Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством организации "дистанционного" взаимодействия ребенка с родным городом
учебно-методическое пособие на тему
Электронный справочник «Петербург – Культурная столица» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего народа с позиции юного Петербуржца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektronnyy_spravochnik.docx | 48.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Филина Марина Ивановна, старший воспитатель, государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 67 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
Методическое пособие: электронный справочник «Петербург – Культурная столица» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего народа с позиции юного Петербуржца.
Актуальность: Удаленность от центра города, где находятся объекты культуры, и архитектуры не позволяет полноценно созерцать достопримечательности родного города: музеи, памятники и исторические места, что косвенно влияет на позитивное развитие социального и эмоционального интеллекта. Включение в содержание вариативной части образовательной программы дошкольного образования детского сада «Петербурговедение» по присвоению детьми духовно-нравственных и социокультурных ценностей и создание электронного справочника позволят детям старшего дошкольного возраста обогатить представления о своей малой Родине и насладиться достопримечательностями Северной столицы.
Электронный справочник «Петербург – культурная столица» предполагает использование мультимедийного оборудования: проектора, экрана, ноутбука, аудио и видеоинформации, рассчитанной на 12 тем программного материала.
Определяя программное содержание, формы и средства обучения творческая группа педагогов детского сада ориентировалась на возрастные и индивидуальные особенности детей, понимая, что выбранный материал может реализовываться в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности, которые являются сквозными механизмами развития ребенка.
Гипотеза: Мы считаем, что увлекательное погружение детей старшего дошкольного возраста в исторические события прошлых лет по древней карте Петра I, который в своём послании посвящает ребят в «юных краеведов» и наделяет функциями открывателей «чёрных дыр», обеспечат развитие познавательной мотивации и творческой активности по присвоению детьми духовно-нравственных и социокультурных ценностей нашего народа.
Творческая группа разработала инновационную программу ««Петербург – культурная столица» (далее по тексту Проект), который включает 2 раздела: теоретический, где прописывается программное содержание с описанием технологии использования и практический, где представлен электронный справочник «Петербург – культурная столица». Теоретический раздел раскрывается в конкурсной работе, подразделяясь на содержательную и методическую части. А практический раздел представлен ссылкой на официальный сайт учреждения, где размещен «электронный справочник».
Цель: Присвоение детьми старшего дошкольного возраста духовно-нравственных и социокультурных ценностей, посредствам реализации программного материала по Петербурговедению, разработанного творческой группой педагогов детского сада.
Задачи: Адаптировать содержание вариативной части образовательной программы детского сада, используя аудио и видеоинформацию электронного справочника «Петербург – культурная столица» по ознакомлению воспитанников подготовительной к школе групп с достопримечательностями родного города, способствующего обогащению представлений о своей малой родине – Северной столицы:
- способствовать развитию социального и эмоционального интеллекта у детей, посредствам мотивированного погружения в совместную деятельность со сверстниками для выполнения определенных согласованных действий в роли «юных краеведов» и обсуждения своих открытий на встрече в Домике Петра;
- развивать у детей эмоциональную отзывчивость, приобщая к различным видам искусства – архитектура, скульптура, живопись, народный фольклор, музыка и театр в процессе ознакомления с историческими событиями и знаменитыми людьми прошлых лет, путешествуя по электронному справочнику «Петербург – культурная столица», по страничкам которого детей сопровождают мультяшные персонажи – «хранители истории»;
- формировать представления об уникальности и неповторимости родного города в процессе реализации самостоятельной творческой деятельности, отображая элементы прекрасного и необычного в привычном городском пейзаже, описывая объекты, высказывая свои впечатления, мнения, давая оценку действиям и событиям при условии фиксации своих открытий в «заметках краеведа» (рабочая тетрадь-портфолио);
- прививать культуру юного Петербуржца, воспитывая бережное отношение к родным местам в процессе организации коллективного творческого дела на благо родного города, закреплять у детей знания о правилах поведения в общественных местах, знакомить с интересными людьми в современном мире (через игровые ситуации, гостевые визиты по линии сетевого взаимодействия).
I РАЗДЕЛ
1.1. Содержательная часть
Принципы и подходы к реализации программного содержания:
- принцип событийного подхода, заимствованный из педагогической системы А.С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события. Образовательное событие — способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников;
- принцип сопричастности и содеянности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа. Я. А. Каменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими поступками возможно большему числу людей: "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия".
