Программа «Маленький гений» (авторская программа дополнительного образования)
рабочая программа (подготовительная группа)

Манзюк Светлана Борисовна

Программа «Маленький гений» является продуктом инновационного проекта, реализуемого в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждений детский сад «Катюша» в течение 2 лет, «Траектория индивидуального маршрута одаренных детей в детском саду» (приказ департамента образования ЯНАО от 31.07.2013 № 1088 «Об итогах конкурсов инновационных проектов на получение грантов в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 2014 году).

Разработка программы обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми к созданию условий для полноценного развития потенциальных возможностей одарённого ребенка. Предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ярко выраженные интеллектуальные способности.

В основу разработки программы легли методологические подходы А.С. Савенкова по обучению дошкольников исследовательским умениям и навыкам.

Предлагаемая программа может быть рекомендована воспитателям и педагогам дошкольных образовательных организаций как дополнение к основной образовательной программе дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_geniy.docx106.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Катюша»

Принята на методическом совете

От 28.11.2014г. протокол №2

Программа «Маленький гений»

Возраст воспитанников: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Разработчик: Манзюк Светлана Борисовна, воспитатель

г. Лабытнанги, 2014 год

Содержание

Аннотация

Стр.3

1.

Раздел 1. Целевой

Стр. 3 -

1.1.

Пояснительная записка

Стр. 3 – 7

1.1.1.

Цели и задачи Программы

Стр. 34

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

Стр. 4-5

1.1.3.

Значимые для разработки  и реализации Программы характеристики

Стр. 6-7

1.2.

Целевые ориентиры

Стр. 7-8

1.2.1.

Планируемые результаты освоения Программы

Стр. 7-8

1.2.2.

Ожидаемые результаты освоения Программы

Стр. 8

1.3.

Технология педагогической диагностики (мониторинг) индивидуального развития детей

Стр. 9

2.

Раздел 2. Содержательный

Стр. 9-21

2.1.

Содержание Программы

Стр. 9-18

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Стр. 18

2.3.

Способы и направления поддержки детской инициативы

Стр. 19-20

2.4.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Стр. 20-21

3.

Организационный

Стр. 21-24-

3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; особенности организации предметно-пространственной среды

Стр. 21-22

3.1.1.

Материально-техническое обеспечение

Стр. 21

3.1.2..

Обеспечение методической литературой

Стр. 21

3.1.3.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Стр. 21-22

3.2.

Организация НОД

Стр. 22

3.3.

Модель годовых праздников и традиций

Стр. 23

3.4.

Связь со специалистами

Стр. 23-24

Аннотация

Программа «Маленький гений» является продуктом инновационного проекта, реализуемого в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждений детский сад «Катюша» в течение 2 лет, «Траектория индивидуального маршрута одаренных детей в детском саду» (приказ департамента образования ЯНАО от 31.07.2013 № 1088 «Об итогах конкурсов инновационных проектов на получение грантов в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 2014 году).

Разработка программы обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми к созданию условий для полноценного развития потенциальных возможностей одарённого ребенка. Предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ярко выраженные интеллектуальные способности.

В основу разработки программы легли методологические подходы А.С. Савенкова по обучению дошкольников исследовательским умениям и навыкам.

Предлагаемая программа может быть рекомендована воспитателям и педагогам дошкольных образовательных организаций как дополнение к основной образовательной программе дошкольного образования.

Раздел 1. Целевой

  1. Пояснительная записка

В обществе назрела проблема в формировании свободной личности, способной самостоятельно, максимально продуктивно и креативно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству. Все эти качества присущи «одарённым» детям.

Одарённые дети – ценная, но хрупкая часть общества, один из важнейших ресурсов его будущего развития. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.

На современном этапе развития российского общества работа с одаренными и талантливыми детьми рассматривается в качестве государственного приоритета и считается одним из ведущих направлений деятельности образовательных учреждений. Это отражено в документах: Национальной доктрине образования РФ до 2025 года; Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 г.г; - Постановлении Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 61; Федеральной программе «Одаренные дети» до 2015 г; ОДЦП «Развитие системы образования ЯНАО на 2011-2015 годы»; МЦДП «Развитие муниципальной системы образования города Лабытнанги на 2013 – 2020 гг. и других.

Актуальность Программы обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию, а именно, потребностью в создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей одарённого ребенка.

«Маленький гений» - модифицированная рабочая программа по обучению детей старшего дошкольного возраста с ярко выраженными интеллектуальными способностями к исследовательским умениям и навыкам (далее – Программа). Теоретической основной разработки Программы является методика исследовательского обучения дошкольников А.И. Савенкова.

Программа «Маленький гений» определяет содержание и организацию работы с интеллектуально одаренными и способными детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на 2 года обучения.

Необходимость разработки Программы обусловлена реализацией инновационного проекта муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Катюша» «Траектория индивидуального маршрута одаренных детей».

Программа направлена на разработку специфических особенностей содержания и методики применения исследовательского и проектного метода обучения в условия дошкольной образовательной организации.

Новизна Программы заключается в формировании устойчивого интереса детей посредством включения проектного метода обучения в структуру исследовательской деятельности.

Программа разработана на основании следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования РФ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Комментарии Министерства образования и науки РФ к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций»;
  • Устав МАДОУ «Катюша»;
  • Образовательная программа дошкольного образования «Фокус», разработанная педагогическим коллективом МАДОУ «Катюша».;
  • Методика исследовательского обучения дошкольников А.И. Савенкова.

Программа определяет спектр содержания работы с интеллектуально одаренными детьми старшего дошкольного возраста, способствующий эффективному целостному развитию личности в области исследовательской и проектной деятельности дошкольников с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие».

