приложение к календарно - тематическому планированию по развитию мелкой моторики для детей 5 - 6 лет
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему
Приложение к календарно - тематическому планированию по развитию мелкой моторики для детей 5 - 6 лет: подборка комплексов пальчиковой гимнастики и заданий для совместной деятельности воспитателя с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_-_6_let.doc | 301.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Планета детства»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ
приложение к календарно – тематическому планированию
для детей 5 – 6 лет
- Составитель:
- учитель - логопед Ж.Н. Садчикова
Тамбовский р-он, р.п. Новая Ляда
2018 г.
Пояснительная записка
В настоящее время проблема здоровьесбережения в условиях ДОО особенно актуальна для детей с ОВЗ. Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Специалистами доказано, что если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Дело в том что, рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитию кисти принадлежит важная роль формирования головного мозга и становления речи. Руки ребенка как бы подготавливают почву последующего развития речи. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.
Даже если речь ребенка развивается нормально, все равно необходимо заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук, создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры.
Пальчиковая гимнастика, как один из видов здоровьесберегающих технологий, является наиболее доступной и часто применяемой на практике. Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, не требующее специальной подготовки и больших затрат времени, поэтому такие игры можно организовывать несколько раз в течение дня и использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности с детьми. Комплексы пальчиковой гимнастики обычно проходят в форме игры, сопровождаются короткими, простыми и понятными детям стихами, которые легко запоминаются. Такие игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми.
Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, так как только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Для этого необходимо создавать в группах адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:
- мозаика (мелкая и крупная);
- бусы и пуговицы разной величины;
- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;
- дощечки с множеством отверстий или от мозаики для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой;
- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
- пособия для шнуровки;
- наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;
- наборы пластмассовых и деревянных палочек;
- разнообразные мелкие игрушки;
- массажные мячи;
- резиновые игрушки разной плотности;
- бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок) и т. п.
Данное приложение составлено с учетом календарно – тематического планирования по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы «От рождения до школы», и адаптированной программы МАДОУ д\с «Планета детства» для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приложение может быть использовано учителем – логопедом и воспитателем ДОУ и помогает решению следующих задач:
- развитие мелкой моторики руки и скоординированных движений пальцев рук;
- стимулирование речевых зон коры головного мозга;
- профилактика речевых нарушений;
- нормализация мышечного тонуса, снижение двигательной и эмоциональной расторможенности;
- обогащение словарного запаса, развитие связной речи;
- улучшение психических процессов (внимания, мышления, памяти);
- развитие внимания, терпения;
- обеспечение преемственности в работе с детьми, имеющими нарушения речи учителя – логопеда и воспитателя.
Таким образом, пальчиковые игры, театрализованные игры, игры со шнуровками, мозаиками, самомассаж - все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности ребенка, психических процессов (внимание, память), развивает речевые способности детей, коммуникабельность.
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
СЕНТЯБРЬ | I | День Знаний | Пальчиковая гимнастика «Слово» Буква «К» съедобная, Из печенья сдобного. Буква «У» из желудей, Что в шкатулочке моей. Буква «З» готова Из семян фруктовых. «Я» из пуговок сложили, Слово «Кузя» получили. Кузя – милый наш щенок, Приглашает на урок. Поочередно загибать пальцы на правой (левой) руке начиная с мизинца. На последние две строчки энергично сжимать и разжимать пальцы в кулак. | - «Что спряталось в комочке?» - разглаживание комочков мятой бумаги с изображением школьных принадлежностей; - обрывание по контуру изображений школьных принадлежностей и наклеивание их в альбом; - д/и «Узнай, что это?» - определение учебных принадлежностей на ощупь; - обводка и штриховка трафаретов учебных принадлежностей; - «Что возьмем с собой?» - проведение извилистых дорожек к изображениям учебных принадлежностей; - выкладывание изображений учебных предметов из мелких геометрических форм. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
СЕНТЯБРЬ | II | Овощи. Фрукты. Труд людей осенью | Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» Мы капусту рубим, рубим, Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз. Мы морковку трем, трем Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кула- ков к себе и от себя. Мы капусту солим, солим, Движения пальцев, ими- тирующих посыпание солью из щепотки. Мы капусту жмем, жмем. Интенсивное сжима- ние пальцев рук в кула ки. Пальчиковая гимнастика «Апельсин» Мы делили апельсин. Ритмично сжимать и Много нас, а он один. разжимать пальцы обеих рук. Эта долька для ежа, Поочередно загибать Эта долька для стрижа, пальцы на правой (ле- Эта долька для утят, вой) руке. Эта долька для котят, Эта долька для бобра, А для волка …кожура. Развести руки в сторо ны. Он сердит на нас, беда! Погрозить пальчиком. Разбегайтесь, кто куда! Имитировать бег паль- цами по столу. | - обводка трафаретов овощей, фруктов, ягод; - лепка овощей, фруктов, ягод «Собираем урожай»; - нанизывание на проволоку кружков из толстого картона «Сушка овощей, фруктов, ягод»; - обрывание по контуру овощей, фруктов, ягод из цветной бумаги и наклеивание их в альбом; - д/и «Узнай, что это?» - определение овощей, фруктов, ягод на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги; - д/и «Что выросло на грядке?», «Что выросло в саду?» - выкладывание овощей, фруктов, ягод пластилиновыми жгутиками по контуру; - рисование овощей, фруктов, ягод пальцем на песке – «Волшебные рисунки». |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
