Самообразование на тему: «Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Перед педагогами дошкольных учреждений стоят задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает "расти" будущий гражданин своей страны. Профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание является важнейшим направлением воспитательной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
ГБОУ «Школа № 2053»
г. Москвы
План работы по самообразованию
Мироновой Ирины Петровны.
Тема: «Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста»
средняя
(возрастная группа)
г. Москва
Тема: «Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста…»
Цель: Изучить пути, средства и методы патриотического воспитания детей.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы.)
2. Изготовить с детьми Д/ и «Собери матрешку», «Угадай игрушку»: П/и «Мышеловка»..
3 . Подготовить и провести совместные развлечения с родителями и детьми «Мы защитники»,
«Моя дружная семья».
Выход темы:
- Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…)Тема: «Я- Человек…» « февраль)
- Оформление папки передвижки. Тема: « Прогулка по городу»(март)
- Сборник консультаций для родителей. Тема «Традиции семьи…», «Куда сходить в выходные дни с ребенком?»,
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
- Провести беседы с родителями. Тема: «Воспитание маленького гражданина», «Мама, папа, я- дружная семья»
- Отчёт на педсовете о проделанной работе за учебный год.
Литература:
М.Б Зацепина «Дни воинской славы»
С. А Козлова « Теория и методика ознакомления дошкольника с социальной действительностью»
В. А Сухомлинский « Как воспитать настоящего человека»
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями | |
Сентябрь
| Рассматривание альбома «Город в котором я живу» Беседа « Мама, папа, я - дружная семья» Чтение и разучивание стихов о Родине Чтение С.Михалкова «Кремлевские звезды» Изготовить с детьми игру «Собери матрешку» Выставка детских работ: «Папин портрет» «Мамин портрет» Разучивание п/и «Мышеловка» | Изучение литературы: С.А Козлова «Теории и методика ознакомления дошкольника с социальной действительностью» Оформить в группе уголок… «Символика России».. | Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей»…» | |
Октябрь | Оформление папки передвижки. Тема: «Прогулка по нашему городу»…» | |||
Ноябрь | Оформление папки передвижки. Тема: «История нашего города…» | |||
Декабрь | ||||
Январь | Консультация «Куда сходить с ребенком в выходные?» | |||
Февраль | Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Я- человек!…» | Совместное проведение игротек «Игры наших бабушек» | ||
Март | Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала | |||
Апрель | Беседа с родителями «Воспитываем маленького гражданина» | |||
Май | Развлечение «Мы защитники…» | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год | |
Июнь | Рассматривание иллюстраций «Город», « «Деревня» «Времена года» Чтение В.Степанова «Наша армия» | Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу | Консультация для родителей: «Традиции семьи» Интересные встречи «Профессия защищать»(рассказы пап) | |
Июль | ||||
Август |
Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:
- Работа по теме самообразования не менее 1 года;
- Изучение научно-методической литературы;
- Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
- Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
- Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
- Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
- Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
- Обучение на курсах повышения квалификации;
- Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
- Активное участие в работе методического объединения района;
- Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
- Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Памятка для анализа процесса самообразования:
- Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
- Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
- Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе)
Для самообразования я выбрала методическую тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе)
Сущность патриотического воспитания : сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Актуальность:важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте следует эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, убеждена, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Поэтому я выбрала методическую тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Цель: создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств у младших дошкольников
Для достижения данной цели поставила следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
2. Создать предметно-развивающую среду в группе (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию).
3. Разработать и реализовать перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для младших дошкольников (формирования основ патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным ценностям)
4. Провести анкетирование родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»
5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности; на занятиях, в играх, в труде, в быту. Составлен перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Работа с детьми. Для реализации задач нравственно-патриотического воспитания детей в группе создан патриотический уголок. Разработан перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Составлен тематический план проведения игровых экскурсий в мини-музее «Русская изба».
