Дополнительная программа по духовно - нравственному воспитанию В мире любви добра и милосердия
рабочая программа

Поздеева Оксана Ивановна

  Программа «В мире любви добра и милосердия» представляет собой цикл мероприятий по формированию духовно-нравственных качеств у детей посредством приобщения их к ценностям православной культуры и духовно-нравственным традициям русского народа. Данная программа адресована для православных групп на базе государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, семейных детских садов и семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx78.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по эстетическому направлению развития воспитанников «Тяжинский детский сад №5 «Светлячок»

Рассмотрено                                                                Утверждено

на педагогическом совете                                          Заведующая МБДОУ №5

протокол № _________                                         _________Поморцева Г.М.    «____»________»20___г                                 приказ __ от «___»______»20__г

В мире любви добра и милосердия

Дополнительная программа

по духовно - нравственному воспитанию

Воспитатель:

Поздеева О. И.

Высшая квалификационная категория

Тяжинский

Составитель Поздеева Оксана Ивановна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по эстетическому направлению развития воспитанников «Тяжинский детский сад №5 «Светлячок»

Консультанты:

Е.А. Мазалова, старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по эстетическому направлению развития воспитанников «Тяжинский детский сад №5 «Светлячок»

Рецензент:

Протоиерей Василий Страдомский, настоятель  прихода Преображенского храма  п.г. т  Тяжинский  Кемеровской области. Мариинской епархии (РПЦ).

  Программа «В мире любви добра и милосердия » представляет собой цикл мероприятий по формированию духовно-нравственных качеств у детей посредством приобщения их к ценностям православной культуры и духовно-нравственным традициям русского народа. Данная программа адресована для православных групп на базе государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, семейных детских садов и семейного воспитания.

Содержание

1.Пояснительная записка

4

1.2.Цель и задачи программы

8

1.3.Принципы и подходы к формированию программы

9

1.4. Характеристика особенностей духовно-нравственного развития и   воспитания детей.

9

1.5.Планируемые результаты освоения образовательной программы

12

2.Основная часть

15

2.1Основные направления, формы, методы, средства реализации Программы

15

2.2. Календарно- тематическое планирование

20

2.3. Учебно - методическое обеспечение

28

3. Заключение

29

4. Список литературы

30

5. Приложение

32

Приложение 1 Мониторинг результатов духовно – нравственного и патриотического воспитания

 

32

«Просвещение приносит благие плоды обществу тогда,

когда основанием ему служит вера.

Свет одного научного образования, без света христианской истины,

что свет луны без солнца, свет холодный и безжизненный,

он только будет скользить по поверхности,

не проникая вовнутрь, и никогда не будет в

состояние согреть, оживить».

Святитель Филарет Московский

«Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми,

они сами поймут, что их путь лежит к Церкви –

ибо они могут и не понять, могут огрубеть,

путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным и закрытым.

К Церкви нужно вести детей с раннего детства...

Не с юности, а раньше должно начинаться питание ребенка

благодатными силами Церкви,

чтобы не оказалось сердце юноши глухим,

когда придет час творческих исканий».

В.В. Зеньковский

«Уклад слагается, формируется и закрепляется

прежде всего, и больше всего – в детстве».

И.А. Ильин

«Какое счастье получить доброе истинно-христианское воспитание, вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе, вступить в лета мужества»
Святитель Феофан Затворник

  1. Пояснительная записка

  Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.  В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников, через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

  Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщения его к культурному наследию своего народа.
Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях.

   Для удовлетворения духовных потребностей: в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается жестокость и насилие. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая  появляется во всех информационных носителях. Права детей и семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены.  Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен.

  Согласно высказыванию В.В. Путина. «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». [15] И поэтому, как никогда актуальна система организации по  духовно-нравственному воспитанию,

   Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем больше влияние можно оказать на его чувства и поведение. Издавна отечественная педагогика тесным образом связывалась с развитием духовно-нравственной сферы и  сознания человека, имела основную цель: воспитывать человека существом мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным и трудолюбивым, скромным, уважительным.       Основы христианской нравственности в каждом народе и традициях проявляются в благотворительности, почтение к родителям, к старшим, вежливости, доброжелательности, милосердии. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром; на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

   Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Это доказывает особую актуальность разработки программы по духовно- нравственному образованию и воспитанию детей.  Значимость этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами Православной культуры, формирует у ребенка чувства любви к Родине, воспитывает у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Программа является целенаправленным  воспитательным процессом  и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности.

Дополнительная программ «В мире любви добра и милосердия» разработана  согласно «Православному  компоненту дошкольного образования» утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, Научно- методической разработке «Основы православной культуры – Мир -  прекрасное творение» под редакцией Л. П.  Гладких.

При разработке дополнительной программы учитывались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

  Система духовно - нравственно воспитания имеет  концентрический принцип построения, каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание  предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности. Структура  программы  встраивается в образовательные области основной образовательной программы ДОУ: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и часть, формируемую участниками образовательного процесса как приоритетное направление, возможность свободного вариативного использования программы духовно-нравственного  и патриотического воспитания в соответствии со спецификой культурных и иных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Программа призвана удовлетворить запросы и интересы родителей (законных представителей детей), для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание в духе исторически сложившихся православных традиций является важнейшим компонентом образования.

  Программа «В мире любви добра и милосердия»  адресована детям  дошкольного возраста. Она рассчитана на  четыре года: вторая младшая (3 -4 лет), средняя (4-5 лет), старшая (5-6 лет) и подготовительная (6-7 лет) группы, а также может быть частично использована в  разных возрастных группах дошкольного возраста.  

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: формирование духовно-нравственных качеств у детей посредством приобщения их к ценностям Православной культуры и духовно-нравственным традициям русского народа.

В ходе её достижений решаются следующие задачи:

  • Познакомить детей с историей, бытом русского народа; празднованием как светских, так и духовных праздников.
  • Развивать духовно-нравственные ценности у воспитанников, умение сопереживать, сочувствовать.
  • Формировать общественную роль семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.
  • Создать информационно-образовательную развивающую среду  для реализации задач духовно-нравственного воспитания детей.

Введение и реализация Программы обеспечит:

  • возрождение и сохранение традиционных духовно-нравственных и культурных идеалов, ценностей в современном обществе;
  • духовную безопасность личности, семьи и общества;
  • консолидацию общества на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных исповеданий.
  1. Принципы и подходы к формированию программы

Дополнительная программа реализуется на основании принципов.

  • Построение жизни на основе христианского совершенства («Уклонись от зла и сотвори благо»);
  • Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам. (Любовь к ближним, природе, бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа);
  • Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью);
  •  Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае Православия, и особенностями, присущими традициям региона);
  • Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребенка);
  • Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи, дошкольного учреждения, школы).
  1. Характеристика особенностей духовно-нравственного развития и   воспитания детей.

  Личная история человека начинается в момент его рождения, с развития в социуме. Индивидуальная жизнь ребенка становится частью социальной жизни окружающих ребенка людей. По мнению Л.С. Выготского «Максимальной социальностью человек обладает в младенческом возрасте. Полная беспомощность приводит к полной социальной опосредованности отношений ребенка с действительностью». Среда, по Л.С. Выготскому, является источником его развития. Мир для новой жизни выступает как среда, в которой развиваются специфические человеческие свойства. «Социальная ситуация развития» для каждого возраста специфична, она тоже развивается и изменяется, поэтому ребенку постоянно приходится общаться с изменяющейся предметной действительностью и окружающими людьми. В деятельности и речевом общении возникает сознание. Рассматривая своеобразие социальной ситуации развития и ведущей деятельности в дошкольный возрастной период, мы опираемся на следующую закономерность: при освоении мира ребенок сначала ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности и только потом усваивает общественно выработанные способы действия с предметами. Дошкольное детство – время интенсивного развития человека, накопления социально значимого опыта, формирования отношения к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходит освоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания, пробы сил в различных направлениях, но наблюдаются и начальные проявления детской лжи, жадности, лукавства, жестокости. Дошкольников отличает заметная сосредоточенность на себе детский эгоцентризм  проявляющийся,  как в познавательной, так и в моральной сферах.        