СЕНТЯБРЬ | III | Сельскохо- зяйственные профессии | Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их нетрудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять! Ритмично сжимать и разжимать кулачки, имитировать движения, на счет поочередно загибать пальцы на обеих руках. | - определение на ощупь орудий труда по трафаретам из толстого картона (после предварительного рассматривания); - «Удобный инструмент» - обматывание палочки (ручки инструмента) тесьмой; - выкладывание инструментов из счетных палочек; - «Что спрятано в комочке?» - разглаживание смятых комочков пергаментной бумаги с изображениями орудий труда и инструментов, обводка и штриховка в заданном направлении; - «Починим инструменты» - складывание разрезных картинок из 8 - 10 частей; - обведение по контуру и штриховка изображений сельскохозяйственных инструментов; - вырезание и наклеивание в альбом картинок с изображением сельскохозяйственной техники. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
СЕНТЯБРЬ | IV | Осень золотая. Лес. (деревья, травы, кусты, грибы) | Пальчиковая гимнастика «За грибами» Этот пальчик в лес пошел, Поочередно загибать Этот пальчик гриб нашел, пальцы правой (левой) Этот пальчик печь топил, руки начиная с мизинца. Этот пальчик суп варил, Этот пальчик сел, все съел, Больше всех он растолстел. Ритмично сжимать и разжимать пальцы.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» Листья осенние Вращательные движения Тихо кружатся, кистями рук. Листья нам под ноги Волнообразные движения Тихо ложатся кистями рук. И под ногами Потирать ладони друг о Шуршат, шелестят, друга. Будто опять Вращательные движения Закружиться хотят. кистями рук. | - обводка трафаретов листьев клена, дуба, штриховка и раскрашивание по устной инструкции «Красивые листочки»; - складывание листа (дубового, кленового) из 6 частей «Сложи лист»; - шнуровка «Верни лист на дерево»; - обводка трафаретов грибов, штриховка получившихся изображений «За грибами»; - заполнение пластилином контурных изображений грибов, листьев; - «Что спрятано в комочке?» - разглаживание смятых трафаретов листьев, грибов; - «Ловкие пальчики» - выкладывание из пластилиновых жгутиков по контуру трафаретов листьев, деревьев, грибов; - обрывание по контуру изображений листьев, деревьев, грибов и наклеивание их в альбом. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
ОКТЯБРЬ | I | Я расту здоровым. Познаю себя. | Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья! На правой руке поочередно загибать пальцы, начиная с большого. На последней строчке ритмично сжимать пальцы в кулак и разжимать. Повторить на левой руке. | - «Кто это?» - обрывание лишней бумаги по контуру фигуры человека, наклеивание в альбом; - «Кто в домике живет?» - выкладывание из палочек и геометрических фигур силуэтов домика, людей; - «Дружная семейка» - рисование человека пальцем на песке; - «Художник – модельер» - обводка и раскрашивание трафарета человека; - «Кто прячется в комочке?» - разглаживание смятых комочков бумаги с изображением людей и наклеивание их в альбом; - «Взрослые и дети» - выгибание из мягкой проволоки геометрических фигур и составление из них фигуры человека. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
ОКТЯБРЬ | II | Профессии | Пальчиковая гимнастика «Мастер» К нам сантехник приходил, Ритмично сжимать пальцы в кулак и разжимать Кран на кухне закрутил. Вращательные движения кистями рук Мне понравилась работа, Ритмично сжимать Я попробовать решил – пальцы в кулак и разжимать Ключ от ящика достал, Разных гаек там набрал, Поочередно соединять большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем Целый вечер занимался Ритмично сжимать И нисколько не устал. пальцы в кулак и разжимать
| - «Построим дом» - выкладывание домиков из геометрических фигур (строитель); - «Витаминный завод» - раскладывание по емкостям бусин, фасоли разных цветов (фармацевт); - «Собери машинку» - составление картинки из 6 – 8 частей (шофер); - «Ножницы потерялись» - обрывание по контуру изображений овощей и фруктов (продавец); - «Ткач» - плетение коврика из полосок цветной бумаги; - «Воспитатель» - завязывание шнурков, застегивание крючков, пуговиц, застежек на кукольной одежде; - «Учитель» - выкладывание из пластилиновых жгутиков букв по трафарету. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
ОКТЯБРЬ | III | Моя родина – Россия. (столица, символы, герои) | Пальчиковая гимнастика «Мой город» Мы по городу шагаем, «Шагать» пальцами по Много видим, называем: столу. Светофоры и машины, Поочередно загибать Ярмарки и магазины, пальцы сначала на од- Скверы, улицы, мосты, ной руке, затем на дру- И деревья, и кусты. гой. | - «Строители» - выложить дом из палочек с заданным количеством этажей (3, 4, 5); - «Сосчитай этажи» - определение количества этажей в доме-трафарете по окошкам; - обводка трафарета дома и штриховка «под кирпич»; - «Архитекторы» - выкладывание дома из готовых геометрических фигур; - «Куда ведет улица» - прохождение пальчиком извилистой дорожки; - «Волшебные окна» - вставить в «окна» «стекла» нужной формы и размера; - «Разрезные картинки» - составление из частей герба, флага, изображений памятников, достопримечательностей; - «Что прячется в комочке?» - разглаживание смятых комочков бумаги с изображениями символов, достопримечательностей. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
