Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Методическая разработка по развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей 5-7 лет на тему "Выращивание плесени".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyrashchivanie_pleseni.ppt | 2.51 МБ |
stsenarnyy_plan_obrazovatelnoy_deyatelnosti_vyrashchivanie_pleseni.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Сценарный план образовательной деятельности
«Выращивание плесени»
Разработчик: И.А. Гладких,
воспитатель высшей
квалификационной категории
МБДОУ № 22
г. Красноярск, 2013
Тема: «Выращивание плесени»
Цель: определение благоприятных условий для роста плесени
Задачи:
- Формировать представления детей о плесени, как живом организме, о ее пользе и вреде для человека.
- Подбор условий для роста плесени экспериментальным путём
- Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Содействовать формированию научных представлений
Материалы и оборудование: пшеничный хлеб; контейнеры с крышкой, конверт с письмом; альбом для фиксации наблюдений, лупы, демонстрационный столик, цветные карандаши, проектор, компьютер, компьютерная презентация (слайды к занятию), план конспект занятия.
(1 часть)
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель вносит письмо и показывает детям конверт. Затем все садятся в кружок на ковер.
Воспитатель: ребята мне сегодня пришло письмо от Домавенка Кузи. Давайте посмотрим, что же он нам написал. (читает письмо)
- «Здравствуйте ребята, помогите пожалуйста! У меня на продуктах выросло что то непонятное, что это я не знаю. Высылаю вам фотографии. С нетерпением жду ответа. Заранее спасибо, ваш Кузя».
Воспитатель с детьми рассматривают фотографии плесени. Ребята кто-нибудь знает, что это?
Дети: это плесень.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему у Кузи выросла плесень?
Дети: - «потому что было сыро»; -«потому что свежего воздуха не было».
Воспитатель: правильно ребята.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, плесень это живой организм?
Дети: живой;
Дети: нет.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним признаки живой природы?
Дети: живая природа питается, дышит, размножается, растет.
Воспитатель: тогда плесень это живые микроорганизмы живые или нет?
Дети: живые.
Воспитатель: верно. А как вы думаете плесень только вредит?
Дети: плесень опасна.
Воспитатель: верно, она опасна, но не всякая. Она еще и пользу приносит.
При помощи плесени готовят кефир, йогурт, творог, квашеную капусту.
Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем.
Игра: «Живое не живое»
Я называю вам живую и не живую природу. Если это живое - мы прыгаем, а если не живое – садимся.
Воспитатель: давайте ребята узнаем, при каких условиях растет плесень? И проведем эксперимент. Создадим все нужные условия для роста микроорганизмов. В связи с этим мы научные сотрудники. Поэтому будьте внимательны и наблюдательны.
Проведение эксперимента:
Воспитатель: Мы возьмем два одинаковых кусочка хлеба и положим их в контейнеры. Первый контейнер (с зеленой крышкой) оставили открытым и поставили в хорошо проветриваемое место (обозначим его значком – перечеркнутая капля и кружок-воздух). Во второй контейнер (с красной крышкой) положили намоченный в воде хлеб и плотно накрыли крышкой (капля и перечеркнутый кружок-воздух).
Так же заведем журнал наблюдений. В нем будем зарисовывать все наши наблюдения и изменения, которые будут происходить с хлебом в первом и во втором контейнерах. Согласны?
Дети: согласны.
А по окончанию нашего исследования напишем, Кузе все, о чем узнали.
2 часть (проводится в другой день)
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы продолжаем работу в научной лаборатории. Давайте вспомним, какое исследование проводится в нашей научной лаборатории?
Дети: Мы изучаем плесень и что она живой организм, в каких условиях они растут. Во влажных, или под воздействием воздуха.
Воспитатель: Что мы предположили, проводя эксперимент?
Дети: Что влага и тепло создают хорошие условия для роста микроорганизмов и что они живые.
Воспитатель: Что мы делали вовремя проведения эксперимента?
Дети: Мы положили хлеб в два контейнера. Первый контейнер (с зеленой крышкой) оставили открытым поставили в хорошо проветриваемое место. Во второй контейнер (с красной крышкой) положили намоченный в воде хлеб и плотно накрыли крышкой.
Воспитатель: Как мы отметили первый контейнер?
Дети: Он отмечен перечеркнутой каплей и белым кружочком.
Воспитатель: Давайте рассмотрим хлеб в первом контейнере, который находился на открытом воздухе. Для этого возьмите лупы.
Дети внимательно рассматривают кусочки хлеба с помощью лупы.
Воспитатель: Что вы можете сказать, как выглядит хлеб, как он изменился?
Дети: Хлеб выглядит сухим.
Воспитатель : Как вы думаете, можем ли мы увидеть присутствие микробов?