Программа определяет содержание данной области с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности по развитию и формированию исследовательской деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения.

Срок реализации Программы – 2 года.

        

  1.         Цели и задачи Программы

Целью Программы является развитие исследовательских умений и навыков у дошкольников посредством их включения в проектную деятельность.

Цель Программы достигается через решение следующих задач:

  1. Формировать готовность и способность ребёнка исследовать новое в окружающем мире путём реального взаимодействия с ним;
  2. Развивать у детей собственный познавательный опыт и умение отображать знания в обобщённом виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей, пиктографического письма);
  3. Развивать инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
  4. Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  5. Формировать и развивать у детей дошкольного возраста умения и навыки исследовательского поиска;
  6. Формировать элементарные навыки работы с персональным компьютером;
  7. Формировать умения пользоваться доступными средствами получения информации;
  8. Обучать дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования;
  9. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

Важным условием эффективности реализации Программы является опора на следующие дидактические принципы:

  1. Принцип ориентации на познавательные интересы ребенка.

Исследование – процесс творческий. Творчество невозможно навязывать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности к познанию.

  1. Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение.

Только при условии его реализации образование способно стать адекватным индивидуальным целям личности.

  1. Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.

Диктуемый задачами исследовательского обучения подход к формированию научной картины духовно – нравственного устройства мира включает в себя не только освоение некоего объема информации, добытой путем специальных изысканий, а с необходимостью предполагает вскрывание эмбриологии получения нового знания на основе овладения способами её обнаружения. Наука неотделима от рефлексии того, каким путем получено знание, поэтому и ребенок должен осваивать в образовании не только конечный продукт в виде некоего позитивного знания, но быть хорошо знаком с эволюцией знания, а также с путями и способами его получения.

  1. Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации.

Главная задача современного образования – не только сообщение знаний, а в первую очередь развитие у ребенка потребностей и способностей эти знания добывать.

  1. Ребенок не просто потребляет информацию, а сам порождает знание.

В условиях, когда в качестве главной ценности образования рассматриваются не знания, а способы их получения, становится не важно, насколько добытая ребенком информация нова.

  1. Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения.

Исследовательское обучение подчеркивает относительность знаний, а весь учебный процесс пронизывает «приглашением к открытию». Таким образом, через обнаружение новых вопросов стимулируется надситуативная активность ребенка.

  1. Педагог должен быть фасилитатором учения, а не просто транслятором информации.

В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому детей.

  1. Принцип использования авторских учебных программ.

Учебная программа, рассчитанная на творческое учебно-исследовательское взаимодействие ребенка и педагога, «…не может быть приобретена в «супермаркете», торгующем замороженными идеями; она должна взаимодействовать»[1].

  1. Принцип доступности, наглядности.
  2. Принцип концентричности – возврат к ранее пройденному на высоком уровне.
  3. Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение:

-  Освоение знаний в единстве со способами их получения. Ребенок должен осваивать не только конечный продукт в виде знания, но и пути и способы его получения;

-  Опора на развитие умений самостоятельного поиска информации. Главная задача современного образования – не только сообщение знаний, а  в первую очередь развитие у ребенка потребностей и способностей эти знания добывать.

13. Принцип сотрудничества.

14. Принцип научности.

1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю в форме совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности воспитанников. Отбор в группу происходит по рекомендациям педагога-психолога после выявления интеллектуальной одаренности воспитанников старшего дошкольного возраста.

 Возрастные особенности воспитанников старшего дошкольного возраста:

-  у детей активно развивается логическое и абстрактное мышление, тем самым идет формирование основ системного мышления и логического анализа окружающей действительности;

-   к 6 годам формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические;

-   совершенствуется познавательная активность;

- преобладает ровное оптимистическое настроение, развитие сосредоточенности и наблюдательности;

- воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески её преобразующее;

-  игра остается ведущей деятельностью, в игре развивается способность планировать свои действия, совершенствуются умственные операции, воображение и представления.

            В этом возрасте детям необходимо разнообразие форм межличностного сотрудничества, такие как сотрудничество со сверстниками и взрослыми, игры, общение и совместная экспериментальная деятельность, способствуют формированию личностных особенностей ребенка.

«Интеллектуально одаренный ребенок старшего дошкольного возраста»- это ребенок 5 -7 лет, превосходящий основные нормы и уровень развития познавательных функций, отличающийся остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляющий выраженную и разностороннюю любознательность, часто и на длительное время погружающийся в то или иное занятие, охотно и легко учащийся, выделяющийся умением хорошо излагать свои мысли.

Возрастные особенности одарённости в старшем дошкольном возрасте:

  • 5-6 лет -  ребёнок стремится к достижению положительного результата;
  • 6-7лет -  само проявление одаренности.

1.2.    Целевые ориентиры

1.2.1 Планируемые результаты освоения Программы

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – возрастных характеристик возможных достижений ребёнка.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности -  игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  •  ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  •  ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  •  у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  •  ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен экспериментировать и наблюдать; обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.2.2 Ожидаемые результаты освоения Программы

Ожидаемые результаты:

  • в отношении детей:

 * умение слушать;

 * умение обратиться к взрослому с вопросом;

 * умение ребенка отвечать на вопросы;

 * умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов, необходимых для исследований по определенной тематике;

 * умение обрабатывать собранный материал;

 * умение представить доклад;

  • в отношении родителей:

 * повышение педагогической компетентности в вопросах организации и проведения исследовательской деятельности;

 * повышение вовлеченности родителей в образовательный процесс.

1.3   Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей

При реализации Программы педагогом проводится оценка индивидуального развития ребёнка, усвоения Программы в рамках педагогической диагностики (мониторинга), цель которой заключается в определении эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.

