"Конкурс. Конспект доклада «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»
методическая разработка по теме
Доклад для Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовила: Малютина Н.М., воспитатель
Тема: «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»
Современное Российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сегодня материальные ценности в семьях доминируют над духовными, поэтому у детей распространены искажённые представления о великодушии, доброте, любви, патриотизме. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневной жизни детей в детской деятельности.
Слабым местом воспитания духовно-нравственной личности является семья, в раннем возрасте происходит усвоение социальных норм и образцов поведения на основе подражания, поэтому в семье должны сохраняться и передаваться нравственно-духовные ценности и обычаи.
Одна из основных задач образования – это формирование духовно – нравственной личности.
В своей работе стараюсь создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало обоюдно интересным и продуктивным, интерес у родителей возникает к какой-либо деятельности, когда это лично касается семьи или ребёнка.
Работу с семьей начинаю со знакомства – посещение семьи на дому, чтобы познакомиться со всеми членами семьи, узнать особенности и традиции, условия проживания, наладить контакт с семьей, также провожу для этого анкетирование «Давайте познакомимся».
Основные направления взаимодействия с семьёй являются: изучение потребностей родителей в воспитании духовно-нравственных качеств для определения содержания работы и форм организации. Просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры исходя их этих направлений, осуществляю работу по взаимодействию с семьями.
Работу реализую через традиционные (родительские собрания, консультации, анкетирование, семинары, Дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов) и нетрадиционные (участие родителей в конкурсах, массовых мероприятиях д/с, выставки родительских работ по ИЗО, деловая игра, викторины, круглый стол вечера вопросов и ответов, творческие выставки и т.д.) формы работы.
Работа начинается с информационного стенда для родителей, на котором расположена информация для родителей о духовно-нравственных ценностях, рукописные журналы, где подобраны памятки, советы и т.д. посвящены семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи.
Родительское собрание «Вся семья вместе, так и душа на месте».
Консультация «Духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспитания ребёнка», «Этикет для малышей», «Детская агрессивность», «Культура общения», «Особенности воспитания мальчиков», «Мать - пример для дочери».
Семинар-практикум «Отец в жизни ребёнка», «Роль семейного общения в развитии речи детей раннего возраста».
Тренинг семейных отношений.
Совместно с родителями пополнили копилку поговорок и пословиц на тему «Семья». Активное участие родители принимали в подборе материала оформлении стенгазет «Мамочка, мама», «День защитника отечества». Проводили чаепитие «День матери». Подготовили памятки «Почему нужно беречь родных», «Что разрушает семью», «Значение пословиц в жизни общества», «Как приучать выполнять простые просьбы и поручения».
В группе создана соответствующая развивающая среда. С помощью родителей оформлен уголок краеведения: куклы в русском и хакасском национальных костюмах, мини-музей по русской культуре. Фотоальбомы «Моя семья», «Мой дом», «Любимый детский сад», «Улица, на которой я живу», «Я делаю сам».
Особой популярностью пользуются совместные мероприятия родителей с детьми.
Провели фольклорный праздник «Масленица», для которого мамы готовили блины вместе с детьми. Цель – приобщение к истокам русской культуры. «Колядки», где родители принимали участие в сценарии праздника.
Так же родители принимают участие в театрализованных представлениях сказок: «Колобок, румяный бок», «Вкусная репка», где взрослые исполняют главные роли. Принимают участие в конкурсах «Лучший участок», «Зимняя сказка».
Проводили акцию «Зимующая птица», родители изготовили кормушки, организовали подкормку птиц в зимний период.
Родители приняли участие в реализации проекта «Моя семья», цель которого: воспитание любви и уважения к семье, как и к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких, в семейном досуге «Вечер дружной семьи», были проведены развлечения.
Всё это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, что семья колыбель духовного рождения человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей раннего возраста.
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей раннего возраста....
«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста»
В течение первых лет жизни семья является психологической микросредой, где проходит экономическая социализация ребенка, ведь каждой семье присущи свои принципы ведения домашнего хо...
Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя ДОУ в адаптационный период детей раннего возраста.
Материал будет полезен для педагогов ДОУ....
Взаимодействие педагога с семьёй в формировании духовно - нравственных качеств у детей раннего возраста.
В статье представлен опыт работы с семьёй в формировании духовно - нравственных качеств у детей раннего возраста....
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей раннего возраста.
методическая разработка (младшая группа) по теме: Духовно-нравственное развитие и воспитание детей раннего возраста....
Доклад для педагогов на тему «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста».
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, граммати...