Самообразование
методическая разработка (средняя группа)
«Нетрадиционные техники рисования с детьми 4-5 лет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 49.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
План по самообразованию на тему:
«Нетрадиционные техники рисования с детьми 4-5 лет»
Воспитатель: Отегенова М.Н.
Пыть-Ях
2024-2025г.г.
План по самообразованию
«Нетрадиционные техники рисования с детьми 4-5 лет»
Дата начала работы:02.09.2024г.
Предполагаемая дата окончания работы: 30.05.2025г.
«В творчестве нет правильного или не правильного пути, есть только свой
путь, к чему стоит стремиться»
Актуальность.
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует.
В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.
Одним из способов решения этой задачи является
использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста. Использование нетрадиционных техник рисования
способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь
способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребенок, как будет
развиваться его фантазия.
Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные
способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.
Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок
собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок. Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет
дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Цель: Создание педагогических условий для развития творческих
способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими
техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.
Перспективный план работы с детьми на 2024 – 2025 учебный год.
Месяц | Тема | Формы работы, цель | Методическое оснащение |
Сентябрь | «Ветка вишни» (кисть, рисование пальчиком) | Учить детей рисовать ветку с ягодами используя, рисование кистью и пальчиками, располагать рисунок на всём листе. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. | половинки альбомных листов, гуашь красная, зеленая, салфетки, баночки с водой, кисти. |
«Гусеница» (печатанье пробкой) | Учить детей закрашивать верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делать несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовывать кисточкой глазки, лапки. | мольберт, листы бумаги с изображением зеленого листочка на каждого ребенка, разведенная гуашь желтого цвета, черные фломастеры, пробки, салфетки, непроливайки с водой, игрушка- зайка. | |
Октябрь | «Осенние листья» (отпечатки листьев) | Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и жёлтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья. | альбомный лист, опавшие листья с разных деревьев (клена, березы, рябины, тополя, дуба), гуашь, широкую кисть, баночку с водой, лист бумаги или клеенку (подложить под раскрашиваемые листья). |
«Осеннее дерево» (ладошка) | Учить детей рисовать осеннее дерево с помощью ладошки, вносить по желанию детей дополнения (листва разного цвета, трава). | демонстрацион ный материал «Осенний пейзаж»; изображение дерева на ватмане; краски гуашь; салфетки. | |
Ноябрь | «Цыплёнок» (тычок жёсткой кистью) | Продолжать учить детей рисовать предмет, состоящий из двух кругов, простым карандашом. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя | Игрушка курица. У детей альбомные листы зелёного фона с контуром цыплёнка, |
тычок жёсткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки. | гуашь, мягкая кисть № 3, жесткая кисть № 5. | ||
«Котёнок» (тычок жёсткой кистью) | Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок полусухой, жёсткой кисти. Закреплять умение подбирать нужный цвет, доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисти. | альбомный лист с карандашным контуром кошки, кисть, чёрная, коричневая, розовая и оранжевая гуашь, салфетки, подставки для кисточек, мольберт, изображения кошек, конверт с письмом и образцом, кошка. | |
Декабрь | «Рыбка» (ладошка) | Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе. | лист бумаги формат А4 (фон голубой), мисочки с разведенной водой гуашью, краски гуашевые (черного, коричневого, зеленого цветов ), кисти, стаканчики ( баночки) с водой, салфетки( бумажные и влажные), иллюстрации с изображением рыбок, педагогические эскизы. |
«Осьминог» (ладошка) | Познакомить детей с морем и его обитателями. Воспитывать любовь к живой природе, развивать воображение и интерес к рисованию. | презентация «Морские обитатели»; мультфильм про осьминожков, блюдечки с краской разных цветов; влажные салфетки. | |
Январь | «Салют » (рисование кистью на мокром листе) | Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания, задуманного образа. | листы бумаги для акварели, акварельные краски, широкие и тонкие мягкие кисточки, баночки с водой, |
тряпочки (на каждого ребенка). | |||
«Снежная баба» (оттиск скомканной бумагой) | Продолжать учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумаги. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки. | голубой или синий лист картона, блюдца с белой гуашью, слегка разведенной водой, комки смятой бумаги среднего размера, гуашь цветная, кисточки, баночки с водой (на каждого ребенка). | |
