Самообразование на тему: «Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)

Миронова Ирина Петровна

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Перед педагогами дошкольных учреждений стоят задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает "расти" будущий гражданин своей страны. Профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание является важнейшим направлением воспитательной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

ГБОУ «Школа  2053»
г. Москвы

План работы по самообразованию

  Мироновой Ирины Петровны.

                                     

Тема: «Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста»

  средняя

(возрастная группа)

г. Москва

Тема: «Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста…»  

Цель:  Изучить пути, средства и методы патриотического воспитания детей.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы.)

                2.  Изготовить с детьми Д/ и «Собери матрешку», «Угадай игрушку»: П/и «Мышеловка»..

3 . Подготовить и провести  совместные развлечения с  родителями и детьми «Мы защитники»,

     «Моя дружная семья».

Выход темы:

  • Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…)Тема: «Я- Человек…» « февраль)
  • Оформление папки передвижки. Тема: « Прогулка по городу»(март)
  • Сборник консультаций для родителей. Тема «Традиции семьи…», «Куда сходить в выходные дни с ребенком?»,

    «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

  •  Провести беседы с родителями. Тема: «Воспитание маленького гражданина», «Мама, папа,  я- дружная семья»
  • Отчёт на педсовете о проделанной работе за учебный год.

Литература:

М.Б  Зацепина «Дни воинской славы»

С. А Козлова « Теория и методика ознакомления дошкольника с социальной действительностью»

В. А Сухомлинский « Как воспитать настоящего человека»

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

   

Рассматривание  альбома «Город  в котором я живу»

Беседа « Мама, папа, я - дружная семья»

Чтение и разучивание стихов о Родине

Чтение  С.Михалкова

«Кремлевские звезды»

Изготовить с детьми игру

«Собери матрешку»

Выставка детских работ:

«Папин портрет»

«Мамин портрет»

Разучивание

п/и «Мышеловка»

Изучение литературы:

С.А Козлова «Теории и методика ознакомления дошкольника с социальной действительностью»

Оформить в группе уголок… «Символика России»..

Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей»…»

Октябрь

Оформление папки передвижки. Тема: «Прогулка по нашему городу»…»

Ноябрь

Оформление папки передвижки. Тема: «История нашего города…»

Декабрь

Январь

Консультация «Куда сходить с ребенком в выходные?»

Февраль

Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Я- человек!…»

Совместное проведение игротек «Игры наших бабушек»

Март

 Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала

Апрель

Беседа с родителями «Воспитываем маленького гражданина»

Май

Развлечение «Мы защитники…»

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Июнь

Рассматривание иллюстраций

«Город»,

«

«Деревня»

«Времена года»

Чтение В.Степанова

«Наша армия»

Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу

Консультация для

родителей: «Традиции семьи»

Интересные встречи

«Профессия защищать»(рассказы пап)

Июль

Август

Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

  • Работа по теме самообразования не менее 1 года;
  • Изучение научно-методической литературы;
  • Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
  • Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
  • Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
  • Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
  • Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
  • Обучение на курсах повышения квалификации;
  • Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
  • Активное участие в работе методического объединения района;
  • Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
  • Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Памятка для анализа процесса самообразования:

  • Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
  • Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
  • Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
  • Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
  • Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.



Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе)

Для самообразования я выбрала методическую тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе)

Сущность патриотического воспитания : сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Актуальность:важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте следует эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. Психологи утверждаютнравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.

Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, убеждена, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Поэтому я выбрала методическую тему«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

Цель: создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств у младших дошкольников

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.

2. Создать предметно-развивающую среду в группе (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию).

3. Разработать и реализовать перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для младших дошкольников (формирования основ патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным ценностям)

4. Провести анкетирование родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»

5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности; на занятиях, в играх, в труде, в быту. Составлен перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Работа с детьми. Для реализации задач нравственно-патриотического воспитания детей в группе создан патриотический уголок. Разработан перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Составлен тематический план проведения игровых экскурсий в мини-музее «Русская изба».

