ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ В подготовительной к школе группе
методическая разработка (подготовительная группа)
Тема: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через чтение художественной литературы»
Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического ...
Она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине,
милой матушке, отличие "правды от кривды".
И.А. Ильин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2024_-2025.docx | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26 г.Челябинска» (МАДОУ «ДС № 26 г.Челябинска»)
г. Челябинск 454030 ул. Александра Шмакова, 25 тел. 8 (351) 245-25-31,
электронная почта: madou26@list.ru
ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
В подготовительной к школе
группе «Алые паруса»
Тема: «Патриотическое воспитание старших дошкольников
через чтение художественной литературы»
на 2024 -2025г. учебный год
г. Челябинск
1. Ф.И.О. педагога – Варга Галина Николаевна
2. Тема самообразования: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через чтение художественной литературы»
3. Работа начата – 01.09.2024г. Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Разделы: Работа с дошкольниками
Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического ...
Она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие "правды от кривды".
И.А. Ильин
Данная работа включала в себя следующие этапы:
Сбор сведений
- Изучение методической литературы.
- Сбор экспонатов для организации мини - музея "в гостях у сказки"
- Подбор русских народных сказок для старшего дошкольного возраста.
- Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
Цель:
- Создание условий для формирования основ патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста через потенциал русских народных сказок.
- Исходя из поставленной цели были определенны следующие задачи:
Актуальность. Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.
Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима
Воспитывать патриотических чувства у детей, любовь к родине мы решили, через сказку - самое доступное и любимое детьми.
Образовательная область:
Формирование патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных сказок.
Воспитательная:
- Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
- Обучающая: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
- Развивающая: Развивать эмпатию и толерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.
Паспорт проектной деятельности
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6-й год жизни
Направленность развития детей, в рамках которых поводится работа по проекту: комплексное (разные виды деятельности: ручной труд, слушание и пересказ сказок, театрализованная деятельность, познавательная деятельность, креативные виды деятельности: лепка, рисование.)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель группы ,
педагог – психолог, родители.
Вид проекта: практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность и место реализации: Программа рассчитана на один полный учебный год
Место реализации: МДОУ-детский сад №26 ,
подготовительная к школе группа «Алые паруса» .
Формы работы:
- беседы
- показ спектаклей и сказок
- продуктивная деятельность детей
- праздничные мероприятия
- выставки творческих работ детей и родителей.
Предполагаемый результат:
К моменту выхода детей из детского сада, они должны иметь сформированные представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
Нормативно-правовая база:
- Подпрограмма Министерство образования РФ государственной программы "
- "Патриотическое воспитание граждан РФ";
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года,
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Презентация проекта: Родина в русских народных сказках.
Содержание проекта
Этапы | Формы работы с детьми и родителями | Задачи | Время | Ответственный |
I | Занятие с детьми по знакомству с русскими народными сказками. | Формировать представление о любви к родине воспитывать, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. | В течение года | воспитатель |
II | Сказка терапия | Способствовать формированию эмоциональных чувств процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать навыки доброжелательного, заботливого поведения. | В течение года | воспитатель |
III | Изготовление атрибутов | Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность. | В течение года | Воспитатель |
IV | Театрализованные представления | Побуждать детей к творческой самореализации. | 1 раз в квартал | Воспитатель, педагог - психолог. |
V | Работа с родителями | Создать родительский клуб "семейный очаг", привлечь родителей к созданию экспонатов. | В течение года | Воспитатель, педагог- психолог |
Перспективный план
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
-"Сестрица Аленушка и братец Иванушка" -"Гуси-лебеди" -"Теремок" | Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает. |
-"Крылатый, мохнатый да масленый" -" Жихарка" -"Курочка, мышка и тетерев" | Цель: Показать детям силу коллективизма("там, где трудно одному, сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. |
-"Лисичка со скалочкой" -"Лисичка-сестричка и серый волк" -"Лиса и журавль" -"Золотое веретено" | Цель: Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и Т.Д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. |
-"Каша из топора" | Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа. |
-"Хаврошечка" -"Снегурочка" -"Морозко" | Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение. |
-"Заяц-хвастун" -"У страха глаза велики" | Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту. |
-"Царевна-лягушка" -"Сивка-бурка" | Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига. |
-"Мужик и медведь" | Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях. |
-"Два мороза" | Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего). |
ПРЕДАНИЯ И БЫЛИНЫ РУССКОГО НАРОДА
-"Предание о граде Китеже" -"Исцеление Ильи Муромца" -"Илья Муромец идолище" -"Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча" -"Алеша Попович" -"Алеша Попович и Тугарин Змей" | Цель: Формировать понятие "единства всех живущих на земле людей". Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев. |
Актуальность. Современный период совершенствования процесса патриотического воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному процессу, включающему разностороннее воспитательное воздействие на личности.
Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время.
Содержание работы
Работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста велась по двум направлениям.
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
Для более осознанного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в работе использовалось многообразие методов и приемов.
Разнообразные формы работы : беседы, занятия, сказка терапия, креативные виды деятельности, игры-драматизации, развлечения, помогали детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры ,любить и уважать своих родных ,ценить труд человека ,а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину. Работа проводиться как на специально организованных занятиях, так и вечерние отрезки времени.
Каждый вид деятельности преследовал решение своих задач и целей.
Так, например, с помощью специально подобранной тематики бесед, мы решали такие задачи как:
- Сообщение детям знаний о традициях русской культуры.
- О местах проживания наших предков.
- О быте русских людей.
- Об истории мужской и женской одежды.
- Об истории русской кухни.
- О народных праздниках.
- О народных приметах.
- О героизме русского народа.
Содержание бесед и поставленные вопросы черпали, прежде всего, из русских народных сказок.
Например: познакомив детей со сказкой, Никита Кожемяка, организовали и провели беседу о традициях русской культуры, о героизме народа. Прослушав цикл бытовых сказок, беседа с детьми выстраивалась по вопросам касающихся, русских народных промыслов ,одежды, утвари.
С помощью таких сказок как, Семилетка, Снегурочка, знакомили детей с семейной иерархией на Руси.
Основная работа с детьми проводилась на специально организованных занятиях.
С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали основные жизненные принцип.
- Что такое хорошо
- Добро всегда побеждает
- Уважать старших
- Слушать родителей
Динамика занятий предполагает постепенное погружение в единый сказочный сюжет. Содержание сказок было специально подобранно таким образом, чтобы перекликались бытовые сюжеты. с героическими поступками.
НА занятиях по креативные видам деятельности дети рисовали, лепили , делали аппликации сюжеты сказок, характеры героев, их поступки. Педагогом-психологом проводиться цикл занятий по сказке терапии. Разнообразные игры, психико- гимнастические этюды, использование музыкальных произведений, все это попугает детям почувствовать и научиться понимать эмоции сказочных персонажей, анализировать их ошибки.
Работа воспитателя и педагога - психолога в применении игр-драматизаций, прежде всего, была направлена на умении детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой пантомимикой, интонацией.
Некоторые сказки были представлены в виде спектаклей для родителей и детей младших групп. Исполняя роли, дети передавали настроение героев, отражали их поступки.
Детям была предложена и такая форма работы как посещение музея ." Где вниманию детей предложена выставка работ художников Урала . После выставке с детьми была проведена беседа на тему: "Краски художника при рисовании родины".
Детям было предложено нарисовать посещение музея. В работе с родителями использовались различные приёмы работы и прежде всего, привлечение родителей к изготовлению атрибутов для мини-музея. Была предложена вниманию родителей серия консультаций подготовленных воспитателем и педагогом-психологом по работе со сказкой и как с помощью русских народных сказок, прививать любовь к Родине.
Итогом нашей работы было обогащение развивающий среды группы за счёт создание в группе мини-музея "В гостях у сказки", и уголка " Мастера Южного Урала "
В изготовлении атрибутов для мини-музея в " Мастера Южного Урала " принимали участие дети и их родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями подготовительной к школе группы на 2012-2013 учебный год.
Планирование по ФГТ....
Примерный перспективный план работы с детьми подготовительной к школе группы детского сада
Примерный перспективный план работы с детьми подготовительной к школе группы детского сада по теме«Бумажная пластика как средство развития мелкой моторики рук для успешной социализации...
Перспективный план работы с детьми подготовительной к школе группы воспитателя по физической культуре
I квартал (сентябрь-октябрь-ноябрь)...
Перспективный план работы изостудии "Мозаика". Подготовительная к школе группа.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками различными видами изобразительной деятельности позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, доставляет детям множество положител...
План работы по фольклору. Подготовительная к школе группа.
План работы по фольклору. Подготовительная к школе группа....
Перспективный план работы с детьми подготовительной к школе группе на тему "Театр для дошкольников"
Цель: Развитие способностей детей средствами театрального искусства.Задачи:- создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности;- обучать д...