ОКТЯБРЬ | IV | Одежда. Обувь. Головные уборы. | Пальчиковая гимнастика «Варежка» Маша варежку надела: Попеременно погла – - Ой, куда я пальчик дела? живать ладони рук. Нету пальчика, пропал, Ритмично сжимать В свой домишко не попал. и разжимать пальцы Маша варежку сняла: обеих рук. - Поглядите-ка, нашла! Энергично пошевелить растопыренные пальцы Здравствуй, пальчик, Поочередно каждым Как дела? пальцем коснуться большого пальца. Пальчиковая гимнастика «Сапожки» Нарядили ножки Поочередно поглаживать В новые сапожки. одной рукой другую. Вы шагайте, ножки, Шагать пальчиками по Прямо по дорожке. столу. Вы шагайте-топайте, Постукивать пальчиками По лужам не шлепайте, по столу. В грязь не ходите, Погрозить пальчиком. Сапожки не рвите. | - обводка трафаретов шубы и шапки и имитация меха путем рисования коротких штрихов, завитков на полученном контуре; - «Ножницы потерялись» - обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды, обуви, головных уборов; - «Разрезные картинки» - складывание картинок с предметами одежды, обуви, головных уборов из 6 – 8 частей; - д/и «Маленький модельер» - конструирование предметов одежды из геометрических фигур; - д/и «Бабушкины помощники» - Наматывание клубков из толстых ниток; - д/и «Красивая одежда» - заполнение трафаретов одежды, обуви, головных уборов мелкими готовыми геометрическими фигурами по методу цветной мозаики; - д/и «Ловкие ручки» - шнурование сапожка и завязывание бантика, застегивание пуговиц, застежек на кукольной одежде (игровом пособии). |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
НОЯБРЬ | I | Праздники нашей страны. День народного единства | Пальчиковая гимнастика «Флажок» Сложи-ка, дружок, Из пальцев флажок! Флажок мы возьмем, На праздник пойдем. Четыре прямых пальца, кроме большого, плотно прижать друг к другу. Большой палец, оттянутый до отказа, опущен вниз. | - «Разрезные картинки» - составление из частей герба, флага, изображений памятников, достопримечательностей; - «Что прячется в комочке?» - разглаживание смятых комочков бумаги с изображениями символов, достопримечательностей; - выкладывание по контуру шаблонов флага, герба, национальных символов из пластилиновых жгутиков соответствующих цветов; - «Праздничный салют» - отщипывание кусочков пластилина и примазывание их на шаблон или обрывание кусочков цветной бумаги и приклеивание их в альбом; - выкладывание по шаблону или образцу флага, герба, национальных символов из геометрических фигур; - выкладывание флажка из палочек и геометрических фигур. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
НОЯБРЬ | II | Транспорт. ПДД | Пальчиковая гимнастика «Машина» Би-би-би – Ритмично постукивать Гудит машина. кулачком одной руки о ла- донь другой. Тук-тук-тук Ритмичное похлопывание Мотор стучит. в ладоши. - Едем, едем, Едем, едем,- Он так громко Говорит. Шины трутся о дорогу. Энергично потирать ладо- Шу-шу-шу – ни друг о друга. Они шуршат. Быстро крутятся колеса. Все пальцы, кроме больших Та-та-та – в положении плетеной Вперед спешат. корзинки, большими паль- цами выполнять совмест ные, быстрые круговые движения. | - конструирование из геометрических фигур машин; - выкладывание из пластилиновых жгутиков по контуру грузовика, автобуса, легкового автомобиля; - обводка и штриховка трафаретов грузовика, автобуса, легкового автомобиля; - выкладывание из палочек автомобиля; - «Что спрятано в комочке?» - разглаживание смятых комочков бумаги с изображениями дорожных знаков, автомобилей, транспорта; - обрывание лишней бумаги у контурных изображений различного транспорта «Ножницы потерялись». |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
НОЯБРЬ | III | Машины – помощники. ПДД | Пальчиковая гимнастика «Транспорт» Мы картинки называем Ритмично сжимать и С ними транспорт изучаем: разжимать пальцы. Вот троллейбус и автобус, Загибать поочередно Самолет и аэробус, пальцы, начиная с большого. Самосвал и самокат, Саночки и снегокат. | - выкладывание из счетных палочек гаража для машины; - конструирование автомобиля (грузового, легкового) из геометрических фигур; - вырезание и наклеивание в альбом картинок с изображением различных видов транспорта; - «Что спрятано в комочке?» - разглаживание смятых комочков папиросной бумаги с изображением трафаретов транспорта, обводка, штриховка в заданном направлении; - «Разрезные картинки» - складывание картинок с изображением транспорта из 8 – 10 частей. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
НОЯБРЬ | IV | Поздняя осень. Перелетные и зимующие птицы. | Пальчиковая гимнастика «Синичка» На ладонь посадим птичку, Пальцы одной руки Кормим милую синичку. сложить в виде клюва, Птичка зернышки клюет, ритмично постукивать Деткам песенку поет: по ладони другой руки, «Тень, тень, потетень, имитируя движение, Я летаю целый день». как птичка клюет зерна. Ждут синичку пять птенцов – Ладонью одной руки Голосистых молодцов. обхватить пальцы дру- Детки в гнездышке сидят гой. Слегка пошевелить И, конечно, есть хотят. кончиками пальцев, изображая птенцов в гнезде. Пальчиковая гимнастика «Воробьи» Пять воробьев на заборе сидели, Один улетел, а другие запели. И пели, пока не сморила усталость, Один улетел, их трое осталось. Сидели втроем и немного скучали. Один улетел, а двое остались. Сидели вдвоем и снова скучали, Один улетел, и остался один. Один посидел, да и взял, улетел. Показать пять пальцев, а затем загибать по одному. | - выкладывание фигур птиц из геометрических фигур; - обводка трафарета птицы, штриховка в разных направлениях (по показу) – «Кто это?»; - вырезание и наклеивание в альбом картинок с изображениями птиц; - разглаживание смятых трафаретов изображений птиц из альбомной бумаги – «Кто спрятался в комочке?»; - выкладывание пластилиновыми жгутиками фигур птиц по контуру; - собирание птицы из цветной мозаики по образцу – «Картинки из мозаики»; - складывание картинки птицы из 6-8 частей – «Узнай птицу»; - «Кто чем питается?» - сортировка крупы для птиц: семена подсолнечника и горох; - «Птицы на кормушке» - отщипывание небольших кусочков пластилина от большого куска, примазывание их на трафарет птицы по всему объему. Установка птиц на общую кормушку; - измельчение яичной скорлупы и заполнение объема трафаретов птиц – «Волшебные картинки». |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