Младший дошкольный возраст (3 -4 года) - один из самых сложных периодов в жизни ребенка. К этому времени происходит освоение разнообразных элементарных действий с предметами, овладение активной речью, получение определенного опыта общения с взрослыми. Все это является базой для осознания им собственных возможностей и ощущения потребности в самостоятельной деятельности. Этот период психологи называют "Кризисом трех лет", когда ребенок проявляет нетерпимость к опеке взрослого, остро реагирует на любое порицание, проявляет настойчивость в достижении цели. Дети этого возраста воспринимают понятия о Боге-Творце, об Иисусе Христе, молитве и др. на эмоциональном уровне.

Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)  - пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития ребенка. Дети в этом возрасте любознательны и общительны. Данный возраст называют «Возрастом почемучек», потому что в этот период заметно проявляется потребность в познании мира, основных принципов мировосприятия и мироустройства. Дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие рассказы, события из личной жизни и прочее. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Бог.

  Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет) - дети старшего дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают всеми видами деятельности, отличаются большой подвижностью, достаточной выносливостью, речь становится грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение составлять небольшие рассказы. Дети этого возраста уже способны управлять своим поведением, начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявляли к ним взрослые; это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм, правил поведения и обязательности их выполнения. Формирование у них религиозных чувств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости.

 Старший возраст подготовительная к школе группа  (6 – 7лет) - в этот период ребенок должен обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Его основные достижения связаны с освоением окружающего мира, мира вещей как предметов человеческой культуры. В этом возрасте дети осваивают формы позитивного общения с людьми, формируется позиция школьника. Происходит осознание себя как самостоятельной личности. Дети уже могут делать правильный нравственный выбор в сложной ситуации. Происходит формирование религиозных чувств у детей, основанных на определенных знаниях духовных и нравственных ценностей.

  1. Планируемые результаты освоения образовательной программы
  • вера и любовь к Богу и ближним;
  • осознание Бога как Творца, что Бог есть Любовь;
  • представление о Церкви Христовой как о доме, знание главных событий Священного Писания (сотворение мира, история Всемирного потопа, жизнеописание пророка Моисея, главные события земной жизни Господа Иисуса Христа);
  • знание основных заповедей Божиих;
  • знание жития своего небесного покровителя, святых, почитаемых в храме, в семье;
  • умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;
  • знание основных традиций главных православных праздников;
  • умение петь простые молитвенные песнопения;
  • наличие бережного отношения к здоровью как дару Божиему;
  • наличие и практическая реализация навыков совместного творчества и соработничества;
  • умение давать нравственную оценку своим поступкам.
  • усвоении ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояния близости души, внутреннего мира дошкольника к Вышнему;
  • позитивном отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
  • потребности и готовности проявления сострадания и сорадования;
  • воспитание патриотизма, знакомства с историческим прошлым своей земли, русского государства, государственными символами, жизнью русских героев, святых подвижников, досточтимых людей русской земли, потребность служения на благо Отечества;
  • приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимания своего места в семье и посильное участие в домашних делах;
  • деятельном отношение к труду;
  • ответственности за свои дела и поступки.

Система оценки результатов освоения программы

Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.

Целевые ориентиры:

  • не подлежат непосредственной оценке;
  • не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
  •  не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

Ее результатами  могут пользоваться для решения образовательных задач, при реализации программы,  где может проводиться оценка индивидуального развития воспитанника.

Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования.

Использование  результатов: 

  • для индивидуализации образования - поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития;
  • для оптимизации работы с группой детей
  • для решения задач психологического сопровождения; 
  • для проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Для проведения педагогической диагностики могут использовать различные методы: 

  • Беседы; 
  • Наблюдение; 
  • Анализ продукта детской деятельности; 
  • Диагностическая ситуация. 

 В рамках программы ««В мире любви добра и милосердия»» одним из основных рекомендуется использовать метод создания диагностических ситуаций, используя специально подобранные (разработанные, адаптированные) упражнения и задания для детей.

Взяв за основу систему диагностических заданий, которые позволят  провести мониторинг  по духовно нравственному воспитанию дошкольников (по методике  А. К. Марковой) был  разработан критериальный аппарат для диагностики дошкольников, и оформлены таблицы для удобства отслеживания особенностей развития и достижения каждого воспитанника, и оптимизации работы с подгруппой детей. (Приложение  1).

Мониторинг образовательного                                                                                                     процесса

Мониторинг детского развития (педагогическая диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень приближения ребёнка к целевым ориентирам и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребёнка.

Методические указания

  Для того чтобы добиться желаемого результата родителям и педагогам необходимо:

  • осознать, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребенку;
  • воспитывать у ребенка уважение к родителям, которые дали ему жизнь и приложили много душевных и физических сил, для того чтобы они росли и были счастливы;
  • помнить о том, что ребенок уникальная личность, поэтому недопустимо его сравнивать с другими детьми, такого как, он нет больше в мире и мы должны ценить его индивидуальность поддерживать и развивать ее;
  • в педагоге ребенок всегда должен видеть людей готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;
  • проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, постройка и т.д.);
  • восхищаться вместе с родителями его инициативой и самостоятельностью, это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях;
  • регулярно индивидуально общаться с родителями и обсуждать все вопросы, связанные с воспитание и развитием ребенка.

Главный результат должен включать в себя наиболее полное усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремления его к добру  и неприятию им зла.

  1. Основная часть

2.1.Основные направления, формы, методы, средства реализации Программы

  Курс православной культуры для детей дошкольного возраста – это не просто определенный цикл занятий, а прежде всего живое содержание, связанное с церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок и экскурсий. Темы для рисования, лепки, аппликации, ручного труда, подбор сказок и художественных произведений для душеполезного чтения с последующим обсуждением, для заучивания наизусть, для игр-драматизаций, труд и праздничные утренники подчинены достижению основной цели – целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста.

Целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка происходит путем освоения традиционного отечественного содержания образования и воспитания.

Основой содержания является православная культура, выстроенная на основе календаря: природного, гражданского и, что особенно важно, православного церковного календаря, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста в процессе осуществления разных видов деятельности.

Важнейшей особенностью содержания является то, что оно не только наполнено высшими духовно-нравственным и культурным содержанием, здесь не просто идет формирование ручных умений и навыков, а все становится действенным и значимым. Так, изготовление поделок и рисунков значимо потому, что они предназначены для близких людей: для родителей или друзей.

Другими словами, содержание воспитания и обучения должно иметь свое практическое воплощение по отношению к Господу, близким, природе.

Выполнение задач программы обеспечивает позитивную социализацию дошкольников. Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.

Каждый раздел включает в себя следующие темы:

1. Бог – творец мира;

2. Жизнь Иисуса Христа и Богородицы;

3. Храм – дом Божий;

4. Главные православные праздники;

5. Жития святых;

6. Божьи заповеди;

7. Художественная культура.

    Программа «В мире любви добра и милосердия»  предусматривает  образовательную  деятельность, продолжительность, которой учитывает   возрастные  особенности детей, а так же предусматривает проведение как  традиционных, так и не традиционных форм организации по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию воспитания. (Приложение 2)

    Наглядный метод.

  • чтение педагогов рассказов с показом демонстрационного материала.
  • экскурсий;
  • наблюдений;
  • показа сказок педагогам, детьми;
  • рассматривание иллюстраций, предметов, репродукций картин;
  • проведение дидактических игр;
  • экскурсий по городу, целевых прогулок;
  • моделирование сказок.

 Словесный метод используется при:

  • чтение литературных произведений;
  • чтение стихотворений детьми;
  • в беседах с элементами диалога, в обобщающих рассказах воспитателя;
  • ответы на вопросы педагога, детей;
  • проведение разнообразных игр (малоподвижных), сюжетно-ролевых, дидактических, игр драматизации и др.
  • чтение литературных произведений вне занятий;
  • сообщение дополнительного материала воспитателем;
  • загадывание загадок;
  • рассматривание наглядного материала;
  • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтений литературных произведений родителями.

