Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре
статья

Евдокимова Светлана Львовна

Дошкольный период занимает важное место в развитии детей, в их нравственном воспитании. Именно в этот период начинается формирование личности. Ребенок усваивает эстетические нормы взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие мышления, осознание действительности, умение правильно оценивать поведение и поступки своих сверстников и свои лично

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Евдокимова Светлана Львовна,

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №16» г. Чебоксары

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ. СОХРАНЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОБРЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ.

Дошкольный период занимает важное место в развитии детей, в их нравственном воспитании. Именно в этот период начинается формирование личности. Ребенок усваивает эстетические нормы взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие мышления, осознание действительности, умение правильно оценивать поведение и поступки своих сверстников и свои лично.

Воспитание и обучение в дошкольном образовательном учреждении - единственный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего периода дошкольного детства. Современные дети развиваются во многих отношениях быстрее, чем в прежние, даже не столь отдалённые от нас времена. Большое влияние на воспитании современного дошкольника оказывает Интернет. Зачастую дети становятся замкнутыми, не способными к общению, молчаливыми, погруженными в виртуальную реальность.

И поэтому в настоящее время как никогда чувствуется необходимость обратиться к народной культуре, познакомить детей с народными праздниками, обрядами с народной музыкой. Очень важно приобщить ребёнка к прекрасному. Наиболее эффективно этого можно добиться, если привлечь к процессу и педагогов, и родителей. Огромную помощь в эстетическом воспитании оказывают народные праздники. Ведь каждый такой праздник сопровождается богатством обычаев, обрядов и ритуалов и примет. Современные дети с большим удовольствием принимают активное участие в подготовке к таким праздникам вместе с родителями и воспитателями.

Праздник пройдёт весело, с большим эмоциональным накалом, если и педагоги, и родители создадут условия для того, чтобы дети проявили свою фантазию, творческую инициативу и изобретательность.

Одним из таких праздников является Крещение. В традиционном народном календаре зима не только самое длинное время года, но и самое богатое праздниками. Центральное событие - новогодние святки. Они начинались с Рождества и продолжались до Крещения. В святки принято было ходить в гости, дарить подарки, гадать, готовить вкусные угощения, веселиться.

В детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазий. Ведь все лучшее, что сформируется в дошкольном детстве, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни ребёнка. Предлагаемый вариант детского досугового мероприятия «Святочные вечера», оно нацелено на то, чтобы приобщить детей к истокам народной культуры, познакомить их с традициями и обрядами народов, пробудить нравственно-патриотические чувства

«Святочные вечера»

(сценарий досугового мероприятия для детей дошкольного возраста)

В зале сидят гости. Из противоположных дверей входят дети - старшая и подготовительная группы. Проходят змейкой, образуют хоровод и рассаживаются по местам (муз. группы Иван Купала «Коляда»). В центр зала выходят двое детей.

1й ребенок:

В этот зимний вечерок

Вьется над трубой дымок.

Месяц светится над ней,

А у нас полно гостей.

2й ребенок:

Святки нынче здесь у нас,

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться

И в веселый пляс пуститься!

Ведущий:

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный.

Наши бабушки и дедушки

Веселились две неделюшки.

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощение,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки,

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

Будем петь и танцевать

И, конечно же, гадать.

Ведущий:

А поможет нам в наших гаданиях вот этот волшебный камин.

Кого в гости нам позвать?

Будем вместе все гадать.

Из волшебного камина

Подсказку будем доставать.

На фоне музыки Алана Сильвестри «FirstWaltz» (из мультипликационного фильма «Рождественская история») ребенок достает снежинку из камина и читает стихотворение:

Ребенок:

Эта белая снежинка

Вся сверкает серебром.

Эй, снежинки, закружитесь,

Поиграйте с ветерком.

Танец снежинок с шарфами («Вальс» А. Дюран). Исполняют девочки старшей группы.

Ведущий: Что же теперь приготовил для нас этот волшебный камин? (достает колокольчик)

Колокольчики звенят, быстро саночки летят,

С ветерком, с веселым звоном покатают всех ребят

Песня «Саночки». Муз. А. Филиппенко (исполняет ансамбль).

Ведущий:

Веселая игрушка эта погремушка!

Кто станцует с погремушкой?

Ну, конечно же, Петрушки.

Эй, Петрушки, выходите!

Погремушкой позвените!

Танец Петрушек. Средняя группа (мальчики).

Ведущий:

Тут в волшебном камине чего только нет...

А теперь нам на радость здесь падает снег...

Вот оно настоящее гадание,

Сейчас я кого-то приглашу на свидание.

Игра-гадание «Свидание» на фоне музыки А. Сильвестри «Flighttofezziwigs» (из мультипликационного фильма «Рождественская история»). Большой снежок передают из рук в руки: один снежок дети старшей группы, а другой подготовительной группы. Когда музыка останавливается, та пара, у кого в руках остался снежок, выходит на ковер и танцует.

Ведущий:

Приготовьтесь поскорее,

У нас гости у ворот.

Пусть танцуют веселее,

Снег идет, идет, идет...

Танец «Снег идет» (исполняют девочки средней группы).

