Что такое хорошо, что такое плохо» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
рабочая программа (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_chto_takoe_horoshochto_takoe_ploho.docx | 72.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА
Муниципальное образование город Мегион
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Морозко»
628684, Российская Федерация ИНН 8605014765
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра КПП 860501001
(Тюменская область), г. Мегион БИК 047169000
Ул. Заречная, 16/4 ОКПО 55446473
ОГРН 1028601357025
Тел: (34643) 339-09
E-mail:
_________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ «ДС №4 «Морозко»
____________Т.Л. Гвоздь
Приказ № ____от «_____» ___________ 2024г.
на основании решения педагогического совета
протокол № ____ «_____________» от «»2024г.
«Что такое хорошо, что такое плохо»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6 – 8 лет
Разработчики:
Корнийчук В. Н.., воспитатель
Зиннурова Л.И., воспитатель
Мегион – 2024г.
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………...……………3-9
- Учебно-тематический план……………………………………………9-10
3. Содержание дополнительной образовательной программы………10-13
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы ………………………………………………………………14-15
5.Список используемой литературы……………………………………...16
6.Приложение………………………………………………………………17-21
1.Пояснительная записка
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
— Что такое хорошо и что такое плохо?
У меня секретов нет, - слушайте, детишки,
- папы этого ответ помещаю в книжке….
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Актуальность.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности.
Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность — это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность — это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Программа направлена на обогащение — амплификацию, а не на искусственное ускорение — акселерацию развития. В программе ребенок является центральной фигурой образовательного процесса. Личность ребенка имеет ряд ведущих базисных характеристик, составляющих неповторимую индивидуальность того или иного человека. В нашей программе мы выделяем следующее: компетентность, креативность, инициативность, самостоятельность и активность, произвольность, свобода поведения и безопасность, самосознание и самооценка.
В программе отражена работа по следующим направлениям:
- Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
-Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
- Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
- Нравственно-трудовое.
В программе уделяется внимание по работе с семьей. Семья традиционно являлась главным хранителем социокультурных ценностей в обществе. Но в минувшие десятилетия снизилось ее влияние на воспитание детей. В значительной степени потеряны ценности семьи и традиции семейного воспитания. Поэтому встает необходимость формирования единой системы ценностей в семье и в детском саду. Эту задачу позволяет решить программа "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте".
Новизна дополнительной образовательной программы «Что такое хорошо, что такое плохо» направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным социокультурным ценностям России.
Цель программы: сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, традициям семьи и детского сада.
Задачи программы:
- Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
- Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.
3.Создать условия для восприятия целостной картины мира.
4. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
5. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
8. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
9. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Отличительная особенность дополнительной образовательной программы «Что такое хорошо, что такое плохо.» направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания старшего дошкольника
В содержание занятий дополнительной программы включаются темы, знакомство с которыми будут способствовать различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
Реализация программы рассчитана на один год обучения в группе общеразвивающей направленности детей 6-8 лет.
Программа «Что такое хорошо, что такое плохо.» успешно прошла апробацию в МАДОУ «Детский сад №4 «Морозко» в 2024 учебном году.
Результаты анализа обследования детей 6-8 лет по программе
«Что такое хорошо, что такое плохо»
2021-2022г. | ||
Количество детей | 15 | |
Начало года | Конец года | |
Высокий уровень | 0% | 51% |
Средний уровень | 52% | 49% |
Низкий уровень | 48% | 0% |
В ходе реализации программы у воспитанников сформировались позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, деятельное отношение к труду, а также потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование. Дети приобщились к опыту православной культуры, познакомились с формами традиционного семейного уклада.
Программа предполагает проведение двух занятий в месяц. Занятия проводятся на первой и третьей неделях месяца с сентября по май включительно. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут. По одной тематике проводится 2 занятия. Общее количество учебных занятий в год – 18. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Формы работы с детьми.
- ООД, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников.
- Использование художественной литературы. [Приложение 1.]
- Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Экскурсии, целевые прогулки в Приход Храма Покрова Божий Матери, краеведческий музей, музей «Русская изба», по историческим местам города.
