Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и школьного возраста в условиях модернизации
статья по логопедии по теме

Завернина Лариса Михайловна

Мелкая моторика, развитие речи, работа с родителями, палочки Кюизенера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizuemye_snovnye_i_dopolnitelnye_programmy_statya.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и школьного возраста в условиях модернизации

завернина л.м.

 мбдоу детский сад комбинированного

 вида №14 «дельфинята», г.коломна

Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования всех уровней, оказание своевременной и квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с целью их оптимальной социальной адаптации и интеграции в общество [1].

 В дошкольном образовательном учреждении используется коррекционная программа  ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением речи: «Коррекция нарушений речи» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, С.А. Мироновой, А.В. Лагутиной. С целью обновления содержания дошкольного образования педагогами   используются современные методики и технологии: «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. ч.1. Первый год обучения» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, «Если дошкольник плохо говорит», «В первый класс без дефектов речи», «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Т.А.Ткаченко.

В нашем детском саду логопеды, воспитатели и психологи применяют в работе игровые формы и методы, которые поднимают интерес воспитанников в обучении. Так, разработанные бельгийским математиком Х. Кюизенером палочки, широко применяются на логопедических занятиях. Игры и упражнения с ними помогают решать такие логопедические задачи: формирование мелкой моторики; закрепление понятий (длинный-короткий и т.п.); закрепление знания о цвете; обучение ориентировки в пространстве; развитие творческого мышления.

В одном наборе 116 цветных  палочек: белых, розовых, голубых, красных, желтых, фиолетовых, черных, бордовых, оранжевых и одна коричневая. Самая маленькая палочка белого цвета длиной 1см. Палочки Кюизенера доступны для работы с детьми старше 3 лет. Каждый ребенок получает комплект палочек. По их использованию имеются альбомы-приложения и методические советы: «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком». Строить из палочек рекомендуется на специальных листах форматом А4 голубого и светло-зеленого тонов, дополняя недостающие детали к постройке (кружки, овалы).

На логопедическом  занятии игре с палочками Кюизенера отводится не более 3 мин. Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривание предложений, называние частей предмета, отрабатывание грамматики и лексики, закрепление коротких стихов, потешек, автоматизация звуков речи, формирование навыков произношения слов различной звукослоговой структуры.

        Почти каждая лексическая тема дает возможность логопеду использовать в работе палочки Кюизенера и выработать определенную систему работы с ними на логопедических занятиях. В средней и старшей группах дети выкладывают палочки по образцу, в подготовительной группе - по представлению, из собственного опыта [2].

        В развитии речи человека значительную роль играет двигательный анализатор (В.П.Бехтерев, И.П.Павлов и др.). В зависимости от уровня развития основных характеристик движения мелкой моторики (точности, координированности, переключаемости, быстроты) можно судить и о наличии у ребенка тех или иных речевых нарушений. Использование массажных мячиков на логопедических занятиях дает возможность быстрее развивать речь у детей дошкольного возраста, способствует улучшению кровообращения рук, помогает снять мышечный тонус и работу нервной системы. При выполнении упражнений с массажными мячиками важно соблюдать ряд требований: сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с упражнениями, направленными на коррекцию просодической, фонетико-фонематической, лексико-грамматической, связной стороны речи; устанавливать продолжительность выполнения упражнений в зависимости от возраста и речевого нарушения ребенка, поставленных целей, этапа занятия; чередовать медленный и быстрый темп выполнения движений; использовать упражнения с массажными мячиками на разных по форме  логопедических занятиях; соблюдать на занятиях принцип «от простого к сложному»; перед выполнением упражнения показывать движения, сопровождая их словесной инструкцией; каждое упражнение давать в игровой форме [3].

        Главная задача логопеда – привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Успех коррекционной работы во много зависит от добросовестного отношения родителей детей-логопатов к выполнению заданий логопеда и правильной организации работы. Логопед использует следующие формы взаимодействия с семьей: знакомство (встречи-знакомства, анкетирование), родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации. В течение года проводятся индивидуальные беседы по результатам обследования [4].

        Анализ результатов диагностики показал, что распределение детей по уровням развития на конец учебного года по сравнению с началом и серединой года значительно возрастает. Увеличивается удельный вес детей высокого и среднего уровня развития, и наоборот удельный вес детей низкого уровня отсутствует у детей подготовительной к школе группы и незначительная доля низкого уровня у детей средней и старшей групп, что свидетельствует об успешном усвоении детьми образовательной программы. По результатам диагностики логопед составляет планы коррекционной работы с детьми.  Содержание коррекционной  работы с детьми реализуется в соответствии с требованиями программ коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями речи, использование коррекционных развивающих технологий С.В.Коноваленко, Т.А.Ткаченко, Н.В.Нищевой. Учитывая нервно-психическое состояние здоровья ребенка, структуру речевого дефекта, педагоги предлагают ребенку посильную нагрузку на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях. Учитывая зону ближайшего развития, педагогами реализуется индивидуальный подход с учетом уровня познавательных возможностей и состояния здоровья детей.  Психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ определяет для детей группы риска индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут.

Статистический отчет за 2011-2012 учебный год

Речевое заключение

Кол-во детей на начало уч. года

Выбыло в течение уч. года

Прибыло в течение уч. года

Кол-во детей на конец уч. года

Количество выпущенных детей

Кол-во детей оставленных для продолжения обучения

С хорошей речью

Со значительными улучшениями

Без значительных улучшений

Дизартрия

5

3

2

3

3

Дислалия, сл.дислалия

14

1

1

6

8

6

6

ОНР (II), ОНР (III)

6

6

6

ЗРР

2

1

1

                Учебно-методическое и дидактическое оснащение соответствует программным требованиям и позволяет проводить коррекцию психологической базы речи, совершенствование коммуникативных навыков. Формирование и совершенствование речи – необходимое условие для реализации всестороннего развития детей и подготовки их к обучению в школе. Педагоги обладают системой теоретических и практических знаний об особенностях развития речи дошкольников, владеют методами и приемами обучения родному языку. Большое внимание уделяется созданию условий для развития у детей речевого общения с взрослыми и сверстниками, побуждающих детей к вопросам, ответам, высказываниям. Специально организованные занятия по развитию связной речи помогают добиться определенного объема и навыков, а также максимальной речевой активности детей. В течение всего пребывания ребенка в ДОУ создается единый речевой режим. С целью коррекции речевых нарушений воспитатели поправляют и упражняют детей в правильном  произношении, используя при этом чистоговорки,  скороговорки, стихи и загадки, специальные упражнения, игры и дидактические пособия.

        В  логопедической группе имеется наглядный материал по развитию мелкой моторики, фонематического восприятия, ознакомления с окружающим и подготовки детей к обучению грамоте. Накоплен значительный опыт по вопросу развития и коррекции речи детей – это: консультации для родителей, конспекты открытых занятий, опыты работ и т.п. В ДОУ ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между МБДОУ и школой.

        Логопедическая работа в период дошкольного детства позволяет своевременно выявить и максимально скорригировать имеющиеся речевые нарушения, существенно ускорить темпы развития ребенка, предупредить возможные вторичные личностные нарушения и обеспечить более успешное школьное обучение. В целом, дети подготовительных к школе групп достигают уровня развития для продолжения  на следующей ступени образования.

Список использованной литературы

  1. Денисова О.А., Букина И.А., Коновалова А.П., Зорина С.В. Состояние и перспективы развития логопедической службы // Логопед. – 2010. - №6. –С.6.
  2. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. – М., 2007.
  3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. СПб., 2001.
  4. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи / Под ред. Л.С. Вакуленко. СПб., 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...

Взаимодействие логопеда, психолога, воспитателя, координация их действий в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения речи.

Взаимодействие логопеда, психолога, воспитателя, координация их действий в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения речи....