Развитие навыков самостоятельной деятельности у детей с РАС
консультация
Навыки самостоятельной деятельности представляют собой те навыки, интересы и увлечения, которые есть у большинства людей, и которые служат для того, чтобы человек мог отвлечься, расслабиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navykov_samostoyatelnoy_deyatelnosti_dlya_detey_s_autizmom_tyrtyshnaya_2022.docx | 16.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков самостоятельной деятельности у детей с РАС
Навыки самостоятельной деятельности представляют собой те навыки, интересы и увлечения, которые есть у большинства людей, и которые служат для того, чтобы человек мог отвлечься, расслабиться. Это очень важный навык ведения жизнедеятельности.
Для детей с РАС характерно нарушение формирования подражательной и ролевой игры, очень часто отсутствует символическая игра. Стереотипное поведение проявляется в форме поглощенности ограниченными и однообразными интересами. Характерна навязчивая привязанность к специфическим поступкам или ритуалам. Очень часто имеют место повторяющиеся вычурные движения. Для детей характерно повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, тактильным особенностям поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации).
Целесообразно разделить проблемы самостоятельности у детей с аутизмом на три основные группы:
1. Эмоциональная зависимость от другого человека.
2. Трудности планирования, организации и контроля деятельности.
3. Недостаточность мотивации.
Все эти трудности могут встречаться в той или иной степени одновременно у одного ребенка, поэтому важно понять, какая причина является основной. Необходимо вначале определить, выпадение какого именно фактора приводит к трудностям самостоятельной деятельности и как в зависимости от этого строится коррекционная работа.
Многие дети с аутизмом несамостоятельны из-за эмоциональной зависимости от другого человека. Как правило, это связано с симбиотической привязанностью к родителям, которая нередко имеет место. Подобные проблемы могут возникать как своего рода побочный эффект первичного этапа установления эмоционального контакта с другим человеком. Ребенок начинает воспринимать ситуацию как безопасную и комфортную, только если испытывает поддержку со стороны другого.
В какой форме обычно проявляются трудности самостоятельности как следствие эмоциональной зависимости. Как правило, в таких случаях обнаруживается, что при выполнении какого-либо задания ребенку нужна помощь не в содержательном плане, не по ходу выполнения задания, а важно само присутствие взрослого. Ребенок сразу замечает, если педагог выходит из комнаты. Обычно ребёнок с аутизмом реагирует негативно (плачет, усиливаются стереотипии и т. п.), прерывает начатое занятие, смотрит на дверь и т.д. Какова должна быть коррекционная стратегия в таких случаях?
Прежде всего, ребенок не должен оставаться без эмоциональной поддержки в освоении навыка самостоятельной деятельности. Нельзя резко переходить к самостоятельному выполнению даже простейших заданий. Обычно таким детям не говорят, что они должны делать что-то сами (поскольку это увеличивает их тревожность и сопротивление). Одной из возможных стратегий может быть работа по типу десенсибилизации: выбирается наиболее простое задание; взрослый находится рядом, когда ребенок делает это задание и постепенно раз от раза все дальше удаляется от ребенка; в какой-то момент, когда ребенок уже не так сензитивен к отдалению от другого, можно «подстроить» ситуацию, когда взрослый должен срочно выйти (набрать воды для рисования красками, принести что-то и т.п.). Этап фиксация момента успеха ребенка в осуществлении самостоятельной деятельности не является обязательным, некоторым детям лучше не знать о том, что они успешны, для того, чтобы не создавать ситуацию эмоциональной напряженности.
Обучение навыкам самостоятельной деятельности рекомендуется в случаях, когда дети проводят все свое время, участвуя в повторяющемся поведении, например, прогуливаясь взад и вперед, бегая по лестнице вверх и вниз, вращаясь вокруг своей оси, крутясь на стульях, выстраивая предметы в линию, жуя что-либо на своих пальцах и т.п. Часто наблюдаются ситуации, когда ребенок с РАС может провести два часа, обходя кругами обеденный стол на цыпочках, время от времени останавливаясь, подпрыгивая, а затем снова продолжая движение. Родители зачастую сообщат о том, что такой ребенок, оставленный без внимания, может провести весь день, исполняя подобный ритуал. Для педагогов и родителей такая ситуация должна быть сигналом к тому, что ребенок остро нуждается в обучении навыкам проведения досуга.
Для развития навыков самостоятельной деятельности в нашей ресурсной группе вводятся расписания активностей, которые используются для обучения ребенка самостоятельному выполнению последовательности задач.
Это простая последовательность выполнения знакомых ребенку игровых задач (сложить пазл, собрать пирамидку и т.д.); последовательность выполнения разминочных упражнений; использования оборудования в спортзале или на детской площадке; последовательность и очередность игр с другими детьми; последовательность действий при загрузке стиральной или посудомоечной машины и многое другое.
Самые простые формы расписаний активностей, которые используются с маленькими детьми, представляют собой альбом, на каждой из страниц которого размещено изображение задания или игрушки. Открыв расписание активности, ребенок смотрит на первую страницу, идет туда, где находятся материалы (например, к стеллажу или специальной полке), берет контейнер с соответствующим заданием, выполняет его, убирает в контейнер, относит на место, переворачивает страницу, выполняет следующее задание. На последней странице может находиться изображение подкрепления (предпочитаемой ребенком игрушки или еды). Ребенок съедает кусочек любимой еды (играет с игрушкой или смотрит отрывок любимого мультфильма). На этом выполнение расписания активности заканчивается. Ребенок закрывает альбом и убирает его на место.
Важной особенностью обучения использованию расписания активности является то, что применяются только физические подсказки, от которых затем постепенно отходят по мере того, как ребенок осваивает расписание. В расписание активности включают только те задачи, которые ребенок уже может выполнять самостоятельно. Если ребенок не умеет выполнять задания, им предварительно обучают во время индивидуального занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка по развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей 5-7 лет на тему "Выращивание плесени"....
Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством различных видов деятельности»
Приобщение к русской национальной культуре через знакомства с традициями и обычаями русского народа ( апрель 2017)...
Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
В презентации по ИЗО деятельности я предлагаю предоставлять ребенку максимально проявить себя и показать свои возможности...
Методическая разработка по развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей «Перемещение воды в растениях»
Презентация опыта организации самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста....
Развитие навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста
Актуальность темы То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаюКитайское изречениеОсобое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о...
Метод проектов как средство развития навыков исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста в соответсвии с ФГОС
Средство развития навыков исследовательской деятельности...
Тема: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании детей раннего возраста раздевания и одевания, умывания и мытья рук, навыков приёма пищи.
Технологическая карта по темам: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании детей раннего возраста раздевания и одевания, умывания и мытья рук, навыков приёма пищи"....