Педагогическая диагностика (мониторинг) опирается на принципы поддержки специфики разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Педагогическая диагностика (мониторинг):

  •  не содержит каких – либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией актуальных образовательных достижений;
  •  позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль опытно-экспериментальной деятельности дошкольника и оценить его динамику;
  •  учитывает зону ближайшего развития ребёнка.

Мониторинг осуществляется  3 раза в год (в начале и конце учебного года со всеми детьми, в середине года с детьми, показавшими низкий уровень развития во время проведения мониторинга в начале учебного года) и имеет качественную оценку. Педагоги заполняют индивидуальный маршрут развития, отражающих уровни сформированности умений и навыков исследовательской деятельности дошкольников по следующим критериям: сформирован, не сформирован, формируется.

Диагностика основана на методе наблюдений за действиями детей во время проведения исследовательской деятельности как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности по следующим критериям:

  • степень проявления исследовательской активности;
  • уровень развития исследовательских умений (исследовательское поведение) (приложение)

Формы подведения итогов:

  • 1 год обучения – конкурс исследовательских проектов и творческих работ «Я -  исследователь».
  • 2 год обучения – научная конференция дошкольников «Ярмарка идей».

Раздел 2. Содержательный

2.1 Содержание Программы

Содержание Программы состоит из 4 блоков

  1. «Язык познания»
  2. «Тренинг»
  3. «Детская исследовательская практика»
  4. «Секции  различной направленности»:
  • Секция  «Технического творчества и изобретательства»
  • Секция «Естествознания»
  • Секция «Гуманитарной направленности»

Этапы

1 этап (старшая группа)

2 этап (подготовительная группа)

Направления  работы

Тренинг исследовательских способностей: развитие у детей исследовательских умений и навыков

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал

Работа в секциях различной направленности над исследовательским проектом – развитие у дошкольников умения и навыки  самостоятельной работы над исследовательским проектом

«Язык познания» - формирование умения пользоваться доступными средствами познания и получения информации:

  • формирование потребности в дополнительной информации предполагает создание ситуаций для воспитанников, когда им необходим поиск информации для решения поставленной задачи;
  • работа с источниками информации направлена на развитие у дошкольников умения находить нужную информацию посредством наблюдения, общением со старшими, умения задавать вопросы; работать с книгами, энциклопедией, справочниками; с помощью телевидения, Интернета;
  • упорядочивание информации предполагает анализ и систематизацию информации по определенным признакам;
  • использование информации для построения умозаключений, принятия решений в различных жизненных ситуациях;
  • создание  собственных информационных объектов предполагает, что полученную  информацию дети могут самостоятельно использовать  в практической деятельности при создании макетов, графических работ, сообщений, проектов, моделирования

Представление исследовательской работы воспитанником в группе  в рамках реализации образовательного проекта  - ребенок является  носителем информации для других детей (выступает в роли педагога)

Детская исследовательская практика направлена на обучение детей простым вариантам наблюдения, экспериментирования, которая включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до предоставления защиты полученных результатов и позволяет научить их наиболее рациональному поиску информации.

Данное направление подразумевает совместную деятельность  воспитанника с педагогом и родителями

Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников - содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения: защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др. Цель - учить элементарным навыкам презентации собственных открытий: объяснять, доказывать и защищать свои идеи

Итоговое мероприятие

Конкурс исследовательских проектов и творческих работ в МАДОУ «Я – исследователь»

Конференция дошкольников «Ярмарка идей», награждение лучших исследователей

Формы организации ОП

Совместная деятельность педагога, родителей  и детей

Самостоятельная деятельность воспитанников (контроль со стороны взрослого)

Содержание программы 1-го года обучения

Название раздела

темы

Цели   и задачи

Ответственный

1.

«Тренинг»

12

руководитель НОД

1.

В стране ошибок

1

Учить детей задавать вопросы.

2.

Почемучка

1

Развивать умения детей выдвигать гипотезы.

3.

Посмотрим на мир чужими глазами

1

Развивать у детей умения видеть проблему.

4.

Экскурсия в зоопарк

1

Учить составлять множество из соответствующих элементов, выделив указанное множество (классификации).

5.

Сыщики

2

Развивать способность проводить наблюдения, опыты, эксперименты

6.

В гостях у Почемучкина

2

7.

Паучок

1

Развивать способности детей  к анализу и оценке при помощи простейших схем.

Дом с колоннами

1

8.

Потому  и  Почему

1

Познакомить детей со структурой рассуждения.

9.

 Что такое исследование?

1

Формировать у дошкольников мотивации участия в работе по данной программе;

создание в группе доброжелательной психологической атмосферы;

знакомство с понятиями “наука”, “ученый”, “исследование”;

корректировка детских представлений о содержании понятий “наука”, “ученый”, “исследование”.

2

«Язык познания»

14

1

Наш компьютер – верный друг.

История компьютера.

1

Познакомить детей с многообразием компьютерной техники. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к ней (история развития; что такое информатика»; кто создал теорию, позволившую создать машину; как выглядели первые компьютеры и т.д.);

познакомить с техникой безопасности и правилах поведения в кабинете информатики.

руководитель НОД

2

Путешествие в мир электроники

1

Закрепить знания детей о том, что представляет собой компьютер; развивать навыки ориентации на плоскости и навыки владения компьютерной мышкой; развивать мышление, воображение, память, творческие способности  детей, позволяющие проявить фантазию, сноровку и быстроту реакции, навыки экспериментальной деятельности, наблюдательность, внимание и координацию движений, глазомер.

4

Приобретение навыков работы с программами Paint, Word, PowerPoint.

3.

О чем рассказывает обложка книги?

2

Формировать потребность в дополнительной информации

4.

Библиотека

2

Учить детей работать с источниками информации

5.

Научные справочники

2

Учить детей работать со справочной литературой

6.

Пиктографическое письмо

2

Развивать гибкость мышления при работе с образной информацией;

формировать  умения структурировать материал.

3.

Детская исследовательская практика

10

1.

«Зима»

1

Формировать у детей знания детей об основных признаках зимы, об изменениях, происходящих в природе;

развивать умение видеть проблемы, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, давать определения, развивать оригинальность мышления.

2.

«Как лесные звери готовятся к зиме»

1

Формировать  знания детей об образе жизни животных, что происходит с ними с приходом зимы; развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать и защищать свои идеи, давать определения, фиксировать собственные идеи, классифицировать

3.

«Птицы»

1

Формировать  знания об образе жизни птиц;  в процессе экспериментирования определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме; развивать умения задавать вопросы, выдвигать гипотезы, умения и навыки экспериментирования

4.

«Живое должно жить»

1

Познакомить детей с признаками живого; развивать умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения

5.

«Волшебница вода»

1

Познакомить детей со свойствами воды, дать представление о роли воды в жизни человека; развивать умения выдвигать гипотезы, видеть проблемы, умения и навыки экспериментирования

6.

«Учись любоваться растущим цветком»

1

Познакомить детей с комнатными растениями, закрепить знания детей об уходе за ними; развивать дивергентное мышление, умение классифицировать, выдвигать гипотезы; учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею

7.

«Воздух»

1

Познакомить детей со свойствами воздуха; определить, что воздух занимает место;

развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения, развивать навыки и умения экспериментирования

8.

«Снег»

1

Познакомить детей со свойствами воды, льда, снега, сравнить их, выявить особенности их взаимодействия;

развивать умения и навыки экспериментирования,

умения выдвигать гипотезы, фиксировать собственные идеи

9.

«Попугай»

1

Познакомить с методами исследования

«подумай самостоятельно»;

посмотреть в книгах»;

«посмотреть кино – телефильмы»; «обратиться к компьютеру»; «спросить у других людей»; «понаблюдать»; провести эксперимент»

10.

«Картофель»

1

11.

«Стекло»

1

Продолжать знакомство с методами исследования

«подумай самостоятельно»;

посмотреть в книгах»;

«посмотреть кино – телефильмы»; «обратиться к компьютеру»; «спросить у других людей»; «понаблюдать»; провести эксперимент»

12.

Конкурс исследовательских

 проектов

и творческих работ в

МАДОУ «Я – исследователь»

Развивать презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

руководитель НОД

2   год    обучения

подготовительная к школе группа

3

Работа в секциях различной направленности над  проектом

Цель: развивать у дошкольников умения и навыки самостоятельной работы над исследовательским проектом;

формировать элементарные навыки презентации собственных открытий: объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Исследовательские проекты

Секции

Техническое творчество и изобретательство, конструирование

Естествознание  (живая и неживая природа)

Гуманитарное направление

1.

Конференция дошкольников

«Ярмарка идей»

Итоговое    мероприятие

руководитель НОД

Работа в секциях различной направленности.

  • Секция «Технического творчества и изобретательства, конструирования»
  • Секция «Естествознания»
  • Секция «Гуманитарной направленности»

Цель - развитие у дошкольников умения и навыки самостоятельной работы над исследовательским проектом.

В секции гуманитарной направленности представлены проекты информационного характера.

Цель. Сбор и представление информации.

Результат. Полная и достаточная необходимая информация.

Ценность. Формирование умения работать с разными источниками, самостоятельно добывать информацию и доносить ее до сверстников в полном объеме.

Структура. Создание проблемной ситуации – выдвижение гипотез по разрешению проблемы – определение путей поиска информации – определение способа работы по поиску информации (индивидуально, в группах) – распределение на группы – поиск информации – представление результатов – рефлексия (рассказ о процессе поиска информации).

Форма продукта. Книга, альбом, доклад, фотографии, макет, коллаж, игра, газета, стенд, выставка, журнал, календарь, мини-музей и пр.

Возможная форма презентации. Доклад, экскурсия, утренник.

Оценка. Оцениваются самостоятельность поиска информации, полнота, достаточность представления информации.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о том или ином объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, подобно исследовательским, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Информационные проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью.

При работе с дошкольниками над подобными проектами следует учитывать, что дошкольник не умеет читать, не владеет компьютером. Следовательно, не всю информацию он может донести. Кроме того, дети дошкольного возраста эмоциональны, а значит, в первую очередь запомнят яркую, берущую за душу информацию. При необходимости прочитать статью, сделать доклад ребенку могут помочь родители, старшие братья и сестры. Однако рассказывать придется самому ребенку – с опорой на фотографии в буклете, газете и пр., следовательно, текст должен быть доступным (лучше, если это будет запись рассказа самого ребенка, т. е. его интерпретация полученной информации). Нельзя чтобы текст преобладал над наглядностью. Рассказ лучше оформить крупными печатными буквами, чтобы в дальнейшем ребенок сам смог прочитать его.

При работе над проектом обозначают цель проекта, обосновывают его актуальность, указывают источники информации. Далее проводится «мозговая атака», информация обрабатывается при помощи анализа, обобщения, сопоставления с известными фактами, делаются выводы. Результат (это может быть доклад, буклет, книга и пр.) представляется в форме презентации.

Примерные темы проектов: «История крашеного яичка», «Путешествие в прошлое автобуса», «История старого города», «Они защищали родину», «История транспорта», «Улицы нашего города», «Реликвии нашей семьи», «Что в имени твоем».