Дети: Нет, без микроскопа мы не можем увидеть микробы.
Воспитатель: Теперь рассмотрим хлеб, закрытый плотной крышкой, который находился во влажных условиях, и стоял в тёплом месте.
Воспитатель: Как мы отметили этот контейнер?
Дети: Он отмечен голубой капелькой и перечеркнутым кружочком.
Воспитатель: Как выглядит хлеб в этом контейнере?
Дети рассматривают и отмечают, что хлеб изменился, он покрылся плесенью.
Воспитатель: Мы не будем открывать эту коробочку, чтобы плесень не распространилась в комнате. Она может быть опасной для человека. Но через прозрачный контейнер вы ее хорошо увидите.
Воспитатель: Подумайте, можем ли мы теперь увидеть присутствие микробов?
Дети: Да ведь на хлебе поселилась плесень серовато-зеленого цвета.
Воспитатель: А что такое плесень?
Дети: Плесень это живые микроорганизмы.
Воспитатель: Как вы думаете, почему плесень появилась на хлебе именно в этом контейнере?
Дети: Потому что там была благоприятная влажная среда и пища для микроорганизмов.
Воспитатель: В течение недели мы изучали условия роста микроорганизмов. Результаты фиксировали в дневник наблюдений. Дети на основе этих наблюдений, расскажите, что происходило с хлебом в первом и во втором контейнерах?
Дети: 1,2,3 день. Изменений не наблюдается ни в первом, ни во втором контейнерах.
Дети: 4 день. В первом контейнере с зеленой крышкой (обозначили значком – перечеркнутая капля и кружок - воздух), хлеб чистый, сухой, без запаха.
Во втором контейнере (обозначили перечеркнутый кружок и капля) с закрытой красной крышкой, образовались наросты плесени серовато-зеленого оттенка.
Дети: 5 день. В первом контейнере с зеленой крышкой (обозначили значком перечеркнутая капля и кружок - воздух), хлеб чистый, сухой, без запаха.
Во втором контейнере (обозначили перечеркнутый кружок и капля) с закрытой красной крышкой, плесень покрыла весь кусочек хлеба пушистыми наростами серовато-зеленого оттенка.
Дети: 6 день.
1 контейнер: изменений нет.
2 контейнер: плесень разрослась по всему контейнеру и приобрела более темный цвет.
Воспитатель: ребята, какой мы сделаем вывод?
Дети: Плесень питается, любит влагу, тепло и отсутствие свежего воздуха. В этих условиях быстро растет и развивается. А значит плесень это живой микроорганизм. Воспитатель: Как вы думаете, плесень только вредит, или нет?
Дети: При помощи плесени готовят кефир, йогурт, творог, квашеную капусту.
Воспитатель: Плесень так же используется и для приготовления лекарства «пенициллин». Пенициллин помогает людям бороться со многими болезнями.
Воспитатель: ребята у меня для вас задание, попробуете его выполнить?
Описание игры:
Материал: картинки обозначающие микробов, излишнюю сухость, излишняя влажность, загрязнения, кислород, тепло, сыр с плесенью.
Игровое задание: выбрать картинки с условиями, которые способствует росту плесени, определить что лишнее.
Воспитатель: Спасибо вам ребята за хорошую работу в научной лаборатории. Вы как настоящие учёные проводили научные исследования. Мы с вами поучаствовали в интересных научных открытиях, узнали много нового о микроорганизмах.
Я предлагаю вам провести дальнейшее исследование микроорганизмов с вашими родителями. Во время выходных дней подготовьте рассказ, или нарисуйте рисунки о микробах. Как с ними бороться, как они помогают человеку, что бы вы хотели узнать о них. В понедельник мы вместе их изучим и сделаем выставку. А потом отправим наши исследования Домовенку Кузе, чтобы он тоже все знал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение.Методика проведения тренировочного мероприятия по развитию исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Знакомство детей с общей схемой исследовательской деятельности. ...
карточки-помощницы для организации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Свойства жидкости"
Карточки-помощницы для самостоятельного проведения поисково-исследовательской деятельности детьми старшего дошкольного возраста по теме "Свойства жидкости" (взаимодействие воды, молока (кефира), расти...
Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на прогулке
В ланном материале даны рекомендации и описаны игры в которые могут играть родители с детьми на прогулке для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста....
Методическая разработка по развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей «Перемещение воды в растениях»
Презентация опыта организации самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста....
Самостоятельная исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю вашему вниманию статью для педагогов дошкольного образования. Данный материал можно использовать в качестве выступления на педсовете, методическом объединении, также для повышения самообразо...
Самостоятельная исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста
Самостоятельная исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Цель: выработать стремление к внедрению инноваций в исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность....