Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста посредством организации детско-родительского клуба семейного и творческого чтения «Библиотека домашних сказок»
проект (младшая группа)

Никулина Надежда Вячеславовна

Взаимодействие с родителями посредством организации работы детско-родительского клуба чтения художественной литературы и театрализации "Библиотека домашних сказок"

Роль семейного чтения в духовно-нравственном воспитании детей раннего младшего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста посредством организации детско-родительского клуба семейного и творческого чтения «Библиотека домашних сказок»

Актуальность:

Ранний возраст - важный период развития личности ребенка. В этот период закладываются основы мировоззрения, эмоционально-ценностного отношения к миру, нравственных качеств. Поэтому духовно-нравственное воспитание в этом возрасте имеет большое значение. Семья же играет ключевую роль в формировании личности ребенка, закладывая основы нравственности и духовных ценностей. Однако современное общество сталкивается с ослаблением традиционных ценностей, что делает сотрудничество детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании особенно важным. И объединив усилия, мы можем обеспечить целостность образовательного процесса и создать благоприятные условия для развития личности ребенка в раннем возрасте, когда формируются основные нравственные представления.

Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями. В XIX — начале XX века в семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали произведения в чтении старших. Пушкин, например, вспоминал о своей няне Арине Родионовне и о сильном впечатлении, которое на него производило ее чтение, даже если он не всегда понимал смысл. Такой семейный ритуал — это не просто развлечение, а фундамент любви к чтению и источник духовного обогащения. И традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Домашнее чтение (семейное чтение) — источник формирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи.

Цель: создание условий для формирования основ духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста через совместное с родителями погружение в мир сказки и книги.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной сферы ребенка:

Формирование у детей начальных представлений о добре и зле, хороших и плохих поступках через образы героев сказок. Развитие эмпатии, умения сопереживать героям сказок. Обогащение эмоционального мира ребенка, развитие способности понимать свои и чужие эмоции.

2. Формирование нравственных основ личности:

Знакомство с нормами и правилами поведения в обществе через сюжеты сказок. Воспитание уважительного отношения к семье, любви к ближнему, дружбе, доброте, взаимопомощи через образы положительных героев сказок.

3. Развитие речи и познавательных способностей:

Развитие речи ребенка: обогащение словаря, развитие связной речи. Стимулирование познавательной активности, любознательности, интереса к книге.

4. Укрепление детско-родительских отношений:

Создание условий для совместной деятельности детей и родителей. Обмен опытом семейного чтения между родителями.  Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания детей.

Формы взаимодействия с родителями:

Информационные: тематические собрания; индивидуальные беседы; информационные стенды; буклеты, памятки, консультации (см. https://disk.yandex.ru/d/JX55p0nkW04n5Q) и рекомендации художественной литературы к прочтению.

Активные: домашние задания (изготовление атрибутов для театрализованных игр, семейные чтения, детско-родительская творческая деятельность); мастер-классы (см. Приложение 1); праздники и развлечения; работа детско-родительского клуба совместного чтения и театрализации «Библиотека домашних сказок».

Важно помнить: выбор форм взаимодействия зависит от возраста детей и готовности родителей участвовать в образовательном процессе. Важно создать атмосферу доверия и открытости в отношениях между ДОО и родителями.

Роль семейного чтения для духовно-нравственного воспитания ребёнка :

1.  Формирование ценностных ориентаций. Чтение детской художественной литературы прививает ребенку представления о добре и зле, справедливости, ответственности и других ключевых нравственных понятиях. Семейное чтение позволяет обсуждать эти темы и закладывать основы мировоззрения.

2. Развитие эмоциональной сферы. Художественные произведения вызывают у ребенка сочувствие, сопереживание героям, формируют умение сопереживать, чувствовать состояние других людей. Это важно для становления нравственных чувств.

3. Приобщение к культурному наследию. Семейное чтение знакомит ребенка с лучшими образцами детской литературы, фольклора, способствует освоению духовных, культурных ценностей.

4. Укрепление детско-родительских отношений. Совместное чтение и обсуждение книг укрепляет эмоциональную связь между родителями и ребенком, создает условия для доверительного общения.

5. Развитие воображения и творческих способностей. Художественная литература стимулирует работу детского воображения, побуждает к творческой активности, самостоятельным размышлениям.

6. Передача семейных традиций. Через детские книги, семейные истории, сказки происходит трансляция семейных ценностей, традиций, нравственных установок.

 

Художественная литература, использованная в рамках работы детско-родительского клуба «Библиотека домашних сказок»:
I. Рекомендованная для домашнего прочтения:

«Заюшкина избушка», «Колобок», «Как коза избушку построила», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Теремок», «Репка», «Сказка о глупом мышонке» (С.Я. Маршак»), «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (В.Г.Сутеев), «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» (К.И.Чуковский), «Лис и мышонок» (В.В.Бианки)

II. Использованная на детско-родительских встречах клуба «Библиотека домашних сказок»:

 «Заюшкина избушка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Репка», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» (К.И.Чуковский), «Под грибом» (В.Г.Сутеев).

Вывод: семейное чтение является мощным средством духовно-нравственного воспитания ребенка. Оно способствует формированию базовых ценностей у детей, развитию у них эмоциональной сферы и творческих способностей, укрепляет детско-родительские отношения, передает культурное и семейное наследие.


Приложение 1

Мастер-класс для родителей  «Сказкотерапия»

Воспитатель Никулина Н.В.

Сказки для детей - это не только развлекательные путешествия в волшебный мир, это ещё и мягкое и в то же время мощное средство воспитания. Средство передачи моральных норм, традиций и обычаев своего народа. Через сказки дети получают первые базовые знания о взаимоотношениях, об устройстве мира в целом. Поэтому так важно читать, рассказывать и показывать детям сказки. Силу сказок можно использовать и для решения психологических вопросов и личностного роста, используя метод сказкотерапии.

Сказкотерапия - это удивительный метод работы с детьми, основанный на использовании сказок как средства для психологической коррекции, развития личности и решения эмоциональных проблем. Суть сказкотерапии в том, что ребёнок или взрослый(или вместе) составляет сказку, которая отражает трудности в семье, возникшие перед ребёнком, а затем находят пути их решения. А педагогу сказкотерапия даёт массу дополнительных возможностей.

Задачи, которые можно решить посредством сказкотерапии:

-развитие речи

-снятие эмоционального и мышечного напряжения

-развитие навыков взаимодействия

-развитие внимания, восприятия, воображения

-развитие общей и мелкой моторики, координации движений и т.д.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность, взаимовыручка.

Ход мастер-класса:

1. Превращение в бабочек

Вводная часть:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы отправляемся в волшебную страну Сказок! А чтобы туда попасть, нам нужно превратиться в красивых бабочек.

Превращение:

Ведущий раздает крылья бабочек каждому взрослому.

Под спокойную музыку они танцуют, "расправляют крылья", вдохновляясь образом бабочки.

Воспитатель: "Вот мы и стали бабочками! Теперь мы можем лететь в сказочную страну."

2. "Ладонь друга"

Описание упражнения: "В волшебной стране Сказок мы можем встретить разные препятствия. Но мы не боимся, потому что у нас есть друзья! Давайте поможем друг другу пройти через трудности."

Проведение упражнения:

Взрослые делятся на пары.

Один взрослый закрывает глаза,   другой берет его за руку и "ведет" по "сказочному лесу",   описывая путь,   препятствия (цветы,   камешки,   река) и помогая пройти их.

Поменяться ролями.

3. "Волшебный нектар"

Описание упражнения: "Бабочки питаются нектаром, который делает их   сильными и красивыми. Давайте вдохнем волшебный нектар и почувствуем его   силу!"

Проведение упражнения:

Родители делают глубокий вдох носом,   задерживают   дыхание,через соломинку и приставляя соломинку к вырезанным жёлтым кружочкам(нектару)   медленно   выдыхают   ртом,   представляя, как вдыхают волшебный нектар,   который делает их   сильными,   красивыми и энергичными и переносят их на «полянку»

4. "Заколдованные цветы"

Описание упражнения: "В волшебной стране растут заколдованные цветы. Давайте нарисуем их необычным способом."

Проведение упражнения:

Взрослые получают   пакеты,   краски и   кисти.

Воспитатель показывает   как наносить краску   на пакет,   затем   прикладывать пакет к бумаге, чтобы   получить отпечаток.

Взрослые рисуют   "заколдованные цветы"   в   разных цветах   и формах.

5. "Бабочки"

Описание игры: "В   сказочной   стране   живут   множество   разных   бабочек. Давайте соберем   их из пазлов и   создадим   свою   коллекцию!"

Проведение игры:

Родители играют   в   настольную игру   "Бабочки",   собирая   пазлы   и   создавая   ярких бабочек.

6. Рефлексия

Воспитатель: "Вам понравилась   сказочная   страна? Что   вам   больше   всего понравилось?"

Взрослые делятся своими впечатлениями.

Воспитатель: "Давайте вспомним,   какие   новые   знания      мы   получили сегодня. Мы научились работать   в   команде,   помогать   друг   другу, развивать свое воображение

Воспитатель: "Спасибо всем за участие! Надеюсь, вы запомнили волшебство и   красоту   сказочной   страны!"


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конкурс. Конспект доклада «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»

Доклад для Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»....

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством организации "дистанционного" взаимодействия ребенка с родным городом

Электронный справочник «Петербург – Культурная столица» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего народа с позиции ю...

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи

Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...

Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно -нравственному воспитанию детей дошкольного возраста....

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредствам взаимодействия детского сада и семьи.

Приоритетной задачей детского сада является, прежде всего то, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания в саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение ст...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством чтения художественной литературы

Нравственное поведение – поведение глубоко осознанное, сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в младшем дошко...