Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре
статья
Дошкольный период занимает важное место в развитии детей, в их нравственном воспитании. Именно в этот период начинается формирование личности. Ребенок усваивает эстетические нормы взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие мышления, осознание действительности, умение правильно оценивать поведение и поступки своих сверстников и свои лично
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Евдокимова Светлана Львовна,
музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №16» г. Чебоксары
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ. СОХРАНЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОБРЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ.
Дошкольный период занимает важное место в развитии детей, в их нравственном воспитании. Именно в этот период начинается формирование личности. Ребенок усваивает эстетические нормы взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие мышления, осознание действительности, умение правильно оценивать поведение и поступки своих сверстников и свои лично.
Воспитание и обучение в дошкольном образовательном учреждении - единственный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего периода дошкольного детства. Современные дети развиваются во многих отношениях быстрее, чем в прежние, даже не столь отдалённые от нас времена. Большое влияние на воспитании современного дошкольника оказывает Интернет. Зачастую дети становятся замкнутыми, не способными к общению, молчаливыми, погруженными в виртуальную реальность.
И поэтому в настоящее время как никогда чувствуется необходимость обратиться к народной культуре, познакомить детей с народными праздниками, обрядами с народной музыкой. Очень важно приобщить ребёнка к прекрасному. Наиболее эффективно этого можно добиться, если привлечь к процессу и педагогов, и родителей. Огромную помощь в эстетическом воспитании оказывают народные праздники. Ведь каждый такой праздник сопровождается богатством обычаев, обрядов и ритуалов и примет. Современные дети с большим удовольствием принимают активное участие в подготовке к таким праздникам вместе с родителями и воспитателями.
Праздник пройдёт весело, с большим эмоциональным накалом, если и педагоги, и родители создадут условия для того, чтобы дети проявили свою фантазию, творческую инициативу и изобретательность.
Одним из таких праздников является Крещение. В традиционном народном календаре зима не только самое длинное время года, но и самое богатое праздниками. Центральное событие - новогодние святки. Они начинались с Рождества и продолжались до Крещения. В святки принято было ходить в гости, дарить подарки, гадать, готовить вкусные угощения, веселиться.
В детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазий. Ведь все лучшее, что сформируется в дошкольном детстве, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни ребёнка. Предлагаемый вариант детского досугового мероприятия «Святочные вечера», оно нацелено на то, чтобы приобщить детей к истокам народной культуры, познакомить их с традициями и обрядами народов, пробудить нравственно-патриотические чувства
«Святочные вечера»
(сценарий досугового мероприятия для детей дошкольного возраста)
В зале сидят гости. Из противоположных дверей входят дети - старшая и подготовительная группы. Проходят змейкой, образуют хоровод и рассаживаются по местам (муз. группы Иван Купала «Коляда»). В центр зала выходят двое детей.
1й ребенок:
В этот зимний вечерок
Вьется над трубой дымок.
Месяц светится над ней,
А у нас полно гостей.
2й ребенок:
Святки нынче здесь у нас,
Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться
И в веселый пляс пуститься!
Ведущий:
Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный.
Наши бабушки и дедушки
Веселились две неделюшки.
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощение,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки,
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!
Будем петь и танцевать
И, конечно же, гадать.
Ведущий:
А поможет нам в наших гаданиях вот этот волшебный камин.
Кого в гости нам позвать?
Будем вместе все гадать.
Из волшебного камина
Подсказку будем доставать.
На фоне музыки Алана Сильвестри «FirstWaltz» (из мультипликационного фильма «Рождественская история») ребенок достает снежинку из камина и читает стихотворение:
Ребенок:
Эта белая снежинка
Вся сверкает серебром.
Эй, снежинки, закружитесь,
Поиграйте с ветерком.
Танец снежинок с шарфами («Вальс» А. Дюран). Исполняют девочки старшей группы.
Ведущий: Что же теперь приготовил для нас этот волшебный камин? (достает колокольчик)
Колокольчики звенят, быстро саночки летят,
С ветерком, с веселым звоном покатают всех ребят
Песня «Саночки». Муз. А. Филиппенко (исполняет ансамбль).
Ведущий:
Веселая игрушка эта погремушка!
Кто станцует с погремушкой?
Ну, конечно же, Петрушки.
Эй, Петрушки, выходите!
Погремушкой позвените!
Танец Петрушек. Средняя группа (мальчики).
Ведущий:
Тут в волшебном камине чего только нет...
А теперь нам на радость здесь падает снег...
Вот оно настоящее гадание,
Сейчас я кого-то приглашу на свидание.
Игра-гадание «Свидание» на фоне музыки А. Сильвестри «Flighttofezziwigs» (из мультипликационного фильма «Рождественская история»). Большой снежок передают из рук в руки: один снежок дети старшей группы, а другой подготовительной группы. Когда музыка останавливается, та пара, у кого в руках остался снежок, выходит на ковер и танцует.
Ведущий:
Приготовьтесь поскорее,
У нас гости у ворот.
Пусть танцуют веселее,
Снег идет, идет, идет...
Танец «Снег идет» (исполняют девочки средней группы).
