?

Колобок. Нет у меня, батюшка, красного яичка. Мои дедушка и бабушка бедные.

Батюшка. На, возьми, Колобок, отнеси яички и пасхальный кулич дедушке и бабушке, поздравь их с праздником.

Воспитатель. Батюшка дает Колобку и всем зверям заранее приготовленные корзинки с пасхальными угощениями. Как служба кончилась, вышли все наши герои из храма.

Зайчик: Я сегодня понял, как нужно праздновать Пасху!

Волк. Не самого себя музыкой веселить…

Лиса. И не в нарядах цветных щеголять…

Медведь. И не спать – отдыхать…

Все (вместе). А нужно доброту свою и радость другим дарить!

Воспитатель. И тогда добра будет много–много – на весь мир хватит!

Звери вместе. Ну, спасибо тебе, Колобок. Передай поклон дедушке и бабушке!

Воспитатель. Прикатился Колобок домой.

Дед и Баба. Где ты был, Колобок? Мы о тебе сильно беспокоились!

Колобок. Я, дедушка и бабушка, в церкви был, святой водой окропился и вам красных яичек и пасхальный куличек принес. Будет чем на Пасху разговеться! Христос воскресе!

Дед и Баба. Воистину воскресе!

Воспитатель. Дети вот мы и посмотрели сказку «Пасхальный колобок», а некоторые детки приняли участие в сказки.  Давайте отблагодарим героев сказки и песню споем (на мелодию песни М.Таривердиева "Маленький Принц")

День Воскресения -

Самый светлый день:

Светлыми делает

Души всех людей.

Радость спасения (2р.)

В их поздравлениях

Станет светлей

Самое лучшее -

Каждого любить.

Сердце как ключиком

Добротой открыть.

Тоненьким лучиком (2р.)

В сердце измученном

Тьму озарить.

Самое главное -

Веру не терять.

Жизнь православная

Дарит благодать.

В годы печальные (2р.)

Радость пасхальную

Не забывать!

Воспитатель. Какие вы молодцы. Очень хорошо спели песню.

Воспитатель. Давайте с вами теперь сами попробуем слепить колобка

Лепка «Колобок».

Цель: продолжать знакомить со свойствами пластилина. Учить отрывать от пластилина маленькие кусочки и скатывать небольшие шарики ("колобки") и класть на бумажную тарелочку. Учится пользовать при лепки ватные палочки.

Воспитатель. Сейчас мы будем лепить нашего сказочного героя, Колобка. Обратите внимание, какого цвета наш Колобок, какой формы? (Ответы детей).

Воспитатель. Берем сначала маленький кусочек пластилина. Лепим Колобка, лепим круглую форму. При помощи ватной палочки доделаем глаза, рот.

Воспитатель. Ребята, а теперь вместе повторим этапы нашей работы (Ответы детей).

Воспитатель. Ребята, перед началом работы вспомним правила работы пластилином.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель. Какие вы молодцы. Как у вас все чудесно получилось. Вы отлично справились с заданием.

Заключительная часть.

Воспитатель. Вы сегодня посмотрели сказку. Как называется сказка?

Дети. Колобок

Воспитатель. Дети вам понравилось?

Дети. Да

Воспитатель. Какие герои сказки вам больше всего запомнились? (Ответы детей)

Воспитатель. Сказка «Колобок» учит нас послушанию. Милосердию друг другу. Взаимопомощи, доверии и любви к ближнему.  

Воспитатель. Вы сегодня были молодцы, я хочу отблагодарить вас тоже, и угостить вас пасхальными угощениями.

Дети. Спасибо

Список литературы.

1.        ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.

2.        Программа обучения и воспитания в детском саду. / под редакцией  Н. Е. Вераксы, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.

3.        Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию свзязной речи монография. - Москва : Изд-во: «Сфера», 2008. - 104 с.

4.        Бабунова Е. С. Концептуально-теоретические и прикладные аспекты системы дошкольного этнокультурного образования: монография. - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. -295 с.

5.        Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой. Гарбуза Л.Г.  2013 г.

6.        Воспитание сказкой - Фесюкова Л.Б. М 2000

7.        Киселева Л. С., Данилова Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М., АРКТИ, 2011.

8.        ns.portal


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в средней группе «В гостях у сказки (По сказке «Колобок)»

Знакомство с новым видом театра (теневой), воспитывать чувство доброты и эмоционального отклика....

13.04.2012. Сценарий Праздника Пасхи для детей 6-7 лет "Пасхальный колобок" по мотивам сказки священника Константина Островского.

13.04.2012. Сценарий Праздника Пасхи для детей 6-7 лет "Пасхальный колобок"по мотивам сказки священника Константина Островского.История Пасхального Колобка накануне праздника Великой Пасхи....

Конспект по духовно-нравственному воспитанию в первой младшей группе "Поможем лисичке"

Цели:  способствовать духовно-нравственному развитию детей, вызвать доброжелательное отношение к хорошим поступкам и негативное к плохим....

Конспект досуга во второй младшей группе «В гости к сказкам». Инсценировка сказок «Теремок» и «Репка»

Формировать умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передовать эмоциональное состояние сказочных героев, используя речь, мимику, движения, жесты....

Конспект НОД. Духовно-нравственное воспитание. "Моя семья." Старшая группа.

Конспект НОД. Духовно-нравственное воспитание. "Моя семья." Старшая группа....

КОНСПЕКТ Открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки»

Цель: Знакомство детей с  традиционно-бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, народными обычаями)...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гостях у сказки» (по сказке «Репка»)

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе         «В гостях у сказки» (по сказке «Репка»)Цель: Закрепить знание сказки &laqu...