Публикация "Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»"
статья (средняя группа)

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chirninova_tsd.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»

ЧирниноваЦыцыгмаДоржиевна

пгт. Могойтуй Забайкальский край

МАДОУ «Могойтуйский детский сад «Бэлиг»

Воспитатель

В государственной программе Забайкальского края «Развитие образования в Забайкальском крае на 2014-2025 гг» в целях повышения доступности, качества и социальной эффективности образования в соответствии с меняющимися запросами населения Забайкальского края, стратегиями российской образовательной политики и перспективными задачами социально-экономического и этнокультурного развития региона поставлена задача создания условий для развития региональной системы воспитания, доступного и соответствующего современным требованиям дополнительного образования, обеспечивающих выявление и поддержку социально значимых инициатив детей, их творческую самореализацию и успешную социализацию, проявление детьми социальной ответственности, осознанного жизненного самоопределения.

Согласно «Стратегии развития бурятского языка на период до 2030 года», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.05.2019 №228 развитие бурятского языка непосредственно связано с сохранением и развитием традиций и обычаев, устного народного творчества бурятского народа как одной из ключевых точек опоры и сохранения языка.

Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения,по нашему мнению, осуществляется посредством сюжетно-ролевых игр. Именно во время игры ребенок учится моделировать жизненные ситуации, воспроизводит эпизоды взрослой жизни,собирает в единое целое отдельные эпизоды. Сюжетно-ролевые игры помогают детям познать окружающий мир, принципы взаимоотношений между людьми, культуру родного народа. Общение детей в сюжетно-ролевой игре усложняется эмоционально, становится более насыщенным. Дети заранее обсуждают сюжет будущей ролевой игры, вместе придумывают и проговаривают порядок ситуаций, действий.

В МБДОУ «Могойтуйский детский сад «Бэлиг» разработан и реализуется проект на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевых игр». Особенностью проекта является то, что посредством сюжетно-ролевых игр мы приобщаем детей дошкольного возраста к бурятской народной культуре, традициям и обычаям. В рамках реализации проекта нами запланированы следующие сюжетно-ролевые игры: «Сагаалганайуулзалга» (национальный праздник Белый месяц), «Сурхарбаан» (праздник «Летние спортивные игры»), «Будамшуу» («Кукольный театр на бурятском языке»).Каждая сюжетно-ролевая игра проходит в четыре этапа:

- подготовительный этап. Проводится мотивация на совместную деятельность (привлечение внимания детей и мотивация их на совместную деятельность);

- организационный этап. Планирование игры (обсуждение сюжета, игровые действия, распределение ролей;

- содержательный этап. Реализация смыслового замысла (формирование умения совместного планирования игры и уметь следовать замыслу игры, развитие ролевую речь детей в момент игры);

- заключительный этап (обобщение результатов игры).

Нами разработан календарно-тематический план проведения сюжетно-ролевых игр, в котором определены содержание, направления народной культуры,  сроки проведения и ответственные.  Так, в июне месяце проводится «Сурхарбаан», в феврале «Сагаалганай уулзалга»,в  октябре «Будамшуу».Согласно плана была проведена сюжетно-ролевая игра «Сагаалганай уулзалга».Во время проведения игры «Сагаалганай уулзалга» дети изучают следующие направления народной культуры: поклонение алтарю, домашним божествам; приготовление пищи, народные игры, приветствие гостей, национальные костюмы, народные песни и танцы. Например, детей учат поздравлять, говорить благопожелания родителям, бабушкам, дедушкам, родственникам и знакомым и дарить друг другу подарки по обычаю. В процессе подготовки и проведения игры дети охотно проявляли инициативу в подготовке атрибутов для игры, самостоятельно распределяли сюжетные роли, активно участвовали в репетиции ехора, песен. У детей сформировалось представление об обычаях и традициях бурят в дни празднования национального праздника «Сагаалган».

Важно отметить, что такая форма работы сплачивает детский коллектив и дает возможность детям с разными творческими идеями и способностями выразить себя. Участие в проекте помогает каждому ребенку развиваться как личность, проявляющий свой творческий потенциал. В течение учебного года в разных возрастных группах проводится целенаправленная работа по созданию условий, по привлечению родителей.

К ожидаемым результатам проекта относятся: умение выполнять игровые действия в соответствии с сюжетом игры; умение распределять роли; включаться в разные ролевые диалоги; планировать действия в нужной последовательности; проявление интереса к игре; у детей сформировано общее представление о бурятских праздниках; обогащение знаний о традициях, обычаях бурятского народа во время празднования того или иного праздника; умение проявлять инициативу, организаторские возможности, ощущение коллективизма, доброжелательность, готовность прийти на помощь своему сверстнику.

Таким образом, проведение сюжетно-ролевых игр способствует развитию речи детей, возрождению традиций, обычаев, игр бурятского народа, воспитанию истинных граждан, любящих свою Родину.

Список использованной литературы

  1. Постановление Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года №225 Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы» (с изменениями на 30 декабря 2021 года).
  2. Постановление Правительства Республики Бурятия от 08.05.2019 №228 «Стратегии развития бурятского языка на период до 2030 года».
  3. Бабуева В. Д. Мир традиций бурят/Валентина Бабуева. - Улан-Удэ:Улзы, 2001. - 143 с.
  4. Сюжетно-ролевые игры в ДОУ. Роль игры в жизни ребенка// Академия развития творчества. - Санкт-Петербург. - Раздел сайта «Публикации». - URL:https://www.art-talant.org/publikacii/23660-syughetno-rolevye-igry-v-dou-roly-igry-v-ghizni-rebenka(дата обращения: 25.03.2022).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей дошкольного возраста самостоятельной творческой деятельности в сюжетно - ролевой игре.

Развитие у детей дошкольного возраста самостоятельной творческой деятельности в сюжетно - ролевой игре....

«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность и сюжетно-ролевые игры».

laquo;Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность и сюжетно-ролевые игры»....

Сюжетно - ролевая игра детей дошкольного возраста: значение, особенности организации. Виды сюжетно- ролевых игр.

Что такое сюжетно- ролевая игра?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых усл...

«Обучение детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения посредством сюжетно-ролевой игры«Водители и пешеходы»

Актуальность проблемы обучения детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспо...

«Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством музыки в ДОУ»

laquo;Воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысл...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы ранней профориентации. Авторы делятся опытом использования сюжетно-ролевых игр как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста пр...