ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Идём дорогою добра» 2018 -2019 г.
рабочая программа (подготовительная группа)
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p_po_npv_6-7_let.docx | 77.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Буратино» города Мегиона
г. Мегион, ул.Заречная 14 8-34643- 33909
Утверждаю
Заведующий МБДОУ «ДС №6 «Буратино»
____________А.А. Иванькович
Приказ № __от «» 2018г
на основании решения педагогического совета
протокол № « » от «»2018г.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
«Идём дорогою добра»
2018 -2019 г.
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6 – 7 лет
Разработчики:
Васильева В.А., воспитатель
Зиннурова Л.И., воспитатель
г.Мегион, 2018
Содержание программы:
№ п/п | Наименование | Страница |
1. | Информационная карта | 3-5 |
2. | Пояснительная записка | 6 |
3. | Актуальность | 6-8 |
4. | Цели и задачи | 8 |
5. | Основные принципы программы | 9 |
6. | Объем образовательной нагрузки | 10-11 |
7. | Формы работы с детьми | 11-12 |
8. | Формы работы с родителями | 12 |
9. | Учебно-тематический план | 13 |
10 | Календарно – тематический план | 14-17 |
11. | Формы работы с учебно – тематическим планом | 18 |
12. | Прогнозируемые результаты и способы их проверки | 18-20 |
13. | Обеспечение программы | 22 |
14. | Список используемой литературы | 23 |
15. | Приложение | 24 |
1.Информационная карта
Наименование программы | Программа дополнительного образования по направлению «Социокультурные истоки» по духовно – нравственному воспитанию «Идём дорогою добра» |
Основания для разработки |
- Устав МБДОУ «ДС №6 «Буратино» - Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное.-Издательский дом «Истоки», 2014.-224с. - Истоковедение. Том 11. Издательский дом «Истоки», 2015.-320с. - Истоковедение. Том 15. Издательский дом «Истоки», 2013.-160с. |
Дата утверждения | Приказ №352 от 01.09.2018г. Рассмотрена на педагогическом совете №4 от 01.09. 2018г. |
Заказчик программы | Родители |
Основной разработчик программы, соавторы | Воспитатели: Зиннурова Лариса Ивановна и Васильева Валентина Александровнапо направлению «Социокультурные истоки» по духовно – нравственному воспитанию «Идём дорогою добра». |
Целевая группа | Для детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение |
Цель программы | Формирование духовно- нравственной основы личности ребенка. |
Задачи программы | 1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. 2. Создать условия для восприятия целостной картины мира. 4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас. 7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности. |
Срок реализации | 2018-2019 учебный год |
Исполнители программы | Воспитатели: Зиннурова Лариса Ивановна и Васильева Валентина Александровна по направлению «Социокультурные истоки» по духовно – нравственному воспитанию«Идём дорогою добра». |
Ожидаемые конечные результаты | Планируемые результаты: 1.Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира вышнему. 5.Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. 6.Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. |
Система контроля | Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1 – вводная (октябрь); 2 - итоговая (май). Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе: высокий – 3 балла; средний – 2 балла; низкий – 1 балл. |
2. Пояснительная записка
«Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста, так как это период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина».
Кокуева Л.В.
3.Актуальность
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Н.И. Пирогов
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности.
Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания старшего дошкольника.
4.Цель программы
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Задачи программы
1. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, любовь к классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
5.Основные принципы программы
I. Принципы духовно-нравственного воспитания.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
II. Принципы отбора содержания образования.
Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
III. Принципы организации организованной образовательной деятельности
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
6.Объём образовательной нагрузки
1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2. Изложение материала рассчитано на один год обучения.
3. Программа рассчитана на группу общеразвивающей направленности детей 6-7 лет.
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время
- чтения педагогом рассказов;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий по городу, целевых прогулок;
- моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
- оформить коллекцию семян для занятия;
- сшить кукол к сказкам;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
7.Формы работы с детьми.
