Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста посредством организации детско-родительского клуба семейного и творческого чтения «Библиотека домашних сказок»
проект (младшая группа)
Взаимодействие с родителями посредством организации работы детско-родительского клуба чтения художественной литературы и театрализации "Библиотека домашних сказок"
Роль семейного чтения в духовно-нравственном воспитании детей раннего младшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detsko-roditelskiy_klub_biblioteka_domashnih_skazok.docx | 22.61 КБ |
prezentatsiya_k_dokladu_biblioteka_domashnih_skazok.pdf | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста посредством организации детско-родительского клуба семейного и творческого чтения «Библиотека домашних сказок»
Актуальность:
Ранний возраст - важный период развития личности ребенка. В этот период закладываются основы мировоззрения, эмоционально-ценностного отношения к миру, нравственных качеств. Поэтому духовно-нравственное воспитание в этом возрасте имеет большое значение. Семья же играет ключевую роль в формировании личности ребенка, закладывая основы нравственности и духовных ценностей. Однако современное общество сталкивается с ослаблением традиционных ценностей, что делает сотрудничество детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании особенно важным. И объединив усилия, мы можем обеспечить целостность образовательного процесса и создать благоприятные условия для развития личности ребенка в раннем возрасте, когда формируются основные нравственные представления.
Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями. В XIX — начале XX века в семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали произведения в чтении старших. Пушкин, например, вспоминал о своей няне Арине Родионовне и о сильном впечатлении, которое на него производило ее чтение, даже если он не всегда понимал смысл. Такой семейный ритуал — это не просто развлечение, а фундамент любви к чтению и источник духовного обогащения. И традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Домашнее чтение (семейное чтение) — источник формирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи.
Цель: создание условий для формирования основ духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста через совместное с родителями погружение в мир сказки и книги.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы ребенка:
Формирование у детей начальных представлений о добре и зле, хороших и плохих поступках через образы героев сказок. Развитие эмпатии, умения сопереживать героям сказок. Обогащение эмоционального мира ребенка, развитие способности понимать свои и чужие эмоции.
2. Формирование нравственных основ личности:
Знакомство с нормами и правилами поведения в обществе через сюжеты сказок. Воспитание уважительного отношения к семье, любви к ближнему, дружбе, доброте, взаимопомощи через образы положительных героев сказок.
3. Развитие речи и познавательных способностей:
Развитие речи ребенка: обогащение словаря, развитие связной речи. Стимулирование познавательной активности, любознательности, интереса к книге.
4. Укрепление детско-родительских отношений:
Создание условий для совместной деятельности детей и родителей. Обмен опытом семейного чтения между родителями. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания детей.
Формы взаимодействия с родителями:
Информационные: тематические собрания; индивидуальные беседы; информационные стенды; буклеты, памятки, консультации (см. https://disk.yandex.ru/d/JX55p0nkW04n5Q) и рекомендации художественной литературы к прочтению.
Активные: домашние задания (изготовление атрибутов для театрализованных игр, семейные чтения, детско-родительская творческая деятельность); мастер-классы (см. Приложение 1); праздники и развлечения; работа детско-родительского клуба совместного чтения и театрализации «Библиотека домашних сказок».
Важно помнить: выбор форм взаимодействия зависит от возраста детей и готовности родителей участвовать в образовательном процессе. Важно создать атмосферу доверия и открытости в отношениях между ДОО и родителями.
Роль семейного чтения для духовно-нравственного воспитания ребёнка :
1. Формирование ценностных ориентаций. Чтение детской художественной литературы прививает ребенку представления о добре и зле, справедливости, ответственности и других ключевых нравственных понятиях. Семейное чтение позволяет обсуждать эти темы и закладывать основы мировоззрения.
2. Развитие эмоциональной сферы. Художественные произведения вызывают у ребенка сочувствие, сопереживание героям, формируют умение сопереживать, чувствовать состояние других людей. Это важно для становления нравственных чувств.
3. Приобщение к культурному наследию. Семейное чтение знакомит ребенка с лучшими образцами детской литературы, фольклора, способствует освоению духовных, культурных ценностей.
4. Укрепление детско-родительских отношений. Совместное чтение и обсуждение книг укрепляет эмоциональную связь между родителями и ребенком, создает условия для доверительного общения.
5. Развитие воображения и творческих способностей. Художественная литература стимулирует работу детского воображения, побуждает к творческой активности, самостоятельным размышлениям.
6. Передача семейных традиций. Через детские книги, семейные истории, сказки происходит трансляция семейных ценностей, традиций, нравственных установок.
Художественная литература, использованная в рамках работы детско-родительского клуба «Библиотека домашних сказок»:
I. Рекомендованная для домашнего прочтения:
«Заюшкина избушка», «Колобок», «Как коза избушку построила», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Теремок», «Репка», «Сказка о глупом мышонке» (С.Я. Маршак»), «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (В.Г.Сутеев), «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» (К.И.Чуковский), «Лис и мышонок» (В.В.Бианки)
II. Использованная на детско-родительских встречах клуба «Библиотека домашних сказок»:
«Заюшкина избушка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Репка», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» (К.И.Чуковский), «Под грибом» (В.Г.Сутеев).
Вывод: семейное чтение является мощным средством духовно-нравственного воспитания ребенка. Оно способствует формированию базовых ценностей у детей, развитию у них эмоциональной сферы и творческих способностей, укрепляет детско-родительские отношения, передает культурное и семейное наследие.
Приложение 1
Мастер-класс для родителей «Сказкотерапия»
Воспитатель Никулина Н.В.
Сказки для детей - это не только развлекательные путешествия в волшебный мир, это ещё и мягкое и в то же время мощное средство воспитания. Средство передачи моральных норм, традиций и обычаев своего народа. Через сказки дети получают первые базовые знания о взаимоотношениях, об устройстве мира в целом. Поэтому так важно читать, рассказывать и показывать детям сказки. Силу сказок можно использовать и для решения психологических вопросов и личностного роста, используя метод сказкотерапии.
Сказкотерапия - это удивительный метод работы с детьми, основанный на использовании сказок как средства для психологической коррекции, развития личности и решения эмоциональных проблем. Суть сказкотерапии в том, что ребёнок или взрослый(или вместе) составляет сказку, которая отражает трудности в семье, возникшие перед ребёнком, а затем находят пути их решения. А педагогу сказкотерапия даёт массу дополнительных возможностей.
Задачи, которые можно решить посредством сказкотерапии:
-развитие речи
-снятие эмоционального и мышечного напряжения
-развитие навыков взаимодействия
-развитие внимания, восприятия, воображения
-развитие общей и мелкой моторики, координации движений и т.д.
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность, взаимовыручка.
Ход мастер-класса:
1. Превращение в бабочек
Вводная часть:
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы отправляемся в волшебную страну Сказок! А чтобы туда попасть, нам нужно превратиться в красивых бабочек.
Превращение:
Ведущий раздает крылья бабочек каждому взрослому.
Под спокойную музыку они танцуют, "расправляют крылья", вдохновляясь образом бабочки.
Воспитатель: "Вот мы и стали бабочками! Теперь мы можем лететь в сказочную страну."
2. "Ладонь друга"
Описание упражнения: "В волшебной стране Сказок мы можем встретить разные препятствия. Но мы не боимся, потому что у нас есть друзья! Давайте поможем друг другу пройти через трудности."
Проведение упражнения:
Взрослые делятся на пары.
Один взрослый закрывает глаза, другой берет его за руку и "ведет" по "сказочному лесу", описывая путь, препятствия (цветы, камешки, река) и помогая пройти их.
Поменяться ролями.
3. "Волшебный нектар"
Описание упражнения: "Бабочки питаются нектаром, который делает их сильными и красивыми. Давайте вдохнем волшебный нектар и почувствуем его силу!"
Проведение упражнения:
Родители делают глубокий вдох носом, задерживают дыхание,через соломинку и приставляя соломинку к вырезанным жёлтым кружочкам(нектару) медленно выдыхают ртом, представляя, как вдыхают волшебный нектар, который делает их сильными, красивыми и энергичными и переносят их на «полянку»
4. "Заколдованные цветы"
Описание упражнения: "В волшебной стране растут заколдованные цветы. Давайте нарисуем их необычным способом."
Проведение упражнения:
Взрослые получают пакеты, краски и кисти.
Воспитатель показывает как наносить краску на пакет, затем прикладывать пакет к бумаге, чтобы получить отпечаток.
Взрослые рисуют "заколдованные цветы" в разных цветах и формах.
5. "Бабочки"
Описание игры: "В сказочной стране живут множество разных бабочек. Давайте соберем их из пазлов и создадим свою коллекцию!"
Проведение игры:
Родители играют в настольную игру "Бабочки", собирая пазлы и создавая ярких бабочек.
6. Рефлексия
Воспитатель: "Вам понравилась сказочная страна? Что вам больше всего понравилось?"
Взрослые делятся своими впечатлениями.
Воспитатель: "Давайте вспомним, какие новые знания мы получили сегодня. Мы научились работать в команде, помогать друг другу, развивать свое воображение
Воспитатель: "Спасибо всем за участие! Надеюсь, вы запомнили волшебство и красоту сказочной страны!"
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Конкурс. Конспект доклада «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»
Доклад для Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»....
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством организации "дистанционного" взаимодействия ребенка с родным городом
Электронный справочник «Петербург – Культурная столица» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего народа с позиции ю...
Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи
Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...
Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно -нравственному воспитанию детей дошкольного возраста....
Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредствам взаимодействия детского сада и семьи.
Приоритетной задачей детского сада является, прежде всего то, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания в саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение ст...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством чтения художественной литературы
Нравственное поведение – поведение глубоко осознанное, сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в младшем дошко...