Ведущий:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали.

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

- А вы, ребята, хотите погадать?

Ведущий берет в руки глиняный горшочек и говорит:

Вот здесь глиняный горшок,

Становитесь все в кружок!

Дети выстраиваются в круг (сначала старшая группа, затем подготовительная). Ведущий ходит внутри круга и говорит слова:

Ведущий:

Горшочек с вершочек

Скажи нам, дружочек

Что сбудется, что станется

Плохое пусть волку достанется.

Дети водят хоровод, ведущий идет противоходом. Возле кого останавливается музыка, тот вынимает из горшочка предмет.

  • ПОЛОТЕНЦЕ. Полотенце далеко расстилается, ждет тебя дорога дожидается.
  • БУЛКА. Каравай вынимай, да гостей принимай!
  • КОЛЕЧКО. Колечко, колечко, идут женихи на крылечко.

Выходит другая группа:

  • ПУГОВИЦА. Будет тебе в Новом году новый кафтан (сарафан).
  • СВИСТУЛЬКА. Целый год тебе резвиться, с пляской, с песней веселиться.
  • МАШИНКА. Пешком тебе не ходить. Будет тебя личный водитель возить.

Ведущий: Ребята, что за фонарики тут стоят? А это к нам гномики снова спешат.

Песня «Хоровод гномов» муз. И. Смирновой, слова Л. Молотовой (исполняют мальчики старшей группы).

Ведущий:

Крещенский мороз

Всех щиплет за нос.

А мы не боимся,

А мы веселимся.

Песня «Ой, мороз». муз и слова Г. Вихаревой (исполняют дети подготовительной группы).

Ведущий:

Открывайте ворота,

Гости к нам спешат сюда.

Звучит вступление к колядке Я. Джуся «Ой, радуйся». Входят воспитатели-колядовщики, одеты в народные стилизованные костюмы, поют колядки (на музыку колядки Я. Джуся «Ой, радуйся»)

  1. Добрый вечер, гости,

Мы к вам с добрыми вестями.

Радуйтесь,

Ой, радуйтесь, люди

Сын Божий народился.

  1. А вы, люди, знайте,

Столы накрывайте,

Радуйтесь,

Ой, радуйтесь, люди,

Сын Божий народился.

  1. Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

Радуйтесь,

Ой, радуйтесь, люди,

Сын Божий народился.

  1. Вот звезда сияет,

Всех нас поздравляет!

Радуйтесь,

Ой, радуйтесь, люди,

Сын Божий народился.

  1. Ангел к нам спустился, Христос народился!

Радуйтесь,

Ой, радуйтесь, люди,

Сын Божий народился.

1-й колядующий: Поздравляем С Рождеством, радости желаем в дом!

2-й колядующий: Поздравляем вас с Крещением, ждем от вас мы угощение.

3-й колядующий: Пышки, лепешки, да свиные ножки в печи сидят – на нас глядят.

4-й колядующий: Кто не даст пирога, уведем корову за рога.

5-й колядующий: Кто не даст лепешки - разобьем окошки!

Ведущий:

Спасибо, девицы, за веселье! Получайте угощение.

А у нас тоже весело.

Мы праздник отмечаем

Да в святой денек гадаем.

6-й колядующий: И мы будем с вами гадать,

Какой ждет нас год, мы тоже хотим знать.

Где наши платочки? Девчата!

Доставайте и на коврик расстилайте!

Гадание с платками. Каждая из колядующих выходит на середину, танцует с платком и бросает его на пол. Если платок ложится:

Гладко:

Жизнь ровная, без хлопот

Весь год горя не знать, веселиться гостей принимать

Волнами:

Год полон событий и ярких впечатлений

На море поедешь

Кочкой:

Богатство и достаток будет в твоем доме

Повышение зарплаты

Колечком:

Радостное событие

Пополнение в семье

Ведущий:

Какие веселые гости у нас, столько добра нагадали.

А теперь давайте малышей на саночках катать.

Эй, малышки, мы вас ждем!

Прокатитесь с ветерком!

Танец «Саночки». На музыку американской рождественской песни Дж.л.Пьерпонта «Jingle Bells». Танцуют воспитатели с детьми средней группы.

Ведущий: Сегодня никто не уйдет без подарка. Вас ждут сюрпризы-пожела-ния. Каждый достанет то, что его ждет в этом году. (Гости из корзиночки достают узелочки с пожеланиями.)

Ведущий:

Ну, гостечки, все вставайте,

Шире двери открывайте.

На пороге коляда,

Угощаться всем пора.

Колядовшики вместе с детьми образуют два круга и выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....

Статья "Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы формируем личность любого ребенка. Игрушки — это важное составляющее каждой культуры. С поддержкой игрушки ребенку переходит сущность ...

Презентация из опыта работы "Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре"

laquo;Тряпичная кукла - кладезь народной     мудрости, хранительница преданий,     обрядов и традиций своего народа»....

Статья "Русская матрёшка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"

Очень важно познакомить детей дошкольного возраста с русской матрёшкой. Это поможет современным родителем воспитании ребенка....

Публикация "Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»"

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»...