 Практический метод используется при:

  • организации продуктивной деятельности дошкольников;
  • проведение игр различных видов (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки);
  • пошива кукол к сказкам;
  • организация постановок сказок, литературных произведений, конкурсов, викторин;
  • проведение экскурсий различной направленности;
  • организация вечеров с родителями;
  • изготовление детьми наглядных пособий для занятий.

Нетрадиционные формы

  • Встречи с интересными людьми;
  • Семейная гостиная «Семья - хранительница духовно-нравственных ценностей»;  (Приложение 3)  
  • Мини - музей.

Особое место в программе отводится работе с родителями и совместной деятельности детей.  Безусловно, духовно-нравственное развитие невозможно и без участия семьи, потому что только в семье может осуществляться постоянная духовная жизнь. А для этого сама семья должна быть тем, чем она и должна быть – малой церковью. И при условии, что семья является малой церковью, возможно постоянное естественное духовное развитие ребенка, так как только в этом случае оно осуществляется не только за счет морализирования, а благодаря всей жизни семьи; молитве, постам, участию в жизни церкви, самому православному образу жизни семьи. Поэтому необходима постоянная работа с семьей, позволяющая соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом необходима такая организация работы, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга. Работа с родителями осуществляется через:

  • Анкетирование;
  • Индивидуальные и групповые консультации;
  • Родительские собрания;
  • Дни открытых дверей;
  • Оформление информационных стендов;
  • Организация выставок детского творчества;
  • Участие в совместной культурно – досуговой деятельности;
  • Привлечение родителей к оказанию посильной помощи, участие в деятельности группы.

При организации образовательной  деятельности важно помнить, что уровень нравственного и духовного развития определяется не только возрастом детей, но и уровнем их социального развития, включенностью в культурную традицию, что связано с условиями воспитания и образования ребенка и образом жизни его семьи. Если дети росли в условиях, далеких от традиционного культурного уклада, то занятия по ознакомлению их с православной культурой, особенно в первых двух группах, целесообразно проводить с учетом уровня их социокультурного развития. Само изучение должно осуществляться в живой активной деятельности, что предполагает освоение интересных для ребенка знаний и посильных форм деятельности.

Таблица 1

План образовательной деятельности

Группы ДОУ

Количество ОД в неделю

Количество в год

Продолжительность

ОД

2 младшая

1

36

10 - 15 мин

Средняя

1

36

15 - 20 мин

Старшая

1

36

20 - 25 мин

Подготовительная

1

36

             25- 30 мин

2.2. Календарно - тематическое планирование

младшая группа  (3-4 лет )

Сентябрь

Тема. 1.        Бог – Творец мира, в котором мы живем.

Тема. 2.        «Там, где дружат – живут не тужат» (по сказке «Репка»).

Тема. 3.        «Свои плоды приносит осень». Работы в подарок сентябрьским именинникам.

Тема.        4.        Храм Божий.

Октябрь

Тема. 5.        Святые угодники Божии. Преподобный Сергий Радонежский.

Тема. 6.        «Друг познается в беде» (по сказке «Кот и Петух»).

Тема. 7.        О ссоре, прощении и примирении. Работы в подарок октябрьским именинникам.

Тема. 8.        «Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь» (по сказке «Колобок»).

Ноябрь

Тема. 9.        О послушании. «Живи смирнее, будешь всем милее» (по сказке «Волк и семеро козлят»).

        Тема. 10.        «Поможем ежику». Работы в подарок ноябрьским именинникам.

        Тема. 11.        «Была бы охота, заладится любая работа» (по рассказу «Ворона и кувшин»).

        Тема. 12.        «Правда дороже денег» (по сказке «Пастух и волки»).

Декабрь

        Тема. 13.        Праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы.

        Тема. 14.        «Какой ты?» Напутственные стихи декабрьским именинникам.

        Тема. 15.        Скоро праздник Рождества Христова.

        Тема. 16. Подготовка к празднику Рождества Христова.

Январь

        Тема. 17.        Рождественское занятие «Свет Вифлеемской звезды».

        Тема. 18.        Рассказ о батюшке Серафиме Саровском «Малинка».

        Тема.  19.        «Глупый киснет, а умный мыслит» (по сказке «Маша и медведь»).

        Тема.  20.        Зимние забавы. Подарки январским именинникам.

Февраль

        Тема.  21.        Разные внучата.

        Тема.  22.        Добрые дети.

        Тема.  23.        «Птички Божии».

        Тема.  24.        «Две сестрички». Работы в подарок февральским именинникам.

Март

        Тема.  25.        Прощеное Воскресение. «О ссоре и прощении».

        Тема.  26.        «Доброе братство сильнее богатства» (по сказке «Старик и сыновья»).

        Тема.  27.        «Только трудом держится дом» (по сказке «Заюшкина избушка»). Работы в подарок мартовским именинникам.

        Тема.  28.        Беседа о взаимоотношении ребенка с ближними по сказкам «Два барана» и «Две козочки». Работы в подарок мартовским именинникам.

Апрель

        Тема.  29.        Подготовка к празднованию Пасхи.

        Тема.  30.        Участие в общем празднике Пасхи.

        Тема.  31.        «Воротились пташки». Работы в подарок апрельским именинникам.

        Тема.  32.        «Дедушка и внук». «Бабочка».

Май

        Тема.  33.        Неделя жен-мироносиц. «Мама дорогая».

        Тема.  34.        Ко дню славянской письменности и культуры. Любимые книги. Поздравление майских именинников.

        Тема.  35.        День Святой Троицы.

Календарно- тематическое планирование

средняя группа (4-5 лет )

Сентябрь

        Тема.  1.        Бог – Творец мира, в котором мы живем.

        Тема.  2.        Привычные слова и имена: Вера, Надежда, Любовь.

                Работы в подарок сентябрьским именинникам.

        Тема.  3.        Коллективная аппликация «Журавлики летят»

        Тема.   4.        Храм Божий: церковный звон колоколов.

Октябрь

        Тема.  5.        Святые угодники Божии. Преподобный Сергий Радонежский.

        Тема.  6.        Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы.

        Тема.  7.        «В тесноте, да не в обиде» (по сказке «Теремок»).

                Работы в подарок октябрьским именинникам.

        Тема.  8.        О послушании в семье (по сказке «Петушок и курочка»).

Ноябрь

        Тема.  9.        «Как помириться?» (по сказке «Лиса и журавль»).

        Тема.  10.        Первый снег. «Ангел белую крупу сыплет из-за тучи».

        Тема.   11.        «Долг платежом красен» (по сказке «Муравей и голубка»).

        Тема.  12.        Зимние заботы. Работы в подарок ноябрьским именинникам.

Декабрь

        Тема.   13.        О любви и доброте в семье.

        Тема.   14.        «В согласии жить - никто не одолеет» (по сказке «Зимовье зверей»).

        Тема.   15.        Зимние птички. Работы в подарок декабрьским именинникам.

        Тема.   16.        Скоро праздник Рождества Христова.

Январь

        Тема.  17.        «Светло солнышко взошло в Рождество Христово».

        Тема.  18.        Преподобный Серафим Саровский – скорый помощничек.

        Тема.  19.        Праздник Крещения.

        Тема.  20.        «Дети и птицы зимой». Работы в подарок январским именинникам.

Февраль

        Тема.   21.        Знакомство с храмом и правилами поведения в нем.

        Тема.   22.        Праздник Сретения Господня. Детство Иисуса Христа.

        Тема.   23.        «Чудесная птица».

        Тема.   24.        «Кто зазнается, без друзей остается» (по сказке «Черепаха и заяц»). Работы в подарок февральским именинникам.

Март

         Тема.  25.        Прощеное воскресенье. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка». Чин прощения обид.

         Тема.   26.        «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

         Тема.  27.        «Аленушка» (изготовление куколок из бумаги и ткани). Работы в подарок мартовским именинникам.

         Тема.  28.        «На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны».

Апрель

        Тема.   29.        «Христос воскрес! Христос воскрес!» – Пасхальный праздник.

        Тема.  30.        «Доброе сердце». Работы в подарок апрельским именинникам.

        Тема.  31.        Сила детской молитвы.

Май

         Тема.  32.        Неделя жен-мироносиц – праздник мам и бабушек.

         Тема.  33.         Небесный покровитель русского воинства. Работы в подарок ветеранам и майским именинникам.

         Тема.  34.        День славянской письменности и культуры. Наши буквицы.

         Тема.  35.        Празднование с детьми Пресвятой Троицы.


Календарно- тематическое планирование

старшей группа (5-6 лет )

Сентябрь

        Тема.  1.        Бог – Творец мира, нашего общего дома.

        Тема.  2.        Храм – дом Божий. Понятие о кресте и крестном знамени.

 Тема. 3.        Праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

         Тема. 4.        Церковь – дом Божий. Понятие об иконе.

Октябрь

        Тема.  5.        Преподобный Сергий Радонежский.

        Тема.  6.        Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

        Тема.  7.        Внутреннее устроение храма: иконостас, алтарь и светильники в храме.

        Тема.  8.        «За большим погонишься – и малое потеряешь» (по «Сказке о рыбаке и рыбке»).

Ноябрь

Тема.  9.        День Единения – день богатырской славы.

        Тема. 10.        «Каков есть, такова и честь» (по сказке «Стойкий оловянный солдатик»). Работы в подарок осенним именинникам.

        Тема. 11.        Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил. Ангел Хранитель.

        Тема.  12.        «Кукла-закрутка» и колыбельная.

Декабрь

        Тема.  13.        Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

        Тема.  14.        Забота и благодарность.

        Тема.  15.        Праздник святителя Николая Чудотворца.

        Тема.  16.        Скоро Праздник Рождества Христова.

Январь

        Тема.   17.        «В огне рождественских свечей».

        Тема.   18.        Преподобный Серафим Саровский – скорый помощничек.

        Тема.   19.        Праздник Крещения Господня.

         Тема.  20.        «Зимняя птица – розовый снегирь».

Февраль

        Тема.  21.        «Без труда нет плода» (по сказке «Морозко»).

        Тема.  22.        Праздник Сретения Господня.

        Тема.  23.        Доброе дело. (по сказке «Цветик-семицветик»).

        Тема.  24.        Семейное занятие на Масленицу. («Сказка о петушке»).

 Март

        Тема.  25.        Начался Великий пост. Чин прощения обид.

        Тема.  26.        «За добро добром платят» (по сказке «Сивка-бурка»).

        Тема.  27.        «Подснежника глянул глазок голубой».

        Тема.  28.        Птицы возвращаются на родину из теплых краев.

Апрель

        Тема.  29.        Пасхальные радости: цыпленок в пасхальном яичке.

        Тема.  30.        Что такое добро и зло.

         Тема.  31.        День Победы – День Георгия Победоносца.

        Тема.  32.        «Долг платежом красен» (по сказке «Царевна-Несмеяна»). Работы в подарок весенним именинникам.

Май

        Тема.  33.        Неделя жен мироносиц – неделя почитания женщин.

        Тема.  34.        День славянской письменности и культуры.

        Тема.  35.        Праздник Пресвятой Троицы.

Календарно- тематическое планирование

подготовительная группа (6-7 лет)

Сентябрь

        Тема.  1.        Бог – Творец. Как был сотворен мир. Дни творения.

        Тема.  2.        Сотворение Богом человека. Жизнь первого человека в раю.

        Тема.  3.        Праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

        Тема.  4.        Храм – Дом Божий. О детской молитве.

 Октябрь

        Тема. 5.        Преподобный Сергий Радонежский – дивный игумен земли Русской.

        Тема.  6.        Празднование Покрова Пресвятой Богородицы.

        Тема.  7.        Священник. Первые понятия о церковной службе.

        Тема.  8.        Храм – дом Божий: священнодействия и таинства.

Ноябрь

        Тема.  9.        Казанская икона Божией Матери. День единства.

        Тема.  10.        «Придет беда – не купишь ума» (по сказке «Гуси-лебеди»). Работы в подарок осенним именинникам.

        Тема.  11.        Праздник архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных. (Рассказ о мальчике, ангеле и цветке).

        Тема.   12.        «Смекалка – второе счастье» (по сказке «Каша из топора»).

 Декабрь

        Тема.  13.        Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

        Тема.  14.        Скоро праздник Рождества Христова. Начинаем делать вертепный театр.

        Тема.  15.        Николай Чудотворец – жизнь и чудеса.

        Тема.  16.        Подготовка к Новому году и Рождеству Христову.

Январь

        Тема.  17.        Праздник Рождества Христова.

        Тема.  18.        Праздник преподобного Серафима Саровского. «Блаженно сердце, способное миловать».

        Тема.  19.        «Крещенье празднуем Господне».

        Тема.  20.        «Труд кормит, труд греет» (по сказке «Два Мороза»). Работы в подарок зимним именинникам.

Февраль

        Тема.  21. «Доброму Бог помогает» (по сказке «Двенадцать месяцев»).

        Тема.  22. Праздник Сретения Господня.

        Тема.  23. Русские богатыри – защитники Отечества.

        Тема.  24. Прощеное воскресенье.

Март

        Тема.  25. Начался Великий пост. («Лестница», которая ведет к «Цвету»).

        Тема.  26. «Сам пропадай, а товарища выручай» (по сказке «Иван-царевич и серый волк»).

        Тема.  27. Иисус Христос и дети.

         Тема. 28. Праздник Входа Господня в Иерусалим

«В воскресенье Вербное...».

Апрель

        Тема.  29. Подготовка к празднованию Пасхи.

        Тема.  30. Празднование Светлого Воскресения Христова.

        Тема.  31. Неделя жен-мироносиц. «Какие женщины у христиан».

        Тема.  32. «Кому работа не в тягость, тому доступна и радость» (по сказке «Как рубашка в поле выросла»). Работы в подарок весенним именинникам.

Май

         Тема.   33. «Воин чудесный на белом коне». Святой Георгий Победоносец.

         Тема.  34. Ко Дню славянской письменности и культуры и дню окончания детского сада.

         Тема.  35.Праздник Пресвятой Троицы.

2.3. Учебно - методическое обеспечение

Таблица 2

Методические пособия

Наглядно – дидактические пособия

  • Л, П, Гладких «Учебнно – методическое пособие для педагогов детских садов  - основы православной культуры» -  «Мир прекрасного творенья»  Курск. 2008г.
  • Тимофей Веронин «Необыкновенное путешествие Серафимы» Издательство Московской Патриархии РПЦ.        2016 г.
  • Б. Арапович «Детская библия  - Библейские рассказы в картинках» Издательство: Российское Библейское Общество». Москва ,1992 г.
  • «Помните, дети, пятую заповедь» Издательство Семейная библиотека. 2010 г.
  • Елена Ерофеева «Любимым детям». Сборник

Издательство: Сибирская благозвонница. 2016 г.

  • Н. Г. Орлова-Маркграф «Пасхальный подарок»

Составитель: А.Г. Воробьева Издательство: Сретинский монастырь. 2016 г.

  • «Православные загадки» Издательство: Апостол веры. 2016 г.
  • Протоиерей Артемий Владимиров «Равный апостолам. Святой князь Владимир».  

Издательство Московской Патриархии РПЦ. 2015 г.

  • Роберт Балакшин «Жития святых для детей»

Издательство:        Сретенского монастыря. 2015 г. 

  • Т.А. Шорыгина «Беседы о профессиях» ТЦ «Сфера», 2014г.
  • Т.А. Шорыгина «Беседы о том, кто где живет» ТЦ «Сфера», 2011г.
  • Н.Г. Пантелеева «Народные праздники в детском саду» Москва, 2014г.
  • Е.А. Румянцева «Простые поделки из пластилина» Москва, 2011г.
  • А.Я. Ветохина «Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС» ТЦ «Сфера»,
  • 2015г.
  • Демонстрационный материал «Сотворение мира»
  • «Одежда»
  • «Космос»
  • «Грибы и ягоды»
  • «Насекомые»
  •  «Птицы»
  • «Правила маленького пешехода»
  •  «Виды спорта»
  • «Транспорт»
  • «Деревья»
  • «Дикие животные»
  • «Домашние животные»
  • «Времена года»
  • MP3 - Русские святые воины. Жития и подвиги. 4 сборника  Издательство: Народное радио, Православный культурный центр
  • DVD - Истории Ветхого Завета. Сборник мультфильмов для детей
  • DVD - Шишкин лес. Цикл телепередач для детей. 1-10 выпуски.