Особенности осуществления образовательного процесса
В событийном подходе единицей проектирования личностно-значимой детской деятельности выступает образовательное событие (образовательная игровая ситуация, созданная педагогом на основе организации и реализации ярких запоминающихся событий, вызывающих позитивный эмоциональный отклик, способствующий созданию мотивационно-ценностной установки к деятельности, ориентируемой на результат). Образовательная игровая ситуация Проекта «Петербург – культурная столица» красной нитью проходит по всему программному содержанию, где изначально погружает детей в исторические события прошлых лет посредствам посвящения ребят в «юных краеведов», которым предстоит открывать «чёрные дыры», ориентируясь по древней карте Петра I. Наиболее значимой и характерной особенностью этого принца является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей. В основу комплексно-тематического планирования заложено «яркое событие»:
- яркое событиев социокультурном наследии нашей малой родины и Отечестве –знакомство с книжной культурой, художественной литературой, музыкальным искусством, живописью, архитектурой на фоне эмоционально-насыщенного содержания;
- яркое событие, специально смоделированное педагогом – образовательные ситуации, или встречи с интересными людьми, путем внесения новых, необычных интересных предметов, личных вещей.
В сопричастном подходе ключевой методологией принципа является проявление посильной помощи, сочувствия и сопереживания ребенка к членам своей семьи, к сверстникам, к окружающим взрослым, природе родного края, к социокультурным ценностям родного города. Сопричастность, в данном случае, базируется на осознании детьми норм, правил и ценностей, принятых в обществе в процессе воспитания уважительного и толерантного отношения к окружающим людям в процессе чувственного соприкосновения с семейными ценностями, традициями и обычаями, через знакомство с достопримечательностями Северной столицы. Быть сопричастным к социальной и окружающей среде – осознавать себя полноправным членом общества.
Планируемые результаты освоения программного материала:
На этапе завершения дошкольного образования, посредством организации «дистанционного» взаимодействия ребенка с родным городом в процессе увлекательного путешествия по страничкам электронного справочника с полюбившимися мультяшными героями – «хранителями истории» воспитанники приобщаться к духовно-нравственным и социокультурным ценностям своего народа с позиции юного Петербуржца, открывая для себя:
- эмоционально-чувственную сторону души от проникновенной встречи с прекрасным повсюду, где столько таинственного и загадочного, что захочется прикоснуться мыслями и чувствами, чтобы понять культурное наследие прошлых лет, с достоинством принять и бережно относится к родным местам;
- новое, уже в ранее знакомом, но малоизвестном при заполнении на импровизированной древней карте Петра I «чёрных дыр» с фиксацией «открытий» в своих «заметках краеведа»;
- способность согласовывать свои действия со сверстниками при выполнении совместного творческого дела, во благо родного города, перевоплотившись с «юных краеведов»;
- возможность сопричастности к культуре и искусству в процессе творческого общения с интересными людьми в современном мире, где можно проявить свои способности к самовыражению.
Тематика программного содержания для детей подготовительной к школе группы:
№ п/п | Тема | Программное содержание |
«Домик Петра I» | Об истории возведения первой постройки – «первоначального дворца», где с 1930 года обосновался музей, который хранит артефакты той эпохи и подлинные вещи самого Петра. | |
«Петропавловская крепость» | О легендарном заложении крепости Петром I на Заячьем острове и её назначении в разные времена. Интерактивная экскурсия по экспозициям современного музея. | |
«Васильевский остров» | Что не позволило острову стать центром великого города, увлекательные истории, рассказы, сказки о Стрелке ВО. | |
«Летний сад» | «Прогулка по таинственным уголкам Летнего сада», где прячутся загадки и легенды, где появились первые фонтаны, богато украшенные золотом, свинцом и серебром. О том, кем и зачем был заложен, и что представляет в наши дни. | |
«Петергоф – город фонтанов» | Таинственные открытия исторических мест императорской загородной резиденции, что завораживает взгляд и приводит в восторг. | |
«Великий Эрмитаж» | О назначении музеев, от истории создания, о знаменитых художниках. «Однажды жила в Петербурге царица, ужасно любила она веселиться…..», стих-сказка о создании дворца. | |
«Храмы Петербурга» | О русской архитектуре, об архитекторах, которые создавали храмы и соборы, формирование уважительного отношения к окружающим людям, их религии. | |
«О, Нева, как ты прекрасна» | «Кто волною берег бьет и к заливу лед несет? В платье пенном синева то, красавица (Нева)» — сказки, рассказы о замечательной реке, воспитание патриотических чувств. | |
«Мосты повисли над водами» | О назначении мостов, о поэтах, которые воспевали красоту «чугунного кружева», вызывая восторг и любование. | |
«Ночные огни Петербурга» | От эволюции развития уличного фонаря до воспитания эстетического вкуса благодаря изумительной подсветке выразительно подчёркивающей строгие линии прекрасных парадных зданий, дворцов и мостов. | |
«Памятники композиторам в Петербурге» | О композиторах, которые навсегда остались с нами, живут в наших сердцах и наблюдают за нами, расположившись в окрестностях Петербурга. Где находятся памятники, какую музыку навевают. | |
«Театры Петербурга» | Понятие о театре, его назначении, видах, о специфике театральных профессий, о воспитании культуры поведения в театре, интереса, проявление эстетического наслаждения и желания его посещать. |
Содержание образовательной деятельности с детьми по реализации программного материала Проекта «Петербург – культурная столица»
Основные теоретические сведения сообщаются детям в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД) по 2 образовательным областям: «социально-коммуникативное развитие» и «художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность). Неохваченные НОД образовательные области «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие» (изобразительная и конструктивная деятельности) и «физическое развитие» в аспекте духовно-нравственного воспитания старших дошкольников интегративно осваиваются детьми в процессе использования новых форм совместной деятельности педагогов и детей.
Взаимосвязь содержанияс другими образовательными областями:
- «Познавательное развитие»
Путешествуя по историческим местам родного города, «юные краеведы», мотивированные на открытие нового в современном мире, с удовольствием берут инициативу познавательно-исследовательской деятельности и творчески решают игровые образовательные ситуации, которые исходят от мультяшных персонажей –«хранителей истории», сопровождающих электронный справочник. Совершенствовать познавательные умения и применять результаты познания в разных видах детской деятельности позволяют «заметки краеведа» – специально разработанная рабочая тетрадь-портфолио. «Юные краеведы» охотно включаются в коллективное исследование, обсуждают его ход, договариваются о совместных продуктивных действиях, выдвигают и доказывают свои предположения, представляют совместные результаты познания, увлекаются отдельными фактами истории и культуры родного города, страны, формируя в себе начало гражданственности.
- «Речевое развитие»
Программное содержание Проекта «Петербург – культурная столица» позволяет с успехом совершенствовать речевые умения, где в процессе накопления детьми жизненного опыта формируются психические функции, закрепляются речевые и коммуникативные навыки свободного речевого общения. Умелое включение воспитателями в образовательный процесс мультимедийного оборудования с использованием различного рода сюжетно-ролевых, театрализованных, коммуникативных игр, игр-путешествий, бесед, детской художественной литературы позволит полноценно приобщить ребенка к книжной культуре. Беседа, как метод обучения диалогической речи, применяемый на специально организованных «встречах краеведов», которые планируются для обсуждения пройденных маршрутов пути по импровизированной «древней карте Петра I», способствует формированию связных высказываний типа суждений и пояснительной речи. При передаче эмоционально-эстетического наслаждения после увиденного или услышанного педагогами широко используются приёмы: Я-сообщение, ТЫ-сообщение.
- «Художественно-эстетическое развитие»
Тесная связь программного содержания Проекта с художественно-эстетическим развитием предвосхищает качественный результат совершенствования ценностно-смыслового восприятия окружающей действительности и эстетического отношения к культурному наследию Северной столицы. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зафиксирован результат восприятия увиденного, услышанного, прочитанного и осмысленного произведения (героя, сюжета или события) в «заметках краеведа». Грамотно организованная воспитателем опытно-экспериментальная деятельность детей в ключе Проекта способствует выходу на творческое конструирование по созданию макетов родного района, города, обыгрывание построек, моделирование новых конструкций.
- «Физическое развитие»
Задания мультяшных героев – «хранителей истории» вариативно используются педагогами применительно к различным образовательным областям, в том числе и «физическому развитию», и ориентированы они на приобретение детьми старшего дошкольного возраста опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире. Образовательные ситуации должны опираться на создание предпосылок для интегративного развития – это органическая связь умственного развития с физическим развитием. Толерантное проявление к сверстникам и взрослым наблюдается в процессе активного участия детей в совместных викторинах с элементами подвижных игр и эстафет, где формируется способность к волевым усилиям, чувство веры в себя, становление саморегуляции, умение договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
1.2. Методическая часть
Проект «Петербург – культурная столица» ориентирован на практику свободного выбора, поскольку способствует овладению конструктивными способами взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, таким образом, помогает активно планировать и осуществлять свои действия, направленные на достижения конкретной цели, а также самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
Распорядок и режим дня по реализации Проекта «Петербург – культурная столица»
Непосредственно-образовательная деятельность (НОД) для детей от 6 до 7 лет (в подготовительной группе) в соответствии с примерным режимом дня ГБДОУ № 67 осуществляется в первую и вторую половину дня. Образовательные области, охватываемые программным содержанием, обозначены учебным планом:
Образовательные области: | Образовательная нагрузка | |||
продолжительность НОД | Периодичность НОД | количество НОД в год | объем образовательной нагрузки в учебный год | |
| 30 мин | 2 раза в месяц | 9 | 7,5 час |
| 30 мин | 1 раз в квартал | 3 | |
«Встречи краеведов» (совместная деятельность детей) | 30 мин | сентябрь январь май | 3 |
Учебная деятельность по реализации программного содержания планируется на: октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель. Совместная деятельность детей по согласованию маршрута пути и подведению итогов на «встрече краеведов» ориентирована на сентябрь, январь и май месяцы. Итого планируется 15 НОД (7,5 часов) и других формсовместной работы воспитателей с детьми, выше изложенных и описанных в Проекте.
Технология использования электронного справочника «Петербург – культурная столица»
Ключевые слова Проекта: «юные краеведы», «встреча краеведов», «древняя карта Петра I», «чёрные дыры», «маршрут пути», «заметки краеведа», «мультяшныегерои – «хранители истории».
«Юные краеведы» – это дети двух подготовительных к школе групп, которые встречаются вместе 3 раза в год на «встрече краеведов», что представляет собой намеренное объединение детей с целью обсуждения актуальных вопросов по выполнению общего задания.
Первая «встреча краеведов» самая значимая и ценностно-смысловая для обучающихся и педагогов, здесь главное заинтересовать увлекательным путешествием по Петербургу, которое предполагает активный поиск и открытие нового. Погружение в тему начинается со знакомства детей с первой постройкой летнего жилища царя – домиком Петра I, где представлены артефакты той эпохи и подлинные вещи самого Петра. Голос царя за кадром мотивирует ребят на нелёгкий путь, который предстоит пройти по «древней карте», восстановить её, открывая «чёрные дыры» и совершает обряд посвящения своих маленьких помощников в «юных краеведов».
«Древняя карта Петра I» едва сохранилась до наших дней, состоит из 2 половинок, на ней едва заметны изображения окрестностей Петербурга, а вместо обозначения исторических мест на карте – «чёрные дыры».
При обсуждении образовательных проблемных ситуаций (заданий) педагоги подводят детей к принятию совместного решения, чтобы не терять время и выполнить качественно задания следует разделиться на 2 команды (группы), каждая из которой получит свою половинку импровизированной «древней карты» и станет осваивать свой «маршрут пути». Как только «маршрут пути» каждой из групп будет пройден, и все «чёрные дыры» на карте открыты – «юные краеведы» собираются для согласования своих действийи принятия решения на очередной «встрече краеведов» в январе месяце.
Для поддержания детского интереса и повышения собственной значимости «юных краеведов» Проект предусматривает введение в учебный процесс «заметок краеведа» – это специально разработанная рабочая тетрадь с упражнениями к каждой новой теме программного материала на печатной основе.
«Заметки краеведа» в данном формате выступают наиболее прогрессивным средством обучения, способствуют качественному усвоению детьми программного материала, приобретению и закреплению практических умений и навыков, позволяют систематизировать информацию, способствуют развитию внимания, наблюдательности, помогают в решении увеличения объёма самостоятельных умственных и практических действий. Имея на руках самостоятельно выстроенный алгоритм путешествия по историческим местам Петербурга, «юные краеведы» могут свободно вступать в обсуждение на совместных «встречах краеведов», анализировать, делать выводы, обосновывать свои практические действия, опираясь на собственные записи в заметках.
Справочник сопровождают «хранители истории». Это легендарные персонажи, так или иначе связанные с историей Петербурга: Чижик-пыжик, заяц Арсений и кот Елисей. Они, как прообразы героев, наделены характером и нравом, задают тон происходящему, мотивируют детей на активную познавательно-исследовательскую деятельность, путешествуя по карте. Мультяшные герои становятся друзьями «юных краеведов», которые вместе проходят испытания, преодолевая трудности, и помогая друг другу.
II РАЗДЕЛ
Практическая часть
Электронный справочник «Петербург – культурная столица» содержит практический материал и состоит из комплекта методического сопровождения к Проекту. Полный комплект предполагает 12 тематических презентаций, 12 конспектов НОД, 3 сценария совместной деятельности с аудио и видеоинформацией и рабочую тетрадь-портфолио «заметки краеведа».Электронный ресурс размещен на официальном сайте учреждения:
Список литературы:
- Арсеньева, Дина. Эрмитаж. С этажа на этаж/ Дина Арсеньева, [рис. Елена Поповская]. – Москва: Фома, 2014. – 23 с.
- Гурьева, Н.А. Детям о реках и мостах Санкт-Петербурга/ Н. А. Гурьева, [рис. К. О. Тычинкиной и др.]. – СПб: Паритет, 2013. – 110 с.
- Гурьева, Н.А. Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство/Н.А. Гурьева. – СПб:Паритет, 2012.– 112с.
- Гурьева, Н.А. Прогулки по летнему саду: учебное пособие для старших дошкольников и школьников начальных классов/Н.А. Гурьева. – СПб: Паритет, 2014.– 30 с.
- Гурьева, Н.А. Прогулки по Петропавловской крепости: учебное пособие для старших дошкольников и школьников начальных классов/ Н. А. Гурьева, [рис. О. Н. Лаврухиной и др.]. – СПб: Паритет, 2014. – 30 с.
- Дерягина, Л.Б. Я живу в Петербурге/ Л.Б. Дерягина. – СПб: Издательский дом Литера, 2013. – 64 с.
- Ермолаева Л.К. Чудесный город: Петербургская тетрадь/ Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева. – СПб.: АО Норинт, 1997 – 192 с.
- Нестеров, В. В. Знаешь ли ты свой город?/ В.В.Нестеров.– 3-е изд., перераб.– СПб:Норинт, 2000. – 175 с.
- Патаки, Хельга. Мосты Петербурга/ Хельга Патаки. – М.: Издательский дом Фома, 2014. – 24 с.
- Пукинский, Б.К. 1000 вопросов и ответов/ Б. К. Пукинский. – СПб: Норинт, 2001. – 430 с.
- Шемягина, Е. Фонтанная азбука Петергофа/ Е. Шемягина, [рис. Д. Ведерников]. – СПб: Петроний, 2011. – 62 с.
- Яковлева Н.А. Наш город Санкт-Петербург. Путешествие с Архивариусом через три столетия: книга для семейного чтения/ Н.А. Яковлева. – СПб: Специальная литература, 1998. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Чтобы Ребёнок познал и присвоил многообразие внешнего мира, взрослые – педагоги, родители, должны помочь ему освоить адекватные способы познания. Важным аспектом в этом является приобщение дошкольнико...
Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи
Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...
Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»
Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, с...
Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредствам взаимодействия детского сада и семьи.
Приоритетной задачей детского сада является, прежде всего то, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания в саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение ст...
Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказки»
Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании духовно - нравственных качеств. Вызвать интерес к сказкотерапии...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
Сказка - одно из важных средств в нравственном развитии дошкольников, посредством которого происходит духовное обогащение детей.Детство каждого ребенка невозможно без сказок. С раннего возраста сказка...
Мастер – класс для воспитателей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказка-терапии»
Цель: передача опыта использования технологии «Сказка-терапия» в воспитании духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.Задачи: дать элементарные представления педагогам о...