Семинар для родителей на тему: «Билингвизм в работе с детьми дошкольного и школьного возраста. Роль родителей в развитии речи».
план-конспект занятия (старшая группа)

Содномова Дулмажаб Хандуевна

Билингвизм у детей дошкольного и школьного возраста.Проблемы. Пути решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для родителей на тему:

«Билингвизм в работе с детьми дошкольного и школьного возраста. Роль родителей в развитии речи».


     Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Если пришли к осени в группу или в класс дети, которые понимают на уровне обиходного словаря только на родном языке родителей? Как быть? С чего начать?

     Понятно, свободное владение вторым языком — это, несомненно, отличное качество для любого человека.

     Но: одно дело — выучить язык в сознательном возрасте, и совсем другое — с рождения расти в двуязычной языковой среде.

     Хочется обратить внимание на данную проблему именно сегодня, когда дети-билингвы встречаются во всех детских садах и школах.

      Билингвами называют людей, которые в своей речи постоянно используют два языка, причем они могут быть как равноценными, так и нет. Если ребенок родился в интернациональной или эмигрантской семье, то речь идет о врожденном (раннем) билингвизме. Большинство родителей данных детей часто задаются вопросами: как помочь детям, не будет ли в этой ситуации негативных последствий для развития? Или встречаются и такие, которые говорят: мы временно живем в вашей стране.

     Как быть логопеду, как помочь вовремя поставить звуки билингву?

     Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В 5—б лет дети, имеющие недостатки речи, понимающие два языка, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.
Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого
необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом.
Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво. Немного приостановить говорить на двух языках? Как поступить в этом случае?
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых
неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень
важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые, которые могли бы до того момента, как поставлены все звуки, автоматизированы и введены в речь. Важно: в период постановки и автоматизации поставленных звуков разговаривали только на одном языке. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. Родной язык понимает, но общается на одном. Многолетний опыт работы подсказывает, что эффективно использовать именно такой подход обучения.
   Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи и билингвизм могут вызвать неуспеваемость ученика.
С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко
пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.
Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение
звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.
Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Среди неуспевающих школьников младших классов
отмечается большой процент детей-билингвов.
На что же следует обращать внимание в организации индивидуальных занятий?
Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей?

На эти вопросы  постараюсь ответить далее:
   1. Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы;

     2. Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается
возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на
полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.
   Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк;
   3.Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным
звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны
(например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста;
    4. Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы  взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь
, четко произносили все звуки и слова на одном языке, на котором рекомендует логопед.
    5. Нередко причиной неправильного произношения звуков является
подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.
    6. Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозит усвоение звуков, задерживает своевременное овладение словарем.
Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с
уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов,
недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении.         Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.
Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово.

     Безусловно, родители желают хорошее, самое лучшее, чтобы уверенно дети вышли в Жизнь. С раннего возраста пытаются, в силу своих возможностей, дать все необходимое в плане развития речи.

    В последние десять лет, все чаще приводят в дошкольные учреждения детей, родители которых заинтересованы, активно включаются в процесс обучения.

    И все же, рассмотрим плюсы билингвизма у детей дошкольного возраста:

1. Такие дети имеют большую гибкость мышления, чем их сверстники-монолингвы.

2. Ребенок глубже понимает язык и его структуру. Во взрослой жизни он проще и быстрее освоит еще один иностранный язык.

3. Различные языковые сообщества положительно влияют на развитие ребенка. Он лучше усвоит культуру, историю, социальные нормы. В итоге картина мира у такого ребенка будет ярче и глубже.

4. Изучение второго языка с раннего возраста, когда все звуки поставлены, автоматизированы и введены в речь, делает детей более открытыми к познанию всего нового.

     Замечательно, если есть стремление у заботливых родителей. Взаимодействие с данными родителями дает положительную динамику. Составление индивидуального маршрута и дальнейшее сопровождение идет, согласно плану. И он к семи годам уверенно пойдет в первый класс и станет успешным.

Содномова Д.Х., учитель-логопед

высшей квалификационной категории ГБДОУ

детского сада № 100 Центрального района

города Санкт-Петербурга.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и школьного возраста в условиях модернизации

Мелкая моторика, развитие речи, работа с родителями, палочки Кюизенера...

Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи

В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....

Семинар – практикум на тему: «ИМАГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар – практикум на тему:«ИМАГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Семинар – практикум для родителей на тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи»

Семинар – практикум для родителей на тему«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи»...

Взаимодействие логопеда, психолога, воспитателя, координация их действий в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения речи.

Взаимодействие логопеда, психолога, воспитателя, координация их действий в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения речи....

Доклад для выступления на семинаре «Работа с детьми дошкольного возраста в рамках образовательной области «Познавательное развитие»

Выступление на семинаре для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач"...

Отчет по самообразованию По теме: «Современные методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи»

В 2020-2021 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Современные методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи». Правильная, хорошо развитая речь является одним из осн...