ДЕКАБРЬ | I | Зима. Природа зимой | Пальчиковая гимнастика «Зимушка – зима» На дворе мороз и ветер, Энергично сжимать и На дворе гуляют дети. разжимать пальцы рук. Ручки, ручки согревают, Энергично потирать Ручки, ручки потирают. ладонь о ладонь. Чтоб не зябли наши ножки Пальцы «топают» по Мы потопаем немножко: столу или по ладони Топ-топ-топ. другой руки. Нам мороз не страшен, Пальцы обеих рук Вот как мы попляшем. энергично двигаются – «пляшут». | - «Нарисуй зимнее дерево ниткой и ватой» - выкладывание веток дерева на бархатной бумаге нитками, прикрепленными к стволу украшение их «снегом» - ватой; - «Снеговик» - заготовка кружков из квадратов разной величины методом обрывания; намазывание заготовки клеем, посыпание её крупной солью и выкладывание снеговика; - «Сказочный иней» - выкладывание кусочков ваты на бархатной бумаге по контуру ветки дерева; - «Снег идет» - выкладывание на готовый трафарет ели из зеленой бархатной бумаги кусочков ваты; - «Снежки» - изготовление из бумаги путем сжатия и скатывания «снежных комков»; - «Сделаем лыжню» - раскатывание пластилиновых жгутиков и выкладывание их на шаблоне с изображением лесной поляны; - выкладывание из спичек фигуры «санки». |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
ДЕКАБРЬ | II | Птицы и звери зимой | Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?» Медведь в берлоге крепко спит, Загибать пальцы рук начиная с Всю зиму до весны сопит. мизинца. Спят зимою бурундук, Колючий ёжик и барсук. Только заиньке не спится Вращательные движения Убегает от лисицы. большими пальцами рук. Мелькает он среди кустов, Соединять большой палец Напетлял - и был таков! правой руки с указательным пальцем левой, и наоборот. | - разглаживание смятых трафаретов из папиросной бумаги – «Кто спрятан в комочке?», обводка, штриховка трафарета. - складывание фигурок животных из 8 – 10 частей - «Разрезные картинки»; - «Вкусное угощение» - выкладывание пластилиновыми жгутиками на листе бумаги (без опоры на контур) «угощения» для зайчика (морковка, капуста), белочки (грибок, орех); - «У кого шуба теплее?» - заполнение объема трафарета лисы, белки, зайца клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики или наклеивание на трафарет комочков ваты; - «В дупле у белочки» - на ощупь посчитать, сколько и каких предметов находится в «чудесном мешочке» и нарисовать их в альбоме. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
ДЕКАБРЬ | III | Домашние птицы и животные | Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» Идет коза рогатая, Указательный палец и Идет коза бодатая. мизинец изображают рога. За ней козленочек бежит, Соединить пальцы в Колокольчиком звенит. щепотку, опустить вниз, изображая позва- нивание колокольчика. Пальчиковая гимнастика «Лошадки» По дороге белой, гладкой Пальчики «скачут» Скачут пальцы, как лошадки. по столу в ритме Чок-чок-чок, чок-чок-чок. стихотворения. Скачет резвый табунок. Пальчиковая гимнастика «Гусь» Гусь гнездо свое чинил, Большой палец и Гусь считалку сочинил, остальные прямые И гогочет, и гогочет: пальцы соединить - Заучить считалку хочет! получилась голова гуся | - выкладывание фигур птиц и животных из геометрических фигур; - обводка трафаретов птиц, животных, штриховка в разных направлениях (по показу) – «Кто это?»; - разглаживание смятых трафаретов фигур животных и птиц из альбомной бумаги – «Кто спрятался в комочке?»; - выкладывание пластилиновыми жгутиками фигур птиц и животных по контуру; - определение на ощупь (после предварительного рассматривания) фигурок домашних животных и птиц, изображенных на плоскостных трафаретах – «Узнай, кто это?». - складывание картинок птиц, животных из 6-8 частей – «Узнай, кто это?». - обрывание по контуру трафаретов животных и птиц из цветной бумаги и наклеивание их в альбом. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
ДЕКАБРЬ | IV | Новый год. Сказки. Сказочные герои | Пальчиковая гимнастика «Ёлка» Елка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, Пальчики ты разведи. Ладони от себя, под углом друг к другу. Пальчики пропускаются между собой и выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются. Пальчиковая гимнастика «Гирлянда» На праздник гирлянду Большие и указатель- Мы сделать решили, ные пальцы обеих рук И пальчики наши составляют кольца, Дружными были. соединяясь друг с дру- Колечки все приклеили гом. Далее - большой Красные и белые, и средний пальцы Желтые, зеленые, обеих рук и т.д. Синие и голубые. Все красивые такие | - выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуры дерева (ели) по контуру, украшение кусочками цветного пластилина; - «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятых в комочек трафаретов Новогодней елки, Деда Мороза, сказочных героев, обводка, штриховка; - выкладывание и украшение фигуры дерева (ель), елочных игрушек и украшений из геометрических фигур разного размера; - обводка, штриховка в различных направлениях трафаретов ели, новогодних игрушек; - «Чем украсим елку» - обрывание по контуру трафаретов из цветной бумаги ели, новогодних игрушек, фигурок сказочных персонажей; - выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуры Деда Мороза, Снегурочки, сказочных героев по контуру; - «Что висит на елке» - определение на ощупь (после предварительного рассматривания) новогодних елочных (пластиковых) игрушек; - изготовление из бумаги, природного и бросового материала елочных украшений. |
- 1 – я и 2 – я неделя января – зимние каникулы
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
ЯНВАРЬ | III | Зимние забавы. Виды спорта. | Пальчиковая гимнастика «Прогулка» Пошли пальчики гулять, Пальцы рук сжаты в А вторые догонять, кулаки, большие паль Третьи пальчики бегом, цы опущены вниз и как А четвертые пешком, бы прыжками двига Пятый пальчик поскакал ются по столу. Рит- И в конце пути упал мичные движения по столу указательными пальцами. Движения средних пальцев в быстром темпе. Медленное дви- жение безымянных паль цев по столу. Ритмич- ное касание поверхнос- ти стола обоими ми- зинцами. Хлопок кула- ками по поверхности стола. | - «Нарисуй зимнее дерево ниткой и ватой» - выкладывание веток дерева на бархатной бумаге нитками, прикрепленными к стволу украшение их «снегом» - ватой; - «Снеговик» - заготовка кружков из квадратов разной величины методом обрывания; намазывание заготовки клеем, посыпание её крупной солью и выкладывание снеговика; - «Сказочный иней» - выкладывание кусочков ваты на бархатной бумаге по контуру ветки дерева; - «Снег идет» - выкладывание на готовый трафарет ели из зеленой бархатной бумаги кусочков ваты; - «Снежки» - изготовление из бумаги путем сжатия и скатывания «снежных комков»; - «Сделаем лыжню» - раскатывание пластилиновых жгутиков и выкладывание их на шаблоне с изображением лесной поляны; - выкладывание из спичек фигуры «санки»; - вырезание снежинок из бумаги.
|
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
ЯНВАРЬ | IV | Животные холодных и жарких стран. | Пальчиковая гимнастика «Три пингвина» Жили-были три пингвина. Хлопки. Пик, Пак, Пок. Удары по столу. Хорошо и дружно жили. Ладошка моет ладошку Пик, Пак, Пок. Удары по столу. Как-то утром на рыбалку. Хлопки. Пик, Пак, Пок. Удары по столу. Зашагали вперевалку. Ладошки «шагают» по столу Пик, Пак, Пок. Удары по столу. Наловили много рыбы. Вращение кистей рук Пик, Пак, Пок. Удары по столу. И еще поймать могли бы. Вращение кистей рук Пик, Пак, Пок. Удары по столу. Съели дружно все до крошки. Хлопки. Пик, Пак, Пок. Удары по столу. Кроме маленькой рыбешки. Хлопки. Пик, Пак, Пок. Удары по столу. Дружно бросилися в драку. Удары кулачков др. о др. Пик, Пак, Пок. Хлопки. Учинив большую свалку. Удары кулачков по столу Пик, Пак, Пок. Хлопки. Чтобы жить все время дружно, Ладонь моет ладонь Пик, Пак, Пок. Хлопки. Уступать друг другу нужно. Ладошка моет ладошку Пик, Пак, Пок. Хлопки. Пальчиковая гимнастика «Мартышки» На арене цирка – вышка, А на вышке – две мартышки. И они взлетают ловко, Вверх под купол – На веревке. Вниз скользят Как акробаты, Очень ловкие ребята! Сложить руки в кулачки. Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз. | - «У кого шуба теплее?» - заполнение объема трафарета белого медведя, песца клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики или наклеивание на трафарет комочков ваты; - разглаживание смятых трафаретов из папиросной бумаги – «Кто спрятан в комочке?», обводка, штриховка трафарета. - складывание фигурок животных из 8 – 10 частей - «Разрезные картинки»; - «Мой медведь», «Мой слон» - выкладывание фигуры медведя, слона из геометрических фигур, полученных путем обрывания бумаги по контуру; - «Вкусное угощение» - выкладывание пластилиновыми жгутиками на листе бумаги (без опоры на контур) «угощения» для медведя, пингвина (рыба), слона, жирафа, льва, обезьяны; - наклеивание на трафарет лошади черных и белых полосок, нарезанных ножницами, - зебра; на желтый трафарет леопарда – клочки коричневой бумаги, полученные путем обрывания, - «пятна». |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
ФЕВРАЛЬ | I | Инструменты. Бытовая техника. Профессии. | Пальчиковая гимнастика «Инструменты» Раз, два, три, четыре, пять. Инструменты надо знать: Молоток, пила, топор, Плоскогубцы, гвоздодер. На первые две строчки энергично сжимать и разжимать пальцы. Поочередно загибать пальцы правой (левой руки) начиная с большого. Пальчиковая гимнастика «Пылесос» Пылесос, пылесос, Ритмичное сгибание пальцев обеих рук в положении «ладони вперед». Ты куда суешь свой нос? То же, ладони обраще- ны друг к другу. - Я жужжу, я жужжу, Соприкосновение паль- Я порядок навожу. цев рук друг с другом. | - определение на ощупь орудий труда по трафаретам из толстого картона (после предварительного рассматривания); - «Удобный инструмент» - обматывание палочки (ручки инструмента) тесьмой; - выкладывание контуров инструментов, бытовой техники из палочек, геометрических фигур; - «Что спрятано в комочке?» - разглаживание смятых комочков бумаги с изображениями орудий труда и инструментов, бытовой техники; - «Починим инструменты (бытовую технику)» - складывание разрезных картинок из 6 – 8 частей; - обводка и штриховка трафаретов с изображениями орудий труда и инструментов, бытовой техники. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
ФЕВРАЛЬ | II | Военная техника. Профессии | Пальчиковая гимнастика «Смелый капитан» Я на мостике Сложить из пальцев И бинокль в руках держу. «бинокль». Волны плещутся слегка, Легкие волнообразные Качка тихая пока. движения кистей рук. Волны сильными Сильные волнообраз- Вдруг стали, ные движения кистей И от качки все упали. рук. За канат держусь я крепко, Имитация перехваты- Вдруг сорвало ветром кепку. вания каната. Я ловить рукою стал, Энергичное сжимание Чуть с мосточка не упал. и разжимание кулаков. | - д/и «Кому – что?» - вырезание и наклеивание в альбом предметов, необходимых военным различных родов войск (танкисту – танк, летчику – самолет и т.п.); - «Моряки» - завязывание различных видов «морских» узлов из шпагата; - «Танкисты» - выкладывание така из геометрических фигур; - выкладывание из пластилиновых жгутиков по контуру силуэтов военной техники; - обводка и штриховка трафаретов танка, корабля, самолета; - «Кто спрятан в комочке?» - разглаживание смятых комочков бумаги с изображениями военных различных родов войск; - «Разрезные картинки» - складывание картинок военной техники из 6 – 8 частей; - «Кому – что» - прохождение пальчиком извилистой дорожки (танкисту – танк, летчику - самолет, парашют, и т.п.»; - складывание из бумаги кораблика, самолетика в технике оригами. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
ФЕВРАЛЬ | II |
Праздник 23 февраля | Пальчиковая гимнастика «Пальчики - солдатики» Командир позвал солдат: «Становитесь дружно в ряд! Первый встал, за ним – второй, Безымянный, быстро в строй!» А мизинчик очень мал, Он чуть-чуть не опоздал. Встали пальчики – «Ура!» На парад идти пора. Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных –«будить». Со словом «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы. | - выкладывание из пластилиновых жгутиков по контуру силуэтов военной техники; - обводка и штриховка трафаретов танка, корабля, самолета; - «Кто спрятан в комочке?» - разглаживание смятых комочков бумаги с изображениями военных различных родов войск; - «Разрезные картинки» - складывание картинок военной техники из 6 – 8 частей; - «Кому – что» - прохождение пальчиком извилистой дорожки (танкисту – танк, летчику - самолет, парашют, и т.п.»; - складывание из бумаги кораблика, самолетика в технике оригами; - изготовление поздравительной открытки к празднику. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
ФЕВРАЛЬ | IV | Дом. Мебель. | Пальчиковая гимнастика «Дом» Молоточком я стучу, Постукивать кулачками Дом построить я хочу. друг о друга. Строю я высокий дом, Соединить кончики пальцев обеих рук. Буду жить я в доме том. Поднять выпрямленные ладони вверх, похлопать Пальчиковая гимнастика «Стул» Без молотка и без гвоздей Стул смастерим мы для гостей! Ладонь левой руки поднять вертикально вверх. Правую руку сжать в кулак и прижать к левой руке. На счет «раз – два» поменять руки. Пальчиковая гимнастика «Мебель» Раз, два, три, четыре, пять. Ритмично сжимать Будем мебель мы считать: и разжимать кисти рук. Кресло, стул, диван, кушетка, Поочередно загибать Полка, шкаф, кровать, банкетка. пальцы рук.
| - выкладывание из палочек стола и стула, домика с окошком; - выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру; - конструирование дома, предметов мебели из геометрических фигур; - д/и «Обставим дом» - вырезание и наклеивание в альбом картинок с изображениями различных предметов мебели; - «Что спрятано в комочке?» - разглаживание смятых комочков бумаги с изображениями домов, мебели; - обводка и штриховка трафаретов мебели, дома; - «Вижу руками» - определение на ощупь материала, из которого сделана мебель; |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
МАРТ | I | Весна. Мамин праздник. | Пальчиковая гимнастика «Мамины помощники» Мы стираем, мы стираем, Имитация движений Полоскаем, полоскаем. стирки и полоскания. Мы белье прополоскали И ни капли не устали, А теперь его отжали, Движения, имитирую- Стряхнули и повесили. щие отжимание, стря- хивание и развешива ние. | - скатывание шариков из оторванных кусочков салфетки и наклеивание их на трафарет ветки мимозы; - «Разрезные картинки» - складывание картинки цветка из 6 – 8 частей; - «Что подарим маме» - разглаживание смятых комочков бумаги с изображениями различных цветов, подарков для мам; - «Угощение для мамы» - лепка из пластилина (пирожки, пряники и т.п.); - рисование цветов на песке; - «Красивая ваза» - заполнение объема трафарета мелкими клочками бумаги по методу цветной мозаики; - обводка, штриховка трафарета «Подарок для мамы»; - «Поздравительная открытка» - изготовление, украшение открытки узором из геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
МАРТ | II | Посуда (материал) Продукты питания | Пальчиковая гимнастика «Оладушки» Бабушка, бабушка Испекла оладушки. Один Машеньке, Один Коленьке, Один Леночке, Один Оленьке, Один Васеньке… Загибать поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке. Пальчиковая гимнастика «Маленький повар» Кукле кашу я сварю: Имитация движений: В миску молока налью, «наливает», Положу туда крупу «сыпет крупу», И поставлю на плиту. «ставит на плиту». Будет каша хороша! Хлопки в ладоши. Кушай, кукла, не спеша. Погрозить указательным пальцем. | - «Склеим разбитую посуду» - складывание картинок посуды из 6 – 8 частей; - «Что спрятано в комочке?» - разглаживание смятых комочков бумаги с изображениями посуды, продуктов питания; - обводка и штриховка трафаретов посуды, продуктов питания; - выкладывание из пластилиновых жгутиков по контуру трафаретов посуды; - «Разноцветная посуда» - заполнение трафарета посуды (чашки, вазы, чайника и т.п.) клочками цветной бумаги, мелкими геометрическими фигурами, пластилином; - «Угостим гостей» - лепка из пластилина угощения (пирожки, пряники, и т.п.); - «Вижу пальцами» - определение на ощупь материала, из которого изготовлена посуда. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
МАРТ | III | Народная игрушка | Пальчиковая гимнастика «Неваляшка» Кукла неваляшка Ритмично сжимать и Встала, не лежит. разжимать пальцы рук. Сильно раскачалась, Поднимать и опускать Весело звенит. прямые скрещенные пальцы. Дили-дили-дили-дон – Хлопки в ладоши. Раздается всюду звон. | - разглаживание смятых трафаретов из папиросной бумаги – «Что спрятано в комочке?», обводка, раскрашивание трафарета дымковской игрушки; - складывание картинок с изображением предметов народного творчества из 8 – 10 частей - «Разрезные картинки»; - вырезание и наклеивание в альбом картинок с изображениями предметов народного творчества; - «Волшебный карандаш» - раскрашивание трафаретов дымковской игрушки; - «Маленькие мастера» - заполнение трафарета пластилином, нанесение узоров стекой; - «Кукла-самоделка» - изготовление куклы из мотка мулине (шерстяных) и ниток; - раскрашивание (заполнение пластилином) трафарета матрешки. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
МАРТ | IV | Традиции и обычаи нашего народа | Пальчиковая гимнастика «Дружные ребятки» Здравствуй, Петенька! Здравствуй, Анечка! Здравствуй, Зиночка! Здравствуй, Манечка! Ах, и дружные ребятки, Поиграем вместе в прятки. Большие пальцы обеих рук поочередно «здороваются» с остальными пальцами. На последние две строчки энергично сжимать и разжимать пальцы обеих рук. | - разглаживание смятых трафаретов из папиросной бумаги – «Что спрятано в комочке?», обводка, раскрашивание трафарета народных костюмов (игрушек, изображений промыслов); - складывание картинок с изображением предметов народного творчества из 8 – 10 частей - «Разрезные картинки»; - вырезание и наклеивание в альбом картинок с изображениями предметов народного творчества; - «Маленькие умельцы» - раскрашивание трафаретов народных костюмов, игрушек, предметов промыслов; - «Маленькие мастера» - заполнение трафарета народного костюма пластилином, нанесение узоров стекой; - «Кукла-самоделка» - изготовление куклы из мотка мулине (шерстяных) и ниток; - раскрашивание (заполнение пластилином) трафарета матрешки. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
АПРЕЛЬ | I | Весна – красна | Пальчиковая гимнастика «Весна» В гости к нам пришла весна Ритмично сжимать Деток радует она, и разжимать пальцы. Солнце светит, солнце греет, Поднимают и опус- тить скрещенные пальцы рук. Всюду травка зеленеет. Энергично пошевелить прямыми пальцами. Пальчиковая гимнастика «Листочки» Ты весною видел чудо? Как из маленькой из почки Появляются листочки. Сжать пальцы в кулачок, а затем медленно разжать их и пошевелить. | - «Первые проталины» - нанесение на черный лист бумаги широких полос клея, на него – соль («снег»); узкие полосы – «проталины»; - «Сосулька плачет» - изготовление «сосульки» путем обрывания полосок из голубой бумаги, наклеивание на лист; - «Встречаем гостей» - выкладывание скворечника из счетных палочек с использованием нужных геометрических фигур после предварительного рассматривания; - «Первая травка» - наклеивание на лист полосок зеленой бумаги, полученных путем обрывания; - «Готовим грядки» - заполнение пространства прямоугольника методом размазывания пластилиновых комочков, проведение стекой на «грядке» прямых полосок – «борозд»; - выкладывание контура дерева из шнура; - «Подготовим семена» - сортировка семян гороха и подсолнечника; - «Почки распускаются» - отщипывание от зеленого куска пластилина маленьких комочков и примазывание их к веткам дерева, нарисованного на альбомном листе; - «Поможем птицам» - вылепить из пластилина гнездо и выстелить его изнутри кусочками ваты. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
АПРЕЛЬ | II | Космические дали | Пальчиковая гимнастика «Ракета» Ввысь, ракета, полети! Быстро лопасти крути! Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперд и соединить их подушечками (это – «корпус ракеты»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения (заводить мотор ракеты). | - обводка и штриховка трафаретов космических кораблей; - «Построим ракету» - выкладывание ракеты из готовых геометрических фигур; - «Разрезные картинки» - складывание картинки ракеты из 6 – 8 частей; - «Куда прилетим?» - прохождение пальчиком извилистой дорожки (от ракет к планетам); - «Что там?» - разглаживание смятых комочков бумаги с изображениями космических кораблей; - складывание ракеты из бумаги в технике оригами. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
АПРЕЛЬ | III | Изменения в природе. Труд весной | Пальчиковая гимнастика «Весна» В гости к нам пришла весна Ритмично сжимать Деток радует она, и разжимать пальцы. Солнце светит, солнце греет, Поднимают и опус- кать скрещенные пальцы рук. Всюду травка зеленеет. Энергично пошевелить прямыми пальцами. | - «Готовим грядки» - заполнение пространства прямоугольника методом размазывания пластилиновых комочков, проведение стекой на «грядке» прямых полосок – «борозд»; - «Удобный инструмент» - обматывание палочки (ручки инструмента) тесьмой; - «Починим инструменты» - складывание разрезных картинок из 8 - 10 частей; - вырезание и наклеивание в альбом картинок с изображением весенних полевых работ; - «Украсим клумбу» - украшение трафарета клумбы составленными из геометрических фигур цветами; - обрывание по контуру трафаретов цветов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом – «Наша клумба»; - «Моя грядка» - сделать в песке пальцем лунки, «посадить» горох, «полить» (накапать из пипетки); - «Подготовим семена» - сортировка семян гороха и подсолнечника. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
АПРЕЛЬ | IV | Птицы | Пальчиковая гимнастика «Птички» Птички полетели, Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, остальные пальцы сомкнуты, подняты вверх. Крыльями махали, Большой палец отогнут, остальные сгибать - разгибать. На деревья сели, Руки вверх, пальцы широко расставлены. Вместе отдыхали. -//-//- (1-я строчка) Пальчиковая гимнастика «Утята» Раз-два - шли утята. Поочередно сгибать все Три-четыре – за водой. пальцы правой (затем ле- А за ними плелся пятый, вой) руки, начиная с боль- позади бежал шестой. шого. А седьмой от них отстал. А восьмой уже устал. А девятый всех догнал. А десятый испугался – Громко-громко запищал: - Пи-пи-пи – не пищи! Ритмично сгибать и Мы тут рядом, поищи! разгибать пальцы обеих рук. | - вырезание и наклеивание в альбом картинок с изображениями птиц; - разглаживание смятых трафаретов птиц из папиросной бумаги – «Кто спрятан в комочке?», обводка, штриховка трафарета; - обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики – «Красивая птица»; - обводка трафарета птицы, штриховка в разных направлениях (по образцу, по словесной инструкции) – «Кто это?»; - перекладывание зерен риса (семян подсолнечника, гороха) – «Мама кормит птенчика». |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
