Статья "Русская матрёшка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
статья (средняя группа)

Очень важно познакомить детей дошкольного возраста с русской матрёшкой. Это поможет современным родителем воспитании ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Русская матрёшка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре»

Матрёшка – наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, явление мирового масштаба. Матрёшка стала как бы формулой культурного явления, которое само по себе полна смысла и замечательна своей уникальностью. Современная и иностранная кукла не несёт в себе духовного смысла и нравственного развития для ребёнка. Как, например популярные  куклы с модельной внешностью и узкой талией, навязывая ребёнку единый эталон красоты, а так же куклы  с фиолетовыми и зелёными  лицами и волосами, звериными ушами и перепончатыми руками, бессмысленные, агрессивные, закладывают  в ребенке неправильное отношение к семье, какой должна быть будущая мама,  небрежное отношение, плохой вкус. Отношение ребёнка к традициям русского народа  начинают формироваться в семье от самых близких людей, к сожалению, современные родители мало уделяют внимания этой проблеме. Сегодня трудно представить себе, что каких-нибудь сто лет назад, матрёшки вообще не существовало. Первая русская матрёшка появилась в конце 19 века, тем не менее, она стала символом русского народного искусства. Немалая заслуга  принадлежала семье Анатолия Ивановича Мамонтова. Эта семья владела мастерской – магазином «Детское воспитание», где создавали и продавали различные детские игрушки. Чтобы расширить кругозор мастеров – игрушечников, выписывали образцы игрушек из различных стран мира. Так, с острова Хонсю была завезена знаменитая предшественница  и прообраз русской матрёшки – фигурка буддийского мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Первая русская матрёшка – легкая, непосредственная – представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветном платке с черным петухом в руках. Русскую деревянную разъёмную куклу назвали матрёшкой, так как в это время имя Матрёна, считалось одно из наиболее распространённых женских имён, означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать расписанное деревянное изделие. Но и посей день, матрёшка остаётся символом материнства. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая  изображала спеленатого младенца. Матрёшек стали изготавливать разных местах Росси: из города Семёнова обязательно держит в руках пышные букеты цветов, а из Полхов – Майдана они особенно нарядные и более «стройные». Технология изготовление матрёшки остаётся неизменной и до настоящего времени, сохраняя все приёмы токарного искусства русских умельцев. Самым благодарным материалом, является липа.

Но, главное, это куколка  - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мало – мало меньше. Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяная, в народном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрешка не лентяйка, в  руках у неё, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами – ягодами. Матрёшка совершенствует знание дошкольника о форме, величине, воспитывает эстетический вкус. Формирует коммуникативные навыки. Матрёшку ребёнок может вертеть, трогать, можно придумывать занимательные истории. Сформирование мелкой моторики способствует успешному развитию речи. Поскольку речевой центр и центр, отвечают за координацию движения пальцев, находятся в  коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние. Очень важно познакомить детей в дошкольном возрасте, с матрешкой. Окружающие предметы, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет современным родителям в воспитании ребёнка, начиная  с детства развивать у детей  интерес, где родился, традиции, уважение к народному художественному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....

Статья "Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы формируем личность любого ребенка. Игрушки — это важное составляющее каждой культуры. С поддержкой игрушки ребенку переходит сущность ...

Мастер-класс для педагогов «Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер-класс для педагогов«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста  к национальной культуре и традициям русского народа»...

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам культуры Родного края на занятиях по музыкальному воспитанию.

Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию....

Презентация из опыта работы "Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре"

laquo;Тряпичная кукла - кладезь народной     мудрости, хранительница преданий,     обрядов и традиций своего народа»....

Русские народные игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям

XXI век - время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскуднения личности....