  1. Заключение

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

  1. Список литературы
  1. Вераксы Н.Е. От рождения до школы [Текст] /  Под ред.  Н. Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой,  М.А. Васильева - М.: Мозаика – Синтез, 2010.- 304с.
  2. Видякова З.В. Педагогика и антропология в учении Святителя Тихона Задонского: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Пересвет, 2004. – 42 с.
  3. Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учеб. пособие / М.Я. Виленский, П.И. Образцов.
  4. Гладких Л. П.  «Учебнно – методическое пособие для педагогов детских садов  - основы православной культуры» -  «Мир прекрасного творенья» - Курск, 2008г.
  5. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Пед. об–во России, 2003. – 160 с.
  6. Зеньковский В.В. Педагогика. – Клин, 2004. – 223 с.
  7. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Религиозный смысл философии. – М.: ООО «Изд–во АТС», 2003. – 342 с.
  8. Ильин И.А.  Основы христианской культуры - СПб.: Издательство «Шпиль», 2004. – 352 с.
  9. Каптерев П.Ф. О природе детей: Избранное. – М.: Изд–ий дом «Карапуз», 2005. – 288 с.
  10.  Микляева Н В. Нравственно -  патриотическое и духовное воспитание дошкольников. (Конструктор образовательной программы). – М: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
  11.  Потаповская О.М. «Самые главные праздники»: Сценарии утренников и конспекты праздничных занятий для детей дошкольного возраста. – М.: Планета 2000, 2004. – 208 с.
  12.  Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. – Москва-Клин: Издательство «Сибирская богозвоница», 2003. – 127 с.
  13.  Свт. Феофан Затворник. Основы православного воспитания. – Киев, 2002. – 72 с.
  14.  Уман А. И:  Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Пед. об-во России, 2004. – 189 с.
  15.  Халикова Э. А.,  Колебошена  Н.В. Формирование опыта духовно – нравственного поведения детей 4 – 7 лет: программа планирования, занятия и утренники православного календаря -   Волгоград: ТЦ «Учитель», 2016 – 93 с. Издание 2 – е, переработанное.
  16.  http://www.pravoslavie.ru/58087.html

Приложение 1

Мониторинг результатов духовно – нравственного и патриотического воспитания

Система диагностических заданий, которые позволяют провести мониторинг  по духовно нравственному воспитанию дошкольников. (по А. К. Марковой)

5 баллов присуждается ребенку, если характеристика его поведения в большей степени совпадает, чем не совпадает с вышеописанным примером, 6 - совпадает полностью.

  Задание 1. Дети вместе с воспитателем рассматривают картины и иллюстрации к былинам, хрестоматии по истории государства Российского. Затем детям предлагается раскрасить контурное изображение русских богатырей в альбомах и организуется устный опрос на тему «За что люди благодарны защитникам родной земли?». После того как дети закончили рисовать, организуется режиссерская игра «Мы защитники».

Оценка результатов наблюдений за игрой и продуктивной деятельностью детей, анализ их ответов и речевых высказываний в процессе рисования производится следующим образом:

  • 1-я часть задания (беседа):

 - отказ от беседы, нежелание (в данное время) общаться со взрослым и сверстниками на данную тему - 0 баллов;

 - недостаточный уровень сформированности мотивации к общению на данную тему, формальный ответ на вопрос о том, за что люди благодарны защитникам Родины, - 1 балл;

 - интерес к содержанию беседы со взрослым при наличии затруднений в ответе на вопрос  - 2 балла;

 - осмысленный и обоснованный ответ на вопрос  - 3 балла;

  • 2-я часть задания (рисование и игра):

 - немотивированный отказ от участия в деятельности, предпочтение индивидуальна выбранному способу времяпрепровождения  - 0 баллов;

 - участие в рисовании и организации игры в связи с проявлением интереса к самому процессу раскрашивания или общения с другими детьми, но не связанное с содержанием социокультурной категории «верность родной земле»  - 1 балл;

 - эмоциональное, но недостаточно активное и творческое участие в рисовании и (или) организации игры, которое сводится к выполнению требований и указаний взрослых и других детей  - 2 балла;

- активное и заинтересованное участие в рисовании и организации игры, проявление творческих качеств личности, умение отразить в содержании игры особенности мировоззрения и характера русских богатырей  - 3 балла.

На основе суммирования баллов за первую и вторую части заданий можно определить уровень патриотической воспитанности детей:

  • 0 - 2 балла  - низкий уровень понимания и усвоения детьми социокультурной категории «верность родной земле»;
  • 3 - 4 балла -  недостаточный уровень;
  • 5 - 6 баллов -  высокий уровень.

 Задание 2. С детьми организуется беседа о том, что такое Родина. Затем воспитатель спрашивает: «Почему наши предки называли и мы вслед за ними называем до сих пор нашу Родину не просто Россия, Русь, а святая православная Русь, Русь-матушка? Ответ нарисуйте. После того как закончите, расскажите всем, что вы изобразили и почему».

Наблюдение за ответами детей и их высказываниями в процессе рисования оцениваются следующим образом.

  • От 1 до 2 баллов по степени проявления и выраженности следующих признаков:

 - отсутствие интереса ребенка к беседе со взрослым на данную тему;

 - более выраженный интерес к процессу рисования (или тоже формальный);

 - содержание рисунка и рассказа отличается бедностью и невыразительностью, практически не соотносятся между собой.

 Если поведение ребенка полностью подходит под данное описание, то ему присуждается 1 балл, если частично, то 2.

  • От 3 до 4 баллов по степени проявления и выраженности данных признаков:

 - умеренный интерес ребенка к беседе со взрослым и рисованию на данную тему;

 - старательность выполнения задания, однако, восприятие его как просьбу нарисовать Родину, не вникая в содержание вопроса взрослого;

 - формальный рассказ-перечисление нарисованного;

3 балла присуждается ребенку, если характеристика его поведения в большей степени совпадает, чем не совпадает, с вышеописанным примером, 4 — совпадает полностью.

  • От 5 до 6 баллов по степени проявления и выраженности данных признаков:

 - интерес ребенка к теме беседы со взрослым и рисования, желание отразить в содержании рисунка и своем рассказе понимание духовных основ родной культуры и ее духовно нравственных ценностей;

 - проявление чувства сопричастности к историческому прошлому и настоящему Отечества и его культуры;

 - заинтересованный и эмоциональный рассказ по рисунку, включающий обоснование своего отношения к Родине;

5 баллов присуждается ребёнку, если характеристика его поведения в большей степени совпадает, чем не совпадает с вышеописанным примером, 6- совпадает полностью.

Задание 3. С ребенком организуется индивидуальная беседа на тему «Что значит вера, надежда и любовь для людей, которые живут в нашей стране, в России?». Воспитатель предлагает ему ответить на следующие вопросы:

«Что значит слово “вера” для человека, который любит свою Родину? Продолжи предложение: “Верить — это...”. «Как вера помогла людям создать такое сильное и могущественное государство, как Россия?

Что значит слово “надежда” для человека, который любит свою Родину? Продолжи предложение: “Надеяться — это...”. «Как надежда помогала людям выжить в трудные для России времена и спасти свое Отечество?

Что значит слово “любовь”? Продолжи предложение: “Любить — это...”. Как любовь помогала людям, которые жили в России, заботиться друг о друге, своей семье и Родине, защищать свою Родину?»

При выслушивании ответов детей учитывается, насколько интересным и значимым представляется для них содержание беседы со взрослым (1 балл) или не вызывает интереса (0 баллов). Насколько осмысленны и содержательны ответы, свидетельствуют ли они о понимании ребенком духовно-нравственных ценностей, которые лежат в основе православной культуры (от 1 (низкий уровень) до 2 (средний) или 3 (высокий уровень) баллов). Кроме того, в зависимости от степени использования данных понятий при анализе и обобщении собственных историко-географических представлений, связанных с патриотическим воспитанием, к общей сумме баллов за данное задание может быть добавлен О баллов (низкий уровень), 1 (средний уровень) или 2 балла (высокий уровень). Общая сумма баллов может достигать 6.

