Авторская программа
рабочая программа
Муниципальное бюджетное учреждение
«Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнкекмского муниципального района
Республики Татарстан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №93 «Эллюки»
«Программа по обучению детей
старшего дошкольного возраста безопасному поведению на дороге»
Методическое пособие
Авторы: Л.Ш.Бикмурзина,
воспитатель МАДОУ № 93 «Эллюки»
г. Нижнекамск
2020 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
| Наименование разделов
| Стр. |
| 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
|
1.1.
| Пояснительная записка | 3 |
1.2.
| Цели и задачи реализации Программы
| 4 |
1.3.
| Принципы и подходы к формированию Программы
| 4 |
1.4.
| Актуальность Программы
| 5
|
1.5. | Планируемые результаты освоения Программы | 5 |
| 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
|
2.1. | Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах | 6 |
2.2. | Использование различных форм, методов и средств ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице | 7 |
2.3. | Тематический словарь для детей старшего дошкольного возраста | 7 |
2.4. | Перспективное планирование в старшей группе
| 8 |
2.5. | Диагностическая карта по определению знаний дорожной азбуки у детей старших групп | 16 |
2.6. | Тематический план работы с детьми старшего возраста по БДД посредствам художественной литературы | 17 |
| 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
|
3.1. | Предметно-пространственная среда | 19 |
3.2. | Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие детей по знанию БДД» | 19 |
4. | ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ |
|
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Пособие содержит перспективное планирование работы по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах.
Материал пособия представляет интерес для педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических специальностей.
С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости...
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех кто, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляя морщится от выхлопных газов.
В современном городе надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомобильного парка не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Над этой проблемой сейчас работают и учёные, и строители, и техники, и работники Государственной автомобильной инспекции. Созданы специальные научно-исследовательские центры по борьбе с загрязнённостью атмосферы в городах, строятся новые скоростные магистрали с подземными переходами для пешеходов, усовершенствуются старые автомобильные трассы, чтобы избежать «пробок» – большого скопления автомобилей, создать максимум удобств транспорту и безопасность пешеходам. Работники Государственной автомобильной инспекции постоянно наблюдают за движением и за выполнением правил дорожного движения.
Но многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.
Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.
1.2.Цели и задачи реализации Программы
Цель программы
сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Только комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, с последующей профессиональной подготовки водителей из числа подростков должны дать положительный результат.
Задачи для воспитателя
- С помощью разнообразных приемов и методов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах безопасного поведения на дорогах.
- Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
Задачи для детей старшего дошкольного возраста
- Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
- Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.
- Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
- Расширять знания о городском транспорте.
- Продолжать знакомить с дорожными знаками.
- Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
- Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.
1. 3. Принципы и подходы к формированию Программы
Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
1.4.Актуальность Программы
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, в 30 раз больше, чем в Италии. (Д.В. 2007 №7, стр. 122).
Количество ДТП по вине самих детей в текущем году увеличилось на 40%.
Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. В текущем году составил более 20%.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Ребенок, способен применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
по правилам дорожного движения:
- переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
- не играть на дороге или около проезжей части;
- переходить улицу только по пешеходному переходу;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
- ребенок должен уметь с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
- ребенок должен уметь различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
- ребенок должен уметь называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
- ребенок должен уметь отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
- ребенок должен иметь представление о работе милиционера – регулировщика;
- ребенок должен иметь представление о работе водителя;
- ребенок должен иметь представление о том, как водители заботятся об автомобиле;
- ребенок должен иметь представление об автозаправочной станции, станции техобслуживания
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах
В старших возрастных группах ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
- макет перекрестка, желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
- набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки – «Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
- дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».
Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит должны быть схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
2.2.Использование различных форм, методов и средств ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице
Знакомить детей дошкольного возраста с ПДД, можно через все виды деятельности. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений.
На непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений мы создаём условия для освоения правил уличного с дифференцированием пространственных направлений, учим детей пользоваться планами, схемами, моделями. Активизируем интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются реальные – игровые и бытовые – ситуации, создаём условия для их решения.
На непосредственно образовательной деятельности по развитию речи используем различные методы и приёмы по знакомству детей с правилами безопасного поведения.
Кроме того, знакомим с основными видами и характеристиками движения направление, траектория, путь, скорость, причины и способами их измерения. Для этого совместно с детьми мы анализируем движения игрушек на колесах и без колёс, движения предметов по разным поверхностям. На этой основе вводятся правила безопасного поведения на дорогах, проводятся знакомство детей с ПДД.