Подобраны методическая и художественная литература, наглядно-демонстрационный материал, составлены альбомы и тематические папки«Моя семья»«Наш детский сад»«Наш город»«Профессии»,

В работе с детьми я использую созданные мной картотеки: стихов, пословиц и поговорок о Родине, о семье, о дружбе, о труде; бесед для средней группы по патриотическому воспитанию (региональный компонент, дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию, народных подвижных игр и хороводных; сюжетно - ролевых игр«Семья»«Детский сад»«Моряки»«Мы - пешеходы» и др. ;

Работа с родителями. Активно вовлекаю родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада

- Провела родительские собрания на темы нравственно-патриотического воспитания «Бережем здоровье с детства!

Десять заповедей здоровья», «Нравственное воспитание в семье»

- Анкета для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»«Воспитание трудолюбия в семье»

- Разработала и реализовала с детьми и их родителями в 2022-2023 учебном году:

• познавательно-творческий проект «Наш любимый детский сад»

• познавательно-исследовательский проект «Зима-рукодельница»

• исследовательско - творческий проект «Русская народная кукла»

• познавательно-творческий проект «Наша армия родная»

• социальный творческий проект «День Победы»

Составила цикл консультаций «Воспитание чувства патриотизма»,

«Как воспитать маленького патриота»,

«Куда сходить в выходные дни с ребенком?» и др.

- Организую выставки работ, выполненных детьми вместе с их родителями

- Организую участие родителей в мероприятиях:

- по оформлению РППС, в том числе к праздникам;

- по реализации педагогических проектов;

- по благоустройству территории детского сада

Для педагогов подготовила консультацию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Перспективы на следующий учебный год:

1. Продолжить работу по теме : «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, организации совместных праздников.

Основная литература

1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб. – «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 193 с.

2. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе исследовательской деятельности. / авт. -сост. Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашова. – Волгоград: Учитель. – 116 с.



Предварительный просмотр:

                                                                                                              Приложения

Анкета для родителей

  • Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
  • воспитание любви к Родине;     
  • воспитание уважения к старшему поколению;     
  • воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
  • знание истории своей страны;
  • другое -_____________________________________________________
  • затрудняюсь ответить.
  • Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
  • да;
  • нет; 
  • затрудняюсь ответить.
  • Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
  • прививать детям уважение  к людям своей страны;
  • познакомить с обычаями и традициями своего народа;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • расширять представления о родной земле, её столице, городах;  
  • ознакомление с историческим прошлым России;
  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
  • Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой малой Родины, традициями, памятными датами?
  • да;  
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.
  • Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

           Анкета для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

  • Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
  • Да    
  •  Нет
  • Что для вас означает выражение «быть патриотом»? __________________________________________________________________________________________________________________________
  • Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?
  • Да
  •  Нет
  • Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
  • В школе
  • Дома
  • В детском саду
  • Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
  • Да
  •  Нет
  • Рассказываете ли вы своему ребенку о городе, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
  • Да
  •  Нет
  • Влияет ли природа родного края на развитие патриотизма?
    __________________________________________________________________________________________________________________________
  • Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?

__________________________________________________________________________________________________________________________

  • Что такое «достопримечательность». Назовите достопримечательности и  памятные места города _____________________________________
    _____________________________________________________________
  •  Какие символы есть у нашего города?____________________________
    _____________________________________________________________
  • Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?
    __________________________________________________________________________________________________________________________

                            Анкета для родителей.

                    (какими навыками владеет ребёнок)

 •         Знает и называет адрес.

 •        Называет улицу и номер дома.

 •        Называет название города.

 •        Может назвать своё имя, отчество, фамилию.

 •         Может назвать имя, отчество мамы и папы.

 •        Знает своих бабушек и дедушек.

 •        Где работают родители.

      •        Показывают на карте Москву, Россию.

 •        Называет достопримечательности нашего города.

 •        Называет название нашего детского сада

                                    Анкета для детей:

Как называется наша страна?

     Как называется город в котором ты живёшь?

Сколько лет городу?

     Какие улицы знаешь?

Что ты хотел бы узнать ещё о городе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Дошклоьное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и ...

работа с родителями по теме « Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Проблема патрио...

План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»

Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Любовь к родному краю, родной культуре,родной речи начинается с малого – любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходитк родной стране, к...

План по самообразованию Тема: «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» (2022 – 2023 уч. год)

План по самообразованию Тема: «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности»(2022 – 2023 уч. год)...

Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гор...