 Задание 4. Беседа с детьми о содержании рассказа «Вера маленького мальчика». Затем воспитатель предлагает детям отметить в своих альбомах знаком «+» иллюстрации, которые рассказывают о Святой Вере: проселочная дорога, храм, деревянная изба, нательный крест, вышитая рубашка, ручные часы, колодец, зеркало, книги, икона

Спасителя, свеча, костер. Дети должны обосновать свой выбор и договориться об общем (коллективном) мнении, потом ответить на вопросы: «Было ли легко выполнять это задание? Почему?»

Оценка производится следующим образом:

  • за каждый правильный выбор ребенок получает по 0,5 балла (храм, крест, икона, свеча);
  • за умение выслушать мнение друг друга и прийти к единому решению каждый из набранных баллов удваивается (т.е. добавляется по 0,5 балла за каждый ответ);
  • за умение осуществить адекватную самооценку и рефлексию индивидуальной и коллективной деятельности ребенок получает от 0 (неумение) до 1 (недостаточный уровень сформированности данного умения) или 2 (достаточный уровень сформированности  данного умения) баллов.

Таким образом, ребенок может получить за данное задание до 6 баллов.

 Задание 5. Воспитатель рассказывает детям о жизни святого Сергия Радонежского, показывая икону святого и картинки-иллюстрации из его жизни. Затем задает следующие вопросы:

  • Какие эпизоды из жизни преподобного Сергия Радонежского вам запомнились?
  • Почему люди обращались за советом и помощью именно к нему? ;
  • Какие чувства они испытывали при этом?

Активное и заинтересованное участие детей в дискуссии оценивается в 2 балла, умеренный интерес и односложные ответы - в 1, отсутствие интереса к рассказу воспитателя и нежелание участвовать в обсуждении - 0 баллов.

Затем воспитатель предлагает каждому ребенку ответить на вопросы: «Почему жизнь преподобного Сергия Радонежского можно назвать праведной? Можно ли сказать, что он своей жизнью прославил свою Родину?», организуя ответы по очереди (например, передавая мяч по кругу). Оценка высказываний детей производится следующим образом:

  • 0 баллов — повтор вопроса взрослого в утвердительной форме, отсутствие обоснования ответа;
  • 1 балл — повтор одного из предыдущих ответов сверстников;
  • 2 балла — обоснованный ответ, начинающийся с конструкции «Потому что...» и приводящий конкретный пример из жизни святого;
  • 3 балла — обоснованный и содержательный ответ, делающий попытку обобщить несколько подвигов святого и отношение к ним соотечественников;
  • 4 балла — полный, развернутый или недостаточно развернутый ответ, но проникающий в самую сущность вопроса, опирающийся на соответствие жизни и подвигов святого заповедям Божьим, на понимание того, что чувство любви к Родине тоже имеет духовную природу.

Суммируя баллы за первую и вторую части задания, ребенок может получить до 6 баллов.

Задание 6. Детям демонстрируется изображение преподобного Серафима Саровского, который кормит медведя в своей «пустынь ке», в лесу. Затем задаются вопросы:

  • Что происходит на этой картине?
  • Зачем медведь вышел к батюшке Серафиму? Что он хотел?
  • Почему батюшка Серафим не боится дикого зверя?
  • Как Серафим Саровский относится к медведю?
  • Как Серафим Саровский и другие православные подвижники относились к родной природе? Почему?

Оценка производится следующим образом:

  • 1 - 2 балла — перечисление героев, изображенных на картине, и их действий; низкий уровень понимания того, что с духовной точки зрения природа тоже является творением Божьим, поэтому все святые подвижники проявляли к ней особенное уважение и любовь, на которые не могли не откликнуться животные;
  • 3 - 4 балла - отражение в рассказе и ответах на вопросы взаимоотношения персонажей; достаточный для того, чтобы попытаться его объяснить, уровень духовного понимания сущности происходящего;
  • 5 - 6 баллов - высокий уровень понимания, попытка обобщить опыт духовной жизни преподобного и других святых, привести соответствующие примеры.

Задание 7. Детям предлагается подумать и ответить на вопросы: Что значит пословица «Вера без дел мертва»? Какие добрые дела говорят о вере человека? Как вы понимаете слова: «Добрый человек в доброте проживет свой век»? Затем каждому ребенку предлагается в своих альбомах отметить знаком «+» те рисунки, на которых изображены добрые дела людей. При этом рекомендуется среди изображений (10 заданий)

предъявлять примерно одинаковое количество однозначно трактуемых детьми дошкольного возраста «хороших» (3), нейтральных («никаких») и «проблемных»*** (4), а также «плохих» дел (3). Кроме того, педагог может попросить вспомнить, когда сами дети совершали похожие поступки.

  • Если дети выполнили все или практически все (8 из 10) задания правильно, смогли правильно сориентироваться в сложных, проблемных ситуациях нравственного выбора, привести несколько примеров из своей жизни, то это соответствует высокому уровню социокультурного развития на основе усвоения ценностей православной культуры.
  • О среднем уровне социокультурного развития свидетельствует следующая характеристика. Дети выполнили много заданий (4 -7), достаточно легко ориентировались при дифференциации однозначно «плохих» и «хороших» дел. Испытывали трудности в анализе проблемных ситуаций и затруднились в приведении примеров из своей жизни, но с помощью наводящих вопросов взрослого и ответов сверстников смогли привести аналогичные примеры.
  • Если дети выполнили только несколько самых простых заданий (1 - 3), затруднились в дифференциации дел на «хорошие» и «плохие» и не смогли принять обучающую помощь взрослого и сверстников, испытывали нарастающее раздражение и проявляли отрицательные эмоции при попытке привести примеры из их жизни, то это свидетельствует о низком уровне социокультурного развития.

Задание 8. Детям предлагается вспомнить содержание некоторых народных сказок, объяснить пословицу: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Для этого воспитатель просит рассмотреть иллюстрации к сказками определить, чему доброму они учат (табл. 1). После этого дети работают в парах, подбирая карточки-слова к изображениям и пытаясь прийти к единому мнению. Затем заслушиваются ответы пар. Воспитатель спрашивает их, трудно ли им было прийти к согласию, как они это сделали.

Оценка осуществляется следующим образом:

  • если дети в процессе обсуждения вели себя доброжелательно, выслушивая мнение партнера, пытаясь высказать или доказать свою точку зрения, принимая общее решение, то они получали за это 1 балл; испытывали при этом серьезные трудности, но преодолели их общи и усилиями - 0,5; ссорились и не могли выслушать друг друга - 0 баллов;
  • за каждый правильный ответ дети получают по 1 баллу, если они объявляют его как общий для них («мы так решили», «мы договорились» и др.), если они проявляют разногласие даже при правильном ответе, то балл снижается до 0,5.

    Таким образом, максимальное количество баллов, которое могут получить дети, равняется 6 баллам.

Таблица 1

Примеры иллюстраций и карточек

Иллюстраций из сказок

Карточка с написанным словом

«Репка»

Согласие

«Зимовье зверей»

Дружба

«Крошечка – Хаврошечка»

Трудолюбия

«Морозко»

Уважение к старшим

«Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо»

Любовь к Родине

 Задание 9. Ребенку рассказывается сказка о мудром царе, который задумал найти благочестивую невесту для своего сына-царевича.

Педагог. Объявил царь, что через месяц, на праздник светлой Пасхи, назначена свадьба его сына, а невесту ему пока еще не нашли. Тогда отправились царские советники и слуги по всему царству - государству искать самых хороших и пригожих девушек. Нашли, наконец, трех самых красивых, умных и добрых девиц, но дальше у них дело не заладилось: все девушки были одинаково хороши. Даже царевич, царский сын, растерялся. Между тем приближался праздник Пасхи, а невесту все еще не выбрали.

Тогда придумал царь хитрость. Вызывает он девиц и говорит им: «Хочу я посмотреть, какие вы рукодельницы. Сделайте мне подарок к празднику, вышейте что-нибудь своими руками». Целых две ночи не спали первые две девицу: старались, вышивали для царя одежду мудреными узорами, золотыми нитками. Вышивают и думают: «Умрет царь  - тогда царевич будет эту рубашку носить! Для своего будущего мужа можно и постараться!» А третья вышила красивыми узорами рушник, полотенце на икону. Принесла царю и говорит: «Живи, царь, долго! О себе и о народе Богу молись и меня вспоминай!»

