Особенности психологической работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья в условиях Лекотеки.
материал по коррекционной педагогике на тему
Подходы обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_psihologicheskoy_raboty.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психологической работы
с детьми, имеющими ограниченные
возможности здоровья, в условиях Лекотеки
Обычно родители ребёнка с особенностями в развитии нуждаются как в эмоциональной, так и в информационной поддержке. Многие мамы, приводящие ребёнка на диагностику, искренне удивляются тому, что с ним можно играть, что ребенок в разных ситуациях может вести себя по другому. Особенностями работы педагога- психолога в Лекотеке является не только квалифицированная помощь ребёнку в социализации, личностном развитии и преодолении психогенных нарушений, но и обучение родителей методам и способам эффективного взаимодействия с детьми.
В ходе работы педагог- психолог выполняет следующие задачи:
• совместно с другими специалистами определяет уровень актуального развития ребёнка;
• разрабатывает индивидуальные программы развития (маршрут) для каждого ребёнка с учётом его особенностей и характера патологии;
• создаёт благоприятные условия для формирования личности ребёнка;
• обучает родителей методам игрового взаимодействия с ребёнком.
Основными направлениями в нашей работе психолога в Лекотеке являются:
• развитие коммуникативных навыков (становлении вербальных, невербальных и альтернативных средств коммуникации) у ребёнка, включённого в процесс сопровождения;
• личностно-социальное развитие (формирование самосознания, навыков самообслуживания, социального взаимодействия) ребёнка;
• развитие эмоционально-волевой сферы (формирование понимания и осознания собственных эмоций и чувств ребёнка, развитие навыков саморегуляции, коррекция аффективных нарушений).
Особенности психологической работы с детьми в условиях Лекотеки
Кроме того, психолог совместно с другими специалистами работает над развитием двигательной и познавательной сферы.
Направленность и приоритетность той или иной задачи определяется коллегиально и отражается в индивидуальном маршруте ребёнка.
Особенности индивидуальных занятий психолога.
Педагог-психолог в Лекотеке проводит индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребёнку комфортную, безопасную обстановку, адаптировать его к новой деятельности.
Важной особенностью индивидуального занятия психолога является поддержка позитивного стиля взаимодействия родителя с ребёнком. Часто для родителей осознание особенностей их детей даётся с трудом. Кто-то уверен в ошибке специалистов, кто-то ждёт чуда, убеждённый, что через год ребёнок полностью восстановится, кто-то опускает руки и «несёт свой крест». Отсутствие специальных знаний, концентрация внимания на поиске радикального изменения ситуации, внутрисемейные проблемы часто мешают родителям настроиться на позитивный лад. Невнимание, раздражительность, чрезмерный контроль, гипертрофированное аффективное вовлечение и гиперопека — вот нередкие спутники воспитания детей с нарушениями в развитии. Задача педагога-психолога заключается в том, чтобы найти «сильные стороны» ребёнка, показать, чем он хорош, в чём успешен.
Но для гармоничного взаимодействия мало создать положительный образ ребёнка и показать, как можно его развивать, нужно, чтобы родитель сам получал удовольствие от игры с ребёнком, чувствовал себя успешным. Так например, можно попросить маму показать, что любит её ребёнок, как они с ним играют, предложить включиться в игру, но не в качестве контролёра, а в качестве участника.
В работе с детьми мы используем игровой комплект «Пертра». Данное пособие предназначено для развития и коррекции детей дошкольного возраста. Комплекс «Пертра» представляет собой комод, состоящий из 7 наборов игровых средств и доски-основы — деревянного игрового поля с 28 отверстиями, расположенными друг под другом в 4 ряда по 7 отверстий в каждом. На поверхности доски-основы можно укладывать элементы наборов, достраивать начатые узоры, повторять их или создавать их зеркальное изображение. Основу можно располагать на большом столе или прямо на ковровом покрытии.
Пертра. Чемодан 1 «Пространство на плоскости».
Цель:
-формировать представления детей о пространстве, взаиморасположении объектов и знакомства с различными видами линий.
Примеры игр: « Выкладывание букв», «Балансир», «Запомни и нарисуй».
Пертра. Чемодан 2. «Упорядочение элементов».
Цели:
• формирование представлений о геометрических формах, цвете, симметрии;
• формирование кинестетического образа разных геометрических фигур;
• развитие способности к классификации; • развитие пространственной ориентации, понимания пространственных отношений.
Примеры игр
«Цепочка»; «Угадайка»; «Классификация», «Четвёртый лишний»,«Узор».
Пертра. Чемодан 3. Diskrimination «Одинаковое и разное.
Цели:
• формирование представлений о форме, цвете, размере;
• развитие умения соотносить размеры предметов зрительно и с помощью практических действий;
• развитие способности к классификации;
• развитие пространственной ориентации, понимания пространственных отношений.
Примеры игр
«Построй пирамиду»; «Построй две пирамиды»; «Собери бусы». «Продолжи бусы».
Пертра. Чемодан 4 Relation «Пространство и преобразования».
Цели:
• формирование представлений о геометрических формах;
• формирование умения различать геометрические формы по цвету и размеру;
• развитие пространственной ориентации, понимания пространственных отношений;
• формирование кинестетического образа разных геометрических фигур;
• развитие навыка скоординированных движений пальцев.
Примеры игр
«Лабиринт»; «Построй узор»; «Столик»; «Воротца».
Пертра. Чемодан 5. Grafomotorik «От каракуль к каллиграфии».
Цели:
• развитие содружественных движений глаз и руки, правой и левой рук, силы и координации движений пальцев;
• формирования навыка владения карандашом, навыка письма;
• развитие пространственной ориентации.
Примеры игр
«Построй дорогу», «Дорожки», «Пространственные узоры».
Пертра. Чемодан 6.Handgeschicklichkeit «От хватания к схватыванию».
Цели:
• развитие дифференцированных хватательных движений;
• формирование навыка дозирования усилия и модуляции
движений, необходимых для овладения письмом;
• развитие навыка счёта и классификации.
Игры: «Построй фигуру», «Повтори узор», «Графический диктант».
Пертра. Чемодан 7. «Начальные математические знания».
Цель:
-развивать навыки сравнения, классификации.
- формирование понятия числа, множества, состав числа.
-способствует формированию элементарных математических представлений.
Примеры игр: «Состав числа», «Кубики с цифрами», «Лесенка».
Набор психолога Пертра многофункционален, позволяет организовать как традиционные развивающие занятия, так и коррекционные занятия с детьми, имеющие различные нарушения: интеллекта, зрительных функций, мелкой моторики, речи, а так же обеспечить социальную адаптацию и реабилитацию детей с проблемами в развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В статье изложены особенности использования метода комплексной сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья....
Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса. Опыт...
Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...
Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для...
Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения
Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нару...
Особенности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Основной целью работы является осознание ребенком с ОВЗ своего творческого потенциала, который заложен в каждом ребенке, и развитие личностных качеств, необходимых для успешности реализации своих поте...