МАЙ | I | Великий День Победы | Пальчиковая гимнастика «Флажок» Сложи-ка, дружок, Из пальцев флажок! Флажок мы возьмем, На праздник пойдем. Четыре прямых пальца, кроме большого, плотно прижать друг к другу. Большой палец, оттянутый до отказа, опущен вниз. | - складывание кораблика, самолета из бумаги в технике оригами; - «Разрезные картинки» - складывание картинки военной техники из 6 – 8 частей; - выкладывание из палочек, пластилиновых жгутиков, природного материала по контуру звезды; - обводка и штриховка трафаретов военной техники; - «Праздничный салют» - обрывание по контуру полосок и звездочек из цветной бумаги и наклеивание их на альбомный лист – салют; - рисование пальцами и ладонями праздничного салюта; - изготовление и украшение праздничной открытки. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
МАЙ | II | Цветы. Комнатные растения | Пальчиковая гимнастика «Цветок» Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки. Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их. На вторую строчку развести пальчики . На третью - ритмичное движение пальцами вместе – врозь. На четвертую – ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести. | - «Что спрятано в комочке?» - разглаживание смятых комочков бумаги с изображениями цветов и растений; - «Мой цветник» - сделать в песке пальцем лунки, «посадить» горох, «полить» (накапать из пипетки); - «Подготовим семена» - сортировка семян растений (фасоль разных цветов); - «Разрезные картинки» - складывание картинок различных цветов из 6 – 8 частей; - обводка и штриховка трафаретов цветов; - заполнение трафаретов цветов, растений пластилином; - «Волшебные цветы» - обрывание по контуру трафаретов цветов и растений и наклеивание в альбом; - «Украсим цветочный горшок» - заполнение трафарета готовыми геометрическими фигурами. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
МАЙ | III | Насекомые. Рыбы. Земноводные | Пальчиковая гимнастика «Жучки – паучки» Десять маленьких Пальцы обеих рук Жучков – паучков, делают произвольные Паутинки плели, движения в воздухе - Разговоры вели: «плетут паутину». «Паутинку мы сплетем, Насекомых позовем. Мухи, мухи, комары, Прилетайте до жары. А кто в гости К нам попал, - Заблудился и пропал». Пальчиковая гимнастика «Рыбка» Рыбка плавает в пруду, Ладонь – ребром, Я ловить ее пойду. выполняются произвольные движения рукой. Вот прицелюсь, рыбку хвать – Другая рука хва- тает «рыбку». И домой скорей бежать. Ладони стучат по столу (убегают). А потом приду опять, Движения повторяются. Буду снова «рыбку – хвать». | - «Поможем паучку» - выкладывание из шерстяных ниток «паутины»; - обводка и штриховка трафаретов насекомых, рыб, земноводных; - «Разрезные картинки» - складывание картинок насекомых, рыб, земноводных из 6 – 8 частей; - «Украсим крылья бабочки» - заполнение трафарета готовыми геометрическими фигурами; - «Что спрятано в комочке?» - разглаживание смятых комочков бумаги с изображениями насекомых, рыб, земноводных; - «Ловкие пальчики» - выкладывание из пластилиновых жгутиков по контуру трафаретов насекомых, рыб, земноводных. |
Дата | Лексическая тема | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность | |
месяц | неделя | |||
МАЙ | IV | Лето, ах, лето! | Пальчиковая гимнастика «Лето» Раз, два, три, четыре, пять. Энергично сжимать и Будем летом мы играть: разжимать кисти рук. Будем плавать и качаться, Волнообразные движе- ния кистями рук. Будем прыгать и кататься, Поочередно поднимать и опускать прямые скрещенные пальцы. Будем бегать, загорать Постукивать пальцами по столу. И грибочки собирать. Энергично пошевелить прямыми пальцами. | - «Строим дачу» - заготовка «досок для строительства» путем обрывания ровныз полосок бумаги; - выкладывание из счетных палочек фигуры «Качели»; - изготовление лодочки из бумаги в технике «оригами»; - «Соберем букет» - изготовление аппликации из цветной бумаги; - изготовление «пляжного» коврика из полосок бумаги методом плетения; - «Рисуем без красок» - рисование пальцами на песке (солнце, река, цветы и т.п.). |
Список использованной литературы
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – С-Пб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель. 2007.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Ярославль: Академия развития, 2005.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
- Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Куликовская Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики в подготовительной группе
Подробное календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики детей подготовительной группы, разнообразные формы организации занятий...
Тематическое планирование по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
подобран материал для развития моторики рук...
Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет
Комплексно-тематическое планирование включает в себя индивидуальные, фронтальные и групповые занятия с детьми в соответствии с тематикой недели. В работе используются такие направления как: выкладыван...
Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики пальцев рук
лингвистические игры с ребенком...
Тематическое планирование для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных материалов и техник рисования.
Тематическое планирование для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных материалов и техник рисования....
Перспективно - тематическое планирование по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование)....