На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности и конструированию проводим индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Наш любимый детский сад», «Путь домой» и т.д. в детском саду проходят выставки: «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй пешеход», « Транспорт» и т.д. интересную работу дети проводят с книжками раскрасками, где развивают любознательность и исследовательскую работу основанную на создании спектра возможностей для моделирования с различным материалом. Конструируют различные улицы из картона, тем самым закрепляют полученные знания о ПДД.
Большое значение для закрепления знаний имеет экскурсия. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками и т.д.
Беседа такая форма работы проводится с детьми как индивидуально, так и с группой детей. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.
Разработка проектов по ПДД совместно с детьми и родителями.
Художественная литература.
2.3.Тематический словарь для детей старшего дошкольного возраста
Улица: автодорога, автомагистраль, шоссе, проезжая часть, мостовая, обочина, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, водитель, шофер, пешеходный переход, светофор, милиционер - регулировщик, жезл, перекресток, железная дорога.
Транспорт: грузовой транспорт, пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мопед, легковой автомобиль, грузовая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, бетономешалка, экскаватор, снегоуборочная машина, трактор, цистерна, «скорая помощь», пожарная машина, ветеринарная помощь, машина ДПС, милиция, маячок, звуковой сигнал, сирена, кузов автомобиля, прицеп, капот, фара, тормоз, двигатель автомобиля, трос.
Дорожные знаки: железнодорожный переезд без шлагбаума, пешеходный переход, дети, пункт питания, движение запрещено, остановка автобуса, остановка троллейбуса, опасные повороты, поворот (направо, налево), одностороннее движение, место стоянки, пункт первой медицинской помощи, техобслуживание, АЗС, объезд.
2.4.Перспективное планирование в старшей группе
Сентябрь | Непосредственно образовательная деятельность | Познание – Развитие конструктивной деятельности Тема: «Транспорт» - учить создавать из строительного или бросового материала знакомые виды транспорта, закрепить правила безопасности движения. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по прилежащей к детскому саду улице: закрепить знания о транспорте, дорожных знаках. | |
Беседа | «Как работают водители»: закрепить знания о труде водителя; объяснить, почему водитель должен следить за своим здоровьем, проходить медицинскую комиссию. | |
Дидактические игры, упражнения | «Дорога в Изумрудный город»: закреплять знания формы, цвета, содержания дорожных знаков. | |
Сюжетно-ролевые игры | «Больница»: водители проходят медосмотр перед поездкой. | |
Игровые ситуации | «Странный водитель»: показать, что может случиться, если водитель плохо слышит или не различает сигналы светофора, уточнить, где ему могут оказать помощь. | |
Другие формы работы с детьми | Изготовление макета улицы, обыгрывание. | |
Работа с родителями | Рекомендации: - приучайте детей говорить о месте своей прогулки: где и с кем будут играть; - постоянно напоминайте детям, что нельзя подходить к незнакомым машинам, открывать их, брать что-то, садиться в них-это опасно! | |
Октябрь | Непосредственно образовательная деятельность | Познание - Социальный мир. Тема: «Наше село» - уточнить представления о родном селе: улицы, виды транспорта, дорожные знаки; побуждать вспомнить правила культуры поведения в общественных местах. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение игр детей: обсуждение правильности выбора места игр. | |
Беседы, рассматривание иллюстраций | «Безопасность на улице» - закрепить знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части, на автобусной остановке, в транспорте, при езде на велосипеде. | |
Дидактические игры, упражнения | «Кто лучше знает свой город» - уточнить знания о родном городе и средствах передвижения по нему. | |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - дорожное движение с перекрестком и светофором. | |
Игровые ситуации | «Мы идем по улице» | |
Двигательная деятельность | П/и «Кто быстрее соберет светофор» - упражнение в беге в разных направлениях, действии по сигналу, закрепление знания цветов и последовательности сигналов светофора. | |
Другие формы работы с детьми | Просмотр видеофильма.