Затем педагог спрашивает, какой подарок и ответ, по мнению ребенка, больше всего понравился царю. Если ребенок односложно отвечает, что ответ первых двух девушек, то получает 0 баллов, если третьей — 0,5 балла. За мотивированный и обоснованный ответ он может получить 1 балл. Тогда воспитатель продолжает сказку.

Остался один день до Пасхи. Вызывает тогда царь снова девушек и молвит им: «Испеките мне к Пасхе что-нибудь вкусное. Посмотрим мы, что вы принесёте, попробуем, тогда и выберем невесту для царевича». Всю ночь трудились первые две девушки, так им хотелось царевнами стать. А третья что сделала?

Затем сказка прерывается, и ребенка просят придумать ее продолжение, в котором рассказывается о том, как прошли испытание все девушки. Сказка продолжается.

Сказал тогда царь: «Все вы потрудились на славу! А теперь покажите, как вы умеете отдыхать. Станцуйте для меня и царевича!»

После вопроса взрослого дети придумывают, как девушки прошли последнее испытание, что сказал им царь, чем закончилась сказка.

Оценка за данную часть задания производится следующим образом:

  • придумывание продолжения сказки в полном соответствии с его логикой: первые две девушки приготовили достойные подарки, но мысли и дела их в это время были противоположными, «недостойными», третья приготовила подарок в соответствии с православной традицией (это может быть пасхальный кулич или просфора и т.д.), объяснила его духовно-нравственный смысл; танцевали все хорошо, но последняя девушка, в соответствии с логикой сказки, должна была или отказаться от танца, или проявить свое благоразумие каким-либо другим способом - от 4 до 5 баллов;
  • продолжение авторской сказки по аналогии с сюжетной линией народных сказок: две девицы проигрывают, несмотря на все старания, а третья девушка побеждает в необычном состязании, но этим она обязана красоте подарка, его вкусу, к|юме того, подарок не связывается с православной традицией, не имеет смыслового подтекста; испытание с танцем выигрывает третья девушка, потому что танцевала лучше всех (например, как в сказке Василиса Прекрасная) - от 2 до 3 баллов;
  • поведение всех трех девушек практически не отличается друг от друга (все они

хотят стать царевнами и «стараются изо всех сил»), тогда царь или царевич придумывает самое сложное испытание и все-таки выбирают самую умную, красивую и добрую из них - от О до 1 балла.

Затем баллы за первую и вторую части задания суммируются.

Итого ребенок может получить до 6 баллов.

Задание 10. Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, которые изображают народные гулянья на Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу, Преображение Господне и Покров Богородицы.

Дети должны вспомнить название праздников, с чем они связаны (по 0,5 балла за каждый правильный ответ), расположить их в соответствии с временами года (зима - Рождество, Масленица; весна - Пасха; лето - Троица, Преображение; осень - Покров) (по 0,5 балла).

Подобрать к иллюстрациям народных гуляний на Рождество, Масленицу, Преображение, Пасху, Троицу и Покров Богородицы изображения соответствующих икон (по 1 баллу). За умение назвать несколько символов, сближающих народные и православные праздники, ребенок может получить еще 1 балл (например, на Преображение Господне освящают яблоки, которыми потом угощают друг друга на народных гуляниях).

Задание 11. Ребенка просят рассказать о том, как православные люди относятся к отдыху и труду.

  • Почему людям нужно отдыхать? Зачем люди трудятся? Что значит выражение: «Трудиться на благо Отечества и во славу Божью»? Что означает выражение: «Бог в помощь»? Когда так говорят? За ответы детей на вопросы они могут получить от 1 (низкий уровень) до 2 (средний уровень обоснованности и содержательности ответа) или 3 баллов (высокий уровень).
  • Как молитва может помочь человеку в делах? Зачем нужно молиться? Расскажи молитву, которую знаешь. За ответы на вопросы дети могут получить от 1 (низкий уровень представлений, неумение привести слова из молитвы) до 2 (недостаточный уровень представлений, попытка дать обоснованный ответ, несмотря на затруднения) или 3 баллов (высокий уровень представлений, полный и содержательный ответ). Затем баллы суммируются.

Таблица 2

Обобщенный протокол экспресс - диагностики выглядит следующим образом.

Фамилия, имя ребёнка

Сумма баллов за ответ

Возрастная группа

1 – задание: устный опрос на тему «Зашту люди благодарны защитникам Родины?»

От 1 до 6

2 – задание:  беседа о том , что такое Родина, и тематическое рисование

От 1 до 6

3 – задание: индивидуальная беседа на тему «Что значит вера, надежда и любовь для человека, который любит свою Родину?»

От 1 до 6

4 – задание: классификация картинок с изображение предметов, которые рассказывают о Святой Вере

От 1 до 6

5 – задание: беседы и ответы на проблемные  вопросы, касающиеся жития святого Сергия Радонежского

От 1 до 6

6 – задание: беседа об отношении православных подвижников к родной природе 

От 1 до 6

 7 – задание: классификация рисунков, на которых изображены добрые дела и поступки людей

От 1 до 6

8 – задание: анализ и обсуждение иллюстраций к народным сказкам, определение их духовного смысла

От 1 до 6

9 – задание: на продолжение сказки «О мудром царе» в  соответствии с духовно – нравственными ценностями, заложенными в характере персонажей 

От 1 до 6

10 – задание: соотнесение смысла и содержания народных и православных праздников, их атрибутики, изучение представлений детей о православных иконах

От 1 до 6

11 – задание: беседа об отношении православных людей к отдыху, труду и молитве

От 1 до 6

Итого

От 12 до 72

 Исходя из общей суммы баллов может быть определен уровень духовно-нравственного развития и воспитанности детей дошкольного возраста средствами православной культуры:

  • от 12 до 21 балла — низкий уровень;
  • от 22 до 33 балла — удовлетворительный;
  • от 34 до 49 баллов — средний;
  • от 50 до 72 баллов — высокий уровень.

Апробация данной методики в детских садах и начальных школах показывает, что она валидна при работе с детьми как дошкольного, так и младшего школьного возраста, может быть использована в опыте работы «воскресных», церковно-приходских школ.

Таблица 3

Диагностика освоения детьми содержания рабочий программы по духовно нравственному и патриотическому воспитанию «В мире, любви, добра и милосердия».

№/

Фамилия, имя ребенка

Образовательной области «Познавательное развитие»  

Образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

Образовательной области «Развитие речи»

Образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательной области «Здоровье»

                                                               Итоговый результат

Бог – творец мира.

Храм – дом Божий.

Жизнь Иисуса Христа и Богородицы.

Божьи заповеди

Различает образы Спасителя, Божией Матери и святых.

Жития святых.

Художественная культура.

Основные традиций главных православных праздников.

Практическая реализация навыков совместного творчества и соработничества.

Божьи заповеди.

Бережное отношение к здоровью как дару Божиему

1

2

 

3

  4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

17

18

 

19

20

 

Высокий уровень                                           Средний уровень                                                                                         Низкий уровень

Диагностический инструментарий по Образовательной области «Познавательное развитие»

Бог – творец мира.

Игра. Из всех картинок, лежащих на столе, детям предлагается найти, показать, а затем и рассмотреть: свет и тьму; море и небо, рыб и птиц, различных животных, человека.

Игра. Из всех картинок на столе детям предлагается найти и показать изображения того, что создал Бог, а что создал человек (дома, одежда, посуда, машины).

Материал:

1.        Иллюстрации о днях творения мира.

2.        Карточки с изображениями природы, животных и рукотворных предметов.

Критерии оценки:

3 балла – ребенок знает и называет предметы живой и неживой природы, легко справляется с заданиями без помощи педагога в название предетов рукотворного мира и  творением Божием.

2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при название предметов, затруднением справляется с заданиями педагога в название предметов рукотворного мира и  творением Божием. Требует дополнительных инструкций.

1 балл - ребенку требуются дополнительные пояснения, допускает более  3 ошибок, затрудняется в определении обобщений понятий.

Храм – дом Божий.

Задание. Вспомнить, как вели себя люди в храме. Как были одеты? Мужчины – без головных уборов, а женщины с покрытой головой. Что делали люди в храме? Пели, ставили свечи. Кому? Дети передвигались по храму тихо, никому не мешая, не разговаривали, были очень послушны.

Практическое задание. Можно предложить детям вместе собрать из готовых форм изображение храма с колокольней (из конструктора или на фланелеграфе). Можно предложить украсить графическое изображение колокола, которое предварительно подготовлен.

Материал.

1.        Лего-конструктор «Храм».

2.        Фотографии или иллюстрации с изображениями храма.

Критерии оценки:

3 балла – ребёнок знает  и первоначальные представления о православном храме может называть  и выбирать из 3 – 4 зданий именно православные храмы , знает и называет правила  культуры поведения в храме.

2 балла – ребенок имеет представление о храме но затрудняется  выбрать изображения храмов на сюжетных картинка

1 балла - ребенку требуются дополнительные пояснения, допускает более  3 ошибок, затрудняется в название правил культуры поведения в храме.

2 балла – ребёнку требуются дополнительные наводящие вопросы по содержанию Евангельских сюжетов

Диагностический инструментарий «Социально-коммуникативное развитие»

  Жизнь Иисуса Христа и Богородицы.

Задание. Рассмотреть различные иллюстрации с сюжетом Евангельской истории  «Свои плоды приносит осень» (к празднованию Рождества Пресвятой Богородицы); Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы); Праздник Рождества Христова, Праздник Пасхи и др..

Материал.

Иллюстрации Евангельских и Библейских сюжетов из Жизнь Иисуса Христа и Богородицы.

Критерии оценки:

3 балла – ребёнок самостоятельно называет   все Евангельские сюжеты  о жизни Иисуса Христа и Богородицы из предложенных иллюстраций.

2 балла – ребёнок называет   или имеет представление  о Евангельских сюжетах  из жизни Иисуса Христа и Богородицы из предложенных иллюстраций.

1 балла – ребёнку требуются дополнительные наводящие вопросы по содержанию Евангельских сюжетов

Диагностический инструментарий Образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Главные православные праздники.

Задание. Предложить детям рассмотреть иллюстрации традиционных  православных праздников на Руси. Назвать их, и их традиции празднования, а так же о  смысле их значении для своего народа.

Материал.

Иллюстрации Богородицы и Иисуса Христа, которые отмечаются в двунадесятых праздниках (Рождество Христово, Пасха, Троица), Святки, Крещение, Сретенье Господне, Благовещение, Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм и др.

Критерии оценки:

3 балла – Ребёнку доступны пониманию не только главные события из земной жизни Богородицы и Иисуса Христа, которые отмечаются в двунадесятых праздниках (Рождество Христово, Пасха, Троица), рассказывает  о том, чему посвящен данный праздник, как он проводится, что означают отдельные обряды, традиции, праздников, как Святки, Крещение, Сретенье Господне, Благовещение, Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм и др.

2 балла – Ребёнку доступны пониманию не только главные события из земной жизни Богородицы и Иисуса Христа, которые отмечаются в двунадесятых праздниках (Рождество Христово, Пасха, Троица),  но затрудняется рассказать о том, чему посвящен данный праздник, как он проводится, что означают отдельные обряды, традиции, праздников, как Святки, Крещение, Сретенье Господне, Благовещение, Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм и др.

1 балл - Ребенок имеет представление о церковных праздниках и традициях. Рождество, Пасха, Троица – все эти красочные и торжественные праздники глубоко влияют на детское сознание.

Диагностический инструментарий Образовательной области «Развитие речи»

 Жития святых. Художественная культура.

Задание. Предложить детям рассмотреть  изображение Святого Серафима Саровского   и преподобного Сергия Радонежского и др. назвать их  рассказать об их прошлой жизни, но и об их помощи в жизни современным людям

Материал.

Иллюстрации изображений Святых угодников Божиих: Преподобного Сергия Радонежского, Преподобного Серафима Саровского. Святителя Николая Чудотворца, и др..

Критерии оценки:

3 балла -  Ребёнок называет Святых угодников Божиих: Преподобного Сергия Радонежского как покровителя учения и Преподобного Серафима Саровского. Знает, что они близки  не только тем детям, но и чьи имена связаны с преподобными, а так же всем, кто сможет ощутить эту связь со святыми, как с земляком или помощником в учебе. Называет Святителя Николая Чудотворца, о его жизни и чудесах и как он важен морякам, и путешественникам. 

2 балла - Ребёнок называет Святых угодников Божиих: Преподобного Сергия Радонежского как покровителя учения и Преподобного Серафима Саровского. Знает, что они близки  не только тем детям, но и чьи имена связаны с преподобными, а так же всем, кто сможет ощутить эту связь со святым, как с земляком или помощником в учебе.

1 балл - Ребёнок называет Святых угодников Божиих: Преподобного Сергия Радонежского как покровителя учения и Преподобного Серафима Саровского.

Художественная культура.

Задание. Предлагается рассматривание иллюстраций  сказки «Морозко» и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи сказки. Понять и различать нравственные категории и качества героев сказки такие, как трудолюбие – лень, послушание – своеволие, вежливость – грубость. Понимать смысл пословиц «По труду и честь» и «Без труда нет плода».

Материал. Текст сказки «Морозко», иллюстрации.

3 балла – Ребёнок даёт нравственную оценку поведению и поступкам героев сказки, стремиться подражать положительным персонажам. Понимает и различает нравственные категории и качества героев сказки такие, как трудолюбие – лень, послушание – своеволие, вежливость – грубость. Понимать смысл пословиц «По труду и честь» и «Без труда нет плода».

2 балла - Ребёнок даёт нравственную оценку поведению и поступкам героев сказки, стремиться подражать положительным персонажам. Затрудняется понимать и различать нравственные категории и качества героев сказки такие, как трудолюбие – лень, послушание – своеволие, вежливость – грубость. Понимать смысл пословиц «По труду и честь» и «Без труда нет плода».

1 балл – ребёнок может только дать нравственную оценку поведению и поступкам героев сказки, стремиться подражать положительным персонажам.

Диагностический инструментарий Образовательной области «Здоровье»

Божьи заповеди.

В возрасте 3-4 лет ребенку знакомо чувство стыда, он естественно воспринимает людей через призму «добрый–злой», ощущает некрасивость собственных каприз и раздраженность в интонации речи других людей. Малыши открыты сочувствию и действенному состраданию вплоть до самоидентификации, когда вместе с плачущим ребенком начинает рыдать вся группа.

В возрасте 4-5 лет при создании необходимых условий для духовного развития личности, в том числе и его ценностно-смысловой сферы, важны такие духовно-нравственные качества, как вера – доверие – миролюбие – забота и защита ближних и слабых.

К возрасту 5-6 лет постепенно укрепляются такие личностные качества ребенка, как послушание и милосердие, основанные на устойчивом чувстве стыда и чести.

К возрасту поступления ребенка в школу, в 6–7 лет, формируются такие нравственно-волевые и регуляторные механизмы, как адекватная самооценка, выраженная в чувствах стыда и достоинства, которые позволяют ребенку стать послушным, способным к самоограничению и смирению своих желаний, способным к разному труду, в том числе и к учебе в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к программе по духовно-нравственному воспитанию "Сотворение мира"

Презентация к программе по духовно-нравственному воспитанию "Сотворение мира"...

Программа по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников "Дорога добра"

Воспитание дтей без духовно-нравственной основы неполноценно,более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без четких представлений о добре и зле. Вредно оно...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Идём дорогою добра» 2018 -2019 г.

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры....

Дополнительная программа по духовно-нравственному воспитанию "Идём дорогою добра"

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя...

«Что такое хорошо, что такое плохо» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

Программа направлена на обогащение — амплификацию, а не на искусственное ускорение — акселерацию развития. В программе ребенок является центральной фигурой образовательного процесса. Лично...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программапо духовно-нравственному воспитанию«Дорогою добра»...

Что такое хорошо, что такое плохо» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя...