Интеграция деятельности музыкального руководителя и воспитателя в процессе приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре.
материал на тему
Деятельность музыкального руководителя и воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_hgu.docx | 19.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интеграция деятельности музыкального руководителя и воспитателя в процессе приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре.
Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов. Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Дошкольное образовательное учреждение является одним из центров сохранения и возрождения самобытной культуры, уклада, быта и традиций, духовного развития хакасского народа, его языка, обычаев, национальных культур. Ведь воспитывать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
К сожалению, большинство поверхностно знакомо с хакасской народной культурой, и это не только дети, но и многие взрослые. Как жили хакасы? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру хакасского народа и ведется работа в нашем детском саду.
Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. В своей работе применяю разные средства для приобщения детей к национальной культуре: это знакомство со сказками, песнями, танцами, играми, национальными промыслами, традициями и обрядами.
В группе создана предметно-развивающая среда, которая включает в себя национальный уголок, с его помощью дети наглядно знакомятся с символикой республики Хакассия, национальный костюм, традиционные игры, книги, сказки.
Для работы был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам образовательной деятельности. Подобрана литература и иллюстрации о республике Хакассия и столице Абакане. Использование наглядного материала о жизни и труде хакасов помогает развитию у детей наглядно-образного мышления, внимания, памяти, умение анализировать. Подобраны иллюстрации, которые знакомят с растительным и животным миром Хакассии. Оформлены альбомы «Растения и животные хакасского края», «Родина моя - Хакасия», «Хакасская национальная кухня», «Хакасская национальная одежда», «Легенды о хакасских инструментах».
Для изучения хакасской народной одежды имеются женские и мужские костюмы, женское украшение «Поғо», альбом «Хакасская национальная одежда». Элементы хакасского узора использую в образовательной деятельности художественно-эстетического цикла. Для обобщения и систематизации знаний детей использую дидактические игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье», «Найди пару», и другие. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей: в образовательную, на прогулке, в самостоятельной деятельности, такие игры, как «охчаадан атыс» - стрельба из лука, «урух тастааны» - метание аркана, игра в кости и т. д.
Хакасский язык в детском саду проводится один раз в неделю и , к сожалению, этого очень мало. Поэтому
Для приобщения детей к народной культуре на протяжении нескольких лет мы ежегодно отмечаем национальные праздники «Чыл Пазы», «День Земли». Совместно с воспитателями разучиваются и ставятся театрализованные представления на хакасском языке.
На музыкальных занятиях я учу с детьми песни о любви к родной земле, мы слушаем как звучит колокольчик, горловое пение «хай», как скачут лихие наездники, учим распевки на хакасском языке, пальчиковые игры. Знакомимся с музыкальными инструментами и их историей, т.к. происхождение каждого инструмента связанно с легендой хакасского народа.
Часто устраиваем вечера развлечений, на которых играем с детьми в хакасские народные игры.
Знакомство детей с хакасскими композиторами, их творчеством занимает большое место в построении музыкальных занятий с детьми.
Репертуар, который мы разучиваем на занятиях с детьми, продолжают повторять и отрабатывать в группе с воспитателями, отрабатывая произношение характерных хакасских звуков.
Родители с пониманием и интересом наблюдают образовательный процесс и сами с удовольствием в него включаются.
При систематической и совместной работе музыкального руководителя и воспитателей групп, дети не только поют, читаю стихи, хорошо проговаривая произношение хакасских слов, но и понимают частично сам язык, а также знают национальные праздники, обряды и обычаи.
Результатом такой совместной работы стало участие детей в международных, республиканских и городских конкурсах, на праздниках внутри ДОУ.
Конкурс «Вдохновенный чтец»
- Песня «Часхы килде» старшая группа
- Республиканский конкурс «Пала тiлi» подготовительная группа 4 место чтение
стих-я
- песня «Учама» 3 место в отборочном туре «Пала тiлi»
- конкурс «Сурнагастар» финал сказка «Заюшкина избушка»
- конкурс «Чылтызахтар» финал, 2 место чтение стих-я
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....
«Воспитание духовности посредством приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
Презентация...
Статья "Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы формируем личность любого ребенка. Игрушки — это важное составляющее каждой культуры. С поддержкой игрушки ребенку переходит сущность ...
Презентация из опыта работы "Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре"
laquo;Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа»....
Статья "Русская матрёшка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
Очень важно познакомить детей дошкольного возраста с русской матрёшкой. Это поможет современным родителем воспитании ребенка....
Публикация "Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»"
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»...