| |
Работа с родителями | Рекомендации: - при переходе проезжей части обращайте внимание детей на стоящий транспорт и скрытую опасность; - держите ребенка за руку. | |
ноябрь | Непосредственно образовательная деятельность | Чтение художественной литературы. Рассказ Б.Житкова «Что я видел» - закрепить знания о правилах дорожного движения. Познание – Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Улица» - учить выполнять поделки из бумаги путем складывания, объединять их в общую композицию, обыгрывать, закреплять знания о ПДД. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка на перекресток – учить детей определять скорость транспорта, закреплять знания о ПДД. | |
Беседа | Тема: Правила и безопасность дорожного движения» | |
Дидактические игры и упражнения | «Разложи знаки по форме»; «Найди лишний по цвету, форме, содержанию»: закрепление знаний дорожных знаков. | |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - в гараже стоит много машин разного назначения; водители берут документы у диспетчера, получают задание, заправляют машину на автозаправочной станции, возят пассажиров. | |
Другие формы работы с детьми | Изготовление атрибутов бензозаправочной станции для игры «Улица» (колонка, шланг, циферблат) | |
Работа с родителями | Рекомендации: - при ходьбе по тротуару учите ребенка идти спокойно, рядом со взрослым, с противоположной от проезжей части дороги стороны. | |
декабрь | Непосредственно образовательная деятельность | Коммуникация. Тема: «Составление рассказов по картинкам пособия «Правила и безопасность дорожного движения» - формировать навыки составления рассказа по картинке, закреплять знания о поведении на дороге. Художественное творчество - Рисование. Тема: «Пешеходы идут по улице» - побуждать передавать впечатления от окружающего (дома, транспорт); закреплять умение рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции фигуры и частей тела. |
Целевые прогулки и наблюдения | Наблюдение, как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми: обратить внимание, что в это время нельзя отвлекаться и шалить. | |
Беседа | «Переходим проезжую часть улицы» - закрепить правила поведения во время перехода через дорогу по «зебре», знаку. | |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - движение транспорта и пешеходов регулирует светофор, мамы с колясками и детьми постарше переходят улицу. | |
Игровые ситуации | «Будь внимательным» | |
Чтение | М.Ильин, Е.Сигал «Машины на нашей улице» | |
Другие формы работы с детьми | Просмотр диафильма «Загадки светофора» | |
Работа с родителями | Рекомендации: - учите детей уступать места пожилым, женщинам, девочкам в общественном транспорте; - приучайте вести себя в транспорте спокойно, не ходить по салону без надобности, соблюдать чистоту. | |
январь | Непосредственно образовательная деятельность | Художественное творчество - Рисование. Тема: «Знаки дорожного движения» - упражнять детей в рисовании разными изобразительными материалами, передавая форму и содержание знаков; закрепить знание знаков дорожного движения. Коммуникация. Тема: Составление рассказов по картине «Улица города» - учить составлять описательный рассказ, используя точные слова для обозначения предметов; закреплять знания о правилах движения и поведения пешеходов на улице. Познание – Развитие элементарных математических представлений. Тема: «Куда пойдешь и что найдешь» - учить ориентироваться в пространстве в соответствии с дорожными знаками «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение». |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к «Подсинскому кольцу» - дать понятие, что это большой перекресток, познакомить со знаком «Круговое движение» | |
Беседа | «Где ремонтируют машины» - уточнить знания о мастерских по ремонту автотранспорта, познакомить со знаком «Техническое обслуживание автомобилей» и игровыми действиями «осмотр машины», «закручивание гаек», «мойка». | |
Дидактические игры и упражнения | «Угадай, что изменилось» - побуждать видеть изменения в пространственном расположении транспорта и знаков на улице. «Пройди и собери» - закрепить знания дорожных знаков. | |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - движение по улице в соответствии с сигналами светофора, роль которого исполняет ребенок. | |
Игровые ситуации | «Как поступить» - закрепить знания действий пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора. | |
Чтение | Г.Цыферов «Сказки на колесах» | |
Другие формы работы с детьми | Изготовление атрибутов для настольной игры «Построй город» (дома, транспорт, деревья) | |
Работа с родителями | Рекомендации: - при выезде с детьми за пределы населенного пункта обратите внимание на знаки дорожного движения. | |
февраль | Непосредственно образовательная деятельность | Познание – Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Улица» (с использованием строительных наборов, бумаги, бросового материала) – уточнить место расположения домов, зеленых насаждений, проезжей части и тротуара. Коммуникация. Тема: Составление рассказа «Моя улица» - учить составлять последовательный рассказ по схеме, использовать имеющиеся знания о ПДД. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по улице: побуждать видеть, как транспортное средство тормозит и продолжает движение по инерции (гололед) | |
Беседа | «Правила поведения в транспорте» - закрепить знания о культуре поведения в общественных местах: уступать место, не ходить по салону, соблюдать чистоту, самостоятельно выходить после взрослых | |
Дидактические игры и упражнения | «Построй город» - закрепить знания о частях улицы, движении транспорта по улицам города с выполнением поворотов и движения по кругу в соответствии с дорожными знаками. | |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин» | |