- Детская благотворительность.
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Постановка театральных сказок духовно - нравственного содержания.
Формы работы с родителями
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- совместные экскурсии;
- визиты домой;
- ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
- благотворительная акция;
- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.
- Анкетирование. Приложение [1]
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.
- Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.
- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
- Субъективное психо - эмоциональное благополучие.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
С целью отслеживания знаний, умений и навыков у воспитанников разработаны критерии и дана характеристика уровней освоения программы. Приложение [2].
Результативность, эффективность программы можно выявить путем диагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: 1 – вводная (сентябрь); 2 - итоговая (май). Уровни усвоения программы оцениваются по 3-х балльной системе: высокий – 3 балла; средний – 2 балла; низкий – 1 балл.
При проведении диагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий:
- для оценки уровня духовно – нравственного развития дошкольников –Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры (метод наблюдения).
Критерии оценки духовно – нравственного развития:
В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их.
Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.
Показатели духовно – нравственного развития дошкольников:
- Культура общения (общительность) – умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;
- Культура поведения (дисциплинированность) – способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;
- Культура внешнего вида (аккуратность) – соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.
- Отзывчивость (доброта) – хорошее отношение к окружающим, сострадание;
- Дружелюбие – стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;
- Самостоятельность – самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;
- Любознательность – устойчивый интерес к знаниям;
- Честность – искренность, умение говорить всегда только правду;
- Эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека.
Критерии оценки эмоциональной реакции ребенка.
Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
- для диагностики развития нравственной сферы дошкольников – методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г.М.Фридмана;
Критерии оценки сформированности нравственных представлений у старших дошкольников.
У детей развиты представления принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и другое.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается:
Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление.
- диагностика межличностных отношений в коллективе – социометрическая методика «Выбор в действии»;
Критерии развития: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками.
- наблюдение, опрос.
Ожидаемые результаты: Данный процесс реализации программы будет способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; повышению нравственной культуры дошкольников; осмыслению духовно – нравственных ценностей; развитие толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышение самооценки старших дошкольников. Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Основные принципы программы
Принципы духовно-нравственного воспитания.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
Принципы отбора содержания образования.
Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
Принципы организации организованной образовательной деятельности
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Формы проведения реализации дополнительной образовательной программы.
Проведение благотворительной акции «Дарите книги с любовью», «Помоги пернатым», «Берегите ёлочку - зелёную иголочку», «Ветеран живёт рядом»; оформление книжной выставки «Книги в дар». Открытое занятие «Творим добро». Мастер класс с родителями «Подарки малышам». Проект «Традиции добра».
2.Учебно-тематический план
Программа предполагает проведение двух занятий в месяц. Занятия проводятся на первой и третьей неделях месяца с сентября по май включительно. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут. По одной тематике проводится 2 занятия. Общее количество учебных занятий в год – 18. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Тема занятия | Количество занятий в месяц | Общее количество часов |
«Ступеньки добра» | 2 | 1 |
«Окно в мир доброты» | 2 | 1 |
«Хорошие и плохие поступки» | 2 | 1 |
«Добро – Азбука веры» | 2 | 1 |
«Ласковое слово и кошке приятно» | 2 | 1 |
«Красота спасёт мир» | 2 | 1 |
«Путешествие в страну доброты» | 2 | 1 |
«Семья. Семейные ценности» | 2 | 1 |
«Наши добрые дела» | 2 | 1 |
Всего за год: | 18 | 9 |
3.Содержание дополнительной образовательной программы
1.Тема: «Ступеньки добра».
- «Путешествие по сказке».
Теоретические сведения:
Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке.
Вопросы и ответы по содержанию сказке.
Практические работы:
Просмотр видео ролика «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Учить различать добро и зло.
- Беседа с элементами диалога «Сказка, правда, в ней намёк, добрым молодцам урок».
Теоретические сведения: вопросы и ответы по содержанию сказке.
Просмотр презентации русских народных сказок.
Практические работы: работа в паре. Оформление страницы альбома: рисунок «Моя любимая сказка»
Учить любить добро, быть в состоянии творить добро.
Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
Работа с родителями: Родительское собрание на духовно-нравственные тему «Ступеньки добра».
2. Тема: «Окно в мир доброты».
2.1. ООД на тему: «Путешествие по дорогам доброты».
Теоретические сведения: работа в круге: разговор с детьми на тему «Где мы можем встретить доброту».
Практические работы: сюжетно - ролевая игра «Путешествие».
Учить любить добро, быть в состоянии творить добро.
Развитие умения общаться в паре.
Работа с родителями: Экскурсия в краеведческий музей «Русская изба».
- Совместный мастер – класс с детьми и родителями «Подарки малышам».
Теоретические сведения: беседа «Как доставить малышам радость».
Практические работы: изготовление «Книжки – малышки».
Обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Закреплять умение складывать бумагу по диагонали и горизонтали.
3. Тема: «Хорошие и плохие поступки».
3.1. Чтение детям В.П.Катаева «Цветик семицветик».
Теоретические сведения: беседа по содержанию произведения.
Вопросы и ответы по содержанию произведения.
Практические работы: инсценировка отрывка из произведения В.П.Катаева «Цветик семицветик».
Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро.
Работа с родителями: Подготовка и оформление выставки ко «Дню матери».
3.2. Театр ног по произведению В.П.Катаева «Цветик семицветик».
Теоретические сведения: развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
Практические работы: изготовление атрибутов по произведению.
Обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Открытый показ тетра ног для родителей.
4.Тема: «Добро – Азбука веры».
4.1 «Традиции добра».
Теоретические сведения: познакомить детей с традициями народов мира.
Рассматривание иллюстраций, книг, видео – роликов о семейных традициях.
Практические работы: встреча с интересными людьми нашего города.
Создать условия для восприятия целостной картины мира.
4.2 Презентация стенгазеты «Традиции добра»
Теоретические сведения: подбор материала (фотографий, иллюстраций, поговорок, подбор видео роликов)
Практические работы: оформить стенгазету «Наши семенные традиции».
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Создание позитивного настроя на общение в группе.
Работа с родителями: участие родителей в проекте.
5. Тема: «Ласковое слово и кошке приятно»
5.1. Беседа на тему «Всё начинается с добра».
Теоретические сведения: рассматривание с детьми разных жизненных ситуаций о доброте; вопросы и ответы.
Учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
Практические работы: просмотр видео роликов и аудиозаписей.
Развитие основы самоутверждения.
5.2. Экскурсия с детьми в Приход Храма Покрова Божий Матери.
Теоретические сведения: беседа, рассматривание оформление Храма.
Формирование у детей потребность в доброжелательном отношение к окружающим.
Практические работы: чтение стихов о ласковом слове и доброте.
Работа с родителями: Подготовка и проведение совместной выставке «Что такое хорошо, а что такое плохо».
6. Тема: «Красота спасёт мир»
6.1. Сюжетно – ролевая игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
Теоретические сведения: беседа обобщающих рассказов воспитателя обобщающих рассказов воспитателя с детьми о том, кого можно назвать мастерами и рукодельницами. Воспитание уважения к людям труда (мастерам и рукодельницам). Дидактическая игра «Мастера и мастерицы».
Практические работы: игровая деятельность детей.
Развитие умения договариваться, приходить к согласию.
6.2. Экскурсия в художественную школу искусств.
Теоретические сведения: познакомить детей с работами разных художников, иллюстраторов нашего края.
Практические работы: оформить страницы альбома (на выбор: обведение узора на сколке, вышивка, шитье).
Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Работа с родителями: Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.
7. Тема: «Путешествие в страну доброты».
7.1. Беседа «Терпение и труд - все перетрут».
Теоретические сведения: работа в круге: беседа с детьми старании и терпении. Рассматривание разных жизненных ситуаций, вопросы и ответы по теме беседы.
Развитие управленческих навыков и умения общаться в паре.
Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда.
Практические работы: подарки из бросового материала.
7.2. Мастерская «Самоделкина»: продуктивная деятельность с переходом в сюжетно-ролевую игру.
Теоретические сведения: рассматривание иллюстраций, картин.
Развитие единого контекста в группе.
Практические работы: изготовить с детьми наглядные пособия для игр.
Работа с родителями: Участие родителей в благотворительной акции «Подари книгу детям».
8.Тема: «Семья. Семейные ценности»
8.8. Круглый стол с детьми и родителями «Традиции нашей семьи».
Теоретические сведения: поделиться опытом семейных традиций в семье. Рассматривание семейных альбомов.
Практические работы: оформление страницы альбома «Семейные традиции».
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
8.9. Встреча за кружкой чая «Ветеран живёт рядом».
Теоретические сведения: бесед с элементами диалога, обобщающий рассказ воспитателя; рассматривание видео ролика о ВОВ.
Практические работы: встреча с ветеранами за кружкой чая.
Развитие мотивации к взаимодействию у детей и взрослых, единого контекста в группе.
Работа с родителями: Мастер класс «Цветы для ветеранов».
9.Тема: «Наши добрые дела»
9.1. ООД «Путь книги».
Теоретические сведения: обобщающий рассказ воспитателя из чего сделана книга «Как книга попала в магазин».
Практические работы: Подготовка детей к созданию «Моя первая книжка».
Работа с родителями: Совместные экскурсии в детскую библиотеку. Акция «День добрых дел».
9.2. Ручной труд «Моя первая книжка»
Теоретические сведения: разговор с детьми о книге (какие книги читали, где хранятся книги, почему взрослые и дети любят книги).
Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.
Прививать интерес к художественной литературе. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Практические работы: Совместная продуктивная деятельность детей и воспитателя: изготовление книжки-малышки.
Обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Работа с родителями: Создание мини-музея «Истоки русской старины».
4.Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы
Нормативно-правовое:
- Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
- Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Устав МАДОУ «ДС №4 «Морозко»
Научно-методическое:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- Годовой план воспитательной работы МАДОУ «ДС №4 «Морозко»
- Мониторинг духовно-нравственного развития;
- Методические разработки для родителей, детей, педагогов.
Материально- техническое:
- Оформлены уголки в группах по духовно-нравственному развитию;
- Библиотека методической и художественной литературы;
- Медиатека мультфильмов на тему «духовно-нравственного развития»;
- Мини музей «Русская изба».
Кадровое:
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников духовно-нравственному развитию.
- Сотрудничество с настоятелем Прихода Храма Покрова Божий Матери
Информационно-содержательное:
- Создание информационного банка данных:
- разработка занятий, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т. д.;
- форм работы с родителями;
- Сбор текущей информации: о результатах мониторинга;
- Организация работы с родителями (консультации, собрания, наглядная информация, акции);
- Систематическое оформление информационного стенда.
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод:
- чтения педагогом рассказов;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий по городу, целевых прогулок;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- проведения викторин, благотворительной акции;
Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- сшить кукол к сказкам;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
- Создание мини-музея «Истоки русской старины».
Формы работы:
- 1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).
- 2) Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, благотворительные акции.
- 3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
- 4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано-дидактических игр.
5.Список литературы:
- Гладких Л.П., Меньшиков В.М. Основы православной культуры. Мир - прекрасное творение. Курск, 2008;
- Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011;
- Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре РОССИИ - М.: АРКТИ, 2003
- Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду /под ред. Т. С. Комаровой, М., 2008;
- Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2005;
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду РОССИИ - М.: АРКТИ, 2004;
- Павлова Н. В. Материалы межрегионального конкурса «Вифлеемская звезда» Тамбов, 2011;
- Половинкин А. И. «Православная духовная культура». М., 2003;
- Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 2007;
- Фильчакова Е.В., Подкопаева Г. Н. Опыт деятельности МБДОУ №19 «Родничок» Белгородской области по духовно-нравственному воспитанию, 2011;
6. Приложение
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских
праздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.? (необходимое подчеркните).
а) да, это традиция нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это становится традицией нашей семьи
в) мы не празднуем эти праздников
г) другой ответ ____________________________________________________
2. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?
а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
б) мы все больше в этом убеждаемся
в) с этим утверждением мы не согласны
г) другой ответ ____________________________________________________
3. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа
а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими принципами и православными традициями нашего народа
б) да, мы с этим согласны
в) нет
г) другой ответ ____________________________________________________
4. Уместно ли участие священнослужителей в мероприятиях православной направленности, которые проводятся в детском саду?
а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо
не только ребенку, но родителям и педагогам
б) да, дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие
в) мы категорически с этим не согласны
г) другой ответ ________________________________________________
5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской морали в детском саду?
а) это человек, который имеет педагогическое образование и специальные знания по христианской этике
б) это воспитатели нашей группы
в) мы справимся без помощи детского сада
г) другой ответ ________________________________________________
Приложение 2
Диагностическая карта обследования детей 6-8 лет по программе «Что такое хорошо, что такое плохо»
№ п/п | ФИ ребенка | Показатели развития | |||||||||||||||
знания о нравственных уроках родных сказок, о мудрости сказочного слова | представление о силе и значении напутственного слова | знания об этапах жизненного пути человека | знания о праведной жизни Преподобного Сергия Радонежского, его добрых качествах | знания о мастерах и рукодельницах | представление о старании и терпении и их значении для человека в жизни | знание о семейных традициях | представление о добрых книгах | знания об употреблении слов благодарности для всех, кто помог вырасти добрым и умным | умение поддерживать беседу | проявляет деятельное отношение к труду | умение проявлять эмпатию к сверстникам, взрослым (быть внимательными, замечать настроение других, видеть, слышать, чувствовать каждого, быть терпимым к иному мнению, стараться помочь) | умение работать с литературно-художественной информацией | соподчинять собственные мотивы поведения с поставленной целью | умение проявлять положительные эмоции, уважительное отношение к окружающим: соучастие, сопереживание, сорадование, доверие к миру и людям | итог | ||
1. | |||||||||||||||||
2. |
Условные обозначения:
1 – соответствует критерию;
0 – не соответствует критерию.
Высокий уровень – проявляет высокий уровень знаний, представлений об отечественных традициях, мудрости сказочного слова, значении напутственного слова и труда в жизни человека, проявляет деятельное отношение к труду, мастерах и рукодельницах, старании и терпении; самостоятельно или с некоторой помощью взрослого рассказывает о Преподобном Сергии Радонежском; знает семейные традиции; с желанием выполняет задания; проявляет положительные эмоции, уважительное отношение к окружающим: соучастие, сопереживание, сорадование, доверие к миру и людям, употребляет слова благодарности.
Средний уровень – часто сам проявляет интерес к познанию отечественных традиций; с некоторой помощью взрослого рассказывает о них; интересуется книгами, активен в получении знаний о нравственности; имеет представление о значении труда в жизни человека, кем он хочет быть в будущем, но меняет свое мнение; проявляет положительные эмоции, уважительное отношение к окружающим: соучастие, сопереживание, сорадование, доверие к миру и людям, при напоминании взрослого употребляет слова благодарности.
Низкий уровень – по инициативе взрослого проявляет некоторый интерес к теме, иногда отвечает, но чаще затрудняется в ответах; рассказывает в недостаточном объеме; редко проявляет интерес к книгам; не всегда проявляет положительные эмоции, уважительное отношение к окружающим: соучастие, сопереживание, сорадование, доверие к миру и людям, при напоминании взрослого может употреблять слова благодарности.
12 – 15 баллов – соответствует высокому уровню освоения программы;
7 – 11 баллов – соответствует среднему уровню освоения программы;
1 – 6 баллов – соответствует низкому уровню освоения программы.
Мониторинг способствует выявлению «точек роста» в духовно-нравственном развитии ребенка для выстраивания развивающей работы с ним; определению направлений дальнейшего совершенствования содержания, форм духовно-нравственного образования детей седьмого года жизни. Диагностическое обследование проводится в форме бесед с детьми, педагогических наблюдений за ними в процессе занятий.
Диагностическая беседа с детьми 6 – 8 лет
Тема занятия «Сказочное слово»
Вопросы:
- Какие русские народные сказки ты знаешь?
- Чему доброму научили тебя эти сказки?
- Какие сказки А.С. Пушкина ты знаешь?
- Чему учат эти сказки?
- Чем нравятся тебе сказки А.С. Пушкина?
Тема занятия «Напутственное слово»
Вопросы:
- Когда люди говорят напутственные слова?
- С какими словами люди провожают в дорогу своих родных и близких?
- Какие добрые слова помогают тебе в пути-дороге?
- Какие напутствия из сказок ты помнишь?
- Что ты чувствуешь, когда слышишь добрые напутствия?
Тема занятия «Жизненный путь»
Вопросы:
- У каждого человека есть свой жизненный путь. Он есть уже и у тебя. Какие изменения произошли с тобой со времени рождения? (Родился, был младенцем, потом подрос и пошел, а сейчас стал большим, многое умеешь делать сам, многое знаешь.)
- Расскажи, пожалуйста, по желанию, о жизненном пути папы, мамы, бабушки, дедушки.
- Каким ты представляешь себе свой жизненный путь?
- Какие важнейшие события происходят в жизни человека?
Тема занятия «Светлый образ. Чудотворный образ»
Вопросы:
- Какие эпизоды из жизни Преподобного Сергия Радонежского ты знаешь?
- Люди обращались к нему за помощью и советом, как ты думаешь, почему?
- Жизнь Преподобного Сергия Радонежского называли праведной, как ты думаешь, почему?
Тема занятия «Мастера и рукодельницы»
Вопросы:
- Почему все люди должны трудиться?
- Что нужно делать, чтобы стать мастером своего дела?
- Какие качества помогают стать мастером или рукодельницей?
- Кем ты станешь, когда вырастешь и почему?
Тема занятия «Старание и терпение»
Вопросы:
- В каких делах проявляются старание и терпение?
- Что ты чувствуешь, когда тебе удается что-то сделать благодаря старанию и терпению?
- В каких русских народных сказках герои проявляют старание и терпение?
Тема занятия «Семейные традиции»
Вопросы:
- О каких традициях нашего народа ты знаешь?
- Какие традиции сохраняются в вашей семье?
- Каким традициям будешь следовать ты?
Тема занятия «Книга – праздник души»
Вопросы:
- Чему доброму учат книги?
- Из каких книг ты учишься добру?
- На кого из героев произведений ты хотел бы быть похожим? Почему?
- Как ты думаешь, почему хорошая книга является праздником души?
[МАДОУ «ДС №4 «МОРОЗКО» КОРНИЙЧУКВ.Н., ЗИННУРОВА Л.И.] |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Живое слово"
Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста включает цель, задачи, формы проведения занятий, методы, методическое обеспечение занятий. Полностью отвечает требованиям предъявляемым к прогр...
"Әдәп төбе - яхшы гадәт" Зурлар һәм мәктәпкә хәзерлек төркемендә әхлак тәрбия бирү буенча өстәмә белем бирү программасы / Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию детей старшей и подготовительной к школе группы
Әхлак тәрбиясе процессында тәрбиячеләрнең роле зур. Бала күп вакытын бакчада үткәрә. Шуңа күрә тәрбиячеләр балаларга әхлак тәрбиясе бирүне төп эшләре итеп алырга тиешләр дип уйлыйм мин. Ләкин балага б...
Дополнительная программа по духовно - нравственному воспитанию В мире любви добра и милосердия
Программа «В мире любви добра и милосердия» представляет собой цикл мероприятий по формированию духовно-нравственных качеств у детей посредством приобщения их к ценностям православн...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Идём дорогою добра» 2018 -2019 г.
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры....
Дополнительная программа по духовно-нравственному воспитанию "Идём дорогою добра"
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя...
«Что такое хорошо, что такое плохо» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
Программа направлена на обогащение — амплификацию, а не на искусственное ускорение — акселерацию развития. В программе ребенок является центральной фигурой образовательного процесса. Лично...
Педагогическое мероприятие с детьми по нравственному воспитанию "Что такое хорошо, что такое плохо".
Тема ОС: «Что такое хорошо, что такое плохо»Воспитатель: Васильева Ирина НиколаевнаТип и вид занятия: непосредственная – образовательная деятельностьКультурная практика продуктивная ...