Публикация "Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»"
статья (средняя группа)
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chirninova_tsd.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»
ЧирниноваЦыцыгмаДоржиевна
пгт. Могойтуй Забайкальский край
МАДОУ «Могойтуйский детский сад «Бэлиг»
Воспитатель
В государственной программе Забайкальского края «Развитие образования в Забайкальском крае на 2014-2025 гг» в целях повышения доступности, качества и социальной эффективности образования в соответствии с меняющимися запросами населения Забайкальского края, стратегиями российской образовательной политики и перспективными задачами социально-экономического и этнокультурного развития региона поставлена задача создания условий для развития региональной системы воспитания, доступного и соответствующего современным требованиям дополнительного образования, обеспечивающих выявление и поддержку социально значимых инициатив детей, их творческую самореализацию и успешную социализацию, проявление детьми социальной ответственности, осознанного жизненного самоопределения.
Согласно «Стратегии развития бурятского языка на период до 2030 года», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.05.2019 №228 развитие бурятского языка непосредственно связано с сохранением и развитием традиций и обычаев, устного народного творчества бурятского народа как одной из ключевых точек опоры и сохранения языка.
Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения,по нашему мнению, осуществляется посредством сюжетно-ролевых игр. Именно во время игры ребенок учится моделировать жизненные ситуации, воспроизводит эпизоды взрослой жизни,собирает в единое целое отдельные эпизоды. Сюжетно-ролевые игры помогают детям познать окружающий мир, принципы взаимоотношений между людьми, культуру родного народа. Общение детей в сюжетно-ролевой игре усложняется эмоционально, становится более насыщенным. Дети заранее обсуждают сюжет будущей ролевой игры, вместе придумывают и проговаривают порядок ситуаций, действий.
В МБДОУ «Могойтуйский детский сад «Бэлиг» разработан и реализуется проект на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевых игр». Особенностью проекта является то, что посредством сюжетно-ролевых игр мы приобщаем детей дошкольного возраста к бурятской народной культуре, традициям и обычаям. В рамках реализации проекта нами запланированы следующие сюжетно-ролевые игры: «Сагаалганайуулзалга» (национальный праздник Белый месяц), «Сурхарбаан» (праздник «Летние спортивные игры»), «Будамшуу» («Кукольный театр на бурятском языке»).Каждая сюжетно-ролевая игра проходит в четыре этапа:
- подготовительный этап. Проводится мотивация на совместную деятельность (привлечение внимания детей и мотивация их на совместную деятельность);
- организационный этап. Планирование игры (обсуждение сюжета, игровые действия, распределение ролей;
- содержательный этап. Реализация смыслового замысла (формирование умения совместного планирования игры и уметь следовать замыслу игры, развитие ролевую речь детей в момент игры);
- заключительный этап (обобщение результатов игры).
Нами разработан календарно-тематический план проведения сюжетно-ролевых игр, в котором определены содержание, направления народной культуры, сроки проведения и ответственные. Так, в июне месяце проводится «Сурхарбаан», в феврале «Сагаалганай уулзалга»,в октябре «Будамшуу».Согласно плана была проведена сюжетно-ролевая игра «Сагаалганай уулзалга».Во время проведения игры «Сагаалганай уулзалга» дети изучают следующие направления народной культуры: поклонение алтарю, домашним божествам; приготовление пищи, народные игры, приветствие гостей, национальные костюмы, народные песни и танцы. Например, детей учат поздравлять, говорить благопожелания родителям, бабушкам, дедушкам, родственникам и знакомым и дарить друг другу подарки по обычаю. В процессе подготовки и проведения игры дети охотно проявляли инициативу в подготовке атрибутов для игры, самостоятельно распределяли сюжетные роли, активно участвовали в репетиции ехора, песен. У детей сформировалось представление об обычаях и традициях бурят в дни празднования национального праздника «Сагаалган».
Важно отметить, что такая форма работы сплачивает детский коллектив и дает возможность детям с разными творческими идеями и способностями выразить себя. Участие в проекте помогает каждому ребенку развиваться как личность, проявляющий свой творческий потенциал. В течение учебного года в разных возрастных группах проводится целенаправленная работа по созданию условий, по привлечению родителей.
К ожидаемым результатам проекта относятся: умение выполнять игровые действия в соответствии с сюжетом игры; умение распределять роли; включаться в разные ролевые диалоги; планировать действия в нужной последовательности; проявление интереса к игре; у детей сформировано общее представление о бурятских праздниках; обогащение знаний о традициях, обычаях бурятского народа во время празднования того или иного праздника; умение проявлять инициативу, организаторские возможности, ощущение коллективизма, доброжелательность, готовность прийти на помощь своему сверстнику.
Таким образом, проведение сюжетно-ролевых игр способствует развитию речи детей, возрождению традиций, обычаев, игр бурятского народа, воспитанию истинных граждан, любящих свою Родину.
Список использованной литературы
- Постановление Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года №225 Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы» (с изменениями на 30 декабря 2021 года).
- Постановление Правительства Республики Бурятия от 08.05.2019 №228 «Стратегии развития бурятского языка на период до 2030 года».
- Бабуева В. Д. Мир традиций бурят/Валентина Бабуева. - Улан-Удэ:Улзы, 2001. - 143 с.
- Сюжетно-ролевые игры в ДОУ. Роль игры в жизни ребенка// Академия развития творчества. - Санкт-Петербург. - Раздел сайта «Публикации». - URL:https://www.art-talant.org/publikacii/23660-syughetno-rolevye-igry-v-dou-roly-igry-v-ghizni-rebenka(дата обращения: 25.03.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание духовности посредством приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
Презентация...
Развитие у детей дошкольного возраста самостоятельной творческой деятельности в сюжетно - ролевой игре.
Развитие у детей дошкольного возраста самостоятельной творческой деятельности в сюжетно - ролевой игре....
«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность и сюжетно-ролевые игры».
laquo;Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность и сюжетно-ролевые игры»....
Сюжетно - ролевая игра детей дошкольноговозраста: значение, особенности организации. Виды сюжетно- ролевых игр.
Что такое сюжетно- ролевая игра?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых усл...
«Обучение детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения посредством сюжетно-ролевой игры«Водители и пешеходы»
Актуальность проблемы обучения детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспо...
«Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством музыки в ДОУ»
laquo;Воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысл...
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы ранней профориентации. Авторы делятся опытом использования сюжетно-ролевых игр как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста пр...