Игровые ситуации | «Бабушка на другой стороне улицы» - упражнять в правильном поведении: не вырываться из рук мамы, не бежать навстречу бабушке | |
Другие формы работы с детьми | Развлечение «Светофор» | |
Работа с родителями | Рекомендации: - вместе с детьми определите безопасное место во дворе для катания на лыжах, санках; - проверьте, знает ли ваш ребенок свой адрес и фамилию, имя, отчество родителей на случай, если потеряется | |
Март | Непосредственно образовательная деятельность | Коммуникация. Тема: Составление рассказа по картине В.Гербовой «Случай в автобусе» - упражнять в составлении сюжетного рассказа по картине, используя личный опыт Художественное творчество – Рисование. Тема: «Моя любимая улица» - закреплять умение изображать предметы и явления, отбирая содержание в соответствии с тематикой; закреплять знания о правилах движения автотранспорта и пешеходов |
Беседа | «Чем можем – поможем» - учить замечать затруднения окружающих на улице и в транспорте и стремиться помочь им, показать, где находится знак «Пешеходный переход», уступить место в транспорте и др. | |
Дидактические игры и упражнения | «Собери знак» - закрепить знания о дорожных знаках, их цвете и форме, учить собирать их, используя пособие Дьенеша | |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - водители сдают экзамены на знание ПДД в игре «Школа Светофора» | |
Игровые ситуации | «В автобус вошла бабушка», «Малыш требует место у окна» - закрепить правила поведения в транспорте | |
Чтение | С.Маршак. Скверная история | |
Другие формы работы с детьми | Изготовление атрибутов для игры «Улица» | |
Работа с родителями | Рекомендации: - учите детей переходить проезжую часть улицы по дорожному знаку «Пешеходный переход», по «зебре»; - приучайте детей переходить проезжую часть спокойно, по прямой, не бежать | |
Апрель | Непосредственно образовательная деятельность | Художественное творчество – Аппликация. Тема: «Пешеходы идут по улице» - учить вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое; побуждать создавать коллективную композицию, дополнять ее деталями, отражая впечатления от окружающего мира Коммуникация. Тема: Составление рассказов из личного опыта «Как я шел с мамой в детский сад» - учить составлять рассказ на предложенную тему |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к проезжей части улицы: показать, как тормозят машины в дождливую погоду и как это опасно для пешеходов | |
Беседа | «Как перейти улицу» - закрепить правила движения по знаку | |
Дидактические игры и упражнения | Лото «Найди пару знаку» - закрепить знания дорожных знаков (цвет, форма, содержание) | |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - объединение с играми «Ателье», «Магазин» | |
Игровые ситуации | «Опасности на дороге» | |
Чтение | Д.Денисова. Как перейти дорогу | |
Другие формы работы с детьми | Развлечение «Петрушка на улице» | |
Работа с родителями | Рекомендации: - продумайте и найдите наиболее безопасный путь от дома до д/сада; - убедите ребенка, что нужно позвонить по телефону «02», если он заблудится, но баловаться с телефоном нельзя; - беседа с родителями о ПДД | |
Май | Непосредственно образовательная деятельность | Художественное творчество – Аппликация. Тема: «Улица» - побуждать создавать коллективную композицию, передавая определенную дорожную ситуацию Художественное творчество – Рисование. Тема: «Улица города» - побуждать отражать впечатления от окружающего; изображать части улицы, транспорт, знаки, пешеходов |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение за переходом проезжей части пешеходами | |
Беседа | «Что должны знать и уметь водители» - уточнить знания о транспорте и ПДД, состояние здоровья водителя | |
Дидактические игры и упражнения | «Закончи движение машины» - упражнять в решении проблемных ситуаций при движении транспорта | |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - грузовые и легковые автомобили едут по улице, пешеходы идут по тротуару; водители заботятся о своем транспорте | |
Двигательная деятельность | Езда на самокате- учить детей отталкиваться правой и левой ногой | |
Чтение | Н.Носов. Автомобиль, Д.Денисова. Как перейти дорогу | |
Работа с родителями | Родительское собрание: «Меры по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма» |
2.5.Диагностическая карта по определению знаний дорожной азбуки у детей старших групп
№ задания | Что должен знать ребенок | Отметка |
1 | Знает название автомобилей и автобусов |
|
2 | Знает название грузовых автомобилей |
|
3 | Имеет понятие о водителях машин |
|
4 | Знает о назначении красного сигнала светофора |
|
5 | Знает о назначении желтого сигнала светофора |
|
6 | Знает о назначении зеленого сигнала светофора |
|
7 | Знает, что пешеход ходит по улице спокойным шагом |
|
8 | Знает, что при движении надо придерживаться правой стороны |
|
9 | Знает, что переходить дорогу надо по переходу при зеленом сигнале светофора |
|
10 | Знает и различает части дороги (тротуар, проезжая часть, одностороннее и двустороннее движение) |
|
11 | Различает и называет дорожные знаки (подземный переход, наземный переход (зебра)) |
|
Алгоритм подсчета уровня развития знаний о ПДД следующий:
если ребенок из 11 заданий выполнил 8-11 заданий, высокий уровень - знает названия автомобилей и автобусов, знает название грузовых автомобилей, имеет понятие о водителе, знает о назначении каждого сигнала светофора, знает, что пешеход ходит спокойным шагом, по правой стороне, знает на какой сигнал надо переходить дорогу, различает части дороги, называет дорожные знаки.
если ребенок из 11 заданий выполнил 6-7 заданий , хороший уровень - знает названия автомобилей и автобусов, имеет понятие о водителе, знает о назначении каждого сигнала светофора, знает, что пешеход ходит спокойным шагом, по правой стороне, знает на какой сигнал надо переходить дорогу, различает не все части дороги, называет не все дорожные знаки.
если ребенок из 11 заданий выполнил 4-6 заданий, средний уровень – знает названия автомобилей, грузового транспорта, знает о водителе, различает сигналы светофора, знает на какой сигнал переходить улицу, различает тротуар, проезжую часть, называет наземный переход (зебру).
если ребенок из 11 заданий выполнил 0-3 задания, низкий уровень - знает сигналы светофора, на какой сигнал переходить улицу, различает грузовой транспорт, различает дорогу, называет зебру.
2.6.Тематический план работы с детьми старшего возраста по ПДД посредствам художественной литературы
Месяц | Название произведения | Цель работы | Содержание работы |
Сентябрь | Сказка «Огнехвостик» В.Ардов. О.Бедарев. | Выяснение причин несчастного случая. | Чтение, обсуждение. |
Октябрь | «Мой приятель-светофор» С.Прокофьев. И. Пляцковская. | Закреплять знания о сигналах светофора и о правилах поведения на улице. | Чтение, аппликация. |
Ноябрь | «Дядя Степа-милиционер» С.Михалков. Я. Пишумов. | Знакомство с работой милиционера-регулировщика. | Чтение, инсценировка. |
Декабрь | Загадки о транспорте. А. Дорохов. | Знакомство с транспортом и правилами поведения в нем. | Отгадывание загадок. Сюжетное рисование. |
Январь | «Перекресток» А.Дорохов. И. Серяков. | Знакомство с правилами перехода через улицу. | Чтение, режиссерская игра. |
Февраль | «Марта и Чичи идут в парк». | Закрепление знаний о правилах перехода через улицу. | Чтение. |
Март | «Моя улица» С. Михалков. «Самый лучший переход» Я. Пишумов. | Уточнение знаний о переходах. | Чтение, сюжетное рисование. |
Апрель | «Волшебный мяч» Т.Шорыгина. Д. Орлова. | Знакомство с правилами поведения во дворе. | Чтение, настольный театр, режиссерские игры. |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Предметно-пространственная среда
Вид помещения | Основное предназначение | Оснащение |
Предметно-развивающая среда по ПДД | ||
Групповое помещение детского сада |
|
|
3.2.Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие детей по знанию ПДД»
Перечень литературы и пособий
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Олимпийские резервы" в рамках реализации "Программы межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагоплучая""
В наше время очень много социальных сирот при живых родителях. Бывает, что и в благополучных семьях мало уделяется внимания детям, в результате они предоставлены сами себе. У ребят формируется б...
Из опыта работы воспитателей логопедической группы №7 «Золотая рыбка» по интеграции авторской программы Л.Л. Шевченко «Добрый мир» по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в основную образовательную программу.
Сообщение на методическом объединении по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)
программа работы в театральной студии для детей старшей группы...
Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово
Содержание Целевой раздел1. Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1. Физическое развитие. Развернутое комплексно...
Программа «Маленький гений» (авторская программа дополнительного образования)
Программа «Маленький гений» является продуктом инновационного проекта, реализуемого в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждений детский сад «Катюша» в тече...
Методические разработки к авторской программе "Родина" l часть программы "Уральцы и уралочки"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важных задач современной педагогикиВ современной ситуации общественным сознанием особенно остро осознается, что от правильной постанов...