Приложение к календарно-тематическому планированию, октябрь
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

 Дадашова Илаха Назаровна

Приложение к календарно-тематическому планированию, октябрь( дети 3-4 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pril-2ml-okt-fop.docx56.74 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное развитие

Рассматривание картины «Дети играют в кубики»

Цель: способствовать речевому развитию детей, учить рассматривать картины.

Ход: воспитатель сообщает, что ему очень нравятся малыши, которые все делают вместе, помогая друг другу:

«В эти моменты на детей так приятно смотреть! Хотите взглянуть на девочку и двух мальчиков, которые что-то строят?».

Педагог демонстрирует картину «Дети играют в кубики», даёт детям возможность обменяться впечатлениями.

Интересуется, как бы они назвали эту картину. Поясняет, что название картины должно быть кратким, например: «Дети играют в кубики», «Вместе строить интересно», «Дружно играть – удовольствие!». Спрашивает, кому какое название картины понравилось. Воспитатель: итак, девчушка в коричневом платьице и двое мальчиков решили вместе построить… (красивый забор).

Расскажите, кто что делает?

Педагог выслушивает ответы детей (при этом он просит говорить, во что одеты мальчики, чтобы легче было понять, о ком идёт речь: мальчик в голубой рубашке и синих штанишках, мальчик в полосатом свитере).

Воспитатель: дети только начали строить, но уже можно предположить, что забор будет красивым, потому что… (высказывания детей).

Воспитатель предлагает вниманию малышей образец рассказа:

«Хорошо играть вместе. Интересно!

Двое мальчиков и девочка строят забор. Девочка в красивом коричневом платьице делает красные ворота. Будет и красная башня.

Её возводит мальчик в голубой рубашке.

Кубиков не хватает.

Но на помощь спешит мальчик в полосатом свитере.

Он везёт полный грузовик кубиков».

Познавательное развитие

Наблюдения

Наблюдение за листопадом

Цель: продолжить знакомить с признаками осени. Ход: обратить внимание детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. Пусть дети посмотрят, сравнят их по цвету, форме, убедятся, что у листьев разных деревьев различная окраска. Падают, падают листья – В нашем саду листопад. Жёлтые, красные листья По ветру вьются, летят.

Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросить, почему они нравятся ребёнку. Во время прогулки сделать из листьев шапочку, юбочку для куклы, гирлянды, складывая их черенками.

Можно провести игру: в руках у детей листочки, педагог читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.

Мы – листочки, мы – листочки, (дети стоят кружком, держа в руках листочки) Мы – осенние листочки. Мы на веточках сидели, Дунул ветер – полетели.

(разбегаются по дорожкам)

Мы летали, мы летали – (бегают, помахивая листочками) Все листочки так устали.

Перестал дуть ветерок –

Все уселися в кружок. (садятся на корточки, листочки держат

над головой)

Ветер снова вдруг подул (разбегаются по дорожке) И листочки с веток сдул.

Все листочки полетели (подкидывают листья вверх) И на землю тихо сели.

Наблюдение за состоянием погоды

Цель: учить определять время года по характерным признакам. Ход: предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи.

Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце), отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая).

Дуют ветры,

Ветры буйные, Ходят тучи, Тучи тёмные.

Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья. У деревьев расцвеченная листва. Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы полетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время осенью зовётся.

Цикл наблюдений за елью

Наблюдение 1. «Как узнать ель (ёлку)?»

Цель: показать детям новое дерево, назвать его, объяснить, чем оно отличается от берёзы (зелёное, колючее), дать почувствовать, что оно красивое, вызывает радостные чувства. Ход: воспитатель предлагает найти берёзу, посмотреть на неё обращает внимание на то, что ветки уже голые, совсем без листьев, их нет на земле: она покрыта снегом. Затем ведёт детей к ёлке, спрашивает: что это за дерево? Может быть, берёза? Даёт два названия (ель, ёлка), говорит, что это тоже дерево, очень красивое, всё зелёное. Предлагает детям голыми руками дотронуться до еловых лап – оно колючее.

Дети обходят ель кругом, рассматривают её и радуются её красоте.

Наблюдение 2. «Что есть у ели?»

Цель: показать, что у ели есть ствол, ветви покрыты иголками, их много, они маленькие, зелёные, колюч. Ход: воспитатель предлагает

детям найти ствол, потрогать его руками, показать ветви, изобразить руками их величину. Дети обходят ёлку кругом, любуются её стройностью и красотой.

Ветви на ели разные: внизу – большие раскидистые, вверху – маленькие, редкие.

Ель – стройное красивое дерево, оно похоже на пирамидку. Поставив детей поодаль, воспитатель сам изображает руками треугольную форму ели, говорит, что она похожа на игрушечную пирамидку (показывает специально приготовленную игрушку), предлагает детям руками показать форму ели.

Наблюдение 3. «Сравнение живой и игрушечной ёлки»

Цель: показать отличие живой ели от искусственной ёлки (живая растёт, она стоит на одном месте, корнями уходит глубоко в землю, приятно пахнет, красива от инея и снега; искусственную ёлку сделали на заводе, она похожа на живую ель – у неё тоже есть ствол, ветви и иголки, но она не пахнет, не растёт, её можно переносить и ставить в любое место, наряжать ёлочными игрушками – тогда она станет красивой; искусственная ёлка, в отличие от живой, не осыпается. Ход: воспитатель для наблюдения берёт ту искусственную ёлку, которая затем будет стоять в группе.

