Доклад для выступления на семинаре «Работа с детьми дошкольного возраста в рамках образовательной области «Познавательное развитие»
материал

Выступление на семинаре для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_femp.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Сергиево-Посадского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 9»

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная д.22 «б»

Тел: 8(496)548-08-84

Выступление на семинаре для воспитателей

 «Обучение детей старшего дошкольного

возраста решению арифметических задач»

Подготовил  воспитатель: Лембинен Татьяна Анатольевна

г. Сергиев Посад

апрель 2023 г.

Обучение детей решению арифметических задач.

Слайд № 1

В познавательном развитии дошкольника элементарные математические представления играют важную роль. Математические представления участвуют в развитии умственных (интеллектуальных) способностей и помогают формированию мыслительных операций. Одним из сложных разделов считается обучение детей решению арифметических задач.

Слайд № 2

Арифметические задачи делятся на простые и сложные. Дошкольники решают простые задачи. Это задачи на нахождение суммы и остатка. (На столе лежало 3 красных яблока и 2 жёлтых. Сколько всего яблок лежало на столе?).

Слайд № 3

В зависимости от используемого наглядного материала различаются следующие задачи:

- задачи-драматизации;

- задачи-иллюстрации;

- устные задачи, которые дети решают без опоры на наглядный материал.

Рассмотрим подробнее каждый вид задач.

Содержание задач-драматизаций непосредственно отражает жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают.

Слайд № 4

В задачах-драматизациях наиболее наглядно раскрывается их смысл. Дети начинают понимать, что в задаче всегда отражается конкретная жизнь людей. Задачи этого вида особенно ценны на первом этапе обучения: дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям.

Слайд № 5

Задачи – иллюстрации (по картинкам, по игрушкам) служат развитию самостоятельности и накоплению опыта установления количественных отношений в различных жизненных ситуациях. Вначале детям демонстрируют картинки, на которых представлены и тема, и сюжет, и числовые данные. Первую задачу по картинке воспитатель составляет сам.

Он учит детей рассматривать рисунок, выделять числовые данные и те жизненные действия, которые привели к изменению количественных отношений.

Слайд № 6

Например, на картинке нарисован мальчик с 5 шарами, 1 шар он отдает девочке. Рассматривая картинку, воспитатель спрашивает: - Что здесь нарисовано? - Что держит мальчик? - Сколько у него шаров? - Что он делает? - Если он отдаст шар девочке, больше или меньше у него останется шаров? - Что мы знаем? - Сопоставьте условие задачи. - О чем можно спросить?

Слайд № 7

Вначале педагог помогает детям наводящими вопросами, затем дает им лишь план: - Что нарисовано? Сколько? Что изменилось? Больше или меньше станет?». В дальнейшем дети самостоятельно рассматривают картинки и составляют задачи.

Слайд № 8

Основные требования к картинкам:

- простота сюжета;

- динамизм содержания;

- ярко выраженные количественные отношения между объектами.

Слайд № 9

Но задачи-иллюстрации могут иметь и более динамичный характер. Например, дается картина-панно, на которой представлены общий фон (лес, река) или такие предметы, как ваза, корзина, ель, яблоня.

Слайд № 10

На рисунках сделаны разрезы, в которые вставляют плоские цветные изображения предметов: шишек, яблок, шаров, груш, огурцов, лодок, домов, деревьев и пр. Воспитатель вставляет в разрезы изображения предметов так, чтобы наглядно были представлены числовые данные.

Таким образом, тематика здесь предопределена, но числовые данные и содержание задачи могут меняться.

Слайд № 11

Устные задачи. Первые устные задачи дает детям воспитатель. Обучая детей решению устных задач, может быть использован такой прием:  воспитатель рассказывает детям задачу и предлагает им изобразить условие с помощью кружков или квадратов.

Слайд № 12

Обучение сложению и вычитанию — одна из основных задач математической работы в первом классе. В дошкольном возрасте проводится подготовительная работа. Дети осваивают вычисление, составляя и решая арифметические задачи. 

Слайд № 13

Обучение  дошкольников  решению  задач осуществляется поэтапно.  В  разных  методиках  (А.М.   Леушина, Е.М. Семенов,  Н.И. Непомнящая,  А.В. Белошистая)  выделяются  различные этапы.

Слайд № 14

В своей работе я использую методику  А.М. Леушиной, описанной в учебном пособии  «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» под ред.  А. А. Столяра. В этой книге описываются четыре этапа обучения детей решению арифметических задач.

Слайд № 15

Этапы обучения решению арифметических задач.

I этап - подготовительный.

Цель этого этапа организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами. С их помощью раскрывается отношение «часть - целое», доводится до понимания смысл выражений «больше на…», «меньше на…».

Слайд № 16

Пример, положите 2 красных кружка, а ниже положите 4 жёлтых. Сколько всего кружков вы положили? Положите 4 красных кружка, а ниже положите жёлтых на 1 меньше. Сколько всего кружков вы положили?

Слайд № 17

Целью второго этапа является обучение детей умению составлять задачи и подведение к усвоению её структуры.

При изучении структуры задачи достаточно лишь давать полный ответ. И только после усвоения формулировать действие и записывать его.