Секция «Естествознания»

Этапы исследования.

1этап. Подготовительный.

  1. Выбор темы исследования. Предполагается изучение живых объектов, процессов, протекающих в живых организмах, а также природных сообществ, химических веществ.
  2. Определение целей исследования. Для их достижения необходимо освоить методику работы с объектами, лабораторным оборудованием, химическими реактивами и прочим.
  3. Определение экспериментальной базы.  

2этап. Основной.

  1. Определение плана работы.
  2. Выбор источниковедческой базы.
  3. Подготовка литературного обзора.
  4. Оформление экспериментальной части. Дошкольникам необходимо освоить научные методы эксперимента (подготовка, проведение, протоколирование), работу с увеличительными приборами, методику экскурсионного дела, подготовку гербариев, взятие проб.

3этап. Заключительный.

  1. Описание проведённого эксперимента.
  2. Подготовка выводов и заключения.
  3. Оформление работы.
  4. Подготовка выступления.

Исследуя явление естественно - научной сферы, мы можем поставить и описать опыт.

Можно привести пример детской работы. Ребёнку было интересно вырастить кабачки сорта цуккини в квартирных условиях, при этом сравнивая условия двух квартир, разных горшков с семенами, разных условий ухода за растениями. В ходе этой работы Арина не только больше узнала о кабачках, провела и описала опыт, вела дневник наблюдений и фотоотчёт о ходе эксперимента, но и получила бесценный опыт всей технологии исследовательской деятельности в естественно-научной сфере.

(по ходу выступления демонстрируется работа, презентация, памятки).

Секция «Технического творчества и изобретательства, конструирования» (технический проект)

Цель - создание различных технических объектов.

Первый этап – выяснение технической задачи, постановка которой требует создания образа будущего изделия.

Второй этап – определение путей решения технической задачи, разработка технологической документации. Дети выполняют эскиз конструкции, определяют форму, размеры, взаимное расположение отдельных деталей, форму, размеры, взаимное расположение отдельных деталей, частей, учитывая возможность изготовления, доступность и другие особенности. На основе эскиза выполняют чертёж.

Третий этап – исполнение намеченного плана.

Примеры технического проекта «Вечный двигатель на магнитах»; «Энергия и её источник»; «Многофункциональный робот»; «Макет пожарного гусеничного вездехода, предназначенного для тушения лесных пожаров»; ««Самолет для видеонаблюдения»; «Волшебный фонарь».

  1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается главным образом как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

Подгрупповое взаимодействие с детьми организуется с целью достижения более эффективного результата, когда решаются следующие задачи:

  • знакомство с новым материалом;
  • закрепление ранее полученных знаний и умений.

Индивидуальное взаимодействие с детьми организуется по мере необходимости в зависимости от ситуаций:

  • помощь ребёнку в освоении пройденного материала;
  • помощь ребенку в освоении более усложненного материала;
  • подготовка исследовательских проектов.

Необходимо организовывать образовательную ситуацию таким образом, чтобы

  • мотивировать детей к поиску выхода из проблемной ситуации;
  • активизировать их поисковую и творческую деятельность;
  • создавать возможности для самостоятельных действий;
  • способствовать приобретению опыта и усвоению алгоритма совместной с педагогом деятельности по разрешению проблем и отрефлексировать новый опыт.

2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы

В ходе реализации образовательных задач Программы осуществляется поддержка инициативы и самостоятельности детей. Детская инициатива проявляется в самостоятельной экспериментально – опытной деятельности детей по выбору и интересам.

Источники самостоятельной деятельности детей:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • праздники, развлечения, досуги, игры, конкурсы;
  • детские образовательные передачи (Галилео, Шишкина школа, Почемучка и др.);
  • образовательные мультфильмы.

Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо владеть набором специфических умений:

  • уметь находить и ставить перед детьми реальные исследовательские задачи в понятной для детей форме;
  • уметь увлечь детей дидактической ценной проблемой, сделав её проблемой самих детей;
  • быть способным к выполнению функций координатора в исследовательском поиске;
  • уметь быть терпеливым к ошибкам детей;
  • внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме;
  • уметь закончить проведение исследований и работы по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме;
  • должен владеть знаниями и умениями проектно – исследовательской деятельности.

При обучении детей основам исследовательской деятельности используются следующие методы:

  • методы обучения поисковым процедурам;
  • методы обучения процедурам обсуждения;
  • методы эмоционально-личностной направленности.

обучение поисковым процедурам

обучение процедурам обсуждения

эмоционально-личностная направленность

метод постановки проблемы

проблемный диалог

метод «шести шляп мышления»

продуцирование гипотез

эвристическая беседа

метод целеполагания

метод постановки вопросов

метод решения мыслительных задач

метод конструирования  понятий

метод рецензирования

метод направленного воображения

метод умозаключений

дебаты

метод эмпатии

метод парадокса

дискуссия

мнемотехнические методы

метод наблюдений

синектическая дискуссия

методы эмоционально-волевой регуляции

метод эксперимента

метод доказательств

метод сравнения

метод аргументов и контраргументов

метод рефлексии

В работе с детьми используют те формы деятельности, которые доставляют ребёнку радость, гармонично его развивают:

  • специально – организованная деятельность воспитателя с детьми через учебно-игровые занятия по развитию инструментальных умений и навыков исследовательского поиска, предполагает обучение детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • индивидуальная работа с детьми - используется для закрепления изученных тем по развитию умений и навыков исследовательского поиска;
  • тренировочное занятие в виде сюжетно-ролевой игры «Учёные» - предполагает познакомить детей с технологией проведения исследований;
  • коллективный исследовательский проект – предполагает формирование и совершенствование проектно-исследовательских умений и навыков детей;
  • самостоятельная исследовательская практика детей – происходит закрепление и совершенствование навыков и умений проектно-исследовательского поиска;
  • презентация – представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам. Такая форма работы способствует развитию положительного отношения детей к себе, к окружающим. Это возможность увидеть результаты.