Февраль | «Укрась медвежонку рубаху» (ватные палочки) | Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, пальчиками, кистью. Учить выбирать технику самостоятельно в зависимости от выбранного рисунка. | Иллюстрация с изображением синички, альбомный лист, гуашь, кисть, салфетка, тазик с водой. Альбомный лист, гуашь, кисточки №6 и №3, салфетки . |
«Синица» (ладошка, поролон) | Продолжать учить детей рисовать руками, учить рисовать голову печатаньем поролоном, глаза рисовать кончиком кисти, находить сходство с птицей, радоваться полученному результату. | ||
Март | «Ваза с цветами» (ладошка) | Продолжать учить детей рисовать руками прикладывая, их к листу бумаги, учить закрашивать предмет (вазу) не заходя за контур. | иллюстрации с изображением цветов вазе, тюльпаны, альбомные листы, гуашь разных цветов, кисти №6, влажные салфетки, баночки с водой. |
«Веточка мимозы» (ватные палочки) | Продолжать учить детей рисовать кисточкой веточку мимозы. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком. Воспитывать любовь к близким. | Живая ветка мимозы (картинка). Половинка альбомного листа, гуашь, кисти, ватные палочки баночки с водой, тряпочки (на |
каждого ребенка). | |||
Апрель | «Разноцветн ые яички» (ватная палочка) | Продолжать учить детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца. Продолжать учить методом тычка контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие. | Ваза с ветками вербы; Пасхальные яйца из различных материалов (Бумажные – 2 шт., деревянные, пластиковые и т.д.), украшенные различными способами: (бисероплетение, вышивка, роспись, паетки и блестки, ленты и тесьма, и т.д.); Заготовки бумажные в форме яиц белого цвета; Краски гуашь; Кисти разных размеров; Ватные палочки; Ленточки; Клей; Цветные бумажные яйца для рефлексии. |
«Жёлтый одуванчик» (тычок кистью) | Закреплять умение детей рисовать методом тычка и кончиком кисти | гуашь зеленого и желтого, белого цвета; две кисти - кисть с жесткой щетиной, мягкая кисть с тонким концом; палитра; светло-зеленый лист бумаги А-4; белый лист бумаги; матерчатая тряпочка; бумажная салфетка; баночка с водой; подставка под кисточку. | |
Май | «Бабочка» (ватная палочка) | Учить украшать предмет яркими цветами и узорами. Развивать творчество, воображение. | гуашь, ватные палочки, силуэты бабочек, салфетки, картинки с |
изображением времени года лето, бабочек, ТСО - аудиозапись «Песенка о лете» - из мультфильма "Дед Мороз и лето». | |||
«Божья коровка» (рисование кистью и ватными палочками) | Учить детей рисовать выразительный образ насекомого. Продолжать учить создавать композицию на основе зеленого листочка. Усовершенствовать технику рисования гуашью, умение объединять два инструмента рисования – кисточка и ватная палочка. Развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым. Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание стихотворения о божьей коровке. Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать. | Игрушка «Божья коровка» или картинка (фото) с изображением божьей коровки. Листы бумаги, вырезанные в форме листика и тонированные в зеленый цвет. Гуашь красная и черная. Кисточки и ватные палочки. Подкладные листы, неразливайки с водой, салфетки для промокания кисточек. |
План работы взаимодействия с родителями
Месяц | тема |
Сентябрь | 1. Анкетирование родителей на тему: «Что рисует Ваш ребенок». 2. Памятки для родителей «Развитие творческих способностей ребёнка». |
Октябрь | Консультация для родителей «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей». |
Ноябрь | Консультация для родителей «Использование нетрадиционных методов рисования» |
Декабрь | Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей» |
Январь | Консультация для родителей: «Рисуем ладошками». |
Февраль | Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике». |
Март | Консультация для родителей «Так ли важно рисование в жизни ребенка?» |
Апрель | Консультация для родителей «Рисуем дома, рисуем вместе» |
Май | Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Методическое обеспечение.
- Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008г.
- «Воспитатель» - №5 2009 г.
- Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
- М.,2007 г.
- Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками:
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
- Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
- Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.
- Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в
формировании изобразительной деятельности дошкольников”.
- Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008.
- А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
- Одинокова Г. Ю.Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006г.
- Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом
«Литера», 2008.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2004
- Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...