- ООД, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников.
- Использование художественной литературы. Приложение [1]
- Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Экскурсии, целевые прогулки (в Христорождественский Храм, краеведческий музей, музей «Русская изба», сквер «Революции», парк «Победы», по историческим местам города и района);
- Детская благотворительность.
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
- Творческие вечера.
- Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2.Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
3.Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.
8. Формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- лекторий для родителей;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- вечера вопросов и ответов;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
- факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- совместные экскурсии;
- визиты домой;
- ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
- благотворительные ярмарки;
- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.
- Анкетирование. Приложение [1]
9.Учебно-тематический план
Тема занятия | Количество занятий в месяц | Общее количество часов |
«Сказочное слово» | 2 | 1 |
«Напутственное слово» | 2 | 1 |
«Жизненный путь» | 2 | 1 |
«Светлый образ» | 2 | 1 |
«Великий чудотворный образ» | 2 | 1 |
«Мастера и рукодельницы» | 2 | 1 |
«Старание и терпение» | 2 | 1 |
«Семейные традиции» | 2 | 1 |
«Книга- праздник души» | 2 | 1 |
Всего: | 18 | 9 |
10.Календарно – тематический план.
Месяц | Тема | План занятия | Задачи |
Сентябрь | «Сказочное слово» | 1. «Путешествие по сказкам». Викторина. 2. «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок». Работа в паре. Оформление страницы альбома: рисунок «Моя любимая сказка» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции слова». 2.Развитие самоутверждения в ходе общения в паре. 3.Развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка. |
Октябрь | «Напутственное слово» | 1. «Путешествие». Работа в круге: разговор с детьми на тему «Путешествие» Сюжетно- ролевая игра «Путешествие». 2. «Напутственное слово». Работа в паре | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции слова». 2.Развитие умения общаться в паре. 3.Развитие основы самоутверждения. |
Ноябрь | «Жизненный путь» | 1. «Моя бабушка была…» Работа в микро группах: разговор с детьми на тему «Жизненный путь». Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. 2. « Кем я хочу стать» Оформление страницы альбома. | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции слова». 2.Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
Декабрь | «Светлый образ» | 1. Сергий Радонежский Работа в круге: разговор воспитателя с детьми о преподобном . Ресурсный круг «Жизненный путь преподобного Сергия Радонежского». 2.«Жизненный путь преподобного Сергия Радонежского. Оформление страницы альбома: рисунок | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции образа». 2.Создание позитивного настроя на общение в группе. 3.Формирование ресурса успеха. |
Январь | «Великий чудотворный образ» | 1- 2 «Великий чудотворный Образ» Работа в круге: продолжение разговора с детьми о преподобном Сергии Радонежском, рассматривание детских рисунков. | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Образа». 2.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. 3.Развитие основы самоутверждения. |
Февраль | «Мастера и рукодельницы» | 1. «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем». Игровая деятельность детей. Работа в круге: беседа с детьми о том, кого можно назвать мастерами и рукодельницами. 2. «Русские узоры» Оформление страницы альбома (на выбор: обведение узора на сколке, вышивка, шитье) | 1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Традиции дела». 2.Воспитатние уважения к людям труда (мастерам и рукодельницам). 3.Развитие умения договариваться, приходить к согласию. |
Март | «Старание и терпение» | 1. «Терпение и труд- все перетрут» Работа в круге: беседа о старании и терпении. Работа в паре: «Старание и терпение». 2. Мастерская «Самоделки на»: продуктивная деятельность с переходом в сюжетно-ролевую игру. | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции дела». 2.Развитие управленческих навыков и умения общаться в паре. 3.Развитие единого контекста в группе. |
Апрель | «Семейные традиции» | 1. «Традиции нашей семьи» Работа в круге: разговор о семейных традициях. 2. «Семейные традиции» Оформление страницы альбома. | 1.Дальнейше освоение социокультурной категории «Традиции праздника» 2.Развитие мотивации к взаимодействию у детей и взрослых. 3.Развитие единого контекста в группе. |
Май | «Книга- праздник души» | 1. «Путь книги». Работа в круге: разговор с детьми о книге (какие книги читали, где хранятся книги, почему взрослые и дети любят книги). 2. «Моя первая книжка» Совместная продуктивная деятельность детей и воспитателя: изготовление книжки-малышки. | 1.Дальнейше освоение социокультурной категории «Традиции праздника» 2.Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. 3.Подготовка детей к созданию «Моей первой книги». |
11.Формы работы
1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).
2) Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга, благотворительные акции.
3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр.
5) Знакомство с русскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.
12.Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.
- Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.
- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
- Субъективное психо - эмоциональное благополучие.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Для отслеживания знаний, умений и навыков у воспитанников были разработаны критерии и дана характеристика уровней.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1 – вводная (октябрь); 2 - итоговая (май). Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе: высокий – 3 балла; средний – 2 балла; низкий – 1 балл. Приложение [2].
Результативность,эффективность программы можно выявить путемпсиходиагностическогоисследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до проведения данной программы и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.
При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий:
- Для оценки уровня духовно – нравственного развития дошкольников –Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры (метод наблюдения).
Критерии оценки духовно – нравственного развития:
В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их.
Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.
Показатели духовно – нравственного развития дошкольников:
Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;
Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;
Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.
Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;
Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;
Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;
Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;
Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;
Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека;
Уровни развития: высокий, средний, низкий.
- для выявления нарушений в сфере межличностных отношений «ребенок – ребенок» - Детский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки;
- для диагностики эмоционально - нравственного компонента – Методика «Изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках»;
- для диагностики самооценки старших дошкольников - Методика «Какой Я?».
Критерии развития: адекватная оценка ребенка своих способностей, адекватная позиция себя в среде сверстников.
- для диагностики эмоционально-нравственного развития – методика «Сюжетные картинки» Р.Р.Калининой.
Критерии оценки эмоциональной реакции ребенка. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
- для диагностики развития нравственной сферы дошкольников – методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г.М.Фридмана;
Критерии оценки сформированности нравственных представлений у старших дошкольников.
У детей развиты представления принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и другое.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается:
Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление.
- диагностика межличностных отношений в коллективе – социометрическая методика «Выбор в действии»;
Критерии развития: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками.
- наблюдение, опрос.
Ожидаемые результаты: Данный процесс реализации программы будет способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; повышению нравственной культуры дошкольников; осмыслению духовно – нравственных ценностей; развитие толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышение самооценки старших дошкольников. Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
12. Обеспечение программы
Программно-методическое обеспечение
№ | Наименование услуги | Наименование программы | На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована |
1 | Проведение занятий по направлению «Социокультурные истоки» по духовно –нравственному воспитанию. | Дополнительная образовательная программа по направлению «Социокультурные истоки» по духовно – нравственному воспитанию. | 1.Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное.-Издательский дом «Истоки», 2014.-224с. 2. Истоковедение. Том 11. Издательский дом «Истоки», 2015.-320с. 3. Истоковедение. Том 15. Издательский дом «Истоки», 2013.-160с. |
Нормативно-правовое:
- Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
- Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Устав МБДОУ «ДС №6 «Буратино»
Научно-методическое:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Годовой план воспитательной работы МБДОУ «ДС №6 «Буратино»
- Мониторинг духовно-нравственного развития;
- Методические разработки для родителей, детей, педагогов.
Материально- техническое:
- Оформлены уголки в группах по духовно-нравственному развитию;
- Библиотека методической и художественной литературы;
- Медиатека мультфильмов на тему «духовно-нравственного развития»;
- Мини музей «Русская изба».
Кадровое:
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников духовно-нравственному развитию.
- Сотрудничество с настоятелем храма « »
Информационно-содержательное:
- Создание информационного банка данных:
- разработка занятий, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т. д.;
- форм работы с родителями;
- консультаций для педагогов;
- Сбор текущей информации:
- о результатах мониторинга;
- посещенных занятиях;
- Функционирование проблемных семинаров, практикумов;
- Проведение консультаций;
- Организация работы с родителями (консультации, собрания, распространение буклетов, наглядная информация, акции);
- Систематическое оформление информационного стенда.
13.Список литературы:
- Гладких Л.П., Меньшиков В.М. Основы православной культуры. Мир - прекрасное творение. Курск, 2008.
- Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре РОССИИ - М.: АРКТИ, 2003
- Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду /под ред. Т. С. Комаровой, М., 2008.
- Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2005
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду РОССИИ - М.: АРКТИ, 2004
- Павлова Н. В. Материалы межрегионального конкурса «Вифлеемская звезда» Тамбов, 2011.
- Половинкин А. И. «Православная духовная культура». М., 2003.
- Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 2007.
- Фильчакова Е.В., Подкопаева Г. Н. Опыт деятельности МБДОУ №19 «Родничок» Белгородской области по духовно-нравственному воспитанию, 2011.
14.Приложение
Приложение [1]
АНКЕТА для родителей.
1. Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских
праздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.? (необходимое подчеркните).
а) да, это традиция нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это
становится традицией нашей семьи
в) мы не празднуем эти праздников
г) другой ответ ____________________________________________________
2. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования
духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?
а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
б) мы все больше в этом убеждаемся
в) с этим утверждением мы не согласны
г) другой ответ _________________________________________________
3. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа
а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими принципами и православными традициями нашего народа
б) да, мы с этим согласны
в) нет
г) другой ответ ______________________________________________
4. Уместно ли участие священнослужителей в мероприятиях православной направленности, которые проводятся в детском саду?
а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам
б) да, дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие
в) мы категорически с этим не согласны
г) другой ответ ________________________________________________
5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской морали в детском саду?
а) это человек, который имеет педагогическое образование и специальные знания по христианской этике
б) это воспитатели нашей группы
в) мы справимся без помощи детского сада
г) другой ответ ________________________________________________
6. Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?
а) да, в целом учреждении
б) да, в пределах нашей группы
в) да, в виде кружка по православному воспитанию
г) не желаем, так как ________________________________________ _________________________________________________________
д) другой ответ _______________________________________________
__________________________________________________________
- Благодарим за искреннее участие!
Приложение [2]
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)
Ф.и.ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Родная страна: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Символика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.История народной культуры и традиций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Личностный компонент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Васильева В.А. и Зиннурова Л.И.Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Живое слово"
Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста включает цель, задачи, формы проведения занятий, методы, методическое обеспечение занятий. Полностью отвечает требованиям предъявляемым к прогр...
"Әдәп төбе - яхшы гадәт" Зурлар һәм мәктәпкә хәзерлек төркемендә әхлак тәрбия бирү буенча өстәмә белем бирү программасы / Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию детей старшей и подготовительной к школе группы
Әхлак тәрбиясе процессында тәрбиячеләрнең роле зур. Бала күп вакытын бакчада үткәрә. Шуңа күрә тәрбиячеләр балаларга әхлак тәрбиясе бирүне төп эшләре итеп алырга тиешләр дип уйлыйм мин. Ләкин балага б...
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному развитию
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое ра...
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей
laquo;Форма работы с родителями, как привлечение к духовно- патриотическому и нравственному воспитанию дошкольников»...
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию для детей среднего и старшего возраста «Сказка – детям подсказка»
Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного....
Дополнительная программа по духовно-нравственному воспитанию "Идём дорогою добра"
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя...
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию «Мир - прекрасное творенье» на 2021-2024 учебные года
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию «Мир - прекрасное творенье» на 2021-2024 учебные года...