Форма общения ориентирована на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных партнерских отношений взрослого с детьми, вызывать у детей не только интерес, но и радость.

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание содружества «Родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Для достижения вышеуказанной цели предусматривается решение следующих задач:

  • создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками образовательного процесса;
  • выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребёнком в МАДОУ и семье;
  • создать условия для саморазвития взрослых (родителей, педагогов) ради конструктивного содействия формированию и развитию личности ребёнка, его успешной социализации;
  • повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;
  • поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье;
  • расширять сферу участия родителей в организации жизни в МАДОУ; устанавливать партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника.

Формы работы с родителями

  • Анкетирование;
  • Просветительство: родительские собрания, консультации, памятки;
  • Обучение практическим умениям: мастер-классы, открытые занятия;
  • Вовлечение в образовательный процесс: участие в конкурсах, развлечениях, помощь в работе над исследовательским проектом.

Раздел 3. Организационный

  1. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; особенности организации предметно-пространственной среды

3.1.1 Материально-техническое обеспечение Программы

Материально-техническое обеспечение представлена Паспортами кабинетов

Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. При подготовке к занятиям очень удобно, когда в группе есть комплект дидактических, развивающих игр, картинок, книг, энциклопедий, наличие оборудования для лаборатории, компьютер. Это очень важно, чтобы познание окружающего мира происходило на ближайшем ребенку окружении, на доступном его пониманию материале.

3.1.2 Обеспеченность методическими материалами

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. -М.: Мозаика-
  2. Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером, издательство «Учитель», 2010г.

дошкольного возраста. Ребёнок в мире поиска. Сфера. Москва 2009г

  1. Дыбина О.В. Программа по организации поисковой деятельности детей  
  2. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», М.МЦФЭР, №2, февраль, 2012г.
  3. Крейг  А. Наука энциклопедия, М.:Росмен, 2011г.
  4. Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика, Конспект лекций, Ростов – на – Дону «Феникс», 2009г.
  5. Прохорова Л.Н. Организация исследовательской деятельности дошкольников: методические рекомендации, М.: АРКИ, 2008г.
  6. Савенков А.И. «Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики»  
  7. Савенков А.И. Маленький исследователь, Ярославль, Академия развития, 2010г.
  8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников, 2012г.

      Синтез, 2008

При этом используются УМК: «Маленький исследователь» (рабочие тетради А.И. Савенкова). Методический комплекс позволяет развивать психические процессы, детскую самостоятельность, а также учить детей с удовольствием исследовать окружающий мир, добывать новые знания самостоятельно, мыслить оригинально.

-     Рабочая тетрадь «Маленький исследователь»;

-     Задания на развитие творческого мышления для детей 5 – 7 лет;

-     Задания на развитие логического мышления для детей 5 – 7;

-     Задания на развитие познавательных способностей для детей 5 – 7 лет.

3.1.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Для организации исследовательской деятельности создан «Центр развития юных гениев», который включает «Информационно – аналитический центр»; «Центр исследовательской деятельности»; «Издательский центр»; «Компьютерно-шахматный центр». Организация Центров активности предоставляет возможность интеллектуально способному ребенку самостоятельно принимать образ исследователя, экспериментатора, мастера, разворачивать исследовательский и творческий процесс интеллектуальной деятельности.

Создание Центров активности в группах: «Центр науки», «Лаборатория», «Полочка умных книг», «Мини – огород», «Центр моделирования», «Центр конструирования», «Мини музей», «Центр краеведения» и другие.

3.2. Организация НОД

Программа «Маленький гений» для детей старшего дошкольного возраста реализуется через организацию работы кружка, который посещают дети с опережающим уровнем развития в интеллектуальной сфере.

Деятельность с детьми планируется с учётом требований СанПиН и проводится 1 раз в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5-6 лет – 25 минут, от 6 до 7 лет –не более 30 минут.

Учебно-тематический план 1-го года обучения

Раздел программы

Количество часов

Практические

Теоретические

1.

«Тренинг»

12

12

2.

«Язык познания»

14

7

7

3.

«Детская исследовательская практика»

10

10

Итого

36

17

19

Учебно-методический план 2-го года обучения

Раздел программы

Количество часов

Практические

Теоретические

1.

Работа в секциях различной направленности

24

12

12

2.

Представление воспитанниками проектов в рамках реализации образовательного процесса

10

10

3.

Мониторинг

2

2

Итого

36

12

24

3.3. Модель годовых праздников и традиционных событий

.

Месяц

Тема

Форма

Октябрь

Веселая грамматика

Конкурс

Ноябрь

 Одиссея разума

Городской интеллектуальный марафон

Декабрь

Люби и знай свой край родной

Экологический марафон

Январь

Мини-олимпиада по математике

Конкурс

Март

Конкурс чтецов

Конкурс

Апрель

Я-исследователь

Конкурс проектов и исследовательских работ

Май

Ярмарка идей

Конференция дошкольников

3.4.  Связь со специалистами.

 Психологическая поддержка интеллектуально способных детей направлена на развитие эмоционального мира и социальных умений, коммуникативной гибкости и осуществляется через реализацию блоков, которые проводит с детьми педагог-психолог.

№ блока

Блок

Цель

Старшая группа

1.

Я и мои эмоции

Формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека.