Подобраны методическая и художественная литература, наглядно-демонстрационный материал, составлены альбомы и тематические папки: «Моя семья», «Наш детский сад», «Наш город», «Профессии»,
В работе с детьми я использую созданные мной картотеки: стихов, пословиц и поговорок о Родине, о семье, о дружбе, о труде; бесед для средней группы по патриотическому воспитанию (региональный компонент, дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию, народных подвижных игр и хороводных; сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Детский сад», «Моряки», «Мы - пешеходы» и др. ;
Работа с родителями. Активно вовлекаю родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада
- Провела родительские собрания на темы нравственно-патриотического воспитания «Бережем здоровье с детства!
Десять заповедей здоровья», «Нравственное воспитание в семье»
- Анкета для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка», «Воспитание трудолюбия в семье»
- Разработала и реализовала с детьми и их родителями в 2022-2023 учебном году:
• познавательно-творческий проект «Наш любимый детский сад»
• познавательно-исследовательский проект «Зима-рукодельница»
• исследовательско - творческий проект «Русская народная кукла»
• познавательно-творческий проект «Наша армия родная»
• социальный творческий проект «День Победы»
Составила цикл консультаций «Воспитание чувства патриотизма»,
«Как воспитать маленького патриота»,
«Куда сходить в выходные дни с ребенком?» и др.
- Организую выставки работ, выполненных детьми вместе с их родителями
- Организую участие родителей в мероприятиях:
- по оформлению РППС, в том числе к праздникам;
- по реализации педагогических проектов;
- по благоустройству территории детского сада
Для педагогов подготовила консультацию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Перспективы на следующий учебный год:
1. Продолжить работу по теме : «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, организации совместных праздников.
Основная литература
1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб. – «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 193 с.
2. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе исследовательской деятельности. / авт. -сост. Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашова. – Волгоград: Учитель. – 116 с.
Предварительный просмотр:
Приложения
Анкета для родителей
- Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- воспитание любви к Родине;
- воспитание уважения к старшему поколению;
- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
- знание истории своей страны;
- другое -_____________________________________________________
- затрудняюсь ответить.
- Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
- прививать детям уважение к людям своей страны;
- познакомить с обычаями и традициями своего народа;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- расширять представления о родной земле, её столице, городах;
- ознакомление с историческим прошлым России;
- воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
- Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой малой Родины, традициями, памятными датами?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»
Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.
- Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
- Да
- Нет
- Что для вас означает выражение «быть патриотом»? __________________________________________________________________________________________________________________________
- Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?
- Да
- Нет
- Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
- В школе
- Дома
- В детском саду
- Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
- Да
- Нет
- Рассказываете ли вы своему ребенку о городе, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
- Да
- Нет
- Влияет ли природа родного края на развитие патриотизма?
__________________________________________________________________________________________________________________________ - Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Что такое «достопримечательность». Назовите достопримечательности и памятные места города _____________________________________
_____________________________________________________________ - Какие символы есть у нашего города?____________________________
_____________________________________________________________ - Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?
__________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета для родителей.
(какими навыками владеет ребёнок)
• Знает и называет адрес.
• Называет улицу и номер дома.
• Называет название города.
• Может назвать своё имя, отчество, фамилию.
• Может назвать имя, отчество мамы и папы.
• Знает своих бабушек и дедушек.
• Где работают родители.
• Показывают на карте Москву, Россию.
• Называет достопримечательности нашего города.
• Называет название нашего детского сада
Анкета для детей:
Как называется наша страна?
Как называется город в котором ты живёшь?
Сколько лет городу?
Какие улицы знаешь?
Что ты хотел бы узнать ещё о городе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Дошклоьное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и ...
работа с родителями по теме « Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Проблема патрио...
План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»
Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...
Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Любовь к родному краю, родной культуре,родной речи начинается с малого – любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходитк родной стране, к...
План работы по самообразованию Тема: «Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста»
данный материал разрабатывался для воспитателей средней группы...
План по самообразованию Тема: «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» (2022 – 2023 уч. год)
План по самообразованию Тема: «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности»(2022 – 2023 уч. год)...
Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гор...