Поставив её рядом с живой, предлагает детям рассмотреть обе ёлки, найти стол, ветви, потрогать голыми руками, погладить лапы и иголки понюхать.

Называет различия между ними, просит повторять за ним, обращает внимание на красоту живой ели:

она зелёная, хорошо видна на снегу, её украшают иней и снежные хлопья; она сверкает на солнце, очень красива, около неё приятно стоять и смотреть на неё.

Искусственную ёлку можно отнести в группу и украсить новогодними игрушками – она тоже будет красивая, но по- другому.

Рассматривание клумбы

Цели: продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску; воспитывать любовь к природе.

Ход: на прогулке подвести детей к клумбе, где растут ромашки, бархатцы, познакомить детей с растениями, рассказать о них. Бархатцы (тагетес) бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков.

Цветки мелкие и крупные, листья рассечённые, пёстрые, с резким запахом. Растут быстро, цветут до морозов.

Ромашка – высокое изящное растение с мелкими белыми цветочками.

Цветёт очень долго, до глубокой осени. Хорошо растёт на солнечных участках.

Опыты и эксперименты

Исследовательская деятельность «Бумага, её качества и свойства»

Цель: знакомить детей со свойствами бумаги.

Ход: к детям в гости приходит кукла Маша.

Маша: давайте познакомимся. Я кукла Маша, а тебя как звать? Воспитатель: посмотрите какая кукла нарядная, красивая. Маша пойдёт на день рождение. Ей хочется нарядную ленточку. Маша думает, из чего же ей эту ленточку сделать?

(ответы детей)

Воспитатель вытаскивает бумажную ленточку.

Воспитатель: Маше очень понравилась красная ленточка. Маша: сделайте мне, пожалуйста, бантик из бумаги. Воспитатель: как вы думаете, получится у нас бантик из бумаги? (ответы детей)

Почему? Интересно! Давайте, посмотрим. Присядьте. Педагог раздаёт детям бумажные ленточки по две штуки на каждого ребёнка.

Воспитатель: потрогайте ленточки. Какая бумага на ощупь?

(Гладкая, шершавая, мягкая.) Бумага разная на ощупь: гладкая, шершавая, мягкая. Эти свойства бумаги я обозначу символами. Какая бумага по цвету? (Разноцветная.) Это свойство бумаги я обозначу символом на доске.

Сейчас мы поиграем. Нужно поднять ленточку того цвета, который я назову.

Проводится игра «Покажи правильно».

Воспитатель: ленточка замаралась. Что делать? (Постирать.) Как вы думаете, а что будет, если ленточку опустить в воду? (Намокнет.) Пойдёмте, посмотрим (ребята подходят к тазу с водой). Опустите ленточки в водичку. Что происходит? Бумага намокла. Попробуйте взять ленточки в руки. Что произошло? Вывод: бумага размокла и порвалась. Бумага боится воды. Воспитатель: как вы думаете, бумага может летать? Полосочку держите. Подуйте. Какая бумага: лёгкая или тяжёлая? А ещё бумагу можно мять. Сожмите её, сделайте шарик. На что похоже? (На цветок.) Мы из этих шариков сделаем подарок, с

которым Маша пойдёт на день рождение? (Дети садятся за стол.)

У нас есть ваза и стебельки. Сделаем цветочки? Намазываем клеем, крепко прижимаем. Красивые цветочки у нас получились!

Подарок сделали, а бантик не завязали. Получится завязать бантик из бумаги? Завязываем бантик. Что случилось? Порвалась бумага. Бумага рвётся. Не получается завязать бантик из бумажной ленточки. Машеньке так хотелось прийти красивой на день рождение.

Воспитатель показывает детям ленточку из ткани. Воспитатель: попробуйте на прочность, что это? Потяните, рвётся ленточка?

Прочная ленточка, потому что сделана из ткани. Из такой ткани нам шьют одежду. Давайте, мы Маше теперь завяжем бантик, который не рвётся. Маше бантик нравится.

Какая Маша красивая пойдёт на день рождения, с цветами.

Какие мы молодцы!

Дети подходят к доске и по условным обозначениям проговаривают, что они узнали про бумагу.

Экспериментирование «Волшебная рукавичка»

Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Оборудование: магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. Ход: взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) – рукавичка перестаёт быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не даёт упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.

Игры и упражнения

Игра «Разложи на группы»

Цель игры: продолжить формировать понятия «много, один, ни одного».

Ход игры: в гости к детям приходит Мишка. Воспитатель предлагает детям разложить в две корзины помидоры и яблоки, назвать сколько у каждого в руке, сколько в пустой корзине, сколько в полной.

Воспитатель: вот, Мишка, дети разложили в две корзины овощи и фрукты. А я сложу их для тебя на тарелочку. Сначала по краю тарелочки я положу яблоки (одно яблоко, ещё одно, ещё). Сколько стало? (Много.) А теперь я положу помидоры Сколько? (Много.) Вот я разложила по тарелочке сначала яблоки, потом помидоры. Сколько их на тарелке (Много.), а

сколько в корзине? (Ни одного.) Яблоки зелёные, Круглые и гладкие.

Так и просят: «Скушай нас!

Мы такие сладкие».

Ну а помидоры, спелые и вкусные По большой тарелочке

Рассыпались как бусинки.

Игра «Лето или осень»

Цель игры: расширять знания детей о временах года.

Ход игры: воспитатель подзывает к себе детей. Воспитатель: ребята, давайте поиграем в игру «лето или осень». Я называю вам признаки времён года: лета или осени, бросаю мяч, вы бросаете мяч обратно мне и называете – это лето или осень. – Если листья желтеют – это…

  • Если солнце припекает – это …
  • Если тёмные ночи – это …
  • Если высохли цветы – это …
  • Если опадают листья – это …
  • Если листья желтеют – это …
  • Если листья на деревьях зеленые – это …
  • Если желтеет трава – это …
  • Если в огороде собрали урожай овощей – это …
  • Если дети катаются на велосипеде – это …
  • Если цветут цветы – это …
  • Если дни стали длиннее – это …
  • Если птицы улетают – это …
  • Если люди купаются в реке – это …
  • Если дни стали короче – это …

Дидактическая игра «Выложи узор»

Цель игры: учить осуществлять выбор величин по слову, названию предметов, развивать внимание, формировать положительное отношение к полученному результату – ритмичному чередованию величин.

Оборудование: полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др.); подносы, наборное полотно.

Ход игры: педагог раздаёт детям листы бумаги и ставит на стол подносы с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат (берёт форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, ещё маленький квадрат» (вновь вставляет в полотно и т.д.). Затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении игры дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, даёт всем работам положительную оценку.

Игра «Найди, что покажу»

Цель игры: найти предмет по сходству. Оборудование: на двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один поднос для воспитателя накрыть салфеткой.

Ход игры: воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, снова убирает его, затем предлагает ребёнку: «Найди на другом подносе такой же и вспомни, как он называется». Задание выполняется, пока все фрукты и овощи под салфеткой не будут названы.

Игра «Найди, что назову»

Цель игры: найти предмет по слову – названию. Игровое действие: поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов. Правила: искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту. Например: свекла, репа, редька, апельсин, помидор, яблоко. Во все вазы заглядывать нельзя.

Оборудование: овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо видна была их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку: «найди маленькую морковку». Или: «найди жёлтое яблоко и скажи, какое оно по форме». Если ребёнок затрудняется, воспитатель может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта.

Второй вариант: овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы: шарообразной, овальной, удлинённой. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в неё предмета. Ребёнок ищет названный предмет.

Игра «Угадай, что в руке»

Цель игры: узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Ход игры: дети отводят руки за спину, педагог раздаёт по овощу или фрукту. Затем воспитатель отходит и показывает овощ или фрукт. Если у ребёнка в руках за спиной такой же, ребёнок должен подбежать к воспитателю.

Игра «Вершки – корешки»

Цель игры: закрепить знания об овощах.

Ход игры: дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками. Если съедобная часть овоща находится над землёй, дети поднимают кисти рук вверх. Если съедобная часть овоща растёт в земле – кисти рук опускают вниз.

Игра «Чудесный мешочек»

Вариант 1

Цель игры: узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Правила: в мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет. Оборудование: для первых игр подбираем овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, затем более похожие.

Небольшой непрозрачный мешочек.

Ход игры: воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает ребёнку: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу».

Вариант 2

Цель игры: узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам.

Ход игры: воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, её детали, поверхность, плоскость – и просит: «Найди в мешочке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твёрдое, негладкое». Ребёнок по описанию ищет и находит свеклу. Сначала в мешочек опускают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся по другим признакам.

Игра «Кто кем будет»

Цель игры: развивать логическое мышление. Ход игры: воспитатель бросает мяч и предлагает закончить предложение:

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеёй) – цыплёнок – петухом

  • мальчик – мужчиной
  • теленок – коровой или быком
  • бумага – книгой
  • снег – водой
  • вода – льдом
  • семечко – цветком
  • мука – блинчиками

Вариант игры: наоборот «Кто кем был?»:

  • лошадь – жеребёнком
  • цветок – семенем

Игра «Из чего сделано?»

Цель игры: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса), активизировать словарь детей, воспитывать наблюдательность, внимание, умение чётко выполнять правила игры.

Ход игры: для этой игры подбираются предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.

До начала игры взрослый проводит короткую беседу и уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи. Затем предлагается поиграть в новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребёнком в мешочек. Нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нём так, чтобы остальные дети по описанию узнали и правильно назвали его. Мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись. Для того, чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, взрослый вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические – положить на поднос, сделанный из металла, пластмассовые – на пластмассовый и т.д. В конце игры взрослый отмечает тех разведчиков, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли товарищам найти нужный предмет.

Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а также их не ярко выраженное качество.

Дидактическая игра «Кому какая форма»

Оборудование: геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины, матрёшка, мишка, кукла, по три квадрата, прямоугольника и треугольника разных цветов и размеров три подноса на каждого ребёнка.

Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить, как называются геометрические фигуры. Показывает детям поочерёдно квадрат, прямоугольник, треугольник. Предлагает их назвать, найти у себя по одной такой же фигуре и обвести её пальцем. Воспитатель: а теперь каждый положит на поднос для матрёшки три фигуры одинаковой формы, кто какой хочет. Все сделали?

Для мишки фигуры другой формы. А для куклы – оставшиеся фигуры третьей формы. Молодцы.

Сейчас все дети аккуратно возьмут подносы для матрёшки и принесут ей. Какие фигуры ты дал матрёшке? А ты? Теперь принесите подносы для мишки.

Смотрите, у мишки есть и квадраты, и прямоугольники, и треугольники.

У вас остались подносы для куклы, принесите их. С детьми, которые на один поднос положили разные фигуры, воспитатель работает дополнительно, используя приёмы обведения контура и прикладывания.

Беседы

Беседа о фруктах

Цель: расширять знания детей о пользе фруктов, активизировать словарь.

Ход: слышится плачь.

Воспитатель: ой, ребята, кто-то плачет, пойду посмотрю (входит с Волчком на руке). Ребята, да это же Волчонок плакал.

Что с тобой, Волчонок?

Волчонок: здравствуйте, девочки. Здравствуйте, мальчики (дети здороваются).

Зубки у меня болят,

Глазки плохо видят,

Ножки у меня не ходят, Силушки уходят.

Воспитатель: да ты наверно витамины не ел.

Волчок: витамины – это что? Где я их возьму?

Воспитатель: ребята, давайте мы с вами поедем в страну «витаминную» и возьмём с собой Волчонка. А на чем мы можем поехать? (ответы детей) Страна «витаминная» далеко, и поэтому мы поедем на поезде. Я – паровоз, а вы – паровозики.

Все прицепились? Поезд отправляется.

Воспитатель: ребята, где мы оказались, что это? (Фруктовый сад.)

Как хорош осенний сад, Фруктами всегда богат. Вишен стройных целый ряд – Рубином ягоды горят. Рядом здесь растёт и слива, Плодами сочными красива. Груш и яблок аромат, Съесть одно бы каждый рад.

Так, что же в нём растёт? (Персики, вишни, сливы, груши, яблоки.)

Воспитатель: с веток фрукты я сорвала и в мешочек их убрала.

Посмотрите, ребята, какой у меня красивый мешочек.

Проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек». Воспитатель предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял? Почему, ты, так думаешь» (ребёнок достает из мешочка фрукт и описывает его). По очереди задание выполняют все дети.

Так что было в мешочке? (ответы детей) Спелые, сочные, разноцветные, На деревьях всем заметные! Самые полезные, А зовутся – (фрукты).

Воспитатель: вот все фрукты и в корзине, а что можно приготовить из фруктов?

Проводится пальчиковая игра «Компот».

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много, вот. («варят» – мешают пальчиком на ладошке) Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить, (ребром ладони стучат по другой ладошке)

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок, (сжимают кулачки)

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ. (снова «варят»)

Как называется компот из фруктов? (фруктовый), а варенье, а пастила, а конфеты, желе и т.д.

Волчок: я все понял, где они растут, а зачем я их должен есть, не понял.

Воспитатель просит детей рассказать волчонку о пользе фруктов для здоровья.

Беседа о птицах

Цель: расширять знания о птицах родного края. Ход беседы: в группу входит Незнайка и приносит картинку с изображением птиц.

Незнайка: гулял я по парку и сфотографировал вот этих красивых жуков. Но как они называются не знаю.

Воспитатель: почему жуков?

Незнайка: у них ведь есть ноги, крылья, я видел, многие летают.

Воспитатель: ребята, вы согласны, что это жуки? Почему неправильно? Кто изображён на фото, как вы догадались, что это за птица, чем они отличаются, что умеют делать птицы.

Составление рассказов по схеме «Птицы».

Беседа в ходе экскурсии по территории детского сада

Цель: формировать экологическую культуру, обогащать словарь.

Ход: воспитатель приглашает ребят в путешествие. Воспитатель: дети, обратите внимание, какая сегодня прекрасная осенняя погода, какой тёплый и тихий день. Я хочу прочесть вам небольшое, стихотворение про осень, которое написал детский писатель Алексей Плещев.

Осень наступила,

Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели, В тёплые края.

1 остановка «Цветочная клумба»

Воспитатель: мы стоим с вами у цветочной клумбы.

Посмотрите, пожалуйста, какие цветы, здесь у нас растут (бархотки). Ребята давайте вместе с вами рассмотрим эти цветы, некоторые из них уже отцвели, но на их месте образовались семена. Возьмите их в руку и рассмотрите поближе. 2 остановка «Тополя»

Воспитатель: посмотрите на эти деревья, вы их знаете? Нет, а они называются тополя. У взрослого дерева очень сильный ствол, высокий и большие пышные ветки. Такое дерево дает очень много кислорода, воздух рядом с ним становится чище и светлее. Подойдите к нему и посмотрите в верх какое оно высокое. Дети послушайте четверостишье:

Падаю, падают листья,

В нашем саду листопад,

Жёлтые, красные листья,

По ветру вьются – летят. (М. Ивенсен)

3 остановка «Берёзка»

Воспитатель: вот мы с вами подошли к очень красивому дереву. Красавицу русских лесов называют берёзу. Стройная с тонкими длинными ветвями она привлекательна во все времена года. Об этом дереве есть много песен, стихов и даже художники пишут картины. Послушайте очень красивое стихотворение. Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленьком сарафанчике,

С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную. (А. Прокофьева)

А теперь пройдём вокруг этого дерева и посмотрим на опавшие листья. В июне, когда на берёзе появляются серёжки, эти листочки можно собирать. Их принимают как лекарство.

4 остановка «Рябинка»

Воспитатель: посмотрите, как много красных ягод на этом дереве. Это дерево называется рябина. Её ягоды помогают зимой выжить птицам. В народе говорят: «Если много рябины, то зима будет холодная». Послушайте стихотворение: Красную ягодку Мне дала рябина. Думал я, что сладкую, А она горчит.

То ли это ягодка

Просто не дозрела,

Толь рябина хитрая Подшутить хотела?

Вы, наверное, пробовали на вкус ягоды рябины? Они горьковатые и кислые, а вот после крепких заморозков становится слаще.

Воспитатель: здесь рядом с рябиной, мы заканчиваем нашу экскурсию. Мы сейчас вернёмся в нашу группу, и вы раскрасите на раскрасках те листочки деревьев, которые вам больше всего запомнились и понравились (по форме и цвету).

Речевое развитие

Пальчиковые игры

Пальчиковая игра «Мы платочки постираем»

Мы платочки постираем, (пальцы сжаты в кулачки)

Крепко их потрём, (тереть кулачком по кулачку) А потом выжимаем, (выжимаем бельё) Мы платочки отожмём.

А теперь мы все платочки

Так встряхнём, так встряхнём. (кисти вверх, вниз)

А теперь мы их погладим, (гладим бельё)

Мы погладим утюгом. (кулачок по ладони)

А теперь платочки сложим (хлопать одной ладошкой по другой)

Эту стопку в шкаф положим. (положить руки на колени)

Пальчиковая игра «Осень»

Ветер северный подул: «С-с-с-с», (дуем)

Все листочки с веток сдул... (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились. (помахать

ручками в воздухе) Дождик стал по ним стучать,

Кап-кап-кап, кап-кап-кап! (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд-назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

Самомассаж рук

  1. «Стряпаем вместе» – имитация скатывания колобков. Мы постряпаем ватрушки, Будем сильно тесто мять. Колобков накатаем, Будем маме помогать.
  2. «Добываем огонь» – растирание ладоней друг о друга, чтоб

стало горячо

Мы как древние индейцы добываем огонек:

Вот ладошки разотрём – будет нам тепло с огнём.

  1. «Пила» – ребром ладони одной руки «пилим по ладони, предплечью другой руки. Пилим, пилим, мы бревно, Очень толстое оно. Надо сильно постараться И терпения набраться.

Пальчиковая гимнастика «Вместе пальчики друзья»

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут,

остальные сжаты в кулак) Приходили прямо к дому:

Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать

поочередно пальцы) Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их) Друг без друга им нельзя.

Игры и упражнения

Хороводная игра «На реке камыши»

На реке – Камыши. (дети берутся за руки и идут по кругу) Расплескались там ерши.

Круг – постарше, (останавливаются и поворачиваются лицом в

центр круга)

Круг – помладше, (делают шаг к центру)

Круг – совсем Малыши! (смыкают круг)

Дыхательная гимнастика «Сердитый ёжик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ход: воспитатель предлагает ребятам превратиться в ёжиков. Воспитатель: встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ёжик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» – звук, издаваемый сердитым ёжиком, затем «ф-р-р» – а это уже довольный ёжик. Игра повторяется 3-5 раз.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

Цель: развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме.

Оборудование: карточки с изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок.

Воспитатель: ребята, к нам из леса пришёл в гости мишка. Ему в лесу сорока сказала, что наши детки не знают, какими голосами птицы разговаривают.

Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с птицами. Мишутка к каждому из вас подойдёт, и вы каждый скажете ему, как разговаривает его птица: воробей … – чирикает, ворона … – каркает, голубь … – воркует, синица … – свистит, утка … – крякает, соловей … – поёт, кукушка … – кукует.

Дидактическая игра «Кто как разговаривает?»

Цель игры: расширять глагольный словарь детей. Ход игры: воспитатель поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подаёт голос: корова … – мычит, тигр … – рычит, собака … – лает, волк … – воет, змея … – шипит, комар … – пищит, утка … – крякает, гусь … – гогочет, свинья … – хрюкает.

Упражнение «Бабочка и грибок»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: на, с, в, из. Ход игры: на магнитной доске закреплено изображение мухомора и островка травы. Воспитатель помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задает детям вопрос:

Где сидит бабочка? Дети отвечают: на грибке.

Воспитатель снимает бабочку с грибка и спрашивает: Откуда слетела бабочка? С грибка.

Воспитатель помещает изображение бабочки в траву:

Где сидит бабочка? В траве. И т.п.

В заключение можно выяснить, как называется гриб, вокруг которого летала бабочка, что дети знают про этот гриб.

Упражнение «Эхо»

Цель: способствовать развитию фонематического слуха. Ход: воспитатель рассказывает ребятам стихотворение, после чего предлагает превратиться в эхо и повторять окончания слов.

Ты скажи, ответь нам, эхо, Но серьёзно, но без смеха:

  • Что рыбак в реке ловил?
  • Ил-ил-ил-ил.

Оставь ты эту шутку!

  • Утку-утку-утку.

Эхо, путаешь ты что-то!

  • То-то-то-то, то-то-то-то.

Ты ответь нам точно, складно!

  • Ладно-ладно-ладно-ладно.

Что поймал в реке рыбак? – Бак-бак-бак-бак!

Ах ты, эхо, эхо, эхо,

Говорить с тобой потеха.

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу. (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо. (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака, (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю. (круговые движения руками) Повторить 3-4 раза.

Фольклор для малышей

Песенки, потешки о еде и правилах поведения за столом

Утром рано просыпаюсь

И в постели не валяюсь,

Без капризов кушаю,

Маму с папой слушаю.

Ой, лады, лады, лады

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Заяц зайцу говорит:

– Нам бы волчий аппетит!

– В аппетите мало толку,

Нам бы зубы как у волка!

Рано утром

Волк зубастый

Чистит зубы

Мятной пастой.

Гребешок, вода и мыло

Нам даны, друзья, не зря,

Чтобы были мы красивы,

Были чистыми всегда.

Петушок кота любил,

Петушок кота учил:

«Если ты с мячом играл,

Если клеил, рисовал,

Если ты копал песок,

Загрязнить ты лапки мог.

Ты всегда перед едой

Лапки чисто с мылом мой».

Лады, лады, ладушки

Мы помыли лапушки,

В чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

Поели, попили,

Всех благодарили.

«Спасибо» говорили.

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Народные потешки про животных

Мышка

Серенькая мышка

Хвостиком виляла.

Серенькая мышка

В речку упала.

Добрые детишки

Помогите мышке

Выбраться наружу

Из воды на сушу!

Зайка

плачет зайка на опушке

Отморозил свои ушки.

Как нам ушки отогреть?

Нужно ушки растереть.

Береги здоровье зайка.

И смотри не замерзай-ка!

Белка

Белка! Белка! Где бывала?

Я орешки запасала.

С ветки прыг на ветку скок.

Скоро будет холодок.

Чтобы зимовать в лесу

Я припасы запасу.

Принесу в дупло еды,

Шишки, ягоды, плоды.

Лошадка

Иго-го

Лошадки любят шоколадки.

Любят сахарочек

Маленький кусочек.

Иго-го подковой бьёт

Из ведра водичку пьёт.

На спине лошадки

Катаются ребятки.

Медвежонок

Медвежонок косолапый

Он стоит на задних лапах. Возле дерева ревёт.

Просит, пчёлы дайте мёд!

- Лисица

Рыжая лисица

– Пушистый, длинный хвост.

Хитрая лисичка

– Забралась на мост.

Удочку достала

Забросила и ждёт.

Рыбка, ей какая

На ужин попадёт?

Бегемотик

Серый бегемотик

Толстенький животик.

Плавал с мамою в воде.

Думал только о еде.

Вышел он на бережочек

Завалился на песочек.

Широко разинул рот

Кушать просит бегемот.

Собака

Гав! Гав! Гав!

Хвостом виляет.

В дом чужого не пускает.

Гав! Гав! Гав! Собака лает

От бандитов защищает.

Свинья

Хрю – Хрю – Хрю!

Визжит свинья.

Лучше всех на свете я.

Круглый носик пятачком,

Хвостик маленький крючком.

Ушки, глазки, спинка,

Я розовая свинка.

Овечка

Ме-Ме-Ме! Овечка

Не найдёт местечка.

Спряталась в канавку

И легла на травку.

Ищет дед и бабушка

Где же наша лапушка?

Загадки о еде и правилах поведения за столом

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем

Разделю ребяткам всем. (бублик)

Ножек четыре, Шляпка одна.

Нужен, коль станет

Обедать семья. (стол)

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (зубная щётка)

Посмотрите, посмотрите,

Моет в речке и в корыте.

Почему ж оно всегда

Только там, где есть вода? (мыло)

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою

– Что это такое? (полотенце)

Тексты для чтения

Чтение Ю. Дмитриев «Что такое лес»

Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес.

«А что такое лес? – подумал он. – Лес – это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал берёзы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок – и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей. А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – старичка-лесовичка.

Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек одни сухие стволы.

  • Что случилось? – удивился художник. – Почему засох мой лес? – Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Тут одни только деревья.

Посмотрел он на картину и понял, что это старичок-лесовичок с ним разговаривает:

  • Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве, может быть, лес из одних деревьев? А где кусты, трава, цветы?
  • Правильно, – согласился художник, – такого быть не может. И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились ещё лучше, потому что рядом были красивые кустарники, а среди зелёной травы множество ярких цветов.
  • Вот теперь хорошо, – похвалил сам себя художник, – вот теперь получился настоящий лес.

Чтение Г. Цыферов «Про друзей»

Друзей у цыплёнка было мало. Всего один. Это потому, что он искал друзей по цвету. Если жёлтый – значит, друг. Если серый – нет. Если бурый – тоже нет. Шёл как-то цыплёнок по зелёной дорожке, увидел жёлтую ниточку и пошёл по ней. Шёл, шёл и увидел жёлтую гусеницу.

  • Так это ты, мой жёлтый дружок? – сказал цыплёнок.
  • Да, это я, – проворчала гусеница, – жёлтый дружок.
  • А что ты тут делаешь?
  • Не видишь разве? Тяну жёлтый телефон.
  • А зачем?
  • Не догадываешься? Голубой колокольчик, что живёт в лесу, и синий колокольчик, что живёт на лугу, решили сегодня позвонить друг другу.

Динь-динь-динь-динь – так весь день звонили колокольчики друг другу и желали дождя и солнца.

  • Неужели им больше нечего сказать? – засмеялся цыплёнок.

Чтение Г. Цыферов «Когда не хватает игрушек» Одного ослика уволили из цирка. Стал стар. Но чтобы не скучать, решил ослик опять быть маленьким и потому пошёл к игрушечнику. А игрушечник сказал:

  • Есть у меня только пушистый длинный хвост. Но подойдёт ли он тебе?
  • А всё равно, – улыбнулся ослик, – лишь бы было весело.

Он привязал к своему ещё и пушистый хвостик. Стал им махать и любоваться.

Увидел это заяц и очень удивился:

  • Что с тобой?

Стыдно стало ослику, что он любуется своим хвостом, и потому он сказал: – Я… я гоню вон те облака.

  • Да и в самом деле, – отвечал заяц. – А я всё думаю, почему это облака плывут, не сами же по себе?
  • Конечно, нет, – улыбнулся ослик и вновь взмахнул хвостом. Так он махал хвостом. А заяц… заяц разносил по лесу весть об удивительной силе старого ослика.
  • Не может быть, – сказал лев и пошёл посмотреть.

Посмотрел. И правда. Лежит ослик на лужайке, машет хвостом.

А над ним тяжёлые облака плывут.

Вздохнул лев и даже сморщился.

И все-все в лесу сморщились, узнав про это. Лишь подымет ослик хвост, а звери уже в кусты прячутся. Вначале ослик очень удивлялся. А потом решил: «Ну что же, пожалуй, опять в цирк можно».

И уже на другой день на всех заборах, на всех стенках, на всех столбах появились афиши:

«НАИХРАБРЕЙШИЙ УКРОТИТЕЛЬ СЕРЫЙ ОСЛИК». И вот началось небывалое чудо: другие дрессировщики выходили на сцену с пистолетами, саблями, пиками. Да ещё кругом обязательно стояли пожарники, держали шланги.

А тут просто выходил серый ослик под тихую музыку, взмахивал хвостом, и все сразу ему подчинялись. Но однажды случилась беда. Встретил как-то ослик маленького цыплёнка. Взмахнул хвостом. А цыплёнок даже не вздрогнул. Ещё раз взмахнул ослик – ничего.

  • Да ты что? – закричал он. – Почему ты не боишься, разве ты не знаешь, что у меня самый грозный хвост? – Нет, – сказал цыплёнок, – вы меня простите, но я только вчера из яйца вылупился. А ваш хвост мне кажется просто прекрасным. Сейчас жара, а он несёт мне ветер. Спасибо вам.
  • Пожалуйста, – ответил ослик.

Но сам приуныл. Ведь если грозные львы узнают, что его хвоста не испугался маленький цыплёнок, они просто разорвут его.

Тем временем грозные львы пришли к мудрому слону за советом. Как же так: они боятся ослика, а маленький цыплёнок нет. Быть может, это просто ослик их обманывает и совсем он не грозный? Но умный слон сказал:

  • Нет, сердитые львы, всё правильно. По-настоящему сильный всегда жалеет маленьких и слабых.

Чтение Г. Цыферов «В медвежий час»

Когда я был маленьким, я ходил в детский сад. Недавно я узнал: и звери тоже ходят.

Да, да. Мой знакомый ослик и его друзья, поросёнок и медвежонок, придумали, например, свой детский сад. И у них всё, как в настоящем детском саду. Даже расписание есть, когда они что делают. Вот, например, утром. Утром они слонячут, а это значит – хорошо и много едят.

Потом свинячут. Ну, это и без слов ясно. Просто сидят в грязной луже.

Затем они утятют – моются.

И вновь слонячут – обедают.

А после обеда медвежачут – крепко спят.

Очень хорошее расписание, не правда ли? Когда я его прочёл, мне очень понравилось оно. До того понравилось, что решил я сам пожить в детском саду. Целый год я жил там, слонячил, утятил, а иногда, если с кем-нибудь происходило что-то смешное, я записывал. Я назвал свои сказки «В медвежачий час». Я писал их, когда все спали.

«Маша обедает»

Час обеда подошёл.

Села Машенька за стол.

  • Гав, гав, гав!
  • Кто это к нам?
  • Гав, гав, гав!
  • Кто это там?
  • – Это я, Ваш верный пёс,
  • Ваш Арапка, чёрный нос.
  • День и ночь

Я дом стерёг.

Наработался, продрог.

Не пора ли обедать?

– Иди, Арапка,

Мой свои лапки.

– Мяу, мяу!

  • Кто ж теперь?

К нам царапается в дверь?

Это наша кошка Мурка, Мурка – серенькая шкурка.

– Я вам погреб стерегла,

Всех мышей перевела.

Крыс прогнала из подвала,

Наработалась, устала.

Не пора ли обедать?

  • Куд-куда, куд-куда,
  • Кто ещё спешит сюда?
  • Вышла курочка рябая.
  • Я к вам прямо из сарая.
  • Я не ела, не пила,
  • Я яичко вам снесла.

Не пора ли обедать?

Двери отпёрли,

и вот Маша всех к столу зовёт.

Пса Арапку,

Кошку Царапку, Курочку Рябку.

Никому отказа нет.

Подан каждому обед.

Собачке – в миске,

В блюдечке – киске, Курочке-несушке –

Пшено в черепушке,

А Машеньке – в тарелке.

В глубокой, не в мелкой.

Стихи для детей

Про дружбу

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо! (Ю. Энтин)

Двояшки

Мы друзья – два Яшки,

Прозвали нас «двояшки».

«Какие непохожие!»

– Говорят прохожие.

И должен объяснять я,

Что мы совсем не братья,

Мы друзья – два Якова,

Зовут нас одинаково. (А. Барто)

Подружки

Мы поссорились с подружкой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без дружки!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала

– Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!».

Я пойду и помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь,

И скажу: «Играть давай!». (А. Кузнецова)

Друг

А разве друга надо звать,

Когда темно в пути,

Когда дороги не узнать

И нету сил идти?

Когда беда со всех сторон,

Когда при солнце – ночь,

Да разве не увидит он,

Не ринется помочь?

Ведь он не сможет есть и спать,

Когда такое вдруг!

Но… если друга надо звать

– То вряд ли это друг… (Е. Подгорная)

Мама – лучший друг

Мама – самый лучший друг!

Это знают все вокруг.

Если нам совсем невмочь,

Мама сможет нам помочь.

Заболеем – мама рядом,

Мамы знают, что нам надо.

Плакать станем – приголубят,

Мамочки нас очень любят!

Даже самый верный друг

Может нас обидеть вдруг,

Только мамы наши беды

Могут превратить в победы.

Вот поэтому, друзья,

Маму не любить нельзя,

Даже лучшая подруга

Не заменит маму – друга! (Ю. и Л. Орловы)

Кошка с собакой

Жил да был в кирпичном доме

Рыжий кот по кличке Томми.

А в соседней с ним квартире

Жил бульдог по кличке Вилли.

Вилли с Томми не дружили,

Как собака с кошкой жили.

Потому гуляет Томми

Не в саду, а на балконе.

А в саду гуляет Вилли

Из квартиры сто четыре.

Томми с грустью наблюдает,

Как бульдог с мячом играет.

Разве это справедливо?

Некрасиво, неучтиво

По соседству в доме жить

И с соседом не дружить. (Г. Зеленкина)

Физическое развитие

Беседы

Беседа «Я и мое тело»

Цель: формировать представление о себе, как о человеке (у меня есть тело, тело нужно, чтобы жить; из каких частей состоит моё тело?).

Ход: воспитатель выносит на прогулку куклу и проводит упражнение с куклой «Покажи на кукле и на себе».

Воспитатель называет части тела куклы – ребёнок показывает. Остальные дети показывают названную часть тела на себе. Воспитатель: а сейчас я буду загадывать вам загадки. Вы будете их отгадывать и отгадку показывать на себе. Оля ядрышки грызёт, Падают скорлупки. А для этого нужны

Нашей Оле ... (зубки)

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле ... (ушки)

Оля весело бежит

К речке по дорожке

А для этого нужны

Нашей Оле … (ножки)

Оля ягодки берёт

По две, по три штучки,

Но для этого нужны

Нашей Оле … (ручки)

Не снимают на пороге

Вместе с сапогами … (ноги)

Вот гора, а у горы

– Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит ... (нос)

Подвижные игры

Подвижная игра «Найди своё место»

Цель игры: развивать у детей внимание, активность, формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Ход игры: каждый играющий выбирает себе домик: стул, круг, гимнастическую скамейку и др. По сигналу воспитателя дети выбегают на площадку, легко и, стараясь не шуметь, бегают в разных направлениях. На сигнал «Найди своё место» возвращаются на свои места.

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Цель игры: развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить своё место, упражнять в ходьбе, прыжках, приседаниях, беге. Ход игры: дети сидят на стульях, воспитатель предлагает им пойти гулять.

Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну. Воспитатель:

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два,

По камушкам, по камушкам,

В яму – бух.

На слова «По ровненькой дорожке» дети идут шагом, «По камешкам» прыгают на двух ногах слегка продвигаясь вперёд, «В яму бух» – присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» – дети поднимаются. После 2-3 повторов воспитатель произносит «устали наши ножки, вот наш дом – там мы живём».

Вариант: можно предложить детям пройти по скамейкам, поставленным вдоль стены, спрыгивать в глубину на мягкую дорожку.

Подвижная игра «Молчок»

Цель: повторить слова, воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, учить сочетать движение с текстом.

В детский сад пришёл Молчок – (шаги на месте)

Очень робкий новичок. (закрыть глаза ладошками)

Он сначала был не смел, (присесть)

С нами песенок не пел. (приложить указательный палец к

губам)

А потом, глядим, привык, (встать)

Словно зайка – скок да прыг. (прыжки на месте)

До чего же осмелел, (хлопки в ладоши)

Даже песенку запел. (петь ла-ла-ла)

План на октябрь, вторая младшая группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к календарно-тематическому планированию в подготовительной группе на тему "В лес на зимнюю прогулку"

План-конспект (приложение 8) Аппликация на тему: «В лесу родилась елочка»(оригами).  Цель: Закреплять умения составлять сюжетную композицию из элементов, сложенных из бумаги(орига...

календарно-тематический план на октябрь 2я младшая группа

подробный календарный план на октябрь...

Календарно-тематические планы на октябрь месяц, подготовительная группа

Календарно-тематическое планирование на октябрь месяц, подготовительная группа...

Приложение к календарно-тематическому плану, средняя группа.

Познавательное развитие Беседа о дружбеОборудование: Письмо,  интерактивная доска, ноутбук, презентация на социально – значимую тему «Дружба», аудиозапись песен «...

приложение к календарно - тематическому планированию по развитию мелкой моторики для детей 5 - 6 лет

Приложение к календарно - тематическому планированию по развитию мелкой моторики для детей 5 - 6 лет: подборка комплексов пальчиковой гимнастики и заданий для совместной деятельности воспитателя...

Приложение к календарно-тематическому планированию по теме недели "Откуда хлеб пришел"

Приложение содержит :1.картотеку пальчиковых и гр2. картотека физкультминуток3. комплекс  гимнастики после сна 4. прогулки (октябрь)...