2.

Я – хозяин своих эмоций

Расширение представлений  детей об эмоциях, развитие умения открыто проявлять эмоции социально приемлемыми способами и управлять ими

3.

Давайте дружить

Формирование позитивного отношения к сверстникам, развитие эмпатии, помощь детям в преодолении трудностей, препятствующих полноценному общению со сверстниками.  

Подготовительная к школе группа

4.

Я и Я

Оказание помощи ребенку в осознании своих характерных особенностей  и предпочтений, в понимании того, что он, как и другие, неповторим; преодоление эмоциональных и коммуникативных проблем

5.

Я и мое окружение

Помощь детям в развитии коммуникативных навыков, преодолении чувства одиночества, понимании индивидуальных особенностей других людей; формирование  внимательного и доброжелательного отношения друг к другу

6.

На пороге к школе

Формирование представлений детей о школе, новой социальной позиции (позиции ученика), позитивной мотивации к обучению; развитие умения взаимодействовать со сверстниками, разрешать конфликты

Приложение 1

Рекомендации по проведению  мониторинга   по программе «Маленький гений»

Таблица

Критерии

Объем ЗУН

1.Степень проявления исследовательской  активности;

2.Уровень развития исследовательских умений (исследовательское  поведение):

•        выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему);

•        формулирование вопросов;

•        целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы);

•        выдвижение гипотез и решения проблем;

•        способность описывать явления, процессы;

•        формулировка выводов и умозаключений;

•        степень самостоятельности при проведении исследования.

1. По овладению детьми дошкольного возраста азов компьютерной грамотности:

-        умение называть части компьютера и знать их назначение;

-        использовать в своей работе клавиатуру, мышь, сканер, принтер, Интернет;

-        осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;

-        знать правила работы в компьютерном зале.

2.  Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения.

1) рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2) поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3) В результате освоения общих навыков работы с информацией дошкольники развивают   умения:

- оценивать потребности в дополнительной информации;

- определять возможные  источники информации и способы  поиска (на своём уровне, при помощи взрослых);

- осуществлять поиск информации в книгах, энциклопедиях, библиотеке, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;

- анализировать  полученные сведения и представлять  их в наглядном виде (таблицах, схемах);

- организовывать  информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, числовым значениям;

- создавать небольшие информационные объекты (рисунки, сообщения, макеты, модели, проекты);

- использовать информацию для построения умозаключений и принятия решений.

4) Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5) Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6) Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

7.Навыки оценочной самостоятельности.

Приложение

Диагностический инструментарий

Диагностическое задание – игра «Да – нет» (Н.Б.Шумакова)

Цель: исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.

Ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая при этом прямых вопросов типа «Что это?».

 Качественный и количественный анализ вопросов

Оценивается изменение в развитии любознательности в форме вопросов по показателям «продуктивность» и «уровень вопроса»:

  • Общее количество вопросов;
  • Ориентация детей на поиск ответа, а не на последующие вопросы, попытку с помощью вопросов проверить свои конкретные гипотезы («Это кукла?...машина? медведь? и т.д.);
  • Типы вопросов.

Данные заносятся в таблицу:

Шифр

ребёнка

Продук –

тивность

Кол – во

вопросов

высокого

уровня

Кол – во

прямых

вопросов

Гибкость

Кол – во

абсурдных

вопросов

Решение

задачи

Сумма

Сред –

ний бал

Динамика развития любознательности (исследовательской активности) в форме постановки вопросов на  начало и конец года

Показатели

Начало

года

Середина

года

Конец

года

Продуктивность (общее количество заданных вопросов)

Количество вопросов высокого уровня

Количество прямых вопросов

Гибкость – изменение стратегии постановки вопросов

Количество абсурдных вопросов

Решение задачи

итог

     

Уровень развития исследовательских умений (исследовательское  поведение)  

Диапазон развития исследовательских умений

исследовательские умения

начальный уровень развития

высокий уровень развития

Умение видеть проблему

Умение осознать некоторые противоречия, умение рассматривать предмет с разных точек зрения

Умение увидеть, осознать и сформулировать проблему

Умение классифицировать

Умение распределять предметы на группы по определенным признакам

Уметь составлять классификационные таблицы, схемы

Умение задавать вопросы

Умение задавать вопросы

Умение ставить  оценочные и ориентированные на будущее вопросы

Умения определять понятия

Умение дать описание предмета, разъяснить по средствам примера

Умение применять логические приемы мышления: анализ, сравнение, классификация

Умение представить понятие на языке символов

Умение придумать значок для обозначения предмета

Умение найти  и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта

Целеполагание

умение сформулировать цель исследования

Разработка целей

Рефлексия

Умение назвать этапы собственной деятельности, определить успехи, трудности, примененные способы деятельности

Умение строить модель различных видов деятельности

Показатели и критерии уровня овладения (сформированности) детьми исследовательской деятельностью.

Показатели и критерии

Уровни

Методы отслеживания

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему).

Самостоятельно видит проблему

Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя.

Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске.

Наблюдение в процессе выделения проблемы.

2.Формулирование вопросов.

Формулирует вопросы.

Формулирует вопросы.

Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов.

3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы).

Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет).

С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет).

С помощью воспитателя.

Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах.

4.Выдвижение гипотез и решения проблем.

Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов).

Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение.

Наблюдение.

5.Способность описывать явления, процессы.

Полное, логическое описание.

Не совсем полное, логическое описание.

Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования.

6.Формулировка выводов и умозаключений.

Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого.

Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат.

Анализ высказываний, отчетов.

7. Степень самостоятельности при проведении исследования.

Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его.

Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения.

Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого.

Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах.