Ведущий:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
- А вы, ребята, хотите погадать?
Ведущий берет в руки глиняный горшочек и говорит:
Вот здесь глиняный горшок,
Становитесь все в кружок!
Дети выстраиваются в круг (сначала старшая группа, затем подготовительная). Ведущий ходит внутри круга и говорит слова:
Ведущий:
Горшочек с вершочек
Скажи нам, дружочек
Что сбудется, что станется
Плохое пусть волку достанется.
Дети водят хоровод, ведущий идет противоходом. Возле кого останавливается музыка, тот вынимает из горшочка предмет.
- ПОЛОТЕНЦЕ. Полотенце далеко расстилается, ждет тебя дорога дожидается.
- БУЛКА. Каравай вынимай, да гостей принимай!
- КОЛЕЧКО. Колечко, колечко, идут женихи на крылечко.
Выходит другая группа:
- ПУГОВИЦА. Будет тебе в Новом году новый кафтан (сарафан).
- СВИСТУЛЬКА. Целый год тебе резвиться, с пляской, с песней веселиться.
- МАШИНКА. Пешком тебе не ходить. Будет тебя личный водитель возить.
Ведущий: Ребята, что за фонарики тут стоят? А это к нам гномики снова спешат.
Песня «Хоровод гномов» муз. И. Смирновой, слова Л. Молотовой (исполняют мальчики старшей группы).
Ведущий:
Крещенский мороз
Всех щиплет за нос.
А мы не боимся,
А мы веселимся.
Песня «Ой, мороз». муз и слова Г. Вихаревой (исполняют дети подготовительной группы).
Ведущий:
Открывайте ворота,
Гости к нам спешат сюда.
Звучит вступление к колядке Я. Джуся «Ой, радуйся». Входят воспитатели-колядовщики, одеты в народные стилизованные костюмы, поют колядки (на музыку колядки Я. Джуся «Ой, радуйся»)
- Добрый вечер, гости,
Мы к вам с добрыми вестями.
Радуйтесь,
Ой, радуйтесь, люди
Сын Божий народился.
- А вы, люди, знайте,
Столы накрывайте,
Радуйтесь,
Ой, радуйтесь, люди,
Сын Божий народился.
- Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
Радуйтесь,
Ой, радуйтесь, люди,
Сын Божий народился.
- Вот звезда сияет,
Всех нас поздравляет!
Радуйтесь,
Ой, радуйтесь, люди,
Сын Божий народился.
- Ангел к нам спустился, Христос народился!
Радуйтесь,
Ой, радуйтесь, люди,
Сын Божий народился.
1-й колядующий: Поздравляем С Рождеством, радости желаем в дом!
2-й колядующий: Поздравляем вас с Крещением, ждем от вас мы угощение.
3-й колядующий: Пышки, лепешки, да свиные ножки в печи сидят – на нас глядят.
4-й колядующий: Кто не даст пирога, уведем корову за рога.
5-й колядующий: Кто не даст лепешки - разобьем окошки!
Ведущий:
Спасибо, девицы, за веселье! Получайте угощение.
А у нас тоже весело.
Мы праздник отмечаем
Да в святой денек гадаем.
6-й колядующий: И мы будем с вами гадать,
Какой ждет нас год, мы тоже хотим знать.
Где наши платочки? Девчата!
Доставайте и на коврик расстилайте!
Гадание с платками. Каждая из колядующих выходит на середину, танцует с платком и бросает его на пол. Если платок ложится:
Гладко:
Жизнь ровная, без хлопот
Весь год горя не знать, веселиться гостей принимать
Волнами:
Год полон событий и ярких впечатлений
На море поедешь
Кочкой:
Богатство и достаток будет в твоем доме
Повышение зарплаты
Колечком:
Радостное событие
Пополнение в семье
Ведущий:
Какие веселые гости у нас, столько добра нагадали.
А теперь давайте малышей на саночках катать.
Эй, малышки, мы вас ждем!
Прокатитесь с ветерком!
Танец «Саночки». На музыку американской рождественской песни Дж.л.Пьерпонта «Jingle Bells». Танцуют воспитатели с детьми средней группы.
Ведущий: Сегодня никто не уйдет без подарка. Вас ждут сюрпризы-пожела-ния. Каждый достанет то, что его ждет в этом году. (Гости из корзиночки достают узелочки с пожеланиями.)
Ведущий:
Ну, гостечки, все вставайте,
Шире двери открывайте.
На пороге коляда,
Угощаться всем пора.
Колядовшики вместе с детьми образуют два круга и выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....
«Воспитание духовности посредством приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
Презентация...
Статья "Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы формируем личность любого ребенка. Игрушки — это важное составляющее каждой культуры. С поддержкой игрушки ребенку переходит сущность ...
Интеграция деятельности музыкального руководителя и воспитателя в процессе приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре.
Деятельность музыкального руководителя и воспитателя...
Презентация из опыта работы "Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре"
laquo;Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа»....
Статья "Русская матрёшка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
Очень важно познакомить детей дошкольного возраста с русской матрёшкой. Это поможет современным родителем воспитании ребенка....
Публикация "Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»"
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»...