Начинаю обучение с задач-драматизаций в следующей последовательности: придумывание задачи; разбор структуры; повторение задачи целиком; формулировка ответа. Обращаю внимание на правильную формулировку вопроса: Сколько стало? (задача на сложение). Сколько всего? (задача на сложение). Сколько осталось? (задача на вычитание).

Слайд № 18

На этом этапе обучения составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1. Это важно учитывать, чтобы не затруднять детей поиском способов решения задачи. Прибавить или вычесть число 1 они могут на основе имеющихся у них знаний об образовании последующего или предыдущего числа. Текст задачи произносится так, чтобы было четко отделено условие, вопрос и числовые данные. Составленную задачу повторяют двое или трое детей. При этом нужно следить, чтобы дети не забывали числовые данные, правильно формулировали вопрос.

Слайд № 19

При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса. Продолжая учить детей составлять задачи, нужно особо подчеркнуть необходимость числовых данных. Чтобы убедить детей в необходимости наличия не менее двух чисел в задаче, намеренно пропускаю одно из числовых данных. Дети приходят к выводу, что такую задачу решить невозможно, так как в ней не указанно второе число.

Слайд № 20

Структура задачи включает четыре компонента: условие, вопрос, решение и ответ.

Когда дети научатся правильно выделять структурные части задачи, можно перейти к следующей ступени – учить анализировать задачи. В ходе анализа задачи выясняю, о чем (или о ком) говорится в задаче, что известно в задаче (назвать известные числа и сказать, что они обозначают), прошу повторить условие задачи, повторить вопрос задачи (сказать что неизвестно).

Итак, на втором этапе работы над задачами дети должны:

а) научиться составлять задачи;

б) понимать их отличие от рассказа и загадки;

в) понимать структуру задачи;

г) уметь анализировать задачи, устанавливая отношения между данными и искомым.

Слайд № 21

На третьем этапе знакомлю детей с арифметическими действиями сложения и вычитания, учу формулировать их и записывать с помощью цифр и знаков в виде числового примера.

Сначала начинаю работу с задач на сложение, так как они более просты для усвоения, а потом перехожу к задачам на вычитание.

Можно предложить детям задачи внешне похожие, но с разным арифметическим действием.

Например: «На дереве сидели четыре птички. Прилетела еще одна. Сколько птичек стало на дереве?» и  «На дереве сидели четыре птички, одна птичка улетела. Сколько птичек осталось на дереве?».

На основе анализа данных задач у детей будет сформировано понятие о том, что если вопросы в задачах различны, то и различны арифметические действия.

Слайд № 22

На четвертом этапе учу детей приемам вычисления – присчитывание и отсчитывание единицы.

Обучение детей решению задач начинаю с числа 1. А когда использую числа больше 1, то учу детей приёмам присчитывания и отсчитывания по единице.

Например, в корзине было 4 яблока, добавили ещё 2. Сколько яблок стало в корзине? Разбирая задачу, дети устанавливают: чтобы её решить, надо к 4 прибавить 2. Как мы будем прибавлять? Нужно к 4 прибавить 2 раза по 1: 4 да 1 – это 5, 5 да 1 – это 6. К 4 прибавить 2, получится 6.

Слайд № 23

Когда дети научатся присчитывать по 1 число 2, показываю, как надо отсчитывать по1 данное число, решая задачи на вычитание. Приём отсчитывания следует формулировать так: «4 без 1 – это 3, 3 без 1 – это 2. Позже дети присчитывают и отсчитывают число 3.

Предшествующая работа создает условия для перехода к составлению задач без наглядного материала (устные задачи).

Слайд № 24

Роль умения решать детьми арифметические задачи.

В заключении хочу отметить, что работа над задачами не только обогащает детей новыми знаниями, но и дает богатый материал для умственного развития (способствует развитию логического мышления, смекалки, сообразительности, формированию воли, настойчивости, самостоятельности и т. д.).

Работа над задачами приучает детей к дисциплинированному мышлению и поведению, т. е. обеспечивает воспитательно  - образовательный эффект.

Слайд № 25

Литература:

1. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. Кн. для воспитателя детского сада. / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 1992.-191с.

2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Просвещение, 1979.-368с.

3. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников.- 2-ое изд., испр . – М.: Просвещение, 1980. –64с.

4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов./ Р.Л. Березина, З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303с.  

5. Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984. – 256с.

6. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студентов дошкольных отделений и факультетов средних педагогических заведений. – М.: Академия, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области познавательное развитие "Путешествие в Сказкинград"

Сказка - это популярный жанр устного народного творчества. Рассказчик подает, а слушатель воспринимает сказку как вымысел. Без сказки - живой, яркой, овладевший сознанием и чувствами ребенка, невозмож...

Методическая Разработка Конспекта НОД с Детьми Среднего Дошкольного Возраста по Реализации Образовательных Областей Познавательное Развитие, Речевое Развитие, Социально-Коммуникативное Развитие, Художественно-Эстетическое Развитие. «Осень»

закреплять знания о времени года, характерных признаках осени,  сезонных изменениях в природе, закрепить знание осенних месяцев; познакомить с загадками об осени.    Помочь увидеть мног...