Уровни сформированности исследовательской деятельности:

- низкий уровень – 1 балл; характеризуется низким познавательным интересом; отсутствием активности в поиске проблемы; неумением самостоятельно сформулировать вопросы; неправильностью выстраивания гипотезы, планированием своей деятельности; затруднениями в подготовке материала и достижении поставленной цели; трудностями в речевых формулировках, неумением обсудить результаты;

- средний уровень – 2 балл; характеризуется наличием у ребенка познавательного интереса; умением в большинстве случаев видеть проблему, высказать предположения по данной проблеме, выдвижение единственного решения; правильностью в планировании; самостоятельности в выборе материала для экспериментирования; настойчивостью и последовательностью в достижении цели; умением сформировать выводы самостоятельно, либо по наводящим вопросам; умением пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично; при организации деятельности требуется постоянная направляющая помощь взрослого;

- высокий уровень – 3 балла; характеризуется умением самостоятельно видеть проблему, правильностью формирования вопросов, выдвижения гипотез; предположения; способностью выдвигать способы решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельностью и осознанностью в планировании своей работы; способностью дать оценку результату, сделать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе.

При определении показателей сформированности умений и навыков исследовательской деятельности мы пользовались работами А.И. Савенкова. Потому что, он более конкретно определил исследовательские умения и полно описал блоки, характеризующие исследовательское мышление. Разработали критерии и уровни сформированности исследовательской деятельности. По выделенным уровням можно проводить наблюдение за развитием исследовательской деятельности.

Приложение

Индивидуальный маршрут
сопровождения развития ребенка (пример)

Тема проекта: «Ванька - встанька»

Цель:

ФИО  Огорелков  Дмитрий  Александрович

Возраст — 7  лет.

Вид одаренности — интеллектуально -  

Склонности —  моделирование

Формы работы — дополнительные занятия в секции  «Технического творчества и изобретательства, конструирования» (технический проект)

Сопровождающий педагог – Манзюк С.Б.

Партнеры — воспитатель группы, родители и родственники.

Месяц

Неделя

Используемые
изобразительные материалы
и техники

Тема

Применение детских
работ

Сентябрь

3-я

Рисование — карандаш (набросок)

Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод» — каталог

4-я

Рисование — акварельные краски (эскиз)

Кукольный бал

Октябрь

1-я

Рисование — маркеры

Карнавал для кукол

2-я

Рисование — самостоятельный выбор изобразительных средств

Кукла-принцесса

3-я

Аппликация — цветная бумага

Осенний бал для кукол

Журнал мод «Осенний бал» — пополнение игровой атрибутики к сюжетно-ролевой игре «Ателье мод»

4-я

Аппликация — осенние листья. Техника «коллаж»

Наряд воспитателей для осеннего утренника

Ноябрь

1-я

Аппликация — фольга, стразы, бисер

Наряд для себя

Журнал мод «Осенний бал» — пополнение игровой атрибутики к сюжетно-ролевой игре «Ателье мод»

2-я

Аппликация — осенние листья. Техника «коллаж»

Наряд для мамы

3-я

Аппликация — фантики от конфет

Карнавальный костюм для куклы

Тематическая выставка «Новогодний карнавал»

4-я

Аппликация — ткань

Карнавальный костюм для себя

Декабрь

1-я

Рисование на силуэте

Карнавальный костюм для подружек

2-я

— // —

Карнавальный костюм для мамы

3-я

Объемная апплика-ция — упаковка для цветов

Карнавальный костюм для воспитателей

Январь

3-я

Аппликация — ткань

Зимняя прогул-ка — дети

Игровая атрибутика (каталог зимней одежды) для сюжетно-ролевой игры «Магазин одежды»

4-я

Объемная апплика-ция — ткань, мех

Зимняя прогул-ка — воспитатели

Февраль

1-я

Объемная апплика-ция — ткань, пух, вата

Зимняя прогул-ка — мама

2-я

Рисование — цветной песок

На балу у Золушки — девочка

Выставка — репортаж к 8 Марта «На балу у Золушки»

3-я

Рисование в технике налепа пластилином

На балу у Золушки — мама

4-я

Объемная апплика-ция — гофрированная упаковка для цветов

На балу у Золушки — воспитатели

Март

1-я

Аппликация — цветные нити

Моя будущая профессия

Фрагмент дидактического пособия «Люди труда» (страницы альбома)

2-я

Аппликация — самоклеящаяся пленка

Рабочий костюм мамы

3-я

Аппликация — фантики от конфет

Рабочий костюм воспитателя

Фрагмент дидактического пособия «Люди труда» (страницы альбома)

4-я

Самостоятельный выбор изобразительных средств

Рабочий костюм Леди Босс

Апрель

1-я

Рисование с использованием трафарета

Наряд для кошечки

Иллюстрирование творческих рассказов детей своей группы

Отчетная выставка студии имидж-салона «Леди Стиль»

2-я

Самостоятельный выбор изобразительных средств

Бал в царстве зверей

3-я

— // —

Космическое путешествие — костюм инопланетян

4-я

— // —

Люди будущего

Май

Авторская выставка


[1] Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002, с.57


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...

авторская программа дополнительного образования детей "Калейдоскоп"

Программа «Калейдоскоп» рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет с разными возможностями и способностями. Программа направлена на начальную ступень освоения изобразительной грамотности и приоб...

Авторская программа дополнительного образования по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте и чтению "Читалочка"

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации,  была разработана программа дополнительного образования по...

Авторская программа дополнительного образования «Я ЛЮБЛЮ СМОЛЕНСК»

«Я люблю Смоленск» региональная программа дополнительного образования, предназначенная для работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на формирования духовно-нравственных и патриотиче...